Планы работы педагога-психолога на учебный год
учебно-методический материал
Соответствует ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы психолога 20-21 | 29.62 КБ |
Программа доп образования Арт-терапия | 559.03 КБ |
План по профилактике жестокого обращения | 14.37 КБ |
План работы с неблагополучными семьями | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора структурного подразделения д/с «Звездочка»
_________________В.В Медведева
«_____» ________________2020г.
План работы педагога - психолога
структурного подразделения д/с «Звездочка»
на 2020-2021 год
Годовые задачи ДОУ:
- Совершенствовать работу по созданию условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия.
- Развитие познавательно-речевой активности детей в предметно-развивающей среде через реализацию игровых проектов.
- Повышать эффективность воспитательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Способствовать формированию целостной картины мира, обогащению социального опыта ребенка через проектную и игровую деятельность.
- Развивать все стороны тесного сотрудничества ДОУ и семьи, используя различные формы взаимодействия с родителями для успешной социализации и адаптации дошкольников в окружающем мире.
Цель психологической работы: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармонического развития их личности в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- создавать благоприятные психолога–педагогические условия для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода;
- помогать детям в адаптации к дошкольному учреждению;
- развивать эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;
- в целях профилактики нарушений психологического здоровья создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
- обеспечивать сотрудничество с родителями в практике психолого-педагогического партнерства;
- изучить и проанализировать индивидуальные особенности развития ребенка, с целью создания условий для всестороннего, гармоничного развития его личности.
- способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.
- содействовать повышению психолога–педагогической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Основные направления работы: психодиагностическая работа; психопрофилактическая работа; психоразвивающая и психокоррекционная работа; психопросветительская работа; методическая работа.
№ | Направление деятельности, виды деятельности | Форма работы с указанием тематики | Объект деятельности | Сроки проведения | Форма отчетности |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 14 15 16 | Психодиагностическая работа: Коррекционно-развивающая работа Консультативная работа Психопрофилактическая работа Психодиагностическая работа: Коррекционно-развивающая работа: Консультативная работа: Психопрофилактическая работа: Психодиагностическая работа Коррекционно-развивающая работа: Консультативная работа: Психопрофилактическая работа: Психодиагностическая работа Коррекционно-развивающая работа: Консультативная работа: Психопрофилактическая работа: | а) Наблюдение за адаптацией детей в дошкольном учреждении. Психолого-педагогические параметры готовности ребенка к адаптационному периоду к условиям МДОУ.(Смирнова Е.О, Ермолова Т.В) б) Изучение личностных особенностей детей (методика Гуськова Т.В, Елагиной М.Г) -Диагностика нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста (Я.Н. Кушнир) -Методика определения типа темперамента (Лаврентьева Г.П, Титаренко Т.М) -Психологическая диагностика эмоционального развития ребенка (Стрелкова Л.П). в) Анкетирование родителей «Особенности поведения моего ребенка» г) Диагностика психического развития детей д) Изучение отношения к себе в период кризиса трех лет а) Коррекционно-развивающие занятия по проблемам адаптации детей (16 занятий) Е.Е. Алексеева б) Психологическое сопровождение процесса адаптации (наблюдение, беседы) в) Психогимнастика для детей имеющие трудности в поведении (Е.А. Алябьева) г) Игры и упражнения направленные развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы ребенка. Д) Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы М.А. Федосеева -Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем. -Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком. Психогимнастические упражнения, этюды на снятия тревожности в адаптационный период. Р.Р. Калинина - «Неделя интеллектуалов» а) Оформление стендов «Уголок психолога» - Мой малыш поступает в детский сад» - Создание благоприятных условий для адаптации детей в группе» - Проблемы адаптации: «Что происходит с ребенком?» г) «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка в период кризиса трех лет» Памятки для родителей и педагогов д) «В детский сад с радостью» (Презентация для родителей» е) Консультация для педагогов « Особенности интеллектуального развитие детей младшего дошкольного возраста» ж) Тревожность в адаптационный период (Информационное сообщение ) а) Родительское собрание « Фактор, влияющий на характер адаптации ребенка» б) Памятка для родителей и педагогов « Кризис трех лет, как помочь ребенку?» в) «Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста» (Стендовая информация) г) «Что нужно делать для решения проблем адаптации детей к дошкольному учреждению» («Страничка психолога» Газета детского сада) д) Групповые консультации «Проблемы раннего возраста» «Болезненная привязанность к матери» е) Обеспечение информированности родителей о жизни ребенка в МДОУ и поддержание контакта с семьей. ж) Оказание помощи в период адаптации, разработка рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок (памятки) з) Тренинговое занятие для родителей «Мир эмоций в семье» и) Анкетирование родителей «Особенности поведения моего ребенка» а) Диагностика уровня развития психических процессов детей, среднего возраста, (обследование при переходе на новый возрастной этап) б) Анкетирование родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка (Матвеева Л.Г) в) Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия а) Коррекционно-развивающие игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Тихомирова Л.Ф. б) «Детский сад и семья - лучшие друзья» Неделя открытых занятий в) Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников Н.Ю Куражевой «Цветик – Семицветик» г)«Неделя интеллектуалов», «Приключение в стране шашек» д) Математический проект «Умники и умницы» а) Особенности психического развития детей 4-5 лет (стендовая информация) б) Развитие эмоциональной сферы личности ребенка (памятка) в) Проблемы общения со сверстниками «У ежика не было друзей» (информационное сообщение) г) Памятка для педагогов и родителей по преодолению трудностей в общении детей среднего возраста а) Участие в родительском собрании « Путешествие в мир эмоций ребенка»- деловая игра б) Развитие познавательных процессов детей среднего дошкольного возраста в) Тренинг педагогического общения направленный на организацию групповой дискуссии «Справедливость» О.Евтихов. г) Формирование у детей навыков конструктивного общения со сверстниками. (Круглый стол) а) Диагностика детей к школьному обучению б) Анкетирование родителей « Готов ли ваш ребенок к неожиданностям» в) Диагностика эмоционально-личностного развития детей (самооценка, тревожность, мотивация, агрессивность и т.д) г) Оценка способностей детей с помощью опросника для педагогов и родителей. а) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия , направленные на качественную подготовку детей к школе б) Развивающие игры и упражнения направленные на развитие социально-личностных способностей у детей. в) «Неделя интеллектуалов» групповые формы работы. г) Презентация индивидуальных маршрутов развития д) Математическая викторина «Умники и умницы» е) Программа психолого-педагогических занятий а) « Мы ищем таланты» консультации по вопросам одаренности детей дошкольного возраста б) Психологическая обстановка в семье «Ребенок плохо учится» в) «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению» «Предшкольная тревожность» г) «Готовим руку к письму» Памятки для родителей д) «Как преодолеть трудности в обучении детей» а)Психофизиологическая готовность к школе б) «Если ребенка дразнят – формирование адекватной самооценки» в) Проблемы адаптации в школе «Мне трудно жить» а) Диагностика детей к школьному обучению б) Анкетирование родителей « Готов ли ваш ребенок к неожиданностям» в) Диагностика развития креативных способностей детей а) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия , направленные на качественную подготовку детей к школе б) Развивающие игры направленные на развитие интеллектуальных, творческих способностей у одаренных детей дошкольного возраста. в) «Неделя интеллектуалов» групповые формы работы. « Мы ищем таланты» консультации по вопросам одаренности детей дошкольного возраста б) Психологическая обстановка в семье «Ребенок плохо учится» в) «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению» г)Тематическая консультация для родителей «Тренируем память и внимание» д) Консультирование по итогам диагностики «Учите дошкольника управлять своим поведением» е) «Словесные способы поощрения и поддержки» ж) Выставка педагогической литературы «Влияние психического и психологического здоровья дошкольников при подготовке к школьному обучению» а) Заседание клуба родителей «Влияние психологического микроклимата на здоровье дошкольника» - «Путь к успеху». Развитие личностных и деловых качеств педагога МБДОУ. Комплекс тренинговых занятий. б)Семинар для педагогов «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника» в)Стендовая информация «Психологический портрет ребенка 6-7 лет» г) Тренинг для родителей будущего первоклассника «На пороге в школу» д)Встреча с педагогами школы, узкими специалистами информационное сообщение «Экипировка будущего первоклассника»,»Как правильно организовать рабочее место первоклассника. е) Опыт семейного воспитания в России ж) Творческая гостиная для родителей на тему; «Мое общение с ребенком» | Дети 2-3 лет Вновь прибывшие дети Родители Дети 2-3 лет Дети 2-3 лет Родители Специалисты МБДОУ Педагоги Специалисты МБДОУ Педагоги, родители Педагоги Специалисты МБДОУ Педагоги, родители Родители Педагоги, родители Родители. педагоги Родители Педагоги Родители Педагоги Педагоги Родители педагоги Педагоги Педагоги Родители Родители Дети 5-6 Родители Дети 5-6 Дети 5-6 Дети, педагоги, родители
Дети 5-6 Родители Педагоги Родители Педагоги Родители Педагоги Родители Родители Педагоги Днти5-6 лет Родители, педагоги Дети 6-7 лет Дети 6-7 лет Родители подготовительной группы Дети 6-7 лет Педагоги, родители Педагоги Родители, педагоги Педагоги Родители Педагоги Родители Педагоги
Дети 5-7 лет Дети 5-7 лет Дети 5-7 лет Педагоги Родители Дети 5-7 лет Педагоги Родители Родители Подготовительная группа Родители Родители Педагоги Родители Педагоги Учителя школ Родители Педагоги Октябрь Педагоги, специалисты. Педагогические чтения | Сентябрь Октябрь Октябрь - Ноябрь Ноябрь - Декабрь Январь Февраль-март Октябрь Октябрь Ноябрь Сентябрь, январь Октябрь - Ноябрь В течение года Период адаптации В течении года В течении года Октябрь В течение года Весь период адаптации В течение года Сентябрь , ноябрь Декабрь Январь Октябрь-май Октябрь-май Ноябрь Октябрь Сентябрь, Октябрь ноябрь Декабрь Январь Февраль В течении адаптационного периода В течении года Март Октябрь-декабрь Октябрь В течение года Ноябрь-апрель Февраль, март Октябрь Январь Октябрь Январь Февраль Март Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Сентябрь-октябрь Октябрь-ноябрь В течение года В течение года Октябрь Февраль-март Октябрь Ноябрь Январь-февраль Март Апрель Май Сентябрь-Май Октябрь, ноябрь Апрель, май Декабрь Февраль Сентябрь-октябрь Фераль Март Апрель В течении года Февраль Март Апрель Октябрь Ноябрь Январь Февраль Октябрь Ноябрь Декабрь Ноябрь Декабрь В течении года Февраль Март апрель | Адаптационные листы Карта наблюдений Заключение о результатах анкетирования Протокол заключения об уровне развития Протокол обследования Протокол обследования Заключение по результатам диагностики. Журнал учету индивидуальных и групповых форм работ Журнал групповых и индивидуальных форм работы Журнал групповых форм работы Журнал учета групповых форм работы Журнал учета групповых форм работы Журнал групповых и индивидуальных форм Журнал консультаций Журнал взаимодействия Журнал консультаций Журнал консультаций Журнал взаимодействия Журнал взаимодействий Журнал консультаций Журнал консультаций Журнал консультаций Журнал консультаций Журнал взаимодействия Журнал консультаций Журнал групповых и индивидуальных форм работы Заключение по результатам анкетирования Журнал индивидуальных форм работы Заключение по результатам анкетирования Заключение Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы Мини-лекция Памятки для родителей и педагогов Оформление информационно-просветительской папки «Странички психолога» Памятки, информационное сообщение Журнал взаимодействия Журнал консультаций Журнал работы с родителями и педагогами Журнал групповых и индивидуальных форм работы Заключение по результатам диагностики Журнал учета индивидуальных форм работы Заключение по результатам диагностики Журнал учета групповых индивидуальных форм работы Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы Журнал учета групповых форм работы Журнал учета групповых форм работы Журнал консультаций Журнал консультаций Выступление на родительских собраниях. Информационное сообщение, памятки, журнал учета групповых консультаций Журнал учета видов работы Оформление информационно-просветительской папки «Странички психолога» Журнал взаимодействия с педагогами Заключение по результатам диагностики Журнал взаимодействия Заключение по результатам диагностики Заключение по результатам диагностики Заключение по результатам диагностики Журнал учета групповых форм работы Журнал учета групповых форм работы Журнал учета групповых, индивидуальных форм работы. . Журнал консультаций Справка на педагогическом совете Журнал консультаций Журнал учета. Информационное сообщение Стендовая информация для родителей и педагогов Журнал консультаций Мини-лекция Журнал взаимодействия Презентация с последующей выставкой Журнал взаимодействия |
Составитель: педагог-психолог Небогатова М Н
----.09.2020
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
структурное подразделение детский сад «Звездочка»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ИСОШ № 1
структурное подразделение детский сад «Звездочка»
Л.А.Маслакова___________________
«____»__________________2021г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «АРТ-ТЕРАПИЯ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ)
Возраст учащихся: 6- 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы:
Педагог-психолог М.Н.Небогатова
Игрим 2021
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для проведения факультативных и кружковых занятий детей с ОВЗ.
Актуальность программы. Вовлечение детей с ОВЗ в творческий процесс эффективно решает проблемы укрепления их физического и психологического здоровья, развития позитивной самооценки, креативности, эмоционально-волевой сферы.
Основная цель - развитие творческих способностей и нравственных качеств у детей с ОВЗ.
Задачи:
- развитие знаний, умений по созданию рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, в стиле оригами, сочинению сказок;
- приобретение умений применять знания в практической деятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие нравственных качеств;
- формирование сплоченности.
Методы: арт-терапевтические (сказкотерапия, куклотерапия, создание работ из пластилина, аппликация, изотерапия, оригами, музыкотерапия).
Планируемые результаты реализации программы
Образовательные результаты:
учащиеся понимают:
- технику безопасности на занятиях;
- особенности и способы обработки различных материалов (бумага, пластилин);
- процесс создания рисунков, поделок, аппликаций, коллажа.
умеют:
- соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами;
- работать с трафаретами;
- изготавливать поделки;
- создавать пальчиковые куклы;
- добросовестно относиться к работе;
- подбирать гармоничные цвета и оттенки.
владеют:
- правилами безопасности труда с режущими инструментами;
- навыками изготовления изделий из пластилина, в стиле оригами.
Личностные результаты:
- развитие коммуникативной культуры;
- сформирована толерантность;
- формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережного отношения к вещам;
- развитие творческая активность, любознательности и инициативности;
- развитие отзывчивости, доброты.
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать действия с помощью педагога;
- развитие сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- формирование активности в условиях инклюзивного образования.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 68 ч.
Форма работы: подгрупповая, групповая.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
- Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- стол, стул;
- колонки;
- интерактивная доска.
- Кадровое обеспечение: педагог-психолог (либо может поводить занятия педагог дополнительного образования, учитель начальных классов).
- Методическое и дидактическое обеспечение:
- развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения на расслабление всего организма, дыхательная релаксационная гимнастика, упражнения для глаз, релаксация мышц рук, ног, туловища);
- раздаточный материал (бумага, картон, пластилин, фломастеры, карандаши, краски, крахмал).
В основу программы положена следующая главная разработка: практика сказкотерапии / под ред. Н. А. Сакович.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Дата | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов | Предполагаемый результат |
1. | Занимательные рисунки и круги | Создание законченных рисунков, в которых были бы круги и имеющиеся линии | 1 | Установление контакта, развитие творческих способностей | |
2. | Волшебная поляна | Прослушивание сказки про имена «Волшебная поляна», с созданием рисунков-образов своего имени под приятную инструментальную музыку | 1 | Возникновение интереса к своим именам; развитие креативности | |
3. | Путешествие в страну Фантазию. Создание кукол – жителей Фантазии | Создание пальчиковых кукол – героев различных сказок | 1 | Развитие моторики, креативности | |
4. | Волшебный лес | Создание аппликации - волшебного леса (на воображение ребенка) | 1 | Развитие умений пользоваться шаблонами и трафаретами, знания простейших навыков вырезания | |
5. | Чудо-остров из пластилина | Создание сказочного острова с использованием пластилина (на листе картона или ватмана) | 1 | Развитие мотивации к творческому труду, творческой активности и любознательности | |
6. | Рисунок Страны Чувств | Прослушивание сказки про страну чувств с последующим созданием рисунка | 1 | Развитие нравственных качеств и творческого вовлечения в процесс | |
7. | Кукольное королевство | Создание сказочных персонажей (пальчиковых кукол и кукол в стиле оригами) | 1 | Развитие моторики; навыков изготовления несложных изделий и шаблонов | |
8. | Создание рисунков-ассоциаций | Создание рисунков, демонстрирующих ассоциации ребенка с предметом, сказочным героем и т.п. | 1 | Развитие креативности, умения приобретать гармоничные цвета и оттенки, формирование мировоззрения, способности понимать свое место в мире | |
9. | Тепло другому с помощью поделок и рисунков-Теплышек | Прослушивание «Сказки о Нежных Теплышках» (К.Штайнер) под спокойную музыку. Сочинение продолжения сказки. Создание Теплышек-рисунков и поделок из пластилина (солнышек, улыбок, цветов и т.п.) с последующим вручением их членам семьи, друзьям и т.п. | 1 | Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, нравственных качеств | |
10. | Представь под музыку и нарисуй | Использование упражнений-медитаций с последующим рисованием представленных образов (моря, леса и т.п.) | 1 | Развитие творческих способностей и навыков релаксации | |
11. | Страна Фантазия из пластилина | Создание страны Фантазии из пластилина. Прослушивание фрагмента сказки М.Энде «Бесконечная книга» под музыку о Фантазии | 1 | Развитие моторики и творческих способностей | |
12. | Создание рисунков «Я в Волшебном Зеркале» | Прослушивание отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» под музыку о воротах Волшебного Зеркала. Создание рисунков «Я в волшебном зеркале» (Я глазами себя, Я глазами других), и ворот из картона и бумаги (ребенок сам придумывает) | 1 | Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, техники вырезания и нравственных качеств | |
13. | Свети тень. Рисование светлых и темных образов | Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о тени. Рисование рисунков-образов | 1 | ||
14. | Навстречу везению. Лепка подарков из пластилина | Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Драконе Везения. Создание новогодних подарков из пластилина (солнышек, цветов и т.п.) членам семьи и друзьям; лепка произвольно доброго дракона | 1 | ||
15. | Ворота Сфинксов. Рисование своих успехов и лепки отгадок разных загадок | Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Воротах Сфинксов. Создание рисунков, отображающих свои успехи, отгадывание различных загадок и лепки их отгадок. Придумывание ребенком из картона и бумаги ворот. | 1 | ||
16. | Создание аппликации «Рудник сновидений» | Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Руднике Сновидений; создание аппликаций, изображающих свои сны | 1 | Развитие умения вырезать из бумаги, складывать гармошкой, работать с трафаретами, формирование техники безопасности, здорового образа жизни | |
17. | Ворота без Ключа. Вырезание ключей из бумаги и картона | Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Воротах без Ключа. Создание ключей из бумаги, картона (с использованием воображения ребенка). | 1 | Развитие творческих способностей, навыков вырезания, умения аккуратно выполнять работу | |
18. | Кукла-Многоликая Королева | Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Детской Королеве. Создание пальчиковой куклы-Королевы и рисунка замка, где она живет | 1 | Развитие творческих способностей и индивидуальности и умения вырезания | |
19. | Бесконечная Фантазия. Создание альбомов | Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Фантазии. Создание красочных альбомов с рисунками о путешествии по стране Фантазия и пожеланиями | 1 | Развитие творческих способностей, умения подбирать цвета и оттенки | |
20. | Встреча со сказкой детства. Создание рисунка на сказочную тему | Создание рисунка – сказочного мира (изображенного в любимой сказке детства) | 1 | Развитие творческих способностей | |
21. | Лепка удивительных существ | Лепка удивительных существ из пластилина из слепленных шариков любого цвета | 1 | Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей | |
22. | Создание масок | Создание произвольно масок, отражающих внутренний мир ребенка (маска Доброты, маска Улыбки и т.п.) | 1 | Развитие навыков самопознания | |
23. | Театр масок | Придумывание истории, где будут участвовать созданные маски. Проигрывание ее. | 1 | Развитие творческих способностей | |
24. | Люди и куклы | Создание пальчиковых кукол-автопортретов | 1 | Развитие навыков самопознания | |
25. | Весь мир-театр | Придумывание сказки на любую тему и разыгрывание ее | 1 | Развитие творческой индивидуальности | |
26. | Цвета жизни | Смешивание различных цветов и создание спонтанных рисунков с ними | 1 | Развитие способности находить гармоничные цвета и оттенки | |
27. | Ярмарка идей | Создание поделок из пластилина с записанными красочно на бумаге текстами различных песен (композиции иллюстрируют песни: например, под песню «Голубой вагон» можно слепить вагончик голубого цвета) | 1 | Развитие групповой сплоченности и креативности | |
28. | Создание рисунков «Окна в будущее» | Создание триптиха-картины «Я в прошлом, настоящем и будущем» (на воображение ребенка) | 1 | Развитие рефлексии | |
29. | Путешествие на планету Творчества | Создание рисунков-планеты Творчества и лепка ее обитателей (ребенок придумывает сам под руководством взрослого) | 1 | Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук | |
30. | Рисование собственного образа | Анализ ребенком ассоциаций, связанных с самим собой. Рисование своего образа | 1 | Развитие рефлексии | |
31. | Создание «Звездной карты жизни» из пластилина | Анализ ребенком своей жизни с помощью творческого создания «карты» из пластилина (придумывание планет любого цвета, названия им (например, мои близкие люди – с указанием людей, мои любимые цвета, мои увлечения и т.п.) | 1 | ||
32. | Создание рисунка «На перекрестке дорог» | Создание рисунка-перекрестка с выбором пути (обозначение и обоснование выбора) | 1 | Развитие возможностей для личностной самореализации | |
33. | Создание рисунка «Карта страны чувств» | Рисование самих себя и закрашивание участков определенным цветом – своих чувств | 1 | Развитие нравственных качеств и навыков рефлексии | |
34. | Рисование своего «дракона» - негативных чувств | Создание рисунка дракона с негативными чувствами, испытываемыми ребенком; закрашивание или уничтожение впоследствии рисунка | 1 | Развитие нравственных качеств и творческих способностей | |
35. | Создание рисунка «Дом моей души» | Представление под музыку своего внутреннего мира в виде дома и его изображение (либо создание дома из картона, бумаги или пластилина) | 1 | Развитие рефлексии и творческих способностей | |
36. | Создание коллажа «4 стихии» | Создание коллажа под музыку «4 стихии» (воздух, вода, земля, огонь) | 1 | Развитие навыков вырезания и творческой индивидуальности | |
37. | Создание «Рисунков времени» | Рисование под музыку символов времени (реки, коня, дороги и т.п.) | 1 | Развитие личностной самореализации | |
38. | Король умер. Да здравствует король! | Рисование «Круга воли» под музыку (создание кругов решительности, настойчивости, смелости, самостоятельности, целенаправленности, инициативности, выдержки, дисциплинированности; закрашивание ребенком их секторов либо полностью любым цветом – в зависимости оттого, как ребенок оценивает развитость у себя этих качеств). Красочное создание открыток с пожеланиями друг другу | 1 | Развитие нравственных качеств, умения подбирать нужные цвета, творческих способностей | |
39. | Галерея чуда | Создание книжек-визиток. Творение красок | 1 | Развитие умения подбирать цвета, работать над рисунками, складывания бумаги | |
40. | Рисование придуманных сказочных существ и сочинение по ним сказок | Процесс рисования придуманных сказочных существ и сочинения сказок с их участием | 1 | Развитие творческих способностей | |
41. | Общая сказка | Коллаж «Создание сказочной страны» | 1 | Развитие навыков вырезания, умения пользоваться ножницами, соблюдать технику безопасности | |
42. | Обыкновенное чудо | Прослушивание под музыку «Сказки о Волшебнике». Рисование чувств от этой сказки (кружков с выбранным ребенком цветом; число кружков – по желанию, кружкам дается название) | 1 | Развитие нравственных качеств и креативности | |
43. | Сказочные зачины и сочинение продолжения сказок | Предоставление ребенку любых сказочных зачинов с сочинением им продолжений; создание рисунков (поделок из пластилина, аппликаций, иллюстрирующих продолжение сказок) | 1 | Развитие творческих способностей | |
44. | Создание презентации из рисунков к сказке «Котенок». Начальный этап | Прослушивание сказки «Котенок» (И.Стишенок). Создание последовательных рисунков к ней с целью последующей разработки презентации | 2 | Развитие доброжелательности, отзывчивости, творческих способностей | |
45. | Создание презентации из рисунков к сказке «Котенок». Завершающий этап | ||||
46. | Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Услышать свой день». Начальный этап | Прослушивание сказки «Услышать свой день» (О.Чеснокова). Создание композиций из пластилина на картоне, иллюстрирующих ее содержание | 2 | Развитие творческих способностей, нравственных качеств | |
47. | Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Услышать свой день». Завершающий этап | ||||
48. | Создание книги с иллюстрациями из сказки «Драгоценность». Начальный этап | Прослушивание сказки «Драгоценность» (Н.Сакович). Создание книги из бумаги с иллюстрациями, отражающими ее содержание | 2 | Развитие творческих способностей, умения точно и аккуратно выполнять работу, мелкой моторики рук | |
49. | Создание книги с иллюстрациями из сказки «Драгоценность». Завершающий этап | ||||
50. | Создание серии рисунков с иллюстрациями из сказки «Сон». Начальный этап | Прослушивание сказки «Сон» (Н.Сакович). Создание серии рисунков, отражающих ее содержание | 2 | Развитие творческих способностей | |
51. | Создание серии рисунков с иллюстрациями из сказки «Сон». Завершающий этап | ||||
52. | Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Колючка» Начальный этап | Прослушивание сказки «Колючка» (И.Стишенок). Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих ее содержание | 2 | Развитие доброжелательности, отзывчивости, творческих способностей | |
53. | Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Колючка» Завершающий этап | ||||
54. | Создание серии аппликаций и рисунков, иллюстрирующих сказку «Птица и яйцо». Начальный этап | Прослушивание сказки «Птица и яйцо» (И.Шах). Создание аппликаций и рисунков, иллюстрирующих ее содержание | 2 | Развитие творческих способностей, умения точно и аккуратно выполнять работу, мелкой моторики рук | |
55. | Создание серии аппликаций и рисунков, иллюстрирующих сказку «Птица и яйцо». Завершающий этап | ||||
56. | Праздник белых журавлей. Знакомство с созданием журавликов в стиле оригами | Любая презентация о Дне Победы. Изготовление журавликов в стиле оригами | 2 | Развитие техники складывания из бумаги | |
57. | Праздник белых журавлей. Процесс их создания | ||||
58. | Рисование в стиле эбру. Знакомство | Знакомство с данной техникой | 2 | Развития умения создавать рисунки в стиле эрбу | |
59. | Рисование в стиле эбру. Процесс создания рисунков | Процесс рисования | Развитие творческих способностей | ||
60. | Заключение. Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Рождение | Спонтанный танец под музыку. Создание куклы-девочки | 8 | Анализ творческих способностей детей | |
61. | Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Кто я? | Создание рисунка на тему: «Кто я?» | |||
62. | Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Маленькая страна | Создание композиции из пластилина на тему: «Страна моей души» | |||
63. | Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Девочка и принц | Создание куклы-принца и книги (иллюстрации для нее дети придумывают сами) из сложенных листов бумаги | |||
64. | Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Книга | ||||
65. | Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Мир моих чувств | Создание композиции из пластилина и бумаги на тему: «Мир моих чувств» | |||
66. | Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Мальчик и старик | Сочинение сказки с последующим созданием рисунка под музыку на тему: «Мальчик и старик» | |||
67. | Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Ты да я, да мы с тобой | Создание красочных открыток в подарок с пожеланиями друг другу | |||
68. | Подведение итогов. Вручение грамот за проделанную работу в течение учебного года | Впечатления детей от занятий. Вручение под торжественную музыку грамот (или благодарностей) за проделанную работу | 1 | Подведение итогов | |
ИТОГО 68 ч. |
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
- Энде М. Бесконечная книга. Ташкент: Шарк, 1992.
ПРИЛОЖЕНИЯ
К занятию 3
Процедура изготовления пальчиковой куклы
(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)
«На листе плотного картона нарисовать голову куклы и шею. Шея у всех кукол длинная — приблизительно 4,5 см и шириной 1-1,5 см. Когда кукла с длинной шеей вырезана, изготавливаем держатель для куклы, который потом ребенок наденет на указательный палец. Для этого на листе бумаги для рисования отмерить прямоугольник размером 5 на 6 см. Прямоугольник сворачивается в трубочку и склеивается. В надетую на палец «трубочку-держатель» ребенок вставляет голову куклы. Дополнительно можно сделать кукле костюм, украшения и т. д.»
К занятию 4
Примеры трафаретов «Волшебный лес»
К занятию 17
Пример трафарета ключа
К занятию 22
Процесс создания маски
(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)
«На листе бумаги рисуется овал по размеру лица ребенка, определяется место для глаз и рта и затем с использованием красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. После завершения изображения маску необходимо вырезать, надеть себе на лицо».
К занятию 38
«Круг воли»
(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)
К занятию 39
Рецепт изготовления «волшебных» красок
(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)
«150 г муки, 1 ч. л. соли, 1 ст. л. растительного масла, немного клея ПВА, вода до консистенции густой сметаны, гуашь (цвет по желанию)».
К занятию 43
Примеры сказочных зачинов
(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)
1.«Выдолбил дятел в осине дупло, сделал гнездо и вывел деток— трех дятликов. Растут маленькие, и радуется дятел. «Выращу, — думает, — деток, будет мне в старости помощь». Не умел он радоваться про себя, а раструбил на весь лес о своих детях. Кого ни встретит— всем хвастается: «Ох, и какие же у меня славные детки! И умные, и пригожие. Других таких ни у кого нету!..»
Прослышала об этом лиса. Захотелось ей отведать молодых дятловых птенчиков.
2.Родился в одном царстве-государстве наследник. Собрались гости на родины. Пьют, веселятся. А отец сидит, как туча черная, и все плачет. Кто его ни спросит, чего он плачет, — никому ничего не говорит. Поначалу думали, что это он от радости — понятно, сына дождался! А потом и спрашивать перестали.
3.Жили муж и жена. А детей у них не было. Горюет жена: некого поколыхать, некого утешить...
Пошел однажды муж в лес, вырубил из ольхи полено, принес домой к жене и говорит: «На, поколыхай».
Положила жена полено в колыбель и давай колыхать, песенки напевать: «Люли-люли, сынок, с белыми плечами, с черными очами...»
4.В прежние времена было так: как состарится отец, завезет его сын в глухую пущу и бросит там...
Вот однажды повез сын отца в пущу. Жаль ему отца— сильно любил он его, да что поделаешь! Не повезешь — люди засмеют, старых обычаев, скажут, не держится. Еще из села выгонят...
Едет он невеселый, а отец и говорит ему: ...
5.Жил-был дедов сын без имени. Подрос мальчик, стал на улицу ходить. Гуляет с детьми, а те не знают, как его звать. А потом сами придумали ему имя: Безымянный. У всех имена как имена, а он — Безымянный!
Приходит он раз с улицы и спрашивает у матери: «Почему это, мама, у всех имена, а у меня нету?»
6.Жил дед с бабой. И были у них дочки — дедова дочка и бабина дочка. Дедову дочку звали Галя, а бабину— Юля.
Баба дочку свою родную любила да холила, а дедову в черном теле держала, все старалась ее со свету сжить.
Пошел раз дед на ярмарку, купил бычка-третьячка. Привел домой и говорил дочкам: ...
7.В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Царство у него было небольшое, при желании его можно было объехать за два дня. Но король уже не помнил, когда в последний раз он объезжал свои владения. Уже который день он сидел на своем троне и грустил. Его одолевала печаль-тоска. Единственный, кто был рядом, — шут. Он сидел у ног короля и нес всякую чушь.
Бездействие короля совсем не нравилось народу. Люди собирались перед окнами и кричали: «Свергнуть! Свергнуть!»
Король достал из своих ножен меч и воскликнул: ...
8.Однажды, вылетев из клетки, попугай попал на птичий двор. Он подумал: «Я среди своих, и у меня есть возможность по-настоящему показать себя! Все узнают, какой я умный, какой образованный, какой молодец!»
Попугай сел на забор и стал говорить на разных языках, копировать разных людей и животных, читать стихи и песни.
Птичий двор реагировал по-разному...
9.В далеком лесу была школа Мудрой совы. Говорили, что она знает ответы на все вопросы и может решить любую задачу. Но вот однажды...
10.В королевстве эльфов был Дворец великих знаний. Там преподавали самые умелые и знающие, самые глубокие и непостижимые, самые добрые и любящие учителя. А учились там самые талантливые и работящие, самые внимательные и отзывчивые дети со всех десяти королевств. Главным мудрецом и учителем этого Дворца был могущественный Мерлин.
С недавнего времени во Дворце стали происходить странные вещи...
