"Развитие познавательно- исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
методическая разработка
Выступление на методобъединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 52.76 КБ |
opyt_eksperimentirovanie.pptx | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 22»
Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
Подготовила
Кадырова Назия Гайсовна
воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Д/с № 22»
Бугуруслан 2017
Из опыта работы
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».(слайд1)
«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит,
видит и делает сам»
Р. У. Эмерсон.
Введение.
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Подобно путешествию первооткрывателя, ребенок шаг за шагом узнает все новое и новое в своем окружении. Детские глаза полны любознательности, они вопрошают, ожидают чего-то необычного, чудесного, быть может, волшебного.
(слайд 2) И очень важно создать на протяжении всего этого «путешествия» обстановку свободы, созидания, радости познания нового, единодушия, открытости, доверия, позволяющую раскрыть индивидуальные способности и интересы каждого ребенка.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментированиеЭкспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с окружающим.
(слайд 3)Актуальность опыта заключается в том, что согласно ФГОС ДО (п.4.6)
представлены целевыеориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно –исследовательской деятельности; проявляет любознательность, умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам; выявляет причинно – следственные связи; проявляет склонность наблюдать, экспериментировать.
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок – дошколенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково- исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового.
(слайд 4)Организация поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению определенных учебных правил и порядка действий: ставить цель, планировать и последовательно осуществлять работу, прогнозировать результаты, контролировать и оценивать свои действия.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Теоретическая база опыта.
(слайд 5) Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.[12].
Введению термина «экспериментирование» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н.Н. Подьяков, И. С. Фрейдкин, Н.А. Рыжова и другие известные ученые.
По мнению Н.А. Рыжовой, ребенок является исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие предметы и явления. Он знакомится с окружающим в процессе экспериментирования.
Н.Н. Подьяков считает экспериментирование истинно детской деятельностью.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. ( Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский)
Г.А. Урунтаева считает, что детское экспериментирование – способ, помогающий ребенку понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы.
Н. А. Короткова указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свой представления о мире».
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний под тактичным руководством взрослого. (Г.М. Лямина, А.П. Усова)
Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
(слайд 6) Новизной опыта можно считать включение в образовательный процесс ранее известных и современных методов и технологий, направленных на развитие познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в основе которых лежит деятельностный подход.
Основной целью опыта является развитие познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс самостоятельной и совместной с взрослым исследовательской (экспериментальной) деятельности.
- Для достижения цели были поставлены следующие задачи: (слайд 7)
- обогатить развивающую предметно - пространственную среду;
- вызвать у детей интерес к познавательно – исследовательскойдеятельности;
- научить детей видеть и выделять проблему эксперимента; принимать и ставить перед собой цель; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- формировать у детей умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов;
- развивать у детей познавательную активность, любознательность, целеустремлённость, настойчивость, умение находить нестандартные решения, умение логически мыслить.
В процессе работы были выявлены определенные противоречия: (сл. 8)
- между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников на практике и недостаточным использованием детского экспериментирования;
- между огромным исследовательским потенциалом ребенка и не проработанностью организации этого вида деятельности дошкольников в разных возрастных группах.
и бессистемным его использованием в процессе обучения дошкольников,
Выявленные противоречия позволили обозначить проблемы:
- недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды для детского экспериментирования
- недостаточное владение детьми обследовательскими действиями при отборе необходимого для экспериментирования материала;
- отсутствие нацеленности на результат конкретного эксперимента;
- недостаточный уровень развития умений самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
.Технология опыта.
(Слайд 9) Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделала вывод о том, что необходимо расширить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Поддьяков Н.Н.: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой». [20].
Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования
(слайд 11) Детское экспериментирование - это неизолированный вид деятельности. Оно тесно связано с игровой, трудовой, познавательно - исследовательской деятельностью. И в то же время детское экспериментирование не является обязательной деятельностью. Это – свободный творческий труд и им нельзя заниматься по принуждению. Опыты, организованные с детьми дошкольного возраста не имеют строго регламента, нельзя запрещать детям общаться во время исследования, обмениваться полученной информацией, выражать эмоции.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
( слайд 12) Основная цель экспериментирования -
способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.
