Система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей в современных условиях
статья

Елена Гер

статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ger_e.v_o_hud.est_napravl.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей в современных условиях

Гер Елена Владимировна,  старший воспитатель

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

Реализация раздела «Художественно-эстетическое развитие» примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» предполагает сформировать к концу дошкольного периода такие личные качества: как любознательность, активность, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоционально отзывчивый и др.

Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Возможно это благодаря созданию необходимых условий предметно-развивающего пространства учреждения, синтеза различных видов искусства (музыки, театра, живописи и литературы) и интеграции образовательных областей.

Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития это:

  • сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
  • вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
  •  побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
  • учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
  • создавать условия для развития грамматически правильной речи.

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (веселые гномы, зеленые гусеницы, диковинные грибы и бабочки и др.), красочные клумбы, газоны и цветники, экологические площадки – все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но  беречь и украшать окружающую среду.

В каждой возрастной группе выделены центры, наполненные необходимым оборудованием и материалами. «Театр», «Играй-ка», «Волшебный карандаш», «Сказка» – это любимые уголки детей для организации как совместной со взрослым, так и самостоятельной деятельности.

Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Кроме того, благодаря интеграции образовательных областей данное направление тесно взаимодействует с другими сторонами педагогики и психологии, способствует полноценному умственному и физическому развитию детей, что характерно для целостной, гармонически развитой личности, нравственные ценности которой во многом зависят от эстетического развития.

 Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в рамках художественно-эстетического развития, театрализованной деятельности отводится главное место, т.к. она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Именно театрализованная деятельность, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости и всех познавательных процессов, наиболее органична для детей дошкольного возраста. Она буквально пронизывает все виды деятельности детей, включая режимные моменты.

Уже в первой младшей группе начинается знакомство с театральной куклой.  Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, подготовленные педагогами или старшими воспитанниками. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение и создает радостную атмосферу. Взрослый стремится вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждает детей общаться с куклами, участвующими в спектакле.

Начиная со второй младшей группы и до выпуска из детского сада, педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюдный тренаж и ритмопластика, которые позволяет развить внимание, память, воображение, мышление, речь, восприятие и прививают навыки для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль и театральную игру в единое целое.

В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми ранее, позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов кукольных театров: настольный, пальчиковый, театр с «живой» рукой, марионеток, напольный и др.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами персонажей, мизансценами, декорациями для спектаклей.

Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников. Постоянно присутствует интеграция театрализованной деятельности с другими видами искусства и образовательными областями.

Так, центр «Театр» наполнен пальчиковыми и перчаточными куклами, настольными театрами и шапочками-масками, деталями костюмов и сказочными атрибутами. А центр «Сказка» представлен произведениями фольклора, народными сказками и детской художественной литературой.

В центре «Волшебный карандаш» каждому воспитаннику предоставлена возможность для самостоятельной художественной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и обучению детей нетрадиционным изотехникам.

В период работы над спектаклем, инсценировкой, драматизацией и постановкой кукольного спектакля дети в совместной со взрослыми деятельности или самостоятельно готовят творческие выставки рисунков и поделок, создают сказочные коллажи, изготавливают детали костюмов, рисуют афиши и билеты на выставки и спектакли. Детское творчество является   украшением не только групповых комнат, но и коридоров, лестничных пролетов и других помещений детского сада.

Немаловажное значение в художественно-эстетическом развитии детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, способствует развитию чувств и эмоциональных переживаний. Главное научить малыша не просто слушать, а вслушиваться (в звуки живой природы, замечать характер музыкальных произведений и т.д.).

Но педагогам важно помнить, что основной закон детского творчества   следует видеть не в результате, не в конечном продукте, а в процессе, когда дети упражняются в творческом воображении, умении вступать в контакт с партнерами, совместно разрабатывают костюмы и декорации к постановкам. Каждому должно находиться занятие по его силам, способностям и желанию.

Система работы ДОУ в рамках данного направления определяет необходимость использования педагогом в соответствии с возрастом различных форм и видов занятий и развлечений. Основные формы работы:

  •  совместная деятельность педагога с детьми (специально организованная);
  • самостоятельная деятельность детей (нерегламентированный вид деятельности).

Еженедельные вечера развлечения по пятницам, основанные на творчестве и импровизации детей, делают их пребывание в детском саду более интересным, эмоциональным, незабываемым, а взрослым позволяют формировать нравственные ценности и художественно-эстетический вкус, развивать творческие способности, координацию движений и выразительность речи.

 Так, например, «Театральная пятница» - это добрая традиция в общении детей, родителей и педагогов. Ее предваряют организация творческих выставок рисунков, поделок на тему спектакля, просмотр фильмов и слушание произведений в музыкальной гостиной.

Кукольные представления, развлечения для детей младшего и среднего возраста проводятся еженедельно. Постановка детских спектаклей, инсценировок в старшем дошкольном возрасте один раз в две недели.

Самостоятельная музыкально-театрализованная и художественная   деятельность детей осуществляется ежедневно, по желанию детей и выбору рода занятий.

Особое внимание в системе работы в данном направлении следует уделять взаимодействию с семьей. Так в условиях родительского клуба интересно и увлекательно проходят театральные вечера с постановкой домашних спектаклей. Родители совместно с детьми выбирают вид постановки (кукольный или пальчиковый, инсценировка или спектакль), готовят афиши, распространяют билеты, создают костюмы. Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения, обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует повышению культурного уровня родителей и их компетентности в области воспитания.

 Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.

Интеграция образовательных областей позволяет синтезу различных видов искусства плавно проникнуть во все виды детской жизнедеятельности, обогащая  и насыщая ее радостью созидания.

Таким образом,  система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей включает в себя:

  • организацию предметно-развивающего пространства учреждения (экстерьер территории учреждения  и микросреда внутренних помещений);
  •  совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной);
  • самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (центры театрально-музыкальной и художественно-изобразительной деятельности);
  • взаимодействие с родителями (создание родительских клубов и семейных театров).

Введите в мир искусства малыша,

                                                   И он узнает, как сказка хороша,

        Проникнется и мудростью и добротой,

  И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.

                                                                                    Г.Попова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в современных условиях

Опыт работы ДОУ по по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников...

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Статья "Система работы в ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников"

В статье речь идёт о системе работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях ДОУ, о совместной работе педагогов и родителей....