11.В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
12.Жили-были две росинки на лесном цветочке. Они встретились после весеннего дождика, им понравилось быть вместе и они, прячась от солнышка под листочками цветка, мечтали о счастье. Однажды ночью похолодало, и, как росинки ни старались согреться, одна из них заледенела...»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
структурное подразделение детский сад « Звездочка »
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
2019-2020 гг.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с родителями | |||
1. | Составление банка данных о семьях воспитанников, социального паспорта групп и ДОУ. | Сентябрь | Педагог-психолог |
2. | При приеме вновь поступивших детей в ДОУ: - беседа с родителями при приеме документов в ДОУ; - беседа мед. сестры с родителями | В течение года | Заведующая. Педагог-психолог Мед. Сестра. |
3. | Выпуск буклетов для родителей: - «Жестокое обращение с детьми» - «Наши привычки – привычки наших детей» - «Телефон доверия» - «Работа Уполномоченного по защите прав детей в ДОУ» - «Право на счастливое детство: профилактика жестокости в семье» | В течение года | Педагог - психолог |
4. | Выставка рисунков в группах и на стенде: «Моя мама», «Наша дружная семья», «Любимые семейные праздники» | Педагог-психолог, педагоги по кружковой работе | |
Работа с педагогами | |||
1. | Инструктаж педагогических работников по профилактике жестокого обращения с детьми, выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Сентябрь Декабрь Май | Заведующая. Педагог-психолог Мед. Сестра. |
2. | Ведение документации по работе с семьями воспитанников, контроль воспитателя за состоянием здоровья воспитанников, его внешним видом, соответствием одежды сезону, выявлению признаков жестокого обращения с детьми | Постоянно в течение года. | Воспитатели |
3. | Консультации: - «Педагогическая этика в работе педагога» - «Особый ребенок: как с ним найти общий язык» - «Агрессия порождает агрессию: можно ли ее предотвратить» | Декабрь Февраль Апрель | Педагог - психолог |
Работа с детьми | |||
1. | Проведение Недели психологии и психологических акций для укрепления детско-родительских отношений | В течении года | Педагог-психолог |
2. | Проведение психологической диагностики эмоционального состояния детей | Ноябрь Апрель | Педагог-психолог |
3. | Слушание терапевтических сказок на нравственную тематику: -сказки для воспитания доброты - сказки для коррекции поведения Вашего ребенка | В течении года | Воспитатели |
4. | Проведение индивидуальных коррекционных занятий с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере | В течении года | Педагог-психолог воспитатели |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ИСОШ № 1
структурное подразделение детский сад «Звездочка»
Л.А.Маслакова___________________________
План работы МБОУ ИСОШ № 1
структурное подразделение детский сад «Звездочка»
с неблагополучными семьями и профилактических мероприятий
по предупреждению нарушения прав детей в семье
Учебный год 2021-2022
Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Разработка Положения о постановке на внутрисадовый учет и снятии с учета | Сентябрь | Администрация, воспитатели, педагог-психолог |
Выявление неблагополучных семей | В течение года | Администрация, воспитатели, педагог-психолог |
Изучение причин неблагополучия семьи | По мере выявления | Воспитатели, педагог-психолог, органы опеки и попечительства |
Ведение картотеки неблагополучных семей | В течение года | Педагог-психолог |
Консультации для педагогов | По плану | Педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
Консультации для родителей | По плану | Педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему: «Права детей» | В течение года | Педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей | Сентябрь | Администрация |
Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей | По мере необходимости | Администрация, воспитатели, педагог-психолог |
Рейды в неблагополучные семьи | По мере необходимости | Воспитатели, педагог-психолог |
Сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др. | В течение года | Администрация, педагог-психолог |
Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей | Ежедневно | Воспитатели, педагог-психолог |
Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи | В течение года | Администрация, воспитатели, педагог-психолог |
Совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально – педагогического сопровождения | Апрель - май | Администрация ДОУ, администрация СОШ, педагог – психолог ДОУ, психолог СОШ |
Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.), с целью профилактики неблагополучия в семье | В течение года | Сотрудники ДОУ |
Анализ работы с неблагополучными семьями | Январь, май | Администрация, воспитатели, педагог-психолог |
Составитель: педагог-психолог М.Н.Небогатова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы педагога-психолога Пановой Е.М. на учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы педагога-психолога Пановой Е.М. на учебный год Основные цели деятельностиПрограммы психолого-педагогического сопровождения детей, с проблемами адаптации, трудностями меж...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НА УЧЕБНЫЙ ГОД Цели: 1) укрепление психического и физического здоровья детей;2) психологическая коррекция д...
План работы педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 учебный год
Психолого – педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Годовой план работы педагога-психолога 2013-2014 учебный год.
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса. Годовой план работы педагога-психолога. Описания содержания основных направлений работы в детьми дошкольного возраста от 3 ...
план работы педагога-психолога с педагогами ДОУ 2021 -22 учебный год
материал может быть полезен как зам. зав. по ВИМР, старшим воспитателям и педагогам -психологам ДОУ и школ...
план работы педагога-психолога с педагогами ДОУ 2021 -22 учебный год
материал будет полезен зам.зав по ВИМР, старшим воспитателям, педагогам - психологам ДОУ и школы...