Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания
консультация
В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-eksperimentalnye_proekty_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Выступление на педсовете на тему:
«Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
Подготовила:
воспитатель Кириченко Е.И.
г. Богучар
2021г
Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания
В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования.
Чтобы каждый ребенок мог сказать себе: «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, детский сад должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.
Опыты напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют, а главное – ребята проделывают их сами. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, быстрее и полноценнее он развивается.
Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Во время проведения экологических проектов у детей воспитываются добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Дети по природе своей - исследователи.
«Почему пожелтели листья?», «Куда течёт ручей?», «Зачем черепахе панцирь?» - эти и другие вопросы они задают взрослым.
Я поняла, что нужно не только ответить на вопрос, но и ввести ребёнка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. Жажда новых впечатлений, любознательность подтолкнули меня к использованию в своей работе технологии детского проектирования.
На первом этапе, как бы «навожу» детей, помогаю обнаружить проблему или даже провоцирую её возникновение. Продумываю проблемные вопросы. Вызываю интерес, «включаю» детей в исследовательскую деятельность, направляю на самостоятельный поиск информации, используя модель трех вопросов.
Выслушиваем мнение каждого, планируем свою работу:
- понаблюдать,
- подумать самостоятельно,
- посмотреть в книгах,
- провести эксперимент,
- зафиксировать идеи.
- спросить у другого человека (мама, папа.)
В дальнейшем ежедневно возвращаемся к совместно выработанному плану.
Нами были разработаны и внедрены такие проекты, как: «Птичья столовая», «Зеленая елочка- живая иголочка», «Почва –живая земля», «Воздух- невидимка», «Золотая осень», «В мире грибов» и другие.
Большой интерес у детей вызвал проект «Воздух-невидимка» (недельный). В процессе воспитательно – образовательной и оформительской работы мы с детьми часто используем воздушные шары. В очередной раз мы надували шары, детям был задан вопрос: «Почему надувается воздушный шар? Что попадает в шар и почему он увеличивается в размере?». В ходе размышлений, беседы, мы с детьми выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
Данная деятельность осуществлялось нами через организацию всех областей
образовательной деятельности. С целью развития познавательных способностей и расширения кругозора детей провела беседы: «Полезные свойства голубой рубашки», «Что такое воздух? «Как люди используют воздух?», «Кому нужен воздух? «Что приводит к загрязнению воздуха? «Где используют свойства воздуха?».
Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: пословицами, загадками, учили стихи, физминутки о воздухе.
Дети охотно разгадывали загадки о воздухе, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания.
Мы рассматривали иллюстрации, предметные картинки: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?» с целью развития речи. Провели множество опытов и экспериментов.
На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: занимались «кляксографией» - рисовали трубочками, сделали бумажные веера для опыта «Движение воздуха можно почувствовать». Итоговое мероприятие - выставка рисунков «Рисуем воздухом».
Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что воздух действительно не только необходим для жизни человека и животных. Воздух окружает нас со всех сторон, его можно увидеть, услышать и почувствовать, он интересный материал для опытов.
Проектирование в экологии очень действенно. Экологический проект – это прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования, проведения опытов, наблюдений. Целью данной работы является создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия.
По окончанию одного из опытов на мой вопрос детям: «Вам понравилось экспериментировать?» девочка ответила: «Да, мы в детском саду всегда узнаем что-то новое» и сразу же спросила: «А мы будем завтра опыты проводить?»
Учитывая все вышесказанное, я считаю, что я достигла цели проекта.
Просмотр видеофильма из фотографий на тему: «Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания» (из опыта работы)
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования и опытов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...
Метод проектов как средство экологического воспитания
Презентация подробно рассказывает о том, почему именно метод проектов является наиболее эффективным в экологическом воспитании детей....
Презентация "Метод проектов ,как средство экологического воспитания в ДОУ"
Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического образования...
Презентация "Метод проектов как средство экологического воспитания дошкольников"
Материал рассказывает о том, что такое проект, и как можно разнообразить экологическое воспитание дошкольников при помощи этого метода....
доклад на тему : « Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить....
«Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которВ настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестоко...