Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Опыт работы по познавательно - исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №83
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила воспитатель
Высшей квалификационной категории
Лобода Татьяна Владимировна
2019г.
Уважаемые коллеги!
Я представляю Вашему вниманию опыт работы МДОУ №83 на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».
На первом организационном этапе мы проанализировали предметно-развивающую среду групп. Пришли к выводу о достаточном количестве оборудования для таких видов детской деятельности, как: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, музыкальная, физкультурная. Дополнительно необходимо было поработать над обновлением условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
— пополнить центры экспериментирования объектами для исследования в реальном действии и разнообразить образно-символический материал;
— обновить материалы для сенсорного развития;
— приобрести наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий;
— обновить уголки природы;
— создать мини-макеты по познавательному развитию.
В годовом плане воспитательно-образовательной работы ДОУ на 2018-19г. коллектив ДОУ поставил перед собой задачу по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
На заседании творческой группы обсудили комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по реализации образовательной области «Познавательное развитие»: это организация как совместной деятельности взрослого с детьми, так и самостоятельная деятельность воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности. Пришли к решению: методические рекомендации по познавательно-исследовательской деятельности, включающие: занятия; наблюдения и экскурсии; экспериментальную деятельность; продуктивную деятельность; оснащение уголков экспериментирования расписаны подробно и понятно по всем возрастам. Необходимо создать картотеку опытов по различным направлениям.
Определили и необходимость подготовки педагогических кадров по организации воспитательно-образовательной работы в условиях внедрения ФГОС ДО. Решали следующие задачи:
- совершенствовать у педагогов навыки и умения самостоятельной работы над нормативно-правовой базой, обеспечивающей организацию воспитательно-образовательного процесса;
- повышать уровень аналитика – прогностической деятельности педагогов;
- углубить теоретические знания по организации и проведению проектной деятельности;
- улучшить развивающую среду в группах, в соответствии с ФГОС ДО.
На втором этапе, внедренческом, апробировали и внедряли ФГОС. Наша образовательная программа обеспечивает конкретное обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм и организаций воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Цели и задачи содержания дошкольного образования, каждой образовательной области, должны решаться в ходе реализации образовательных областей Программы. Поэтому, целью нашего учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО, по реализации образовательной области «Познавательное развитие» является — развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально - творческие.
На каждом возрастном этапе ребенка – дошкольника, педагогом решаются разные задачи развития. В одних случаях задачи решаются успешнее только с помощью взрослого — через прямое обучение. В других - педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. В соответствии с образовательной программой ДОУ, образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса.
В основе календарного планирования — детская деятельность, т.е. мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем за неделю зрительно воспринимаемый результат – выставка поделок и рисунков, проект, игра (сюжетно-ролевая игра, режиссерская), спектакль, фотоальбом, дневник наблюдений, календарь погоды и т.д.
Занятия проходят с применением технологии интегрирования детских видов деятельности, проектной деятельности. Перспективный план взаимодействия специалистов, составленный творческой группой, позволяет нам координировать деятельность воспитателей, работающих в группе, и специалистов ДОУ. Так как мы проживаем в Республике Башкортостан, то выделили в календарном плане работы региональный компонент, с целью ознакомления дошкольников с природой родного края.
В результате такого подхода к планированию и организации образовательной деятельности, мы реализуем прогрессивные достижения педагогической науки, выполняем ФГОС ДО, учитываем интересы детей и конкретной группы.
Исследуя развитие детского экспериментирования, проводилось анкетирование среди родителей старших дошкольников. Было выявлено, что родителей интересует данная проблема, так как они с удовольствием заполняют анкеты, активно задают вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к желанию детей экспериментировать, создавать совместные проекты, и понимают, что роль исследовательской деятельности в развитии ребенка занимает не последнее место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают оказание помощи в чем-либо и эмоциональную поддержку.
В связи с этим, определили цель — повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей, сотрудничество с социумом, через внедрение в педагогический процесс инновационной технологии - проекта, способствующего развитию познавательной активности дошкольников.
В начале работы нами были созданы условия для детского экспериментирования в группах и организовано знакомство воспитателей с современными требованиями к организации данной детской деятельности. В методическом кабинете создана библиотека литературы по развитию познавательного интереса дошкольников средствами экспериментирования, оформлена картотека публикаций по данному направлению, разработаны методические рекомендации по оснащению уголков экспериментирования в группах. Воспитателями возрастных групп оборудованы познавательные центры в пространственно-предметной среде, способствующие развитию исследовательской активности дошкольников.
