Аналитическая справка по результатам оперативного контроля на тему: «Формирование КГН у детей во время приема пищи»
консультация
Представлена аналитическая справка оперативного контроля «Формирование КГН у детей во время приема пищи» и карты контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_kgn.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам оперативного контроля на тему:
«Формирование КГН у детей во время приема пищи»
В соответствии с годовым планом работы в МБДОУ ….д/с №… в период с 06.09.21 по 10.09.21 гг. была проведена проверка в дошкольных группах ДОУ:
- группа раннего возраста … (воспитатель … помощник воспитателя …);
- младшая группа … (воспитатель … помощник воспитателя …);
- средняя группа … (воспитатель … помощник воспитателя …);
- старшая гр. … (воспитатель … помощник воспитателя …);
- старшая группа … (воспитатель … помощник воспитателя …);
- подготовительная группа … (воспитатель … помощник воспитателя …);
- разновозрастная группа … (воспитатель … помощник воспитателя …);
- разновозрастная группа … (воспитатель … помощник воспитателя …).
Цель проверки: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию ценностных представлений о здоровом образе жизни, посредством воспитания культурно-гигиенических навыков приема пищи у детей.
Проверку осуществляли: старший воспитатель..., заместитель заведующего …, медицинский работник …
В ходе проверки выявлено:
Организация питания детей в детском саду выполняется в соответствии со строгим выполнением режима дня каждой возрастной группы.
Педагоги понимают, что работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:
- в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
- в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
Воспитатели знают, что правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания.
Поэтому во всех возрастных группах воспитателями созданы условия для организации питания, и осуществлении дежурства по столовой, начиная со средней группы. В группах имеются уголки дежурных, график дежурства, атрибуты (фартуки для дежурных, салфетницы, хлебницы, емкость для уборки, совок и щетка для сметания крошек со столов).
Воспитатели всех групп осуществляют руководство во время приема пищи детьми: следят за осанкой детей, за поведением детей за столом, за правильностью пользования столовыми приборами, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей в младшей группе, осуществляют индивидуальный подход.
Перед приемом пищи педагоги сообщают детям названия блюд, ведут беседу о том, какие продукты были использованы поваром для приготовления блюд, используя иллюстрации.
В группе раннего возраста педагоги формируют умение самостоятельно и опрятно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию; выходя из-за стола, задвигать свой стул. Также формируют умение мыть руки с мылом перед едой, насухо вытирать руки и лицо; закончив прием пищи, говорить «спасибо». При этом воспитатель и помощник воспитателя помогают детям, направляют их действия, дают словесные указания в игровой форме, используют песенки, потешки, короткие стихотворные строки. Не все дети умеют благодарить после приема пищи. Это связано с недоразвитием речевого аппарата, отсутствием речи. Но воспитатели постоянно напоминают детям об этом в игровой форме. А также в сюжетно-ролевой игре используют игровые ситуации, позволяющие закрепить умение благодарить.
Некоторые дети отказываются пользоваться салфеткой даже при помощи воспитателя. Педагоги для привития данного навыка используют игровые технологии, а также проводят беседы с родителями и дают им рекомендации по воспитанию КГН в домашних условиях.
В силу возраста и адаптационного периода не все дети могут самостоятельно и опрятно принимать пищу, а также затрудняются в выполнении словесного указания педагогов (например, не сорить, не крошить и не кидать хлеб, держать бокал за ручку, правильно держать ложку и т.д.). Причиной этому также является сформировавшаяся привычка таким образом принимать пищу в домашних условиях. Чтобы решить эту проблему, воспитатели работают с родителями, объясняя особенности воспитания КГН в раннем возрасте, а также продолжают работу с воспитанниками
Так как у детей проходит адаптация, многие критерии не всегда ими выполняются в полной мере.
В младших группах воспитатель и помощник воспитателя приучают детей есть аккуратно, не сорить, не крошить хлеб, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, полоскать рот после еды. Также формируют умения самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем, вешать полотенце на свое место. Педагоги применяют при этом игровую технологию, используя потешки, песенки, небольшие стихи, чтобы завлечь детей и пробудить их интерес к принятию пищи. Не все воспитанники младшей группы аккуратно и опрятно принимают пищу, крошат хлеб, проливают суп из ложки и т.д. Также не все дети могут самостоятельно пользоваться мылом, вешать полотенце на место Причиной этому является несформированность мелкой моторики, а также отсутствие знаний о поведении за столом. Педагоги работают над этим, ежедневно перед едой проводя беседы о правилах поведения за столом при принятии пищи.
