РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы №1 «Умники и умницы» компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podg_gr_21-22.docx | 85.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 стр. |
1.1.1. | Цели и задачи Программы | 4 стр. |
1.1.2. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) | 4 стр. |
1.2. | Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы (целевые ориентиры) | 6 стр. |
1.2.1. | Планируемые результаты освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста | 7 стр. |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | 9 стр. |
2.1.1. | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | 11 стр. |
2.1.2. | Образовательная область «Познавательное развитие» | 13 стр. |
2.1.3. | Образовательная область «Речевое развитие» | 14 стр. |
2.1.4. | Образовательная деятельность по образовательным областям части Программы, формируемой участниками образовательных отношений | 16 стр. |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы | 16 стр. |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 21 стр. |
2.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 23 стр. |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Материально – техническое обеспечение | 23 стр. |
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 25 стр. |
3.3. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 25 стр. |
3.4. | Психолого-педагогические условия реализации программы | 71 стр. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи группы №1 комбинированного вида «Умники и умницы» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» является программным документом, который определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи – ОНР) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи (ТНР).
Программа разработана в соответствии Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), на основе примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой, рабочей программы воспитания ДОУ.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (логопедической группе) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Объем программного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников, определено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, как основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения, не тождественны школьному уроку и не являются его аналогом.
1.1.1. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является построение системы комплексной коррекционно-развивающей, психолого-педагогической, духовно-нравственной работы в группах компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов и педагогов детского сада, а также родителей (законных представителей) воспитанников.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- обеспечить охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе и их эмоциональное благополучие;
- создать благоприятные условия для физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; выравнивания речевого и психофизического развития детей;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей с тяжелой речевой патологией.
Реализация цели и задач Программы направлена на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
1.1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с тяжелым нарушением речи (ОНР)
При проектировании содержания Программы учитываются национально-культурные особенности - национальные ценности и традиции, и климатические особенности - время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д.
Национально-культурные особенности. Организация образовательной среды осуществляется с учетом реализации принципа культуросообразности, предусматривающего становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности округа, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.
При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.
Особенности воспитательной работы. Воспитательное событие – это единица воспитания, в которой активность взрослого приводит к накоплению ребенком собственного опыта переживания базовых ценностей. Содержание и организация воспитательной работы в ДОУ выстраивается с учётом культурноисторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, культурно-образовательных потребностей детей, их родителей (законных представителей), традиций и возможностей педагогического коллектива образовательной организации.
В группе осуществляется системный подход к процессу воспитания. Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников в образовательной организации, предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования.
Особенности контингента воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.
В образовательном учреждении комплектование групп воспитанниками осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, определенном учредителем, на основании локальных актов образовательного учреждения. Группы компенсирующей направленности комплектуются воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие тяжёлые нарушения речи на основании заключений городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
При построении образовательного процесса в группе компенсирующей направленности учитываются возрастные, индивидуальные и специфические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Возрастные группы | Возрастные особенности | Индивидуальные особенности |
Подготовительная группа компенсирующей направленности (6-7 лет) | - Начинают осваивать сложные взаимодействия людей; - Рисунки приобретают композиционно-детализированный характер; - Формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности; - Продолжает развиваться восприятие, образное мышление, обобщения и рассуждения, воображение, внимание становится произвольным, воспроизведение метрических отношений затруднено; - Развивается речь; ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь; - Получает дальнейшее развитие игра в уме; - Ребёнок может представить целостный образ предмета «в уме»; - Завершается дошкольный возраст: его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника, связанная с произвольностью. - Ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. | Особенности детей данной группы, а именно усугубляющиеся отклонения в: - нервно-психической сфере; - познавательной деятельности; - развитие общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики; - развитие лексико – грамматического строя речи, звукослоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематических процессов. |
1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы (целевые ориентиры)
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».
Портрет ребёнка дошкольного возраста (до 7 (8) лет)
Направление воспитания | Ценности | Показатели |
Патриотическое | Родина, природа | Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Знание | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое | Культура и красота | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. |
1.2.1. Планируемые результаты освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет).
К концу данного возрастного этапа ребенок:
– обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
– усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
– употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
– умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
– правильно употребляет основные грамматические формы слова;
– составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
– владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
– осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
– владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
– выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
– участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
– передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
– регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
– отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
– использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
– использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
– определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения; – определяет времена года, части суток;
– самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
– пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
– составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
– составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
– владеет предпосылками овладения грамотой;
– стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
– имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
– проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
– сопереживает персонажам художественных произведений; – выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
– осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
– знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
– владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
- имеет представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям;
- различает основные проявления добра и зла;
- понимает ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляет трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание рабочей программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи в детском саду, реализацию коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно-образовательной работы.
Комплексно-тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Месяц, неделя | Лексическая тема |
Сентябрь, 1 неделя | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. Заполнение речевых карт учителем-логопедом, диагностических листов другими специалистами. |
Сентябрь, 2 неделя | |
Сентябрь, 3 неделя | Осень. Признаки осени. |
Сентябрь, 4 неделя | Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах. |
Октябрь, 1 неделя | Фрукты. Труд взрослых в садах. |
Октябрь, 2 неделя | Деревья осенью. |
Октябрь, 3 неделя | Грибы, ягоды. |
Октябрь, 4 неделя | Человек. Части тела. |
Ноябрь, 1 неделя | Посуда, виды посуды. Материал, из которых сделана посуда. |
Ноябрь, 2 неделя | Игрушки. |
Ноябрь, 3 неделя | Продукты питания. |
Ноябрь, 4 неделя | Одежда, обувь. |
Ноябрь, 5 неделя | Головные уборы. |
Декабрь, 1 неделя | Зима. Зимние месяцы. Ханты-Мансийский АО. |
Декабрь, 2 неделя | Зимующие птицы. |
Декабрь, 3 неделя | Новый год. Рождество. |
Январь, 1 неделя | Новогодние забавы. |
Январь, 2 неделя | Дикие животные. |
Январь, 3 неделя | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. |
Январь, 4 неделя | Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. |
Февраль, 1 неделя | Домашние птицы. |
Февраль, 2 неделя | Орудия труда. Инструменты. |
Февраль, 3 неделя | Наша армия «День защитника Отечества». |
Февраль, 4 неделя | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. |
Март, 1 неделя | Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник. |
Март, 2 неделя | Перелетные птицы. |
Март, 3 неделя | Наша Родина – Россия. Москва – столица России. Наш родной город. |
Март, 4 неделя | Профессии. Сельские профессии, с/х инструменты. |
Март, 5 неделя | Комнатные растения, размножения, уход. |
Апрель, 1 неделя | Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. |
Апрель, 2 неделя | Космос. |
Апрель, 3 неделя | Правила дорожного движения. |
Апрель, 4 неделя | Цветы. Насекомые. |
Май, 1 неделя | День Победы. |
Май, 2 неделя | Скоро в школу. Школьные принадлежности. |
Май, 3 неделя | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. Заполнение речевых карт учителем-логопедом, диагностических альбомов другими специалистами. |
Май, 4 неделя |
Культурно-досуговая деятельность
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Культурно-досуговая деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи охватывает организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной познавательной и художественно-творческой деятельности детей. Следует способствовать участию детей в работе кружков и студий по интересам.
Предшкольников необходимо приучать осмысливать полученные знания и использовать их в самостоятельной творческой деятельности.
Следует расширять знания детей об искусстве, приучать их к посещению выставок, музеев, театров.
У детей седьмого года жизни необходимо расширять представления о государственных праздниках и привлекать их к подготовке к праздникам и участию в праздничных утренниках.
Примерный перечень развлечений и праздников
Праздники: День знаний. Новый год. День защитника Отечества. Международный женский день. День Победы. До свиданья, детский сад! Праздники народного календаря, фольклорные праздники.
Развлечения: День защиты детей, День семьи, дни рождения детей.
Театрализованные представления: Постановка театральных спектаклей по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Содержание образовательной работы по освоению детьми образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов деятельности, а также в ходе режимных моментов и через организацию самостоятельной деятельности детей. Задачи образовательной работы решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
В области социально-коммуникативного развития ребенка с ТНР, с учётом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР со взрослыми и сверстниками;
– становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
– формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,
– формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
– формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;
– формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
– развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР;
– развития игровой деятельности.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на всестороннее развитие у детей с ТНР навыков игровой деятельности, дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.
В этот период в коррекционно-развивающей работе с детьми взрослые создают и расширяют знакомые образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности детей в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности, продолжается работа по активизации речевой деятельности, по дальнейшему накоплению детьми словарного запаса. Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам:
1) игра;
2) представления о мире людей и рукотворных материалах;
3) безопасное поведение в быту, социуме, природе;
4) труд.
Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом.
Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ТНР предполагает следующие направления работы: дальнейшее формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов; воспитание правильного отношения к людям, к вещам и т. д.; обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей.
В процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире у детей активизируется речевая деятельность, расширяется словарный запас.
