Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания
консультация

Кириченко Елена Ивановна

В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Выступление на педсовете на тему:

«Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»

Подготовила:

воспитатель Кириченко Е.И.

г. Богучар

2021г

Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания

В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования.

     Чтобы каждый ребенок мог сказать себе: «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, детский сад должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.

     Опыты напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют, а главное – ребята проделывают их сами. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, быстрее и полноценнее он развивается.

    Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию.  Во время проведения экологических проектов у детей воспитываются добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

    В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

     Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Дети по природе своей - исследователи.

 «Почему пожелтели листья?», «Куда течёт ручей?», «Зачем черепахе панцирь?» - эти и другие вопросы они задают взрослым.

   Я поняла, что нужно не только ответить на вопрос, но и ввести ребёнка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. Жажда новых впечатлений, любознательность подтолкнули меня к использованию в своей работе технологии детского проектирования.

На первом этапе, как бы «навожу» детей, помогаю обнаружить проблему или даже провоцирую её возникновение. Продумываю проблемные вопросы. Вызываю интерес, «включаю» детей в исследовательскую деятельность, направляю на самостоятельный поиск информации, используя модель трех вопросов.

Выслушиваем мнение каждого, планируем свою работу:

  • понаблюдать,
  • подумать самостоятельно,
  • посмотреть в книгах,
  • провести эксперимент,
  • зафиксировать идеи.
  • спросить у другого человека (мама, папа.)

В дальнейшем ежедневно возвращаемся к совместно выработанному плану.

    Нами были разработаны и внедрены такие проекты, как: «Птичья столовая», «Зеленая елочка- живая иголочка», «Почва –живая земля», «Воздух- невидимка», «Золотая осень», «В мире грибов» и другие.

Большой интерес у детей вызвал проект «Воздух-невидимка» (недельный).  В процессе воспитательно – образовательной и оформительской работы мы с детьми часто используем воздушные шары.  В очередной раз мы надували шары, детям был задан вопрос: «Почему надувается воздушный шар? Что попадает в шар и почему он увеличивается в размере?».  В ходе размышлений, беседы, мы с детьми выявили   проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».

Данная деятельность осуществлялось нами через организацию всех областей

образовательной деятельности. С целью развития познавательных способностей и расширения кругозора детей провела беседы: «Полезные свойства голубой рубашки», «Что такое воздух? «Как люди используют воздух?», «Кому нужен воздух? «Что приводит к загрязнению воздуха? «Где используют свойства воздуха?».

Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: пословицами, загадками, учили стихи, физминутки о воздухе.

 Дети охотно разгадывали загадки о воздухе, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания.

Мы рассматривали иллюстрации, предметные картинки: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?» с целью развития речи. Провели множество опытов и экспериментов.

 На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: занимались «кляксографией» - рисовали трубочками, сделали бумажные веера для опыта «Движение воздуха можно почувствовать». Итоговое мероприятие - выставка рисунков «Рисуем воздухом».

Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что воздух действительно не только необходим для жизни человека и животных. Воздух окружает нас со всех сторон, его можно увидеть, услышать и почувствовать, он интересный материал для опытов.

Проектирование в экологии очень действенно. Экологический проект – это прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования, проведения опытов, наблюдений. Целью данной работы является создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия.

По окончанию одного из опытов на мой вопрос детям: «Вам понравилось экспериментировать?»  девочка ответила: «Да, мы в детском саду всегда узнаем что-то новое» и сразу же спросила: «А мы будем завтра опыты проводить?»

Учитывая все вышесказанное, я считаю, что я достигла цели проекта.

Просмотр видеофильма из фотографий на тему: «Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания» (из опыта работы)

В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования и опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...

Метод проектов как средство экологического воспитания

Презентация подробно рассказывает о том, почему именно метод проектов является наиболее эффективным в экологическом воспитании детей....

Презентация "Метод проектов ,как средство экологического воспитания в ДОУ"

Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического образования...

Презентация "Метод проектов как средство экологического воспитания дошкольников"

Материал рассказывает о том, что такое проект, и как можно разнообразить экологическое воспитание дошкольников при помощи этого метода....

доклад на тему : « Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»

Природа  –  удивительный  феномен,  воспитательное  воздействие  которого  на духовный  мир  ребенка-дошкольника  трудно  переоценить....

«Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»

Природа –  удивительный феномен, воспитательное воздействие которВ настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестоко...