«Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка»
консультация

Удоденко Наталья Григорьевна

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Будущее ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка»

C:\Users\Наташа\Downloads\igryi-detmi-doma-photo1_760020208.jpg

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Но для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника, — ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Задача родителей состоит в умении моделировать социо культурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и язык искусств, реализовывать познавательно эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Условия, созданные для развития малыша в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания. В теории и практике педагогики много внимания уделяется оборудованию игровых и групповых комнат для детей дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений именно в детском саду. Но весьма мало информации о принципах построения развивающей среды в условиях семейного воспитания. Так что же такое развивающая среда в контексте семейного воспитания?

Предметно-развивающая среда семейного воспитания, которая дает возможность ребенку формировать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью родителя, но и самостоятельно, приобретает смысл понятия «развивающая среда». Действия ребенка с отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также сделать первые шаги в понимании социальных отношений. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы материальная домашняя обстановка была именно развивающей.

Предметно-пространственная среда обладает важнейшей способностью непосредственного и постоянного влияния на детей. Материальное окружение, организованное с целью предоставления большего пространства для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает и тренирует его воображение. Как этого достичь в условиях семейного воспитания? Тем более существует ряд объективных обстоятельств, затрудняющих внедрение полноценного явления «развивающая среда» в наши семьи, а именно:

- малометражность квартир; невозможность не то что выделить ребенку отдельную комнату, но иногда просто «уголок»;

- небольшой общий семейный доход по России и дороговизна различных игрушек и пособий для детей, что делает порой невозможным полноценно оснастить пространство ребенка;

- отсутствие у родителей элементарных знаний о том, как должна выглядеть комната ребенка, что ведет к частым перегибам в «дизайнерских» экспериментах родителей.

На самом деле все одновременно и сложно, и просто. Не споря с объективностью вышеперечисленных проблем, хочется сказать, что создание развивающей среды в семье — задача, требующая, прежде всего, четких позиций родителей, знаний об особенностях дошкольного периода детства и разумных материальных затрат.

 Самое главное во взглядах родителей на игрушки и наполнение среды детской комнаты, это проверка:

1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования;

2) безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Данные позиции наиболее важны в связи с тем, что сегодня на территории России существует почти никем не регулируемая продажа не сертифицированных и опасных игрушек, мебели для детей. Причем игрушка может нанести как физический (потеря здоровья), так и психологический урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции);

3) развивающий потенциал игрушки. Взрослый должен осознать, что предметно-пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера, но среда, тем более развивающая, не должна выполнять функцию статичного, раз и навсегда заданного пространства жизни. Это среда постоянного освоения и изменения, т.е. тех процессов, что так желанны и необходимы ребенку.

Предметно-пространственная среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.

Говоря о роли среды в развитии детей дошкольного возраста, необходимо учитывать специфику данного возраста, а именно те особенности, которые отличают дошкольника о других старших субъектов образования (школьника, студента).

Основное специфическое отличие дошкольного возраста от других возрастов заключается не только в том, что ребенок-дошкольник получает социальный опыт и новые сведения об окружающем мире от других людей, в первую очередь от взрослых, но и в том, что другой важный источник знаний, социального опыта и развития — окружающая его среда.

Именно среда становится для маленького ребенка носителем информации об окружающем мире. Дошкольнику, чтобы исследовать предметы, оценить все его качества и признаки, необходимо длительное время. В силу неустойчивости внимания ребенок часто отбрасывает игрушку, если через день, неделю ему предлагают новую. Вспомните свое детство. Наверняка у вас были две-три любимые куклы, плюшевый мишка или зайчик, которого вы включали во все свои игры, знали о нем все «вдоль и поперек». Это было связано не с тем, что они были особенно красивы, а с тем, что других игрушек, в силу дефицита того времени, почти не было. У современных детей наблюдается противоположная тенденция, они не могут удержать внимание на одной игрушке, так как игр и игрушек слишком много. От этого страдает становление и развитие таких психических процессов, как внимание, восприятие, ощущения и в конечном итоге мышление. Поэтому психологи и педагоги советуют единовременно для освоения ребенком должно быть не более 4–5 игрушек.

Рекомендации родителям

по построению развивающей среды в семье

В семье игры и игрушки для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.) можно разместить по аналогии с ДОУ, в «зонах», содержащих разнообразные материалы для игр и занятий. Родителю обязательно нужно учитывать возрастные особенности и потребности детей.

Содержание «зон» нужно периодически (раз в месяц) менять. Это касается игрушек, мебели, материалов для продуктивной деятельности (лепки, конструирования, аппликации и т.д.). Вовсе не значит, что игрушки надо выбрасывать и покупать новые, нужно просто создать дома камеру хранения игрушек, из которой периодически выдаем ребенку те же игрушки, только немного им подзабытые.

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Будущее ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка

методические рекомендации и опыт работы на тему "Роль предметно-развивающей среды на развитие ребенка"...

создание развивающей предметно - пространственной среды для развития ребенка

Цель:создание развивающей предметно - пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов....

Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.

С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» -  Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие ребенка

В статье рассказывается о деятельности ДОУ по изменению развивающей предметно-пространственной образовательной среды развития ребенка....