В средней группе воспитатель и помощник воспитателя совершенствуют приобретенные умения: хорошо пережевывать пищу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды. Также продолжают развивать навыки культурного поведения: дети задвигают стул после еды. Начиная со средней группы, воспитатели перед приемом пищи рассказывает о пользе различных продуктов и витаминах, используя красочные иллюстрации. В средней группе воспитатели продолжают формировать у детей умение выполнять самостоятельно обязанности дежурных по столовой. Отмечено желание детей дежурить, надевать форму дежурных, проявляют старание. Также, все дети по окончании приема пищи самостоятельно уносят посуду. В группе «Солнечный город» не все дети опрятно едят, некоторые крошат хлеб, отвлекаются, брызгаются жидкой пищей и т.д. Воспитатели напоминают детям о правилах поведения за столом в мягкой форме, с помощью художественного слова, а также предлагают детям игровые ситуации в режимных моментах на тему принятия пищи, сервировки стола и т.д.
В группе «Теремок» не все дети аккуратно моют руки с мылом, некоторые дети не намыливают руки до образования пены, или не удерживают мыло в руке, долго играя с ним, а также брызгаются водой. Воспитатель и помощник воспитателя мягко напоминают детям, как пользоваться мылом и водой, отмечают, что нужно беречь ресурсы и не лить воду. В режимных моментах детям предлагаются игры с водой, при которых педагог напоминает детям о бережливости; сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации, связанные с принятием пищи.
В старшей группе воспитатель закрепляет умение правильно пользоваться вилкой и ножом; есть аккуратно и бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; продолжается развитие культурного поведения: задвигают стул за собой, благодарят. В старшей комбинированной группе «Золотая рыбка» дети ОВЗ не всегда полностью справляются со всеми критериями в силу несформированности мелкой и крупной моторики. Воспитатели работают над этим, применяя дидактические игры в режимных моментах, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие общей моторики, а также предлагаю детям сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации на тему питания, умывания.
В подготовительной группе воспитатели также закрепляют навыки культурного поведения: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом и вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.
В старшей и подготовительной группах дети с большим желанием, по собственной инициативе и добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой умеют сервировать столы и приводят их в порядок после еды. Отмечено, что дети счищают остатки пищи с тарелок и аккуратно сортируют посуду по стопкам, тем самым участвуя в совместной деятельности с взрослыми, оказывая помощь помощнику воспитателя. Также в этих группах воспитатели рассказывают детям о том, как и кем было приготовлено блюдо и какую пользу оно приносит для организма.
У детей всех возрастных групп формируются навыки приема пищи: дети знают, что пищу берут понемногу, хорошо пережевывают, нельзя разговаривать во время еды, необходимо есть аккуратно, не крошить. Все дети пользуются столовыми приборами, салфетками, благодарят за еду, обращаются с просьбами к взрослым.
В старшей и подготовительной группой воспитатели не называют детям имена и отчества поваров.
Организация питания детей в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью в каждой возрастной группе имеется «Меню», информация для родителей о блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ. Воспитатели всех групп подходят к вопросу о питании детей серьезно. Регулярно обновляется информация на стендах, проводятся индивидуальные беседы с семьями о вкусовых предпочтениях ребят и индивидуальных особенностях (дети с заболеваниями: пищевая аллергия, диатезы), а также проводятся консультации по вопросу воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.
Таким образом, можно отметить, что работа по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам столового этикета ведется своевременно, с учетом запросов родителей.
Приложение. Карты контроля по формированию КГН во время приема пищи.
Вывод: работа по формированию КГН у дошкольников во время приема пищи организована на хорошем уровне.
Рекомендации по организации работы:
- Воспитателям всех возрастных групп продолжить работу по формированию навыков приема пищи, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей, согласно возрастных особенностей своей группы. Особое внимание уделить навыкам поведения за столом (не разговаривать при приеме пищи, просить передать хлеб и пр., благодарить). Срок – в течение учебного года. Ответственные – воспитатели групп.
- Начиная с младшей группы (2 полугодие) необходимо побуждать детей к самостоятельному выполнению поручений, начинать формировать у детей умения необходимые при дежурстве по столовой: дети помогают накрывать стол к обеду (расставляют хлебницы, раскладывают ложки), самостоятельно уносят чашки по окончании еды, оказывают посильную помощь взрослым. Срок – в течение учебного года. Ответственные – воспитатели групп.
