"Роль предметно-пространственной среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников "
статья
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей «малой» родине - месту, городу, где человек родился. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
И.Н. Солдатова
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»
г. Лесосибирск
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей «малой» родине - месту, городу, где человек родился. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка.
Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей- это организация предметно -развивающей среды. От среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.
Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Чтобы дети могли понять, в каком крае они живут, кто являются коренными жителями, необходимо воссоздать атмосферу национального быта. Для этого необходимо, чтобы окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательности, имели определенный национальный колорит, поэтому коллективом нашего детского сада было принято решение создать условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики.
В рамках реализации инновационного проекта «Детство с родным городом» коллектив нашего детского сада создает особые условия, в том числе, особую развивающую среду.
Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.
Создание предметно-развивающей среды в нашем ДОУ ведется в трех направлениях: территория дошкольного образовательного учреждения, коридоры и межлестничное пространство, среда групповых помещений.
Среда дошкольного образовательного учреждения начинается с территории детского сада, на которой в этом году совместно со всеми участниками образовательных отношений организован музей под открытым небом: «Лесосибирск в миниатюре», где можно увидеть предприятия культурного, социального, образовательного , профессионального назначения нашего города.
Также на территории детского сада, организован мини-музей «Русской березки», в котором педагоги прививают воспитанникам любовь к природе родного края, Родине, через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.
В процессе создания музеев под открытым небом сотрудники детского сада попробовали себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков.
Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Включение музея под открытым небом в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого знакомства и проникновения в историю родного города, края, страны.
В холле Детского сада имеется развивающее пространство с изображение достопримечательностей г. Красноярска, организуются выставки рисунков, поделок, фотовыставки нравственно-патриотического содержания.
Дошкольники ещё не разбираются в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для них важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и её государственными символами.
Чтобы сформировать у дошкольников положительное эстетическое отношение к Государственным символам познакомить их с гербом и флагом России, Красноярского края и г. Лесосибирска , мы создали стенд с государственной символикой.
Развивающая среда групп.
Во всех группах детского сада в предметно – пространственной развивающей среде созданы условия для реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Предметно-пространственная развивающая среда групп отвечает требованиям безопасности, эстетики, в целом учитывает возрастные особенности воспитанников.
Для развития нравственно-патриотических чувств и успешной реализации проекта «Детство с родным городом» созданы игровые патриотические центры, которые помогают знакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с государственными символами города, края, страны.
В нравственно-патриотических центрах групп помещена символика РФ, Красноярского края и г. Лесосибирска, находятся материалы по социально-нравственному воспитанию:
иллюстрации, тематические папки, семейные фотоальбомы дидактические и настольно-печатные игры о семье, о взрослых людях , о их труде, пособия отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрированный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами.
Имеются иллюстрации, игры и пособия, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, поведение детей.
Материалы для знакомства детей «Малой Родиной» оформлены в виде тематических папок, альбомов, иллюстраций с изображением знаменитых людей нашего города, детского сада, ближайших улиц родного города, достопримечательностях. Достаточно широкий выбор дидактических и настольно-печатных игр краеведческого содержания изготовленных руками педагогов, имеются различны е макеты изготовленные совместно с воспитанниками и родителями – детский сад, город будущего, крестьянская изба, крестьянское подворье.
Приобщая детей к народной культуре, педагоги совместно с родителями приобрели и изготовили кукол в национальных костюмах, деревянные игрушки, обереги, собраны сохранившие в семьях предметы старины, сувениры, посуда и игрушки декоративно-прикладного искусства.
В книжном центре имеется Художественная литература по фольклору — народные сказки, песенки, пословицы, поговорки, сборники книг поэтов г. Лесосибирска, а также книги познавательного характера, ориентирующие детей на изучение окружающего мира, истории России, края, города дающие возможность им приобрести новые знания.
Достаточно материалов для ознакомления с защитниками Отечества, богатырями земли русской, с героями и событиями Великой Отечественной войны, памятниками воинской славы.
Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.
Таким образом, предметно-развивающая среда нашего дошкольного учреждения, созданная совместно с родителями становится близкой и понятной каждому ребенку.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...
Предметно – пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО
В работе обобщён опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе для детей с ОНР (с введением ФГОС ДО). Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....
Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...
« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»
В данной работе описана роль развития познавательной активности и исследовательского поведения у детей с нарушением зрения в особой, специально организованной...
Влияние предметно - пространственной музыкальной среды на художественно-музыкальное развитие дошкольников
Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12...
статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...
РМО «Предметно-пространственная развивающая среда по ранней профессиональной ориентации дошкольников»
ВВУспешное осуществление профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.Основным видо...