( слайд 13) Задачи экспериментирования:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Свою работу начала с мониторинга с целью изучения развития познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе,используя методику Прохоровой Л.Н. «Выбордеятельности», которая исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.Проанализировав результаты мониторинга, пришла к выводу о том, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности; испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений; испытывают трудности в обобщении учебного материала; ждут помощи взрослого.
В целях систематизации развивающей работы с детьми использую парциальную программу развития познавательной активности старших дошкольников «Клуб почемучек». Содержание тематического планированияразработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в разделе «Познавательное развитие». В группе создана картотека опытов, схемы, модели последовательностидеятельности, которые помогают детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
(слайд 14)Работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: лаборатория природы; в мире предметов, предметы – помощники.
При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка. Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
В условиях группы использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
они практически безопасны.
в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
(Слайд 15)При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Так, решая проблему: как провезти груз по реке, задумались из какого материала сделать лодку? – В ёмкость с водой опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, металлический и деревянный бруски. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянный брусок - нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать.
- Выдвижение гипотезы–какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать?
- Поиск и предложение возможных вариантов решения:Составили схему: дерево спиливают, очищают от сучьев, везут на фабрику, распиливают на доски, а затем изготавливают различные предметы и изделия. По количеству колец на спилах определили возраст дерева; каждое имеет свой рисунок; дерево непрозрачное,мягкое, горит.
- Сбор материала: - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.
- Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод:
- Дерево лёгкое, плавает в воде.
- Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
- Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому лучше всего перевезти груз в деревянном кораблике.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
(Слайд 16)Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно – пространственной среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудована мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
- 2. Мерные ложки.
- 3. Сита и воронки разного материала, объема.
- 4. Резиновые груши разного объёма.
- 5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
- 6. Резиновые или пластиковые перчатки.
- 7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
- 8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
- 9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
- 10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
- 11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
- 13. Контейнеры с песком и водой.
- 14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
- 15. Часы песочные.
- 16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
- 17. Клеёнчатые фартуки, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
(слайд 17) Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1.Организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).
2.Совместная деятельность с детьми
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент: почему так? ситуация выбора.
(слайд 18)Эксперименты классифицируются по разным принципам:
-По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
- По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: родительские собрания,индивидуальные и групповые консультации, буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю «. Родители помогают в оборудовании центра экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.
Полагаю, что мой опыт может быть использован воспитателями детских садов для организации познавательно – исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.
(слайд 19)Таким образом, мы видим, что метод экспериментирование актуален и очень эффективен:
- является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
- как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;
- дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности; стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка,
- состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;
- по мнению Н.Н. Поддъяков претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Усваивается все крепко и надолго , когда ребенок слышит, видит и делает сам» Р. У. Эмерсон .
Актуальность опыта ФГОС ДО ( п.4.6.) ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно –исследовательской деятельности; проявляет любознательность, умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам; выявляет причинно – следственные связи; проявляет склонность наблюдать, экспериментировать. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности . ©
Теоретическая база Ж. Пиаже : детское экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта , о его взаимосвязях с другими объектами. Н.А. Рыжова : ребенок - исследователь , самостоятельно воздействует различными способами на окружающие предметы и явления. Он знакомится с окружающим в процессе экспериментирования. Н. А. Короткова : ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами , что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свой представления о мире». Н.Н. Поддьяков : в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Включение в образовательный процесс ранее известных и современных методов и технологий, направленных на развитие познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в основе которых лежит деятельностный подход . Цель: развитие познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс самостоятельной и совместной с взрослым исследовательской (экспериментальной) деятельности . . . Новизна опыта
Задачи : о богатить развивающую предметно - пространственную среду ; вызвать у детей интерес к познавательно – исследовательской деятельности; н аучить детей видеть и выделять проблему эксперимента; принимать и ставить перед собой цель; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; ф ормировать у детей умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов; развивать у детей познавательную активность, любознательность, целеустремлённость, настойчивость, умение находить нестандартные решения, умение логически мыслить.