- Воспитателям групп раннего возраста, младших групп, а также воспитателям детей, имеющих статус ОВЗ, развивать у детей мелкую и крупную моторику, для того, чтобы они могли удерживать в руке столовые приборы, правильно ими пользоваться, соблюдали опрятность при приеме пищи. Отв. – воспитатели групп раннего возраста, младших групп, группы комбинированной направленности. Срок – в течение года.
- Воспитателям группы раннего возраста, младшей, средней, старшей комбинированной группы продолжать прививать навыки умывания, учить пользоваться водой и мылом, полотенцем, аккуратно вешать полотенце на место, беречь воду. Срок – в течение года. Отв. – воспитатели вышеназванных групп.
- Продолжать вести работу по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросу воспитания культуры питания. Срок - в течение учебного года. Отв. – воспитатели всех групп.
Карта контроля по формированию КГН у детей во время приема пищи
в группе раннего возраста
Контроль осуществлял: ст. воспитатель…., мед.работник …., заместитель заведующего …
Цель контроля: развитие у детей КГН во время приема пищи.
Объект контроля: группа раннего возраста, ….
Критерий | Оценка выполнения | |
группа | группа | |
Дата проведения контроля | 8.09.2021г. | 7.09.2021 г. |
Соблюдение времени приема пищи | + | + |
Навыки культурного поведения: умения благодарить, задвигать стул после приема пищи | +/- | +/- |
Умение самостоятельно есть разнообразную пищу | +/- | +/- |
Умение опрятно принимать пищу | +/- | +/- |
Умение пользоваться салфеткой после еды (при помощи воспитателя) | +/- | +/- |
Использование воспитателем художественного слова (потешек, песенок и т.д.) | + | + |
Использование словесного указания педагогом | + | + |
Реакция ребенка на словесное указание | +/- | +/- |
Умение мыть руки с мылом (при помощи воспитателя и помощника воспитателя) | + | + |
Умение насухо вытирать руки и лицо (при помощи воспитателя и помощника воспитателя) | + | + |
Информация для родителей по теме питания | + | + |
Значения оценки:
«+» - критерий выполняется;
«+/-» - критерий выполняется не полностью;
«-» - критерий не выполняется
Результаты проверки указаны в справке контроля.
Контроль осуществлял:
Ст.воспитатель
Мед.сестра
Карта контроля по формированию КГН у детей во время приема пищи
в младшей группе (3-4 года)
Контроль осуществлял: ст. воспитатель…., мед.работник …., заместитель заведующего …
Цель контроля: развитие у детей КГН во время приема пищи.
Объект контроля: группа раннего возраста, ….
Критерий | Оценка выполнения | |
группа | группа | |
Дата проведения контроля | 8.09.2021 г. | 7.09.2021 г. |
Соблюдение времени приема пищи | + | + |
Навыки культурного поведения: умения благодарить, задвигать стул после приема пищи | + | + |
Умение самостоятельно есть разнообразную пищу | + | + |
Умение опрятно принимать пищу | +/- | +/- |
Умение пользоваться салфеткой после еды | +/- | +/- |
Использование воспитателем художественного слова (потешек, песенок и т.д.) | + | + |
Использование словесного указания педагогом | + | + |
Реакция ребенка на словесное указание | + | + |
Умение мыть руки с мылом | +/- | +/- |
Сохранение правильной осанки за столом | + | + |
Умение насухо вытирать руки и лицо | +/- | +/- |
Умение вешать полотенце на свое место | +/- | +/- |
Информация для родителей по теме питания | + | + |
Значения оценки:
«+» - критерий выполняется;
«+/-» - критерий выполняется не полностью;
«-» - критерий не выполняется
Результаты проверки указаны в справке контроля.
Контроль осуществлял:
Ст.воспитатель
Мед.сестра
Карта контроля по формированию КГН у детей во время приема пищи
в средней группе (4-5 лет)
Контроль осуществлял: ст. воспитатель…., мед.работник …., заместитель заведующего …
Цель контроля: развитие у детей КГН во время приема пищи.
Объект контроля: группа раннего возраста, ….