На третьей ступени обучения детей с ТНР основное внимание обращается на совершенствование игровых действий и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх и упражнениях. В этот период большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды и привлечение детей к творческим играм. Воспитатели организуют сюжетно-ролевые и театрализованные игры с детьми, осуществляя недирективное руководство ими. Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает активное применение игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии, арттерапии и др. Занятия по психотерапевтическим методикам (работа с детской агрессией, страхами, тревожностью) проводит педагог-психолог, согласуя их с педагогами группы и родителями.
Педагоги уделяют основное внимание формированию связной речи у детей с ТНР, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Дети вовлекаются в различные виды деятельности, естественным образом обеспечивающие их коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности. Особое внимание обращается на формирование у детей представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д. У детей в различных ситуациях расширяют и закрепляют представления о предметах быта, необходимых человеку, о макросоциальном окружении.
Взрослые создают условия для формирования экологических представлений у детей, знакомя их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной). В рамках раздела особое внимание обращается на развитие у детей устойчивого алгоритма поведения в опасных ситуациях: в помещении, на прогулке, на улице, в условиях поведения с посторонними людьми.
В этот период большое внимание уделяется формированию у детей интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе. У детей старшего дошкольного возраста активно развивается познавательный интерес (интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты). Взрослые, осуществляя совместную деятельность с детьми, обращают внимание на то, какие виды деятельности их интересуют, стимулируют их развитие, создают предметно-развивающую среду, исходя из потребностей каждого ребенка.
Активными участниками образовательного процесса в области «Социально-коммуникативное развитие» являются родители детей, а также все специалисты, работающие с детьми с ТНР.
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.
Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
В образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:
- развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирования познавательных действий, становления сознания;
- развития воображения и творческой активности;
- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» определяет создание взрослыми ситуаций для расширения представлений детей о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулируют их к анализу, используя вербальные средства общения, разнообразят ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в этот период обеспечивает развитие у детей с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений.
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области по следующим разделам:
1) конструирование;
2) развитие представлений о себе и об окружающем мире;
3) формирование элементарных математических представлений.
Продолжается развитие у детей с ТНР мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности детей, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных построек.
Рекомендуются занятия в специальной интерактивной среде (в сенсорных комнатах), которые проводит педагог-психолог. В них включаются сведения о цветовом многообразии, о звуках природы, о явлениях природы и зависимости настроения, состояния человека, растительного и животного мира от этих характеристик.
Педагоги стимулируют познавательный интерес детей к различным способам измерения, счета количеств, определения пространственных отношений у разных народов.
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» обеспечивает формирование связной речи детей с ТНР.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление.
Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей.
Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Педагоги создают условия для развития коммуникативной активности детей с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей. Взрослые предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт детей.
У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.
В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
Для формирования у детей мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи детей с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.
2.1.4 Образовательная деятельность по образовательным областям части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Часть ООП ДОУ, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:
- видовое разнообразие учреждений системы дошкольного образования.
-наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
- особенности познавательно развития детей старших и подготовительных групп ДОУ с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности и возможностей педагогического коллектива.
Образовательная область | Образовательная деятельность | Периодичность проведения |
Подготовительная группа 6 – 8 лет | ||
Познавательное развитие | Основы финансовой грамотности | 1 раз в месяц |
Социально – коммуникативное развитие | Формирование культуры правильного питания | 1 раз в месяц |
Реализация программы «Истоки» (через интеграцию со всеми образовательными областями) | Совместная деятельность детей, родителей, педагогов (итоговое мероприятие 1 раз в месяц) |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогами в зависимости от контингента воспитанников, оснащенности, культурных и региональных особенностей.
Одной из форм непосредственной образовательной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является «занятие», которое основано на одной или нескольких деятельностях – интеграции детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей) и строится исходя из детского целеполагания.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов, педагогов и семей воспитанников.
Реализация Программы применяет дифференцированный подход к образованию детей с речевыми нарушениями, выражающийся в реализации индивидуальной образовательной траектории в зависимости от уровня и вида нарушения речи. Структура такого маршрута предполагает следующие формы образовательного процесса:
- индивидуальная диагностика речевых нарушений; постановка целей коррекционной работы отдельно для каждого ребенка;
- выстраивание индивидуальных алгоритмов (системы комбинирования индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий) образовательного процесса, отбор содержания образования;
- динамическое наблюдение за образовательным маршрутом и его оперативное изменение в зависимости от успехов (трудностей) ребенка;
- индивидуальный подход к результативности работы (формулирование ожидаемых результатов, оценка динамики, оценка критериев эффективности коррекции).
Для профилактики психологической перегрузки детей с тяжелыми нарушениями речи Программа широко использует принцип интеграции содержания образования. Согласно Примерной адаптированной программе «интегрированные коррекционно-развивающие занятия позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе».
Интегрированный подход реализуется в Программе в следующих видах:
- процесс взаимодействия взрослых участников образовательного процесса (педагогов, логопедов, родителей) и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира (межпредметный проектно-тематический подход);
- взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);
- интеграция содержания образования и культурно-досуговой деятельности (тематические праздники);
- синтез детских видов деятельности.
В зависимости от конкретной ситуации воспитатели и учителя-логопеды продумывает содержание и организацию образовательных ситуаций, обогащающие опыт детей; эмоциональную сферу и представления о мире. Все образовательные моменты предполагают познавательное общение педагогов, специалистов, детей и родителей, и самостоятельность детей. Программа предполагает различные способы организации образовательного процесса: тематические погружения, детские проекты, игры-театрализации, экспериментирование. Активно используются разнообразные виды наглядности.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
Содержание рабочей программы осваивается через следующие формы организации детской деятельности:
- образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах,
- самостоятельную деятельность детей,
- совместную деятельность педагогов с родителями в рамках взаимодействия.
Социально-коммуникативное развитие
Основными специалистами в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы. Развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурство, участие детей в расстановке и уборке инвентаря для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений. Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов, навыков самообслуживания.
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками.
Взаимодействие с семьей воспитанника по реализации Программы. Консультативная работа по ознакомлению с задачами трудового воспитания, экологического сознания, коммуникативной компетентности дошкольников. Информирование о необходимости создания безопасных условий пребывания детей в помещении, на улице, формировании у детей необходимых навыков самообслуживания, формирование представлений о наличии социальных ролей (папа, мама, бабушка, дедушка), понимание социальных норм поведения. Привлечение к активному отдыху с детьми, формирующему навыки безопасного поведения. Организация помощи в организации процесса социализации детей вне детского сада. Ориентировать на совместную деятельность с детьми (чтение литературы, просмотр фильмов, участие в мероприятиях детского сада). Анкетирование, изучение детско-родительских отношений. Проведение тренингов с родителями с целью повышения компетентности в вопросах воспитания. Вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в Дне открытых дверей, детской проектной деятельности, совместных занятиях, клубах, акциях.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, обширное умывание, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны), динамический час после сна, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.
Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельные игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия.
Взаимодействие с семьей воспитанника по реализации Программы. Консультации о необходимости и значимости сохранения и укрепления здоровья ребенка. Информирование о факторах, влияющих на физическое здоровье детей, и о негативных факторах, влияющих на развитие ребенка. Знакомство с задачами физического воспитания в семье и в детском саду на каждом возрастном этапе развития. Ориентирование на совместную деятельность с детьми (чтение литературы, просмотр фильмов, участие в мероприятиях детского сада, самостоятельные занятия физической культурой и спортом). Проведение целенаправленной работы по обобщению и распространению опыта семейного воспитания по здоровому образу жизни. Вовлечение в образовательный процесс спортивных соревнованиях, праздниках, досугах, детской проектной деятельности.
Познавательное развитие
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над сенсорным развитием, развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Ситуативные разговоры с детьми во время наблюдений; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур, распорядка дня…).
Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность в уголке природы, экспериментальном уголке. Настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание книг, иллюстраций, наблюдение из окна, игры с песком, водой на прогулке.
Взаимодействие с семьей воспитанника по реализации Программы. Ориентировать на возможности интеллектуального развития ребенка не только в детском саду, но и дома; на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, побуждать на совместные с ребенком наблюдения, эксперименты, размышления, чтение литературы. Вовлекать в образовательный процесс через участие в детской проектной деятельности, исследовательской деятельности, Дне открытых дверей, экскурсиях, конкурсах.
Речевое развитие
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; ситуативные разговоры, индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда
Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, импровизированные концерты.
Взаимодействие с семьей воспитанника по реализации Программы. Консультирование по вопросам речевого развития, проблем речевого развития дошкольников. Знакомство с задачами речевого развития в каждом возрастном периоде. Ориентация родителей на совместную деятельность с детьми (чтение, инсценировка, пересказ литературных произведений) Вовлечение в реализацию образовательной программы через участие проектах, театрализованных представлениях, концертах, мастер-классах, практических занятия, играх-викторинах, конкурсах.
Самостоятельная деятельность детей. Предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах, слушать музыку.