Противоречия: - между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников на практике и недостаточной разработкой и использованием детского экспериментирования; - между огромным исследовательским потенциалом ребенка и не проработанностью организации этого вида деятельности дошкольников в разных возрастных группах, бессистемным его использованием в процесс обучения дошкольников . П роблемы : - недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды для детского экспериментирования; - недостаточное владение детьми обследовательскими действиями при отборе необходимого для экспериментирования материала; -отсутствие нацеленности на результат конкретного эксперимента ; - недостаточный уровень развития умений самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Экспериментирование деятельность , которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д . Детское экспериментирование одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой ( Поддьяков Н.Н .)
Детское экспериментирование Развитие речи ФЭМП Физическая культура Наблюдение Изобр аз ительная деятельность Труд Чтение художественной литературы Игра
. Основная цель экспериментирования способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.
Задачи экспериментирования поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Направление экспериментальной деятельности № п/п Тема Экспериментирование с деревом 1. История деревянного брусочка 2. В гостях у столяра 3. Какой дом лучше? 4 Определи возраст дерева 5 Сравнение дерева и металла 6 Удивительные свойства дерева
Структура детского экспериментирования 1. Выделение и постановка проблемы ( выбор темы исследования). 2. Выдвижение гипотезы. 3.Поиск и предложение возможных вариантов решения. 4. Сбор материала. 5. Обобщение полученных данных.
Организация развивающей предметно – пространственной среды
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей 1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.) 2. Мерные ложки. 3. Сита и воронки разного материала, объема. 4. Резиновые груши разного объёма. 5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц. 6. Резиновые или пластиковые перчатки. 7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл и др. Размещение в дали от игровых зон. Деятельность осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детьми. Расположение вблизи источника света (окна). Соответствующая высота размещения оборудования. Расположение в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы». Оборудование должно располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и дети могли подойти к месту игры с любой стороны. Расположение рядом с источником воды. Наличие клеенки или пластикового коврика на полу. Организация экспериментирования подгруппами из 2 – 4 детей. Игры на установление физических закономерностей; овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и свойствах и возможностях материалов. Деятельность по овладению новыми способами их обследования и закреплению полученных ранее навыков их обследования.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности 1 . Организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). 2. Совместная деятельность с детьми . 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории). 4. Совместная работа с родителями .
По причине их проведения По характеру объекта По количеству наблюдений По характеру по знавательн ой деятельности По характеру мыслительных операций По продолжительности По месту проведения опыта По количеству детей По с пособу применения По месту в цикле По характеру включения в педпроцесс Классификация по принципам
Экспериментирование - является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; - способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира; - дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности; стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, -состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития; - претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка . Н.Н . Поддъяков - усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам .
Литература О.В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ сост . О.В. Дыбина , Н.П . Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. Е.А. Дмитриева Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. Пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2016. М.П. Костюченко Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов.- Волгоград: Учитель 2012. Организация опытно –экспериментальной работы в ДОУ . Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах,- ООО Издательство Детство- пресс,2015 Л. С . Пономарева Экспериментальная работа в детском саду – Мозырь: Содействие, 2009 . Н . А. Рыжова Волшебница –вода . – М.: Линка -Пресс, 1997 . Н.А Рыжова. Игры с водой и песком // Обруч, 1997. — № 2. Н.А. Рыжова Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998 А.И. Шапиро Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.:ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты,2016. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Формирование личностных качеств, способствующих успешной социализациии дальнейшему образованию и самообразованию...
Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Опыт работы по познавательно - исследовательской деятельности...
Статья на тему : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.»
Иследовательская деятельность в экспериментировании...
«Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».
Взаимодействие детского сада и семьи играет важную роль в развитии ребенка. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интерес. Задача воспитателя в том, чтобы выстроить партнерские отношения ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководс...