Программа по самообразованию педагога
материал
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postoyannyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 74.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ»
Программа по самообразованию педагога по теме:
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Воспитатель: Харько Ольга Александровна
Улан-Удэ
«Игра — это самое серьезное дело.
В игре раскрывается перед детьми мир,
творческие способности личности.
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается жизненный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это игра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
Пояснительная записка
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.
Актуальность темы
Обусловлена тем, что концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель работы: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.
Практический раздел
Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., а также современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей.
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр для младшего – среднего возраста
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую 1 раз в неделю. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. Дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний. Дидактическую игру включаю как одно из средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету.
Такие дидактические игры как: "Медведь и пчёлки", "Самолёты", "Поезд", "Зоопарк", "Пчёлки сели на цветочек", "Бабочки и цветы", "Кто найдёт цветок для мотылька?", "Птички", "Вкусное мороженое", "Угости белочек орехами", "Воробушки и автомобиль", "Грибочки" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с временем суток, днями недели. Объясняется, как проходят сутки и что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали, время суток, название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. В дальнейшем, можно использовать следующие игры: "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название месяцев, времена года, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.
Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку.
Четвёртая группа игры с геометрическими фигурами.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
Пятая группа игры на логическое мышление.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.
Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:
-анализ деятельности детей на занятиях;
-анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
-анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме НОД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2021 / 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Дидактические игры по группам | Название игры Описание (картотека) | Методическое пособие В.П. Новикова Математика в детском саду. 3-4 года |
Сентябрь | Игры с цифрами и числами | "Медведь и пчёлки" "Самолёты" | (стр. 10-11) |
Игры путешествия во времени | «Когда это бывает» (части суток) | (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Куда пойдёшь?" | (стр. 35) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Покажи квадрат" "Найди свой домик" | (стр. 13) | |
Игры на логическое мышление | "Светофор" | (стр. 18) | |
Октябрь | Игры с цифрами и числами | "Поезд" "Зоопарк" | (стр. 17-18) |
Игры путешествия во времени | «Детский сад» | (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Мы шагаем" | (стр. 37) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Сделай узор" "Цветные автомобили" "Отгадай" | (стр. 14-15) | |
Игры на логическое мышление | ""Кто скорее свернёт ленту" "Автомобили" | (стр. 30-31) | |
Ноябрь | Игры с цифрами и числами | "Пчёлки сели на цветочек" "Бабочки и цветы" | (стр. 21-22) |
Игры путешествия во времени | «Части суток» | (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Скажи, куда мы положили" | (стр. 51) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Покажи треугольник" "Найди такую же фигуру" "Догадайся, что я вижу" | (стр. 19-20) | |
Игры на логическое мышление | "Разноцветные шарики" "Чья дорожка длиннее?" | (стр. 32-33) | |
Декабрь | Игры с цифрами и числами | "Кто найдёт цветок для мотылька?" | (стр. 53) |
Игры путешествия во времени | «Успей вовремя» | (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Куда пойдёшь, то и найдёшь" | (стр. 61) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Чудесный мешочек" | (стр. 24) | |
Игры на логическое мышление | "Отгадай где шире?" | (стр. 41) | |
Январь | Игры с цифрами и числами | "Птички" "Грибочки" | (стр. 26-27) |
Игры путешествия во времени | «Живая неделя» «Какой сегодня день» | (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Куда спряталась мышка" "Лягушата" | (стр. 28-29) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Найди своё место" | (стр. 39) | |
Игры на логическое мышление | "Ручейки" | (стр. 53) | |
Февраль | Игры с цифрами и числами | "Вкусное мороженое" | (стр. 68) |
Игры путешествия во времени | «Тик-так» «Путешествие в страну часов» | (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Пузырь" | (стр. 69) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Строим дома" | (стр. 43) | |
Игры на логическое мышление | "Что выше?" "Кто выше?" | (стр. 56-57) | |
Март | Игры с цифрами и числами | "Угости белочек орехами" | (стр. 48) |
Игры путешествия во времени | «12 месяцев» «Назови скорей» | (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Где звенит колокольчик" | (стр. 70) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Вишенки" "Коляска" | (стр. 57-58) | |
Игры на логическое мышление | "Скажи наоборот" | (стр. 55) | |
Апрель | Игры с цифрами и числами | "Воробушки и автомобиль" | (стр. 22) |
Игры путешествия во времени | "Утро, день, вечер, ночь" «Времена года» | (стр. 46-47) (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Прятки" | (стр. 71) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Что изменилось" | (стр. 59) | |
Игры на логическое мышление | "Какой столбик выше?" | (стр. 59) | |
Май | Игры с цифрами и числами | "Грибочки" | (стр. 26-27) |
Игры путешествия во времени | "День - ночь" «Вчера-сегодня» | (стр. 36-37) (картотека) | |
Игры на ориентировку в пространстве | "Угадай, что загадали?" | (стр. 35) | |
Игры с геометрическими фигурами | "Строим дома" | (стр. 60-61)) | |
Игры на логическое мышление | "Бусы" | (стр. 70) |
Картотека дидактических игр по ФЭМП
(младший – средний возраст)
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
«Когда это бывает» (части суток)
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование: Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Содержание игры:
Вариант 1.
Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
Вариант 2.
Игра требует предварительной подготовки. Вначале воспитателем проводится беседа о частях суток, даётся характеристика занятий людей в каждую из этих частей суток.
Цель: упражнять в правильном понимании и назывании времени действий и других событий
Оборудование: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в садик и т.д.
Содержание игры: воспитатель показывает картинку, например «Зарядка», и спрашивает: «Когда это бывает?» Дети отвечает, что это бывает утром. Воспитатель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут использованы.
«Детский сад»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Оборудование: мяч.
Содержание игры: ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой...
Мы делаем зарядку…
Мы занимаемся…
Аналогично можно проводить игру о временах года.(усложнённый вариант)
«Части суток»
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Оборудование: картинки: утро, день, вечер, ночь.
Содержание игры: воспитатель чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.
«Успей вовремя»
Цель: продолжать закреплять понятие времени.
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.
Материалы: разрезные картинки, песочные часы.
Ход: на столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек.
Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.
«Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход: у детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
«Тик-так»
Цель: продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов. Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Воспитывать интерес к играм.
Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Ход: на столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Воспитатель читает стихотворение: «Петушок»
Кукареку-кукареку
Звонко петушок поет.
Озарило солнцем реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил вас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу
Вставать пора! (будильник)
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
«12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Ход: воспитатель. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
«Назови скорей»
Цель: формирование знаний о днях недели.
Ход: дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
«Какой сегодня день»
Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.
Ход: воспитатель. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.
«Вчера-сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход: взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Путешествие в страну часов»
Цель: познакомить детей с тем, как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины.
Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов.
Ход: воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы….
«Времена года»
Цель: закреплять представления о временах года и месяцах осени.
Материалы: модель времена года.
Ход: воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели. Далее переход к другому времени года (месяцам).
(продолжение на 2023-2024 гг)
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр для старшего – подготовительного возраста
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую 1 раз в неделю. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. Дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний. Дидактическую игру включаю как одно из средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры: "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:
-анализ деятельности детей на занятиях;
-анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
-анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме НОД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2023 / 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания |
Организационно-диагностический | «Форма и цвет» 1. Проведение дидактических игр: •«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) •«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами) •«Подбери ключик к замочку» •«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» •«Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) •«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) •«Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.) •«Найди свою пару» (варежку) 2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием: •Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д. 3. Проведение игр – соревнований. •«Чья команда быстрее найдёт предметы» (разной формы) | В течение учебного года | |
«Количество и счёт» 1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП: •«Магазин игрушек» (много, один, поровну) •«Зоопарк» (счёт) •«Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну) •«Путешествие на корабле» 2. Игровые математические знания с театрализацией: •«Математика в сказках» - «Стоит в поле теремок» - «Колобок ищет друзей» | |||
«Ориентировка в пространстве» «Ориентировка во времени» 1. Настольно – печатные игры: •«Лото» •«Парные картинки» •«Домино» •«Цветная мазайка» •«Пазлы» 2. Дидактические игры: •«Собери сказочного героя» (из частей) •«Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.) •«Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку) «Пароход», «Дом» и т. д. •«Когда это бывает? » - игра с мячом (Спим? - ночью и т. д.) |
| ||
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче. |
Картотека дидактических игр по ФЭМП
(старший подготовительный возраст)
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествия во времени
- Игры на ориентировку в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
- К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
- Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
- В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?"(поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
- Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Составление геометрических фигур
Задания:
- Составить квадрат и треугольник маленького размера
- Составить маленький и большой квадраты
- Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
- Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
- Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
- Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
- Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
- Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
- Составить 3 равных квадрата из10 палочек
- Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
- Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
- Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Цепочка примеров
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический пример, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.
"Помоги Чебурашке найти и справить ошибку"
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы, и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.
"Только одно свойство"
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
"Найди и назови"
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
"Назови число"
Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)
"Сложи квадрат"
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
- Разложить кусочки квадратов по цвету
- По номерам
- Сложить из кусочков целый квадрат
- Придумать новые квадратики.
Игры с цифрами и числами
«Путаница»
Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
«Какой цифры не стало?»
Также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
«Убираем цифры»
Можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.
«Что изменилось?»
«Исправь ошибку» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске или коврографе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
«Чудесный мешочек»
В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.
«Сколько»
На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько?
«Считай - не ошибись!»
В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.
«Которой игрушки не стало?»
Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.
«Кто первый назовет?»
Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
Игры путешествие во времени
«Живая неделя
Семь детей у доски построились и рассчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.
«Наш день», «Когда это бывает?»
Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.
За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.
«Кто работает рано утром?»
Это игра - путешествие. Она начинается чтением стихотворения Б.Яковлева из книги «Утро, вечер, день, ночь»
Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,
Если радио у вас
Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило.
Взрослый: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать, и смотреть, кто и как работает утром». Взрослый помогает ребёнку вспомнить, кто раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т.д.) Вспомните вместе с ребёнком, а что делают утром дети и взрослые. Закончит путешествие можно чтением стихотворения Б. Яковлева или обобщением того, что происходит рано утром.
«Вчера, сегодня, завтра»
Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.
Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т.д.
Игры на ориентировки в пространстве
«Отгадай, кто, где стоит»
Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д.
«Что изменилось?»
На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял, справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.
«Найди похожую»
Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине- большой чайник, справа от него- голубая чашка, слева розовая чашка.
«Расскажи про свой узор»
У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать, как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - прямоугольник, в середине – треугольник.
Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
«Художники»
Проводится с группой или подгруппой детей. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым), вверху, на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
«Найди игрушку»
«Ночью, когда в группе никого не было - говорит воспитатель, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.
«Путешествие по комнате»
Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».
Игры с геометрическими фигурами
«Найди предмет такой же формы»
У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.
Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
«Найди такой же»
Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три - четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
«Кто больше увидит?»
На коврографе в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на коврографе. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно.
Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
«Посмотри вокруг»
Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ, играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
«Геометрическая мозаика»
Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
«Найди свой домик»
Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг, крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.
Дидактические игры. «Величина»
«Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)»
Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово. Например:
Взрослый: Длинный
Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.
«Игра с двумя наборами»
«Давай вместе поиграем», - обращается взрослый к ребёнку и начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая ребёнку сделать то же.
«А теперь найди такое же кольцо», - говорит взрослый и показывает одно из колец. Когда ребёнок выполнит это задание, взрослый предлагает сравнить кольца путём накладывания, а затем продолжить игру кем – либо из детей.
Занимательная математика
«Сделай поровну»
Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребёнку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.
«У кого столько же»
Если нет возможности пригласить для игры 4 – 6 детей, то можно использовать игрушки. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта. Ребёнок должен определить, у кого из играющих карточка с заданным количеством кружков.
