«Портфолио достижений как форма оценивания личностных результатов старшего дошкольника »
статья
«Портфолио достижений как форма оценивания личностных результатов старшего дошкольника »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Портфолио достижений как форма оценивания личностных результатов старшего дошкольника »
Современное образование становится более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения потребностей воспитанников. Поэтому педагогическая деятельность связана с изменением способа обучения, с поиском новых форм организации процесса обучения, требованиями к результативности, а в целом – к качеству образования. Учитывая выше сказанное, становится понятна необходимость использования портфолио. Ведь оно позволяет учитывать результаты, достигнутые детьми в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания - адекватного представления отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются и результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной. Портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.
Введение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. [2] Отличительная особенность портфолио дошкольника заключается в том, что, в виду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых. Также портфолио дошкольника должен быть привлекательным и интересным. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и педагога.
- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
- Портфолио-раскраска . это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
- Портфолио традиционное, в виде папки.
При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И. Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу.
Возможен вариант структуры портфолио, состоящий из нескольких разделов, каждый из которых имеет свое название и содержание:
Раздел 1. «Давайте познакомимся»
Фото. Фамилия, имя ребенка. Номер группы.
Рубрика: «Я люблю...», «Мне нравится...», «Обожаю, когда...».
Раздел 2. «Я расту!»
Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):
«Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т. д.
Раздел 3. «Портрет моего ребенка»
Сочинение родителей о своем малыше.
Раздел 4. «Я мечтаю...»
Высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о ...», «Я бы хотел быть...», «Кем и каким я буду, когда вырасту...», «О чем я люблю думать...», «Я жду, когда...», «Каким я вижу себя...», «Каким я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела».
Раздел 5. «Вот что я могу!»
Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки...).
Раздел 6. «Мои достижения»
Грамоты, дипломы (не только от детского сада, но и от мэрии, Департамента культуры, предприятий, средств массовой информации, проводящих различные конкурсы и соревнования).
Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника . Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в детском саду.
Результаты ребенка в той или иной деятельности (деятельностный подход) оцениваются при этом с целью его дальнейшего индивидуального развития.
Таким образом, воспитатели и педагоги помогают дошкольникам "расцвести", поверить в свои силы, возможности.
Общими усилиями решаются следующие задачи: выявление, поддерживание, побуждение творческого потенциала ребенка , оценивание полученных результатов, реальных достижений. Оценить - значит найти определенные качества, показать не только умения и не столько знания, сколько отношение ребенка к себе, сверстникам, близким людям, деятельности. В конечном итоге успешное будущее ребенка зависит от его личностных качеств: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в достижении желаемого результата в жизни, творчестве.
В конце учебного года, когда детский портфельчик наполняется полностью, старшие дошкольники чествуются и награждаются грамотами. Портфолио выпускников детского сада вручается родителям и учителям для установления преемственных связей в начальной школе.
Поскольку портфолио доступно в использовании и отчетливо демонстрирует
личностные качества дошкольника, считаю его применение наиболее подходящей формой работы. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом. [3]
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.[4]
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе. Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Список литературы
- Юхневич Т. Портфолио: что это такое и зачем нужно человеку? [Электронный ресурс/ Т. Юхневич. – Режим доступа:]http://fb.ru/article/123326/portfolio-chto-eto-takoe-i-zachem-nujno-cheloveku (дата обращения 02.12.2016)
- Матросова О.В. Портфолио дошкольника.
3. Орлова Л. Портфолио школьника [Электронный ресурс] / Л. Орлова .- Режим доступа : http://www.solnet.ee/parents/p1_61.html (дата обращения 02.12.2016)
4.Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.
5.Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Вентана-Граф, 2011.
6.Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.
7.Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.
8.Руденко И. Портфолио дошкольника//Обруч. - 2005. - N6.
Саланханова Чейне Дмитриевна воспитатель детского сада «Радуга» МКОУ « Ташантинская ООШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...
Роль поисковой деятельности в формировании личностных качеств старших дошкольников и развитии их творческих способностей
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения...
Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...
Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка
Особое место в психическом развитии детей дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по...
Социально-личностное развитие старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством приобщения к культуре и истории родного края
О социально-личностном развитиии дошкольников с речевыми нарушениями путем приобщения к куьтуре и истории родного края...
Консультация для воспитателей на тему: «Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,С ЦЕЛЬЮ РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕТАХ ЛИНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ....