Моё отношение к проблеме жестокого обращения с детьми
статья

Статья "Моё отношение к проблеме жестокого обращения с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.А. Филимонова

Моё отношение к проблеме жестокого обращения с детьми

Санкт-Петербург

2020

             

  Содержание

   Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Пояснение понятий насилия, виды, причины возникновения…………………………………………………………………6

1.1. Наказание ребенка…………………..……………………………………6

  1. Раздумья педагога о ребенке………………………………………...9
  2. Как нельзя наказывать………………………………………………..12
  1. Заигравшиеся дети…………………………………………………….14
  2. Виды агрессии…………………………………………………………16

Глава 2. Размышления о предупреждении насилия в детском саду………….23

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………33

 

     

Введение

     Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности.

Положение российской семьи за последние годы не только не улучшилось, а напротив, ухудшилось, в связи с чем увеличилось число жертв насилия.

Российская семья конца ХХ столетия - самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического.

     Главные жертвы насилия в семье – дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда – самосуды – расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты.
         Каждый из нас когда-нибудь слышал крики из окон домов или встречал взгляд заплаканных глаз якобы благополучной соседки - что было там, за стенами ее дома, ее крепости? Насилие - это не только рукоприкладство или поножовщина. Специалисты определяют его так: умышленное использование силы одного члена семьи против другого с целью установления над ним власти и контроля.

     Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

          Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических  аспектов.

     Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.

     Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.

Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.

    Все чаще в детских садах, наряду с администрацией детского сада, воспитателями и психологами, вопросы взаимодействия с семьей оказываются в поле внимания социальных педагогов. Становление и развитие в России данной профессии, призванной оказывать социальную помощь и защиту различным социальным, половозрастным, религиозным, этническим группам и отдельным лицам, обусловлено сложной социально-экономической обстановкой, политической нестабильностью и снижением уровня жизни в стране. Содержание работы социального педагога в детском саду определяется потребностями дошкольного образовательного учреждения в решении социальных проблем воспитанников. Основные направления: поддержание партнерских отношений с семьями воспитанников с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка; взаимодействие с педагогами, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям.

     Необходимо анализировать и помогать улучшить взаимоотношение детей и родителей, ведь все чаще появляются вопросы: «Нужно ли наказывать ребенка каждый раз, когда он плохо себя ведет? Если да, то что нам, родителям, делать? Что такое дисциплина? Как заставить ребенка слушаться, но в то же время сохранить с ним любящие, теплые отношения?».

     Главной целью ставим необходимость показать матерям и отцам ясный и практически доступный путь освоения удивительной и в то же время внушающей благоговение задачи – как вырастить каждого ребенка достойным человеком.

     

1. Пояснение понятий насилия, виды, причины          возникновения.

     1.1. Наказание ребенка

   

     Иногда нам приходится наблюдать, как за шалости или провинности родители телесно наказывают ребенка – шлепают по ягодицам или ставят его в угол. Тот, кто не согласен с такими методами воспитания, абсолютно прав. И связано это в первую очередь с анатомо-физиологическими особенностями организма малыша.

    Известно, что полное окостенение скелета наступает не ранее 22-25-летнего возраста. У ребенка-дошкольника структура костной ткани позвоночников еще не завершена, позвоночный столб очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых. Мышцы дошкольника развиты относительно слабо и составляют лишь 20-22% массы тела, причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому многие из ребят, особенно  в возрасте 3-4 лет, довольно часто принимают неправильные позы – голова опущена, плечи сведены, спина сутулая. Это сужает грудную клетку и не способствует полноценному дыханию.

     Ребенку нужны движения. Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Статические усилия – удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении (длительное стояние или сидение) – всегда утомительны для детей.

     Если взрослый может довольно долго стоять, не касаясь какой-либо опоры, то ребенку, чтобы удержаться в прямом положении, необходимо принять довольно большую мышечную силу и пытаться выпрямить туловище напряжением мышц. Поэтому с виду простое наказание, когда ребенка ставят к стене или в угол, запрещая ему прислоняться, на самом деле, по словам известного педагога, врача и анатома П. Ф. Лесгафта, «может оказаться пыткой, требующей от молодого субъекта огромнейшей затраты сил и причиняющей ему очень неприятные ощущения и боли».

     Хочется верить, что вид наказания, о котором говориться дальше, в современном  семейном воспитании является анахронизмом. Тем не менее мы приводим высказывания П. Ф. Лесгафта. Он писал: «Ставить ребёнка на колени и требовать, чтобы он держался прямо, - ещё большая пытка. В этом случае мы устанавливаем организм на совершенно несоответственную подпорку; мы заставляем упираться на концы ещё не окрепших и недоразвитых костей, где между средней частью кости и концами находиться хрящ и где между ними и костью совершается деятельный процесс, не терпящий какого бы то ни было насилия, процесс так называемого окостенения».

     И ещё об одном очень распространённом виде наказания - шлепках. Говоря о детском организме, П. Ф. Лесгафт обратил внимание, что «появляющиеся у ребёнка пороки составляют большей частью  результат нашего неумения обращаться с ним, наших ошибок, нашего признания постройки и отправлений его организма. Вместо спокойного разбора причины замечаемой ненормальности мы часто разгорячаемся, прибегаем к различным механическим мерам наказания, действуем бессознательно – рефлекторно и этим, не исправляя недуга, можем даже содействовать появлению новых, более вредных пороков или болезненному расстройству молодого организма. Телесными наказаниями мы обыкновенно производим сильное раздражение ягодичных областей. Но кровеносные сосуды этой области происходят из одного общего ствола с сосудами детородных органов, главный приводящий сосуд которых даже происходит через эту область (arteria pudenda communis), раздражением мы производим усиленный прилив как к этой области, так и к самим органам и этим развиваем или поддерживаем порок».  

     Дорогие родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос здоровым и крепким, не огорчал вас, прислушайтесь к этим словам и найдите другие способы показать ребёнку, что иногда вы бываете недовольны его действиями, поступками. И побольше с ним играйте!  

     

     

1.2.  Раздумья педагога о ребенке

     

     Задумывался ли кто-нибудь, как живется ребенку с нами? Вряд ли!

     Взрослые жалуются: капризный, непослушный, болезненный, подвижный, порезал, поломал… Поток недовольств, сплошные огорчения, тревоги, бессилие…

     А каково ему с нами?

     Попробуем передать чувства и мысли малыша, поскольку сказать нам этого он не может. Но это видно в глазах детей.

     Внимательно и бережно всматриваемся в эти глаза. Если бы они могли говорить с нами на языке взрослых, они бы сказали, что жить им с нами нередко безрадостно и трудно. Дети наши выполняют роль раба, исполнителя воли, чувств и желаний взрослого.

     Взрослый придумал для управления этим рабом поощрения, наказания, строгий режим, систему пыток пищей, насильным кормлением, сном, чрезмерно теплой одеждой, ограничением в движении и свободе.

     Замучили мы детей желанием учить, поучать, наставлять. Академическая педагогика рассматривает ребенка как субъект, в которого можно вложить знания, умения, навыки, научить быть нравственным, честным, добрым, отзывчивым в нашем безнравственном обществе.

     Учить, учить – и чем больше знаний, тем лучше. Мы насильно впихиваем в детские головы знания, в которых дети чаще всего не нуждаются сейчас, знания формальные, иногда ложные. Такие знания быстро запоминаются и так же быстро забываются, что страшно огорчает взрослых. Мы не спешим дать возможность ребенку добыть самостоятельно знания практическим путем, приобретая опыт, думая, размышляя. Мы не даем ему испытать радость открытия. Мы спешим учить, предостеречь от ошибок, передать опыт своему ребенку. Забываем, что опыт нельзя передать, его можно только приобрести. Мы огорчаемся, когда ребенок не хочет брать наши, ненужные ему знания, сердимся, ругаем его. А ребенок хочет учиться жизни, хочет быть человеком.

     Ребенок живет в страхе недовольства им, в страхе бесконечных запретов. Когда становится невмоготу, бунтует, капризничает, противится, не слушает. Это вопль отчаяния, это сигнал нам, взрослым, что мы не понимаем его. Но дети не имеют права сказать нам это. Ребенок не защищен, бесправен. И любовь у нас, взрослых, чаще всего эгоистичная, в тягость ребенку. Такая любовь разрушает ребенка, калечит его душу.

     Давайте дадим ребенку право быть таким, какой он есть. Мы считаем ребенка своей собственностью и желаем его сделать, слепить, создать по своему подобию или,  лучше, - по своему представлению. И некуда ребенку деться от этого родительского желания. Хочешь не хочешь – научат и способности специалисты разовьют. Научат играть, рисовать. Только не задумываемся мы, какой трагизм в труде по принуждению. Труд по принуждению – рабский труд, где отсутствует вдохновение, творчество, радость, восторг.

     Давайте прикоснемся к чистейшей, непорочной детской душе. Мы не всматриваемся в детские глаза, а в них мольба и надежда, что мы, взрослые, дадим долгожданную свободу, научимся понимать их, любить. Не детей учить надо, а учиться у них. Ребенок рождается совершенным, несовершенным делаем его мы. 20-летняя работа с детьми, наблюдения и размышления привели меня к пониманию того, что прежде всего необходимо понять, что ребенок – часть природы, а природа развивается по своим законам. Каждый ребенок уникален. Он пришел в этот мир выполнить свою миссию. Бережное отношение к природе ребенка, отказ от насилия, подавления личности, управления ею дает ребенку возможность саморазвиваться, самовоспитываться, самосовершенствоваться. Гибкий режим с учетом биоритмики ребенка, условий жизни в семье, употребление пищи по желанию, сон без принуждения выводят организм ребенка на режим саморегуляции. Ребенок начинает прислушиваться к своему организму, понимать его и управлять им самостоятельно. Никаких скандалов, напряжения, тревоги, исчезнут капризы, упрямство. Кому противиться, если никто не приказывает, а все только через удовольствие, без насилия!

     Самое страшное – это насилие знаниями. Есть прекрасная восточная поговорка: «Ни один шайтан не сможет заставить верблюда пить воду, если он не хочет».

     Ребенок только то запоминает надолго и прочно, что вызвано внутренним желанием, побуждением. Нам, взрослым, следует понять, что ребенок тянется к знаниям там, в той атмосфере, где он живет, а взрослые своими действиями должны вызывать у него желание познавать новое.

     Главное сейчас для нас научиться жить вместе с ребятами, испытывая от этого радость и удовольствие, научиться понимать друг друга, жалеть, сострадать, помогать. Стать бы нам на колени, вровень с детьми, и заглянуть друг другу в глаза и в душу.

     Только тогда ребенок станет человеком, когда мы будем жить, стремясь сделать из себя Человека! Тогда и наказание не потребуется! А жестокое отношение уйдет в прошлое!

     

 1.3. Как нельзя наказывать
     

     Большинство особенностей нашего поведения, развивается путем подражания. Если взрослые будут получать наказание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка. Каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать. Важнейшие рекомендации:

-наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально;

-если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания;

-за один раз – одно наказание (даже если одновременно было совершено несколько проступков);

-если время упущено, то запоздало наказывать не следует;

-наказан – прощен;

-при наказании не допускать оскорбления и унижения личности;

-нельзя наказывать и ругать: когда болен; когда ест; после сна; перед сном; во время игры, во время работы; сразу после физической или душевной травмы; когда проявляет глупость, неопытность; когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание;

-не наказания должен бояться ребенок, а огорчения воспитателей и родителей;

-нельзя наказывать молчанием, ведь выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно. Для этого ему может потребоваться напряжение всех психических сил;

-нельзя говорить: «Я тебя больше не люблю!» и т. п. Лишение любви – это самое сильное наказание. Его опасно применять к  детям дошкольного возраста;

-физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что вы бьете ребенка для его же блага, бесполезно. Вреда здесь больше: вы не только учите малыша бояться наказания, но и преподаете ему урок жестокости;

-нельзя кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается дошкольником как словесное битье;

-нельзя упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.

     По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами (Вл. Леви).

     Метод наказания – это выявление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков.

     Чтобы помочь детям осознать свои недостатки и достоинства, тормозить или стимулировать определенное поведение, приучать контролировать свои действия можно при умелом использовании поощрения, ведь это положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились у ребенка. Но все ли виды поощрений полезны?

   

   

1.4. Заигравшиеся дети.

     Игра – это конечно прекрасное поощрение, даже если вы за столом компьютера или у экрана телевизора. Но надо строго соблюдать временные границы. Иначе поощрение превращается в «наказание замедленного действия».

     Все чаще в современных семья дети свободное время проводят у телевизоров или компьютеров. Это очень удобно для ленивых родителей, ведь не надо заниматься с ребенком, читать ему книги, приучать к общественному труду, ходить в походы и т. д. Дети часами сидят у технических средств, но зато в квартире порядок и не слышно криков или просьб малыша. О вредных последствиях никто не задумывается!

     Ребенок рассказывал, как папа проиграл на работе всю ночь в автогонки, а потом по дороге домой так лихо «подрезал» обгонявшую его «Волгу», что сам оказался в кювете. К счастью, все обошлось. Но игрок так и не смог объяснить ребенку мотивы своего «пьяного» поступка.  

     Современный компьютер с его качеством графики и звука действительно может хоть кого свести с ума и заставить перепутать реальности. Не в этом ли заключается  жестокое отношение к неокрепшей психике ребенка?

     Ни для кого не секрет, что, сидя у киноэкрана и просматривая художественный фильм, мы невольно начинаем сопереживать действующим лицам, «подыгрывать» героям.

И тут даже самая невероятная выдумка может заставить человека на какое-то время относиться к ней серьезно. В какой-то мере наше сознание оказывается парализованным и живет в канве киносюжета. Мы грезим наяву, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Страшная беда в том, что компьютерное и телевизионное «насилие» над психикой ведет к тому, что люди начинают чудачить, пересекая открытое пространство (улицу, длинный коридор), они недоверчиво оборачиваются, осторожно выглядывают из-за углов, стараются прижаться к стенке… Оно и понятно, так, наверное, жить интереснее. Психологами подмечено, что техника способна заменить личную жизнь. Человек становится неаккуратным, пренебрегает сном и пищей. Кто-то даже начинает разговаривать по душам со своим «железным приятелем». Незаметно ваш помощник в работе, ваш инструмент превратится в объект любви, на алтарь которой вы готовы приносить новые и новые жертвы. Главное, как можно дольше сохранить здоровой неокрепшую психику детей. Если даже ваш милый ребенок пока еще спит спокойно, не благодушествуйте: зависимость от компьютера все равно прогрессирует. Эта жестокая болезнь, которой можно поставить диагноз, развивается быстрее, чем мы думаем. Недаром ведь в Китае с октября 1998 года официально запрещено распространение и массовое использование компьютерных игр, которые назвали не иначе как «Чума 20 века».

     Родители должны заранее оценивать содержание телевизионных программ, чтобы пытаться оградить своих детей от просмотра жестоких сцен по телевидению. Если ребенок все же видит фильм или телепередачу, в которых встречаются акты насилия, то родителям следует прокомментировать их, чтобы дети понимали, что реальная жизнь отличается от того, что они видят, и чтобы они не остались равнодушными к злу и страданию.

     

1.5. Виды агрессии
   
Агрессивность – поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которые которая направлена на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью.

     

Различают несколько видов агрессии


    Реактивная агрессия возникает в ответ на предшествующую провокацию.
    Проактивная агрессия возникает при отсутствии провокации.
    Сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) – тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию.
    Физическая агрессия – это использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа.
Вербальная агрессия – нападение осуществляется либо в словесной форме (ругательство, проклятие, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или иной подобной форме.
    Враждебная агрессия – намеренное причинение вреда другому живому существу.
    Инструментальная – использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение ребенка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неоднократно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребенок часто использует такие действия для получения желаемого.
    Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, в самоунижении, нанесение себе телесных повреждений, (крайняя форма – самоубийство).

   

 На агрессию влияет ряд факторов


1. Индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.
2. Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.
3. Темперамент – проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течении жизни.
4. Авторитаризм – более авторитарные люди более агрессивны.
5. Чувство стыда. Существует следующая закономерность, чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе взаимодействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу и агрессивному поведению.
6. Половые различия. Мужчины и женщины отличаются, прежде всего, своими установками относительно агрессивного поведения. Мужчины относятся к агрессии как к средству достижения поставленной цели и склонны прибегать к прямой агрессии. Женщины относятся к агрессии как средству выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии и склонны прибегать не к прямой, а к косвенной агрессии, нанося вред противнику чаще всего окольными путями. Половые различия в агрессии порождаются тем, что в большинстве культур считается, что мужчины во многих ситуациях должны вести себя более агрессивно, чем женщины.
7. Национальная принадлежность оказывает определенное влияние на формирование агрессивного поведения, так как существуют культуры, в которых присутствует положительное отношение к проявлению агрессивности.
Также, у людей агрессивность усиливает боль, причем как физическую, так и душевную. Особо сильным возбудителем является атакующее поведение другого человека. В жаркую погоду все становятся раздражительными и возбужденными. Теснота, вторжение в индивидуальное пространство человека, также являются факторами, вызывающими стресс. Теснота, повышенная влажность, шум, загрязненный воздух, занятие спортом или наблюдение за спортивными соревнованиями усиливают возбуждение человека, которое в сочетании с враждебными мыслями или чувствами может облегчить агрессивное поведение.
8. Телевидение. Зрители не только иллюстрируют экранные модели насилия, но и при постоянном наблюдении за подобными сценами человек становится более безразличным к чужой боли, искажается их представление о реальности. Просмотр насилия по телевидению изменяет восприятие действительности, люди начинают воспринимать мир более опасным, что приводит к увеличению страхов и тревоги.
9. Наследственность – влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.
10. Химический состав крови человека оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.
11. Алкоголь – усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.
Всегда следует иметь в виду, что биологически процессы протекают в социальном контексте. Поэтому следует признать, что на агрессию действуют разные типы факторов, а биологические факторы среды оказывают решающее влияние.

     Творческий дефицит общения со сверстниками, родительской любви и ласки, постоянное отсутствие положительных эмоций, неумение понять и выразить самого себя производят необратимые изменения в личности.
    В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числа семейно-бытовых конфликтов и как следствие их – проявлений насилия в семье, и физического, и психического. Причем значительная часть правонарушений, связанных с насилием и направленных на членов семьи, будет носить скрытый характер.
    Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации не просто осуждающие факты  насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в обществе. Проблему удастся решить только совместными усилиями и только если будет принят соответствующий закон.

     

     2. Размышления о предупреждении насилия в детском саду

     Планирование проекта по предупреждению насилия осуществляется инициативной группой. Последовательность этапов работы:

1. Мы хотим создать в детском саду такую ситуацию, при которой каждый чувствовал бы себя защищенным от актов насилия со стороны детей и взрослых.

2. Не надо бояться говорить о безопасности в детском саду. Некоторые дети предпочитают в интересах собственной безопасности об этом молчать.

3. Мы будем говорить о безопасности с родителями  и активно вовлекать их в нашу работу.

4. Мы будем взаимодействовать с районной администрацией, органами правопорядка и всеми лицами, заинтересованными в создании безопасной среды в детском саду.

5. Предметом нашего обсуждения станет каждый случай насилия в саду. И мы добьемся уменьшения этих случаев.

6. Мы будем развенчивать миф о том, что насилие совершают только дети из неблагополучных семей. У насилия нет социального происхождения, а также национальности.

7. Многие взрослые считают, что агрессивные действия всегда совершаются детьми намеренно, с целью унизить другого человека. Они уверены, что такие дети – будущие преступники, и чем раньше к ним будут применены меры строжайшего наказания, тем лучше для всех окружающих. Мы начнем свою деятельность с расширения арсенала взаимодействия воспитателей и родителей с детьми-агрессорами.

8. Мы хотим быть искренними. Мы не будем стесняться, когда нас хвалят, и не будем скупиться на похвалу других.

9. Мы не будем скрывать наших проблем. Лучший способ показать, что мы ничего не прячем, - ничего не прятать. Мы будем приглашать разных людей для того, чтобы они сами убедились, насколько безопасно находиться в нашем детском саду.

    Определение видов деятельности в рамках проекта:

  1. Стремление к академической успешности каждого ребенка. Практика показывает, что успешные дети реже принимают участие в насильственных актах.
  2. Вовлечение родителей в решение трудных проблем. Дети, родители которых принимают участие в решении их садиковских проблем, реже оказываются в антисоциальных ситуациях.
  3. Тесная связь с местной властью. Постоянная работа с комиссией по делам несовершеннолетних, местной милицией существенно уменьшает риск насилия в детском саду и вокруг него.
  4. Открытое обсуждение проблем. Дети приносят в садик свой опыт проявлений агрессивности, насилия, возможности физических наказаний и др. Поэтому необходимо открыто обсуждать эти проблемы с разных точек зрения. В садике дети должны знать об ответственности за свои поступки, а также научиться способам поведения в опасных и конфликтных ситуациях.
  5. Создание для детей возможности поделиться своей тревогой. Часто дети заранее знают о том, что ровесниками по отношению к ним планируются какие-то насильственные действия. Воспитатель должна создать стратегию, при которой ребенок без последствий может сообщить о своих волнениях, и предотвратить опасную ситуацию. Такая стратегия требует высокой степени доверия между взрослыми и детьми.
  6. Стимулирование творчества детей в преодолении насилия. Легенда «садик без насилия» может способствовать формированию чувства собственного достоинства. Трудно представить себе драку в Благородном собрании, в Английском клубе, в храме, на кладбище. Во всех этих местах поведение человека соотносится с его благородством и достоинством. Создание детьми и воспитателями правил, затрудняющих насильственные действия, может уменьшить количество «привычных» агрессивных ситуаций.
  7. Идентификация проблем и оценка успехов в их решении. Садик должен открыто и объективно оценивать факторы, потенциально опасные для детей и персонала, а также обстоятельства, которые приводят к насилию. «Садик без насилия» регулярно следит за успехами в решении данных проблем и распространяет информацию о результатах своей деятельности среди детей и родителей .

     Очень часто дети рассказывают о физическом наказании со стороны родителей:

1. Максиму 5 лет 10 месяцев. В группе детского сада он отличается от сверстников агрессивностью, драчливостью и непослушанием. Однажды я услышала, как Максим объяснял детям, куда нужно бить, чтобы было больно.

Максим – единственный ребенок в семье, живет с мамой, папой и бабушкой.  В разговоре мама мальчика неоднократно подчеркнула: «У нас благополучная семья. Мы очень любим Максима». Мама призналась, что использует в воспитании сына физические наказания, ругает ребенка, ставит его в угол. Мама сказала, что часто не справляется со своим эмоциональным состоянием: «В меня будто сатана вселяется, и тогда я бью сына. Однажды я так и сказала Максиму: «Я тебя бью, но знай, что я тебя люблю!»

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что физические наказания стали для мальчика нормой, которую он перенес на взаимоотношения со сверстниками. Педагоги детского сада оказались неавторитетны для Максима: раз они не бьют, значит, его не любят. После проведенной работы с родителями и ребенком ситуация во взаимоотношениях Максима с детьми значительно улучшилась, но требуется продолжение по профилактике данного фактора.

 

 2. Даша (5 лет) пришла в детский сад и поделилась своим горем: «Меня вчера папа обидел словами, он назвал меня клячей. Я плакала, не могла успокоиться». Мама Даши указывает на следующие затруднения в воспитании дочери: «Даше нужно сказать о чем-то много раз, а как только крикнешь на нее, она сразу начинает плакать». Папа для Даши не родной, в сеемое есть младшая девочка, его родная дочка, для которой у него всегда находится много хороших и ласковых слов. На вопрос, какую роль выбрала бы Даша в игре «Семья», девочка сказала, что стала бы «другой девочкой, которая понравилась бы папе». Про папу Даша говорит: «Он вообще очень строгий!»
При проведении работы нам приходится проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными в оценке поведения Даши и ее родителей.

3. Оля (5 лет) плакала дома весь вечер по поводу того, что воспитательница в детском саду назвала ее нахалкой. Оказалось, что Оля во время прогулки захотела в туалет, о чем и сообщила воспитательнице. А та назвала ее нахалкой. Ночью Оля беспокойно спала, утром у нее поднялась температура.

В семье Оле уделяется много внимания, хотя нет эмоционального тепла и радушия, особенно со стороны мамы, которая признает свою излишнюю строгость по отношению к дочери. Бабушка тоже недовольна внучкой, считая, что Оле не хватает твердости характера. Девочку часто захлестывают обиды. Оля сочиняет сказки, преимущественно с трагическим концом. Она жалуется на недостаток похвалы со стороны педагогов. В рисунке «Я в детском саду» Оля изобразила предметы и «просто девочку», отказавшись рисовать себя. Отношения со сверстниками у девочки тоже не складываются («Им до меня нет дела!»). Появление у дочери аллергического кашля мама связывает с неблагополучной ситуацией в детском саду.

Употребление педагогом по отношению к девочке слова «нахалка» оказалось для Оли травмирующим ударом. Такого сильного переживания могло бы и не произойти, если бы Оля получала достаточно тепла и любви от близких и не была бы такой обидчивой, плаксивой и эмоционально чувствительной. Но в любом случае применение подобных словесных выражений не просто вредно, но и опасно.

     Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.

  1. Приветствие.
  2. Выбор формы обращения (ты, вы, имя, имя-отчество).
  3. Основные правила проведения тренинга: активность, постоянное участие в работе, закрытость группы, откровенность, правило «стоп», если человек не хочет принимать участие в данный момент.
  4. Знакомство (упражнение «Продолжи предложение»: Меня зовут…  

Больше всего мне нравится…

     Мне бы хотелось…)

  1. Написание бейджа с именем и прикрепляют их к     одежде.
  2. Игра «Традиции». Цель игры – сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы, создать доверительную атмосферу. Инструкция: «В нашем городе есть традиция: все жители города в полдень собираются на старой площадке и гуляют там. Если жители слышат один хлопок в ладоши, то здороваются друг с другом за руку и говорят свое имя, два хлопка – обнимают друг друга за плечи и прогуливаются вместе. Если звенит колокольчик, - кивают друг другу и говорят приветственные слова»). Игра проводится под спокойную музыку.

В своей работе воспитатели могут проводить:           

1.  мини-лекции «Что такое агрессивность?»,

2. упражнение «Портрет агрессивного ребенка»,

3. мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку?»,

4. игра «Пожелания», когда участники стоят по кругу и, передавая мяч, заканчивают предложения: «Я желаю себе…», «Я желаю тебе…».

Способы выражения или выплескивания гнева.

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные эмоции.

4. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

5. Пускать мыльные пузыри.

6. Устроить «бой» с боксерской грушей.

7. Полить цветы.

8. Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

9. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

10. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.

11. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

     Как нужно поощрять дошкольников?

  1. Так, чтобы оценивая соотношение поощрений и наказаний, вы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для создания положительного фона воспитательного процесса.
  2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они вызывают ощущение радости, которое сопровождает успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения, необходимо понимать, что это лишь символ успеха или достижения.
  3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  4. Особо почетными поручениями, когда ребенку доверяется, поручается больше, чем обычно.
  5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание помочь и т. п.

   

Заключение

1. Насилие встроено в структуру семейной системы как способ взаимодействия членов семьи друг с другом.

2. Существующие в семейной системе формы насилия взаимосвязаны.

3. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.

4. Существует  закономерность проявления насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа их жизни.

5. Творческий дефицит общения со сверстниками, нехватка родительской любви и ласки, постоянное отсутствие положительных эмоций, неумение понять и выразить себя   могут произвести необратимые изменения в личности и воспитании будущего насильника.

6. Чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе воздействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу, агрессии, насилию.

7. Просмотр насилия по телевидению изменяет восприятие действительности, люди начинают воспринимать мир более

опасным, что приводит к увеличению страхов и тревог.

Зрители не только иллюстрируют экранные модели, но и при постоянном наблюдении за подобными сценами человек становится более безразличным к чужой боли, искажается их представление о реальности.

