"Роль предметно-пространственной среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников "
статья

Солдатова (Минибаева)  Ирина Николаевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей «малой» родине - месту, городу, где человек родился. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

И.Н. Солдатова

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»

г. Лесосибирск

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей «малой» родине - месту, городу, где человек родился. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка.

Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей- это организация предметно -развивающей среды. От среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.

     Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Чтобы дети могли понять, в каком крае они живут, кто являются коренными жителями, необходимо воссоздать атмосферу национального быта. Для этого необходимо, чтобы окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательности,  имели определенный национальный колорит, поэтому коллективом нашего детского сада было принято решение создать условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. 

В рамках реализации инновационного проекта «Детство с родным городом» коллектив нашего детского сада создает особые условия, в том числе, особую развивающую среду.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Создание предметно-развивающей среды в нашем ДОУ ведется в трех направлениях: территория дошкольного образовательного учреждения, коридоры и межлестничное пространство,  среда групповых помещений.

Среда дошкольного образовательного учреждения начинается с территории детского сада, на которой в этом году совместно со всеми участниками образовательных отношений организован музей под открытым небом: «Лесосибирск в миниатюре», где можно увидеть предприятия культурного, социального, образовательного , профессионального назначения нашего города.

Также на территории детского сада, организован мини-музей «Русской березки», в котором педагоги прививают воспитанникам  любовь к природе родного края, Родине, через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.

В процессе создания музеев под открытым небом сотрудники детского сада попробовали себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Включение музея под открытым небом в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого знакомства и проникновения в историю родного города, края, страны.

В холле Детского сада имеется развивающее пространство с изображение достопримечательностей г. Красноярска, организуются выставки рисунков, поделок, фотовыставки нравственно-патриотического содержания.

Дошкольники ещё не разбираются в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для них важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и её государственными символами.

Чтобы сформировать у дошкольников положительное эстетическое отношение к Государственным символам познакомить их с гербом и флагом России, Красноярского края и г. Лесосибирска  , мы создали стенд с государственной символикой.

Развивающая среда групп.

Во всех группах детского сада в предметно – пространственной развивающей среде созданы условия для реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Предметно-пространственная развивающая среда групп отвечает требованиям безопасности, эстетики, в целом учитывает возрастные особенности воспитанников.

Для развития нравственно-патриотических чувств и успешной реализации проекта «Детство с родным городом» созданы игровые патриотические центры, которые помогают знакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с государственными символами города, края, страны.

В нравственно-патриотических центрах групп помещена символика РФ, Красноярского края и г. Лесосибирска, находятся материалы по социально-нравственному воспитанию:

иллюстрации, тематические папки, семейные фотоальбомы дидактические и настольно-печатные игры о семье, о взрослых людях , о их труде, пособия отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрированный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами.

Имеются иллюстрации, игры и пособия, показывающие различные эмоциональные состояния  взрослых и детей, поведение детей.

Материалы для знакомства детей «Малой Родиной» оформлены в виде тематических папок, альбомов, иллюстраций с изображением знаменитых людей нашего города, детского сада, ближайших улиц родного города, достопримечательностях.  Достаточно широкий выбор   дидактических и настольно-печатных игр краеведческого содержания изготовленных руками педагогов, имеются различны е макеты изготовленные совместно с воспитанниками и родителями – детский  сад,  город будущего,  крестьянская изба, крестьянское подворье.

Приобщая детей   к народной культуре,  педагоги совместно с родителями  приобрели и изготовили кукол в национальных костюмах, деревянные игрушки, обереги,  собраны сохранившие в семьях предметы старины, сувениры, посуда и игрушки    декоративно-прикладного искусства.

В книжном центре имеется Художественная литература по фольклору — народные сказки, песенки, пословицы, поговорки, сборники книг поэтов г. Лесосибирска, а также книги познавательного характера, ориентирующие детей на изучение окружающего мира, истории России, края, города дающие возможность им   приобрести новые знания.

Достаточно материалов для ознакомления с защитниками  Отечества, богатырями земли русской, с героями и событиями Великой Отечественной войны, памятниками воинской славы.

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.

Таким образом, предметно-развивающая среда нашего дошкольного  учреждения, созданная совместно с родителями становится близкой и понятной каждому ребенку.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

Предметно – пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО

В работе обобщён опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе для детей с ОНР (с введением ФГОС ДО). Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....

Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...

РМО «Предметно-пространственная развивающая среда по ранней профессиональной ориентации дошкольников»

ВВУспешное осуществление профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.Основным видо...