«Магазин без продавца»
В магазине (на столе взрослого) – разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый даёт ребёнку карточку – чек, на которой нарисована определённая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ребёнок – покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберёт и опишет форму товара.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Сроки проведения итогов по теме самообразования 2021-2025 г.г.
Форма и место подведения итогов – МБДОУ «Детский сад № 89 "Журавлёнок" компенсирующего вида г. Улан-Удэ»
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. |
|
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. |
| |
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. |
|
Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. |
| |
Ноябрь | Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». | Знакомство с литературой по данной тематике. |
|
Декабрь | Работа над модернизацией группы. | Оформление уголка группы |
|
Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. |
| |
Январь | Разработка плана на месяц, год. | Подбор материала. |
|
Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей. | Знакомство с литературой. |
| |
Февраль | Подготовка презентации по ФЭМП | Подбор материала |
|
Март | Создание методической разработки | Изучение литературы |
|
Апрель | Разработка картотек игр по ФЭМП | Подбор материала |
|
Май | Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
|
Заключение
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
Литература:
В.П. Новикова Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - 2-е изд. испр. - М.: Мозаика - Синтез, 2017
И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.»
Арапова Н.А - Пискарева Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 150 с.Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
Гришина Г.Н. Любимые детские игры /Г. Н. Гришина – М.: Просвещение, 1997.
Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.
Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд, перераб. / Л.С. Метлина. М.: Педагогика, 1984.
Дополнительные игры
Формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Работа с волшебным палочками"
Цель: Закрепление у детей полученных элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные
-закрепить счет в пределах 10;
-умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
-уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
-закрепить умение ориентироваться в пространстве;
-закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
-упражнять в порядковом счете, в решении логических задач.
Развивающие
-развивать мышление, память, внимание, речь детей, воображение и способности к конструированию.
Воспитательные
-воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Тема НОД соответствует возрастным особенностям детей. До проведения НОД и во время него были соблюдены санитарно гигиенические требования и нормы для сохранения здоровья детей. Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание НОД соответствовало поставленным задачам. Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Работа с волшебными палочками» и общей целью закрепление у детей полученных элементарных математических представлений. Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.)
Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно ситуационный метод. Детям было предложено найти от кого письмо и помочь их лучшему другу Ване. Интерес к деятельности детей сохранялся на протяжении всего времени. Я считаю, что этому способствовали те методические приёмы, которые я использовала. Выбор заданий со сменой деятельности, был обусловлен логикой самого занятия. Включение физминутки способствовало снятию мышечного напряжения, эмоциональному отдыху. Дети были активны, у них сохранялся интерес на протяжении всего занятия. С поставленными целями и задачами в целом дети справились.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей создавались проблемные ситуации (решение заданий), направленные на решение поставленных задач.
В заключительной части НОД также использовала игру, которая позволила закрепить положительные результаты занятия. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых обучающих заданиях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление, логические задачки на закрепление числа и цвета, выделение их свойств, закрепление знания количественного и порядкового счета до10, соотношение с количеством предметов. Все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи, формирование элементарных математических представлений у детей. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Во время НОД дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности. Деятельность НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная. Методы: 1. Словесный (вопросы к детям, стихотворения, загадки, поощрение)
2. Наглядно – демонстрационный
3. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач)
4. Игровой (помощь другу Ивану, задания)
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности, словом)
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка. Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Во время НОД соблюдались нормы педагогической этики и такта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию педагога "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа разработана для младшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по самообразованию для педагога
Применениемузыкально-дидактические игр и пособий, которые воздейстуют на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в ...
Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Программа по самообразованию педагога
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упоряд...
Планы и программа по самообразованию педагога на 2019-2023 уч. год
Планы по самообразованию педагога на 2019-2020 уч. год...
Программа профессионального самообразования педагога «Кинезиологические сказки как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ТНР в группе компенсирующей направленности .» 2021-2022г
Программа профессионального самообразования педагога...
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...