Методическое объединение "Взаимодействие семьи и ОУ"
методическая разработка

Черемнова Ольга Викторовна

Старший воспитатель: «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.

Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

 «Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.

«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. (Слайд 3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_vzaimodeystvie_ou_i_semi.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 4 им. В.В.Бианки»

Методическое объединение

«Взаимодействие ОУ и семьи как фактор повышения качества образования в ОУ»

  Подготовила: старший воспитатель

Черемнова О.В.

Бийск, 2022г

Тема: Взаимодействие ОУ и семьи как фактор повышения качества образования в ОУ.

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;

3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Подготовка к педсовету

 Тематический контроль – «Взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном пространстве в ДОУ».

Ход педсовета

Старший воспитатель: «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.

Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

 «Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.

«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. (Слайд 3)

Давайте вспомним, какие же существуют формы взаимодействия. «традиционные» и «нетрадиционные».  Использование нетрадиционных форм: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»; «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток – шоу»; акции «Покрасим веранды», «Мы – дизайнеры». Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик.

Традиционные формы работы с родителями

  • родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей
  • Дни открытых дверей
  • совместное творчество
  • праздники
  • выпуск газеты
  • соревнования
  • беседы
  • выполнение индивидуальных поручений
  • анкетирование

Как вы думаете, какие формы взаимодействия с родителями, в настоящее время, наиболее актуальны? (нетрадиционные). Действительно, необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

Новинки! (формы работы с родителями)

Instagram, Одноклассники и т.д.

В современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с образовательными учреждениями во благо развития детей. Данную проблему можно решать с помощью использования информационно-коммуникативного пространства.

В форме взаимодействия с родителями через социальные сети реализуется принцип партнерства и диалога. Такая форма взаимодействия с родителями, позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, развития своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах - Как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами? Особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи с образовательными учреждениями, которые создают условия для конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечивают открытость работы детских объединений для родителей.

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями, а также популяризировать деятельность педагога в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями очевидны и заключаются в следующем:

• минимизация времени доступа родителей к информации;

• возможность педагога продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации родителями;

• обеспечение диалога педагога и родителей группы;

• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

Обычно родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с педагогом, но вместе с тем активно посещают социальные сети в интернете делаем вывод, что можно и нужно использовать социальные сети в интересах воспитания и развития детей.

В «Инстаграм» была создана открытая группа для родителей детей, детского объединения «Детский сад № 14».

Цель: Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечению открытости работы детского объединения для родителей.

Основные задачи:

1. Оказание информационной, консультативной помощи родителям.

2. Вовлечение родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

3. Создать условия для диалога, обмена опытом, мнением.

4. Способствовать сплочению детского и родительского коллективов группы.

Открытая группа в «инстаграм» выполняет важную роль в формировании имиджа детского объединения, так как позволяет родителям, в том числе тем, кто только планирует посещать детское объединение, узнать о его деятельности, четко представлять структуру, программу обучения, одним словом иметь общее представление о работе детского объединения.

Ожидаемые результаты:

у родителей:

- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно – образовательного процесса;

- группа предоставит родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского объединения, проводимых мероприятиях, новостях, получать различные консультации;

- группа позволит показать родителям, открытые мероприятия: праздники, развлечения, мастер-классы, возможность оставлять комментарии и задавать вопросы – т. е. родитель может не только знакомиться и просматривать информацию, но и общаться с педагогом группы.

у педагога:

- Создание единого воспитательно – образовательного пространства;

- Одной из главных задач создания группы является формирование единого сообщества: родители – дети - педагог, основанного на гармоничных партнерских отношениях;

- обеспечение открытости деятельности детского объединения и освещение его деятельности в сети Интернет;

- формирование целостного позитивного имиджа детского объединения.

Примерные темы постов в «инстаграм»

«Как прошло занятие»

Цель: Ознакомление с жизнью детей, интересными событиями.

Через создание фотопостов, размещение видеосъемки, родители имеют возможность узнать, чем занимались дети, что интересного узнали, чему научились на занятии в детском объединении. Высказать своё отношение, предложения, советы.

«Это интересно»

Цель: Информировать родителей о наличии интересных и полезных сайтов в интернете, для творческого развития детей.

Публикуются ссылки на сайты с мультимедийными презентациями, интересными материалами по развитию и обучению изобразительному искусству.

Вывод: Применение формы взаимодействия с родителями через социальные сети позволяет значительно увеличить воздействие педагога на родителей. В такой форме взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

В заключение нашего я предлагаю составить синквейн по теме нашего педагогического совета.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)

5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Пример на тему любви.

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Решения

1. С целью дальнейшего вовлечения родителей в жизнь ДОУ, повышению у них интереса к воспитательно-образовательному процессу провести месяце «День открытых дверей» для родителей воспитанников.

2. Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, организовывать совместную с родителями деятельность в разных образовательных областях, во время проведения родительских собраний.

3. Продолжать реализацию проектов по взаимодействию с родителями.

Список использованной литературы.

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.

2. Красницкая Г. С., Б. Р. Борщанская, Л. А. Ненашева, Л. Г. Семушкина Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.

3.  Саянина А. Н. Сетевое взаимодействие родителей и педагогов как форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

4. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Семья – любви великой царство»

Методическое пособие для педагогов и родителей....

методическая разработка: семы оригами по лексическим темам

Предлагается разработка схем оригами по лексическим темам с использованием логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики...

Учебно-методический материал - "Семья"

Ребенок должен постоянно ощущать, что в семье все делится поровну – забота, труд, лакомства, внимание, огорчения, радость. Атмосфера взаимной ответственности и равенства должна быть своеобразной профи...

Методическая памятка "Семья и семейные ценности"

В данной памятке раскрывается понятие семья, семья и семейные ценности.Основные семейные ценности...

Доклад - презентация на тему: «Обеспечение методической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в ДОУ. Работа консультативных пунктов»

Расмотрены основные проблемы   взаимодействия ДОУ с родителями и их причины. Освещена такая форма работы, как консультативный пункт....