8. Национальная принадлежность оказывает влияние на формирование агрессивного поведения, так как существуют культуры, в которых присутствует положительное отношение к проявлению насилия.

9. Насильники, как и наркоманы, просто не могут остановиться. Тяга к преступлению перевешивают в нем все: разум, страх, инстинкт самосохранения.

10. Нежелание и отчасти неспособность правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших. Нередки случаи скрытия обращений о фактах насилия в семье самими правоохранительными органами.

     Из опыта работы с маленькими детьми можно сделать вывод, что существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессивности в любой другой ситуации.       Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с помощью ролевой игры. А лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые пока еще сами не умеют управлять собственным гневом, а значит, и их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения гнева.

Сегодня граждане все чаще сталкиваются с такими кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов - социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса.

В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой их государственных центров социального обслуживания семьи и детей. Кроме того, в последние годы получило развитие еще одно направление - организованное органами исполнительной власти субъектов Р.Ф. кризисных центров помощи женщинам. Но доступно ли это малышу?

Для предотвращения самого факта насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом.

И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями.

     

Список  литературы

1. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник – М.: Юрист, 1996. – 366 с.

2. Воронин Д. П.  Опасные забавы. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2001. – 208 с.

3. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 288 с.

4. Гражданский кодекс РФ: Часть 1, 2, 3. – М.: Юрайт – М, 2002. – 462 с.

5. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. М., РИПКРО, 1997, -216 с.

6. Дошкольная педагогика, №5 сентябрь, - СПб:, Издательство «Детство-пресс», 2006, - 70 с.

7. Евдокимова Е. С.  Детский сад и семья. – Москва.: Издательство Мозаика-Синтез, 2008, - 142 с.

8. Иванов В.С.  Про «очень сильное кино». Насилие на экране и в жизни.  – СПб: «Питер», 2004, -120 с.

9. Ильина С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада). Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997, -154 с.

10. Кэмпбелл Р. Н.  Как на самом деле любить детей. –Москва: Издательство «Знание», 1992, - 194 с.  

11. Максимов М. А. Не только любовь. – Москва: Издательство «Знание», 1999, - 312 с.

12. Мир человека. Хрестоматия.Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-Интерпракс,1993. –304 с.

13. Муратова С. А. Семейное право. Учебное пособие. Нормативные акты – м.: Юриспруденция, 2001. – 384 с.

14. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи.- СПб: «Питер», 2001.-358 с.

15.Психология человеческой агрессивности. Сост. К.В.Сельченок.-Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001 (Библиотека практического психолога) -242 с.

16. Петрова В. И.  Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2007, -240 с.

17. Пешкова Н. С.  Ваше право, родители.- СПб: «Питер», 2004, 182 с.

18. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Российское педагогическое агенство, 1996, -602 с.

19. Руководство по предотвращению насилия над детьми. Под ред. Н.К.Асановой.- М.: Владос, 1997, - 242 с.

20. Семейный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 30 октября 2006. – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.

21. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку.- СПб: Издательство «Питер»,2000. – 528с.

22. Шиманская М. А.  Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?  - М.: Владос, 2005, 252 с.

23. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- СПб.: Питер, 2000, - 564 с.  (серия «Хрестоматия по психологии»).

24. Эхо планеты. -2005.-№33, 28 с.

25. Ястребинский. Права ребенка. Сборник статей. – СПб.: «Бостон-спектр», 2003. – 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблема жестокого обращения с детьми"

В статье поднимается серьёзный вопрос современности - жестокого обращения с детьми, а также рассматриваются варианты профилактической работы с семьей по снижению уровня агрессии в семье....

Консультация "Проблема жестокого обращения с детьми"

В  наше  время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. В данной работе рассмотрены основные формы жестокого отношения к детям. ...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми-проблема современного общества».

laquo;Жестокое обращение с детьми-проблема современного общества».Характеризуя состояние современного общества можно говорить о том, что сейчас повышен интерес к проблемам семьи и детства. Из-з...

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми Разработчики: Крылова Т.А.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми ...

Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные фор...