методическая разработка "Семь чудес Калмыкии"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Светличная Елена Юрьевна

Семь чудес калмыкии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательного интереса к   истории малой родины и воспитание чувства любви к ней.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать у детей основы нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм региона.
  2. Способствовать обогащению представлений о прошлом и настоящем малой родины.
  3.  Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру взрослых.
  4. Знакомить детей с традициями и обычаями нашего народа.
  5. Поддерживать познавательно-созидательное отношение к природе родного края.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: 7 чудес Калмыкии

Цель: формировать  знания дошкольников о родном крае, приобщать детей к истории, закрепить знания о семи чудесах Калмыкии. Совершенствовать словарный запас.  

Задачи:

образовательные

- продолжать знакомить детей с историей и культурой родного края

- формировать  представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных  ценностях нашего народа;

Развивающие задачи: Формировать развитие познавательной активности в процессе НОД, связной речи, логического мышления, воображения, внимания, совершенствовать  общую  моторику, развивать  память, интерес к родному краю

Воспитательные задачи: воспитывать  желание слушать своих товарищей и педагога, не перебивая их, формировать  навыки  сотрудничества; воспитывать  бережного отношения к природе; любовь и уважение к малой родине, к природе родного края.

Ход  образовательной деятельности:

Воспитатель: Мендут! Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Мендут! Здравствуйте, дорогие гости!

Воспитатель.  Ребята,  вы верите в чудеса?

Дети: Да.

Воспитатель: - А как вы думаете, что такое чудо?

Дети. Дед Мороз, солнышко…

Воспитатель: Да, правильно. Чудо - это что-то новое, необыкновенное, неповторимое. Чудеса окружают нас везде. А сейчас, присаживайтесь на подушки, чтобы вам было удобно и тепло. Конечно, на свете есть много чудес, которые мы с вами видим ежедневно. Есть чудеса, которые сделал человек своими руками. А есть чудеса, которые сотворила  сама природа (показ слайдов)

Посмотрите, пока мы с вами рассматривали чудеса природы, у нас в группе выросли цветы, посмотрите какие они красивые, а вот этот цветок не похож на другие, он волшебный. Но почему- то лепестки не  раскрылись.

Воспитатель: А как вы думаете, что нужно цветку, чтобы его лепестки раскрылись?

Ответы детей: полить, рыхлить, солнечный свет.

На экране появляется Колдунья.

Злая Колдунья. «Я заколдовала ваш цветок. Отныне на земле не должны цвести цветы, потому, что самый красивый цветок-это я! А чтобы он расцвел надо выполнить мои задания. Вам необходимо найти семь чудес Калмыкии. Но вы еще совсем маленькие. Вам никогда не справиться! ХА – Ха - Ха!»

Воспитатель: Что же нам делать? Как найти  семь чудес Калмыкии?  (Ответ детей) А я думаю, чтобы выполнить задания злой Колдуньи, нам  нужно отправиться в необычное путешествие. Для этого нам нужно быть выносливыми, смелыми и дружными. Вы согласны со мной?

Дети.  ДА!

Воспитатель: Тогда в путь!.. А на каком транспорте мы будем путешествовать? (Ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам простые  подушки, на которых вы сидите, превратить  в  волшебные. Для этого нам нужно закрыть глаза и сказать

                                    Волшебство скорей приди

                                    И посчитать всем до пяти на калмыцком языке

Дети. Волшебство скорей приди

           Нам, ребятам,  помоги.

                                         Считают до 5 на калмыцком языке.

           Негн, хойр,  hурвн, дорвн, тавн. 

Звучит фонограмма отрывка из эпоса «Джангр».

Воспитатель:   Вот  мы и оказались в прекрасной стране Бумба. Давным-давно калмыцкий народ создал  эпос «Джангр». Вот у меня эта книга. Давайте посмотрим иллюстрацию. Кто здесь изображен?

Дети. Богатыри, рыцари…

Воспитатель: правильно, молодцы - это богатыри. Во что одеты богатыри?

Дети:  Шлем, кольчуга,

Чтоб раскрыть первый лепесток нам необходимо собрать из разных частей одежду богатырей

Игра «Разрезные картинки» (Дети собирают изображения одежды богатырей как пазлы).

Воспитатель: Первый лепесток открылся. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей …)

Правильно,  эпос  «Джангр» является одним из 7 чудес Калмыкии.

Давайте продолжим путешествие.

Воспитатель: Присаживайтесь на волшебные подушки. Смотрите, что у нас впереди?   На экране слайды панорамы Элисты.

Мы видим столицу нашей малой Родины. Как она называется?  Подскажите мне!

Дети:  Город Элиста.

Воспитатель: Посмотрите, а  это что?

Дети: Это Хурул

Воспитатель: Правильно. Это Храм Золотая обитель Будды Шакьямуни , самый  высокий буддистский храм в Европе.

А кто из вас посещал этот храм? (Ответы детей.)

Вот мы и нашли с вами еще одно  чудо Калмыкии и  открылся второй лепесток нашего цветка.

Воспитатель:   Для того, чтобы открылся наш третий  лепесток, отгадайте   загадки.

Загадка: На доске есть у меня две лошадки два…. (Коня)

 Не люди, не звери, не часы,  а ходят? (Шахматы)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какие у меня есть шахматы (показываю). А кто из вас видел другие шахматы и где?

 ( открывается картинка Сити Чесс) А кто знает, что это за городок?

Ответы детей

Воспитатель: Этот шахматный городок был построен к Международной шахматной олимпиаде, которая проходила в Элисте.  

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы вместе справились с третьим  заданием  и у нас на цветке открылся следующий  лепесток (открывает лепесток).

Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие. Наш путь лежит через бескрайние степи нашей Родины.

Мы с вами гуляем по степи. Здесь надо доброжелательно относиться ко всем животным, насекомым, растениям. Заботиться о них и оберегать, вы умеете так себя вести.

Ответы детей.

Давайте с вами поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Утром рано как проснулся,

Солнышку кто улыбнулся?

Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас, в степи гуляя,

Любовался своим краем?

Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас такой хороший

В степь идет гулять в калошах?

Это я, это я, это все мои друзья!

Знает кто, что птичьи стаи

Весной домой все прилетают?

Это я, это я, это все мои друзья!

А кто тюльпаны обожает

Любуется, но не срывает?

Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель: Посмотрите, что это за чудо ? (поляна  с  тюльпанами). Кто знает, что это за цветы?

Дети. Тюльпаны.

Воспитатель: Верно. Это тюльпаны.  

Калмыцкий народ,  восхищаясь красотой  этого дивного цветка, посвятил специальный весенний праздник – День тюльпана.

Давайте с Вами сделаем поляну из тюльпанов   (дети выполняют коллективную работу)

Вот мы и нашли еще одно чудо  Калмыкии, и у нас открылся лепесток волшебного цветка .

Ребята, на просторах нашей малой Родины  находятся небольшие холмы, возвышенности. (На экране степные курганы). Это, ребята, степные курганы. Их в Калмыкии более 1000.  Когда-то давным – давно внутри них были найдены различные украшения, предметы быта наших предков.

А на что похожи курганы? Ответы детей (на горы…).

У нас на волшебном цветке открылся еще один лепесток. А как вы думаете, почему?

Ответы детей: Степные курганы – это  еще одно чудо  Калмыкии. Значит, мы на правильном пути.

Воспитатель: Но в степи  растут не только тюльпаны, и находятся степные курганы. Чтобы вам найти следующее чудо, отгадайте  загадку.

Быстро мчусь я по степи,

Не поймать меня никак.

Ты уж, брат, меня прости,

Антилопа я, … .

Дети: Сайгак

Воспитатель: Правильно. Это сайгак (на экране сайгаки)  А что вы знаете о них?

