ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) по теме
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Особенно актуальным стало использование данных технологий в работе с детьми с ОВЗ, в группе компенсирующей направленности «Сказка».
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6leonteva.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Леонтьева Е.В.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Россия, Самарская обл., с.Алексеевка,
СП -детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка
e-mail: lena.zotova2010@yandex.ru
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Особенно актуальным стало использование данных технологий в работе с детьми с ОВЗ, в группе компенсирующей направленности «Сказка».
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Актуальность проблемы организации предметно-пространственной развивающей среды.
Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций. Предметно-развивающая среда включает в себя цветовое решение группы, объекты живой природы (комнатные растения), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).
Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему работы: «Предметно –пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР».
Цель работы: охарактеризовать содержание стратегии и тактики построения развивающей предметной среды для речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: предметно-развивающая среда группы компенсирующей направленности «Сказка», и её влияния на речевое развитие детей с ОНР.
Предмет исследования: речевая деятельность ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу.
2. Определить сущность предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.
3. Разработать модель, направленную на полноценное речевое развитие детей с ОНР.
Практическая значимость исследования заключается в определении стратегии и тактики построения развивающей предметной среды групп, для полноценного речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.
На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:
• речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
• методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
• специальное оборудование для каждой возрастной группы.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).
В нашей группе, компенсирующей направленности «Сказка», 12 дошкольников. На момент обследования (сентябрь 2012 года) у некоторых детей только закончился период адаптации.
Наблюдения за тем, как играют дети, общаются между собой и с взрослыми, как действуют с предметами, проведенная диагностика, показали, что у них непослушные пальцы и кисти рук, низкая речевая активность, всего лишь 10% детей умеют связно и последовательно передавать содержание текста, говорят тихо, не уверенно, маловыразительно.
Все это указывало на необходимость помощи детям в развитии речи.
Свою деятельность строим поэтапно. На 1 первом этапе выявили уровень развития речи, используя методику диагностирования Е.В.Мазановой.
Предложенные игры «Продолжи сказку», «Расскажи стихотворение», «Узнай кто на картине» и др., позволили выявить уровень развития детей. Количественный и качественный анализ данных показал, что 10% детей имеют высокий уровень, 25% - средний и 65% низкий уровень развития.
Учитывая данные диагностического изучения, главной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, мы поставили обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Для решения данной проблемы разработали модель развития речи детей.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диагностика развития речи |
Психогигиеническое и психопрофилактическое сопровождение педпроцесса, разработка индивидуальных маршрутов развития |
Создание специальных условий: - книжный уголок; -центр песка и воды; -развивающие и дидактические игры; -настольный и пальчиковый театр; -нетрадиционные техники изодеятельности (рисование, лепка, конструирование); -работа с живой бумагой; -пальчиковые игры; -игры шнуровки, -нетрадиционное физкультурное оборудование и др.
| Планомерная работа во всех образовательных областях: -специально организованная деятельность -совместная деятельность -закрепление полученных з.у.н. в режимных моментах; -организация разных видов игровой деятельности; - беседы, наблюдения и др.; -артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика; -самостоятельная деятельность (самостоятельное применение полученных з.у.н в игровой и предметно-практической деятельности). | Работа с родителями -консультативная помощь; -мастер- класс; - практические занятия с родителями по изготовлению развивающих игр; - практикумы. |
Известно, что речевая развивающая среда ДОУ является фактором, активизирующим процесс развития. Создавая развивающую среду группы, учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, способности. Приобрели и изготовили своими руками всевозможные «шнуровки», «застежки», логические игры, создали центр песка и воды, закупили фабричные дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук «Собери бусы», «Пазлы», изготовили персонажи для настольного театра, заготовили природный и бросовый материал др.
Учитывая современные требования к повышению качества воспитательно-образовательного процесса, стараемся активно использовать современные ИКТ технологии: создали развивающие ролики для детей «Большой - маленький», «Животные» и др.
Данные ролики соответствуют возрасту детей и облегчают процесс проведения образовательной деятельности, способствуют развитию не только речи, но и формированию психических процессов.
Используем также в работе проектную деятельность. Разработаны проекты: «Пальчики - ручки», «Дружные пальчики». Используем ноутбук для демонстрации детских песен, изображений, сказок.
Легкодоступный материал, презентации и познавательные ролики для любого возраста детей можно найти в интернете, на сайте «Детский сад КИТИ».
Свою деятельность строим на основе разработанной и утвержденной на 2011-2012 уч.г. рабочей учебной программы по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально- личностное развитие.
Задачи по развитию речи решаются во всех образовательных областях и в разных видах детской деятельности, находят отражение в рабочей учебной программе. Специализированное занятие по развитию речи проводится в блоке совместной деятельности педагога с детьми, каждое имеет свою игровую мотивацию и отличается формой проведения. Работа по развитию речи ведется в 4 направлениях: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь.
Чтобы ребята научились легко, красиво и правильно говорить, ежедневно проводим:
- артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»);
- дыхательную гимнастику;
- пальчиковые игры, упражнения (изображают животных, предметы быта, явления природы…);
- логоритмические игры – слова сопровождают с движениями;
- в режимных моментах используем фольклор, художественное слово, стихи, песни.
Для того чтобы успешнее решались вопросы развития речи детей проводим работу с родителями. Организовали спецкурс и практическое занятие по созданию развивающих игр, провели практикум «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие детей», познакомили с играми и учили их методам проведения в домашних условиях. Проведенная презентация развивающих игр помогла не только сплотить коллектив родителей, но и повысить их педагогическую грамотность. А презентация индивидуальных портфолио детей показала творческие возможности родителей: некоторые оформили альбом достижений.
Анализ удовлетворенности родителей работой педагогов по данной проблеме (на май 2013 года) показал, что 99% опрошенных удовлетворены деятельностью группы и детского сада в целом. Они заинтересованы в продолжении работы и активно встают на позицию помощи.
Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
- создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Вывод: Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Только совместная деятельность педагогов, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение вперёд, поскольку именно успех и радость победы заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Список литературы:
- .Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
- О В Кольцова,С Н Шедько Создание образовательной и предметно- развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
- Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005
- Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985
- Нищева Н.В. – СПб.: Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005
- В А Петровский . Построение развивающей среды в дошкольном учреждении . - М, 1993.-с. 15-45. … – 2003.
- Полякова М.Н. Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации)Учебно –методическое пособие.-М.,Центр педагогического образования ,2008.- 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста
Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также возможность для уединенияПРС обеспечивает р...
Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения в соответствии с ФГОС ДОО
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит...
Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста
Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой активности на каж...
Особенности предметно-пространственной развивающей среды по формированию у дошкольников основ экологической культуры
Формы взаимодействия с семьями воспитанников...
Особенности предметно-пространственной развивающей среды по формированию у дошкольников основ экологической культуры
Организация предметноразвивающей среды в группе...
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ре...