Критерий | Оценка выполнения | |
группа | группа | |
Дата проведения контроля | 9.09.2021г. | 7.09.2021 г. |
Соблюдение времени приема пищи | + | + |
Навыки культурного поведения: умения благодарить, задвигать стул после приема пищи | + | + |
Умение самостоятельно есть разнообразную пищу | + | + |
Умение опрятно принимать пищу | + | +/- |
Умение хорошо пережевывать пищу, есть бесшумно | + | + |
Умение пользоваться салфеткой после еды | + | + |
Умение правильно пользоваться столовыми приборами – ложкой, вилкой | + | + |
Использование воспитателем рассказов о пользе того или иного блюда, о витаминах | + | + |
Дежурство детей | + | + |
Сохранение правильной осанки за столом | + | + |
Оформление уголка дежурства | + | + |
Использование словесного указания педагогом | + | + |
Умение мыть руки с мылом | +/- | + |
Умение насухо вытирать руки и лицо | + | + |
Умение вешать полотенце на свое место | + | + |
Информация для родителей по теме питания | + | + |
Значения оценки:
«+» - критерий выполняется;
«+/-» - критерий выполняется не полностью;
«-» - критерий не выполняется
Результаты проверки указаны в справке контроля.
Контроль осуществлял:
Ст.воспитатель
Мед.сестра
Карта контроля по формированию КГН у детей во время приема пищи
в старшей группе (5-6 лет)
Контроль осуществлял: ст. воспитатель…., мед.работник …., заместитель заведующего …
Цель контроля: развитие у детей КГН во время приема пищи.
Объект контроля: группа раннего возраста, ….
Критерий | Оценка выполнения | ||
группа | группа | группа | |
Дата проведения контроля | 9.09.2021г. | 10.09.21 г. | 7.09.2021 г. |
Соблюдение времени приема пищи | + | + | + |
Навыки культурного поведения: умения благодарить, задвигать стул после приема пищи | + | + | + |
Умение опрятно принимать пищу | + | +/- | + |
Умение хорошо пережевывать пищу, есть бесшумно | + | + | + |
Умение пользоваться салфеткой после еды | + | + | + |
Умение правильно пользоваться столовыми приборами – ложкой, вилкой, ножом | + | +/- | + |
Сохранение правильной осанки за столом | + | + | + |
Использование воспитателем рассказов о пользе того или иного блюда, о витаминах | + | + | + |
Дежурство детей | + | + | + |
Оформление уголка дежурства | + | + | + |
Использование словесного указания педагогом | + | + | + |
Умение мыть руки с мылом | + | + | + |
Умение насухо вытирать руки и лицо | + | +/- | + |
Умение аккуратно вешать полотенце на свое место | + | +/- | + |
Информация для родителей по теме питания | + | + | + |
Значения оценки:
«+» - критерий выполняется;
«+/-» - критерий выполняется не полностью;
«-» - критерий не выполняется
Результаты проверки указаны в справке контроля.
Контроль осуществлял:
Ст.воспитатель
Мед.сестра
Карта контроля по формированию КГН у детей во время приема пищи
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Контроль осуществлял: ст. воспитатель…., мед.работник …., заместитель заведующего …
Цель контроля: развитие у детей КГН во время приема пищи.
Объект контроля: группа раннего возраста, ….
Критерий | Оценка выполнения | |
группа | группа | |
Дата проведения контроля | 10.09.21 | 7.09.2021 г. |
Соблюдение времени приема пищи | + | + |
Навыки культурного поведения: умения благодарить, задвигать стул после приема пищи | + | + |
Умение опрятно принимать пищу | + | + |
Умение хорошо пережевывать пищу, есть бесшумно | + | + |
Умение пользоваться салфеткой после еды | + | + |
Умение правильно пользоваться столовыми приборами – ложкой, вилкой, ножом | + | + |
Сохранение правильной осанки за столом | + | + |
Использование воспитателем рассказов о пользе того или иного блюда, о витаминах | + | + |
Дежурство детей | + | + |
Оформление уголка дежурства | + | + |
Использование словесного указания педагогом | + | + |
Умение мыть руки с мылом | + | + |
Умение насухо вытирать руки и лицо | + | + |
Умение аккуратно вешать полотенце на свое место | + | + |
Информация для родителей по теме питания | + | + |
Значения оценки:
«+» - критерий выполняется;
«+/-» - критерий выполняется не полностью;
«-» - критерий не выполняется
Результаты проверки указаны в справке контроля.
Контроль осуществлял:
Ст.воспитатель
Мед.сестра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11»
Целью тематического контроля «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11» было, оценить эффективность воспитательно-образовательно...
Аналитическая справка по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 11»
Целью тематического контроля было, оценить готовность ДОУ к работе с детьми на разном возрастном этапе детей в соответствии с требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду ...
Аналитическая справка по результатам оперативного контроля
Контроль и анализ физкультурного занятия...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 91»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 91&raq...
Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему: «Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»
Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему:«Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»...
Аналитическая справка по итогам оперативного контроля по теме: «Состояние работы по проведению утренней гимнастики в ДОО»
Для старших воспитателей ДОУ...