Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка (старшая группа)

Смирнова Анна Андреевна

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные
ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь,стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов
«Требования к профессиональной компетентности
педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»


          Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации
ФГОС ДО Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется
значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые
документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г.
No273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. No1155
утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. No 544н утвержден «Профессиональный стандарт
педагога (воспитатель, учитель)».
              Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают
на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а
занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к
педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на
понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с
ребенком.
              В связи с введением ФГОС ДО профессиональная позиция воспитателя
обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности
развития личности дошкольника, что повышает качество его образования.
В словаре С.И.Ожегова, понятие «КОМПЕТЕНТНЫЙ» определяется как
«ОСВЕДОМЛЕННЫЙ, АВТОРИТЕТНЫЙ в какой-либо области».
Понятие компетентности педагога понимается как ценностное смысловое
отношение к целям и результатам педагогической деятельности,
выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.
Позиция воспитателя формируется под влиянием всей образовательной
окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного
профессионального образования, направленного на изменение внутреннего
мира, определяющего осознанность действий воспитателя ДОУ.
Педагогическая компетентность оценочная категория, характеризующая
педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования,
предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимых)
психологических и педагогических знаний и умений, позиций и установок
педагога, требуемых от него профессией.
          Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление,
включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их
применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные
ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь,

стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям
знаний и др.).
             Система профессиональной компетентности педагога дошкольного
образования включает в себя совокупность компетенций:
1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной
компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у
него развита коммуникабельность.
2.Социальная компетентность. Педагог сотрудничает с окружающими и
ответственен за результаты своего труда.
3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного
самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.
4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения,
имеет интуицию выбора метода.
5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей,
умеет определять индивидуальные качества каждого воспитанника.
             В профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции
педагога дошкольного образования.
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации
образовательной работы с детьми.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном
детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в
раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды
деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие
детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность
дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического,
познавательного и личностного развития детей.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную
работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с
психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с
учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога,
логопеда, социального педагога, дефектолога и др.) в работе с детьми,
испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми
образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной
образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и
укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического
мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми
образовательных программ, степень сформированности необходимых
интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для
дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения
родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское
взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для
планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от
различных свойств личности. Именно повышение компетентности и
профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества,
как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в
целом.
               Требования к профессиональной компетентности:
 действия воспитателя должны обеспечивать эффективное решение
профессионально-педагогических проблем и типичных
профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях
педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта,
имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;
 воспитатель должен уметь владеть современными образовательными
технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-
педагогической коррекции, и т.п., методическими приемами,
педагогическими средствами и постоянно их совершенствовать;
 воспитатель должен использовать методические идеи, новую
литературу и иные источники информации в области компетенции и
методик преподавания для построения современных занятий с
воспитанниками, осуществлять оценочно-ценностную рефлексию.
Однако воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и
знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом
коллективе, детской группе, работе с родителями. Показателем
образованности, жизненной успешности, профессионализма является
коммуникативная культура (компетентность).
                  В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования
предъявляются серьёзные требования к коммуникативной компетентности
воспитателя. Профессиональная деятельность педагога дошкольного

учреждения постоянно связана с общением с широким кругом людей:
родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками.
В Концепции дошкольного воспитания представлен портрет педагога,
работающего с детьми. В нём отмечается важность воздействия взрослого на
личность ребёнка. Педагог выступает главным организатором и активным
участником речевой среды в образовательном процессе, его образ является
для ребёнка языковым авторитетом.
Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свои
коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения
состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических
задач, как способ организации педагогов и детей, как социально-
психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса.
Профессиональное общение педагога – это система сложных
коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение
педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных
средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики.
Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать
речевое поведение участников общения, оформлять высказывание в
соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах
диалогического общения с учётом норм речевого этикета, использовать
средства невербального общения в речевой ситуации для достижения
положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в
зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой
деятельности.
             Современный детский сад – это не только и ни сколько организация по
присмотру и уходу за дошкольниками, все большую актуальность
приобретает проблема повышения качества дошкольного образования.
Впервые в российском образовании разрабатывается Профессиональный
стандарт педагога. Профессиональный стандарт педагога предназначен для
установления единых требований к содержанию и качеству
профессиональной педагогической деятельности. Данный документ
содержит профессиональные компетенции педагога дошкольного
образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне
образования, одна из которых ИКТ-компетенция.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором росли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому
звену непрерывного образования: образования с использованием
информационных технологий. ИКТ в работе современного воспитателя:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не
писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и
в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного
совершенствования знаний. Сегодня уже не достаточно получив базовое
образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать
современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо
постоянно учиться, заниматься самообразованием.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути
развития профессиональных компетенций педагога:
- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических
технологий;
- различные формы психолого - педагогической поддержки, как для
молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;
- открытые просмотры и взаимные посещения занятий;
-педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших
исследований в психологии и педагогике, методической литературе,
способствует выявлению различных подходов к решению
педагогических проблем, совершенствует навыки логического
мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости,
точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;
- активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;
- обобщение собственного педагогического опыта на городских
мероприятиях и в интернет - пространстве;
- работа педагогов с научно-методической литературой и
дидактическими материалами;
- организация практических семинаров, практических занятий,
всеобучи;

- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития
креативности;
- психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и
др.
                     Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет
не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию
личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и
выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на
интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и
подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий
психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-
коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и
самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности
педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.

Литература:
1. Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной
деятельности педагога дошкольной организации. – ж. Управление No9,
ТЦ «Сфера», 2013.
2. Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности
воспитателей. – ж. Управление No5, ТЦ «Сфера», 2014.
3. Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения
психологического здоровья педагогов. – ж. Управление No5, ТЦ
«Сфера», 2014.
4. Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к
обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. –
М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014.
5. Федеральный закон от 29.12.2012года No273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». – М.: Мозаика-Синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Профессиональный стандарт педагога предполагает следующие трудовые функции для педагогов, занимающихся реализацией программ дошкольного образования:А. Общепедагогическая. ОбучениеБ. Воспитательная дея...

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....

Консультация для педагогов "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО".

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к ...

«Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФАОП»

В данной статье представлены требования к педагогам ДОО в условиях реализации ФАОП...