Дети:   они красивые, быстрые.  Это редкий вид животного, он  занесен в Красную книгу.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Давайте мы с вами превратимся ненадолго в сайгачат,  и сходим на водопой.

Физминутка «Сайгачата» (дети надевают ободки с сайгачатами)

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед, (Дети выполняют движения.)
Мама Сайга детишек зовет:
- Эй, сайгачата, все за мной! Поспешим на водопой.
(Руки вперед, пружинистые движения ног.)

- Вот широкая река, в ней холодная вода. Пейте!
(Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед.)

- Сейчас повертим головой, не притаился ль, где охотник злой?
(Повороты головы в стороны.)
Сайгачонок, длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Потом правой, затем левой,
Вот тогда придешь домой.
    (Дети хором произносят слова, выполняя под них движения.)

Воспитатель:  Сайгак - это чудо  и мы его нашли. И у нас раскрывается следующий лепесток цветка.

Воспитатель: Ребята! У нас остался нераскрытым последний лепесток  волшебного  цветка, значит, мы должны найти последнее, седьмое чудо.

Посмотрите внимательно. Кто  знает,  как называется наш волшебный цветок?

Дети: Лотос

Воспитатель: Молодцы! Правильно. (На экране лотосы).

На языке цветов лотос означает - счастье, здоровье, долгая жизнь, мудрость. Лотос изображен на государственном флаге республики Калмыкия. Лотосы бывают с различным количеством лепестков, но самым  «волшебным» цветком, считается вот такой, лотос с семью лепестками. Он символизирует семь планет.

Воспитатель:  Посмотрите, волшебный цветок раскрылся, полюбуйтесь, какой он красивый.  

Воспитатель: Ребята, мы помогли цветку раскрыться. Значит чары злой Колдуньи, рассеялись. Теперь на нашей земле  будут расти цветы.  Прежде чем мы вернемся назад, скажите, пожалуйста:

Релаксация:

Воспитатель: Почему цветок раскрыл свои лепестки?

Дети: ответы детей. (Потому что мы нашли семь чудес Калмыкии).

Воспитатель.  А какие, назовите их (Дети отвечают).

Вы правильно ответили, теперь мы можем смело садиться на подушечки и возвращаться в детский сад:

Негн, хойр,  hурвн, дорвн, тавн.

Волшебство скорей приди

В детский сад назад верни.

  Музыка.

Воспитатель:  Благодаря нашей дружбе, находчивости и знаниям,  мы смогли помочь  волшебному цветку раскрыться и он своей красотой украсит нашу группу.  Мы выполнили  задание злой колдуньи и  теперь онаольше не посмеет обижать все живое на земле. За то, что мы с вами попутешествовали и за правильно выполненные задания волшебный цветок Лотос дарит вам сюрприз.

(Воспитатель достает из сердцевины цветка коробочку открывает ее и показывает магниты).

                                                      Раздача магнитов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Семь чудес Калмыкии»

(старшая группа)

Подготовила:

Воспитатель МКДОУ «Сказка»

Светличная Е.Ю.

Городовиковск

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Чудеса из бумаги"

В данной разработке представлен материал  по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста.Описаны основные технические приемы работы в технике оригами, квилинг, « бумагопластики...

Редкие птицы Калмыкии

Материал будет полезен для педагогов Калмыкии, этот плакат я сделала по материалам сайта калмприрода....

Методический практикум "Чудеса на песке"

Вметодическом праетикуме предложен материал о использовании песочной терапии для всестороннего развития детей....

Методическая разработка "Чудеса природы"

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста.Каждая работа по изготовлению поделок из природного материала познавательна и увле...

Методическая разработка. "Чудеса морских глубин".

Занятие с детьми старшей группы "Чудеса морских глубин". Образовательная область - познавательное развитие....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ"

ТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯЦель: вовлечение и объединение коллектива детей, родителей и педагогов в совместную творческую деятельность, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.За...

Семь чудес Калмыкии

Презентация "Семь чудес Калмыкии"....