Итак, как же осуществлялась подготовка педагогов к новой образовательной практике:
1. На основе анализа литературы старший воспитатель знакомит педагогов с основными направлениями работы по реализации проектной деятельности. Проведен педагогический совет по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования», консультация «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».
2. Индивидуальная методическая работа проходит на мини семинарах — практикумах «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Планирование в ДОУ» и др. Руководители ДОУ прошли переподготовку по теме «Управление современной дошкольной образовательной организацией, а условиях реализации ФГОС ДО».
3. Проводятся взаимопосещения организованной образовательной деятельности у педагогов с целью соблюдения ФГОС ДО.
4. На мини-семинарах, с педагогами обсуждали роль семьи в развитии познавательной активности ребенка.
Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка - дошкольника, в раздевальных комнатах групп оформлены информационные стенды «Познавательная активность детей». Проведена практическая конференция «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников». Конференция проходила в два этапа для младших дошкольников и старших. Вниманию родителей была представлена работа ДОУ в этом направлении. Родители продемонстрировали 16 проектов на различные познавательные темы:
- Экспериментирование с водой.
- Из песка построим замки.
- Огород на подоконнике.
- Фиалка.
- Со здоровьем не шути, руки в чистоте держи.
- Овощи и фрукты – полезные продукты.
- Откуда взялась гречневая каша.
- Детям о времени.
- Шоколад.
- Мыльные пузыри.
- Воздух.
- Деревья и листья.
- Компьютеры и книги. Выбор дошкольника.
- Красноухая черепаха.
- Бабочки – порхающие цветы.
- Домашние животные. Откуда и для чего.
Опыт по созданию проектов показал, что проектная деятельность сегодня – одна из эффективных форм сотрудничества ДОУ с родителями и городским социумом.
На сайте ДОУ выкладываются новости по реализации образовательной области «Познавательное развитие».
На третьем этапе, результативном, выстроили систему контроля, включающую в себя внешний и внутренний контроль. Внешний контроль включил в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов, социальный статус семей, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг и т.д.). Внутренний контроль включил в себя тематический контроль по познавательно-исследовательской деятельности. Контроль включал следующие параметры:
1 Качество оформления уголка экспериментирования: эстетика, поддержание порядка.
2. Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.
3. Соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды, педагогическая целесообразность.
4. Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы.
5. Дидактические игры. Познавательные книги.
6 Коллажи.
7. Дидактическая кукла (младшие группы) Дневники наблюдений (старшие группы).
8. Коллекции.
9. Наглядная информация для родителей по проблеме
10. Календарь погоды.
11. Комнатные растения.
12. Посещение
13. Календарное планирование. (Планирование опытов на занятиях, прогулках, в самостоятельной деятельности занятия с демонстрацией опыта).
Контроль показал, что в группах создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию экологического сознания, формированию знаний об объектах и явлениях природы, достаточно детской художественной и познавательной литературы о природе, разнообразие комнатных растений. В группах созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности, разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль, коллекции, посадка растений в разные виды почвы; гидропоника, песок, глина и т. д. В группах раннего возраста создан центр для игры с песком и водой. Большое разнообразие дидактических игр экологического содержания. В достаточном количестве и эстетично оформлены различные альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал. Дети имеют открытый доступ к материалам и пособиям.
Все воспитатели показали занятия, используя организацию опытов по следующим тематикам: свойства песка, свойства воды, свойства воздуха, мыльные пузыри, вулканы, знакомство с меркой, что такое овощи, фрукты. Организовывались опыты со льдом, паром, магнитами, бумагой.
Таким образом, созданная нами система по развитию познавательной активности дошкольников, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по применению исследовательской и экспериментальной деятельности, позволила нам выйти на следующие результаты:
- в ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности дошкольников;
- систематизирована работа методической службы ДОУ по развитию экспериментальной деятельности;
- качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
- создана система мониторинга по проблеме;
- популяризирована экспериментальная и исследовательская деятельности среди семей воспитанников.
Работа в данном направлении представляется нам актуальной и важной в свете введения ФГОС ДО. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности детей, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Формирование личностных качеств, способствующих успешной социализациии дальнейшему образованию и самообразованию...
Статья на тему : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.»
Иследовательская деятельность в экспериментировании...
«Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».
Взаимодействие детского сада и семьи играет важную роль в развитии ребенка. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интерес. Задача воспитателя в том, чтобы выстроить партнерские отношения ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководс...
"Развитие познавательно- исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Выступление на методобъединении...