ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
консультация на тему
Профессиональный стандарт педагога предполагает следующие трудовые функции для педагогов, занимающихся реализацией программ дошкольного образования:
А. Общепедагогическая. Обучение
Б. Воспитательная деятельность
В. Развивающая деятельность
Г. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Все эти трудовые действия и умения предполагают наличие у педагогических работников определенных уже сформированных компетентностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- Выполнение трудовых функций профессионального стандарта педагога, как профкомпетентность
- Профессиональная компетенция: группы, структура
- Формирование педагогической компетентности
- Анализ уровня компетентности
- Формирование компетентности
- Реализация компетентности
- Общие выводы
Профессиональный стандарт педагога предполагает следующие трудовые функции для педагогов, занимающихся реализацией программ дошкольного образования:
А. Общепедагогическая. Обучение
Б. Воспитательная деятельность
В. Развивающая деятельность
Г. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Все эти трудовые действия и умения предполагают наличие у педагогических работников определенных уже сформированных компетентностей.
Иными словами педагог должен соответствовать требованиям профессионального стандарта, т.е. должен быть профессионально компетентен.
Компетентность - это личная способность специалиста успешно решать определенный класс профессиональных задач и добиваться максимально высоких результатов.
Профессиональная жизнеспособность (успешность) педагога обусловлена развитием следующих групп компетентностей: личностных, управленческих, предметно-методологических, коммуникативных, психолого-педагогических, валеологических (вопросы сохранения и укрепления здоровья).
Только их совокупность позволяет достигать высоких результатов.
Важнейшие личностные компетентности: умение работать с большим количеством информации, обширные знания в областях не связанных с образовательной деятельностью, умение строить и реализовывать траекторию личностного и профессионального развития, Способность к самообразованию.
Управленческие компетентности: владение технологиями реализации функций управления, теорией менеджмента, высокий уровень аналитических способностей, умение строить и реализовывать профессиональную карьеру, непрерывно инициировать инновационные и творческие процессы в коллективе, способность гибко реагировать на изменяющиеся условия.
Компетентности педагога не случайно в значительной степени включают управленческие компетентности, ведь воспитатель управляет образовательным процессом в группе.
Структура компетентности может быть представлена в виде двух иерархических уровней. Базовый уровень и компетентности более высокого уровня (схема на презентации). В базовый уровень входит многокомпонентная система, из которой на основе кластерного принципа формируется компетентность более высокого уровня: адаптивная, профессиональная, функциональная.
Адаптивные компетентности предполагают наличие личностных качеств, различных умений, безусловно обеспечивающих человеку максимальное соответствие средам жизнедеятельности и конкурентные преимущества, функциональные – обеспечивают ему возможность развиваться в изменяющихся условиях жизни. Таким образом, развитие личности является процессом ее сознательной активности, основанной на соответствующих компетентностях.
В профессиональном стандарте педагога прописаны необходимые компетентности педагогов, реализующих программы дошкольного образования, это - разработка и реализация образовательной программы и программы развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, владение современными формами и методами обучения, его оценки, знание нормативной базы (законов, законодательных актов, основ законодательства о правах ребенка, ТК РФ и др.), владение информационно-коммуникативными технологиями, основами психологии (законы развития личности), социологии, культурологи, этики, коррекционной педагогики, истории, медицины и многим другим.
Формируется компетентность в процессе образования, которое решает двуединую задачу: обеспечить человека знаниями и умениями и научить максимально эффективно их использовать.
Такое образование соответствует идее компетентностного подхода.
По сути компетентностный подход переводит профессиональную деятельность с уровня интуитивного на уровень рефлексивный. Это значит высокое качество образовательного процесса зависит от уровня подготовки специалистов, а не от исключительных способностей некоторых личностей, и, следовательно, может быть массовым.
Определение уровня сформированности компетентностей педагогов в образовательном комплексе осуществляется через:
- посещение и анализ учебной деятельности педагога
- независимую оценку педагогической деятельности
- анализ документации
- диагностирование, на основании профстандарта создается диагностическая карта по знаниям и умениям педагога
- тестирование по вопросам профессиональных компетентностей
- индивидуальное собеседование
- изучение индивидуальных заявок по актуальным проблемам.
Формирование компетентностей педагогов происходит с помощью:
- Формального обучения (курсы повышения квалификации)
- Семинаров, круглых столов, мастер-классов (межкомплексных – для формирование внешней оценки результативности работы)
- Методической учебы внутри комплекса
- Работы педагога над методической темой, актуальной как для ОУ, так и для личностного роста и профессионального совершенствования. Определяется тема, формируется доклад и выносится на обсуждение.
- Самообразования, которое носит неконтролируемый характер, но обладает широким выбором образовательных областей и является очень важным для формирования профессиональной компетентности.
Человек, который не готов осуществлять саморазвитие, в эпоху двукратного увеличения всеобщего знания за пять лет не может быть педагогом.
Главными ресурсами качества образовательного процесса становятся:
- умения педагога «увидеть» воспитанника как субъекта обучения,
- конструктивно осознать его проблемы,
- научиться управлять процессами в той образовательной среде, поддерживая каждый успех ребенка, одновременно целенаправленно создавая для него развивающее образовательное пространство.
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути.
Готовить детей к жизни в изменяющемся мире может тот, кто сам готов к переменам, готовый и умеющий развиваться в профессии, способный к рефлексии, умеющий проектировать развитие детей и собственное развитие.
Следствием сформулированных положений является изменение системы методической работы в образовательном учреждении.
Вполне очевидно, что реализуя профессиональный стандарт педагога, воспитатель превращается в мастера, открывая вместе с ребенком детское знание, создавая уникальную педагогическую практику.
Завершаю выступление словами основоположника русской дошкольной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского из последнего главного научного труда его жизни: «Человек как предмет воспитания»:
«Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе;
мы говорим им: изучайте законы тех психологических явлений,
которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»
«Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и
обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как
искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как
искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда
вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральны...
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. По...
"Требования к профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования"
Доклад для выступления на пед.совете, для педагогов...
Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностны...
Консультация для педагогов "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО".
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к ...
«Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФАОП»
В данной статье представлены требования к педагогам ДОО в условиях реализации ФАОП...
Консультация "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО"
Консультация для педагогов....