Взаимодействие с семьей воспитанника по реализации Программы. Знакомить родителей с лучшими образцами семейного воспитания, ориентировать родителей на ценность развития творческих способностей детей, ценность домашнего чтения, словесного творчества и музыкального воспитания детей. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей, семейное чтение, музыкальную деятельность в «домашних» семейных рамках. Организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения детей и взрослых. Ориентировать родителей в выборе литературы, музыкальных произведений, форм творческой совместной деятельности. Совместно с родителями проводить конкурсы развлечения.
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности. Педагог самостоятельно формирует циклограмму совместной деятельности детей.
Организация совместной образовательной деятельности в режимных моментах
Формы совместной деятельности в режимных моментах | Периодичность в неделю |
Подготовительная к школе группа | |
Образовательная деятельность | |
Образовательные ситуации в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности | 15 образовательных ситуаций в неделю |
Подгрупповая логопедическая работа | 5 раз в неделю |
Подгрупповые занятия с педагогом- психологом | 2 раза в неделю |
Индивидуальная коррекционно- развивающая работа со специалистами | 1 раз в неделю |
Общение | |
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта | ежедневно |
Беседы и разговоры с детьми по их интересам | ежедневно |
Игровая деятельность | |
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно- ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) | 3 раза в неделю |
Индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей дидактические, развивающие, музыкальные, и пр. | ежедневно |
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры) | 2 раза в неделю |
Театрализованные игры | 1 раз в неделю |
Подвижные игры | ежедневно |
Познавательная и исследовательская деятельность | |
Опыты, эксперименты | 1 раз в 2 недели |
Наблюдения за природой (на прогулке) | ежедневно |
Детский досуг | 1 раз в 2 месяца |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
Самообслуживание | ежедневно |
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) | ежедневно |
Трудовые поручения (общий и совместный труд) | 1 раз в 2 недели |
Элементарная трудовая деятельность детей на участке детского сада | ежедневно |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Рабочая программа для детей с ТНР обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и направлена на создание социальной ситуации развития для дошкольников.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: -непосредственное общение с каждым ребенком; -уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; -развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; -поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В дошкольном учреждении используются современные образовательные технологии, направленные на формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции и поддержку устойчивого познавательного интереса детей.
1. Проектный метод, направленный на развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске информации, формирование социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми в ходе проектов.
2. Игровые технологии (Блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера) существенный признак которых, четко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
3. Информационно-коммуникационные технологии, направленные на формирование готовности к осуществлению деятельности, основанной на использовании компьютера как одного из средств познания, решения разного рода задач из различных образовательных областей.
4. Здоровьесберегающие технологии (закаливание, прогулка и другое) направленные на укрепление здоровья детей. Использование развивающих технологий позволяет повысить уровень развития творческих способностей ребёнка, научить способам обработки информации, способствует развитию познавательной активности и инициативы дошкольников.
Использование развивающих технологий позволяет повысить уровень развития творческих способностей ребёнка, научить способам обработки информации, способствует развитию познавательной активности и инициативы дошкольников.
2.4. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:
- аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- информационное - пропаганда и популяризация опыта и деятельности образовательного учреждения; создание открытого информационного пространства (сайт ДОУ, информационные стенды и др.);
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях.
Так же важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, занятия по дополнительному образованию. В рамках взаимодействия с семьёй в группе, одной из эффективных форм поддержки являются консультационные встречи со специалистами и педагогами. В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч и тематика определяется запросом родителей.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально – техническое обеспечение
Учебные помещения в ДОУ - сложная функциональная система, назначение которой - рациональная организация учебно-воспитательного процесса, оптимизация его во всех звеньях. От условий, в которых протекает совместная деятельность педагога и воспитанника (законного представителя), зависит решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Учебные помещения | Оснащение |
Групповые помещения | В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для детей), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. Площади всех групповых ячеек соответствуют санитарным требованиям. Групповые помещения в полном объеме оснащены современной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников, во всех спальных помещениях выделена рабочая зона воспитателя, соединенными в локальную сеть имеющими выход в интернет. Во всех группах созданы «Центры деятельности детей по интересам»: (творчества, экспериментирования, уединения, игровые, книжные, спортивные и т.д.). Раздаточный и демонстрационный материал по всем разделам программы (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, математическое представление, ознакомление с окружающим, художественно-эстетическому развитию и т.д.). Оборудование для закаливающих процедур (обширное умывание, полоскание горла, солевые дорожки и т.д.). Бактерицидные лампы, интерактивные доски. |
Наполняемость предметно-пространственной среды в группе для целостного воспитательного процесса в сфере личностного развития в социально-духовном плане и нравственных качеств, совершенствование их игровых и трудовых навыков с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста:
- подбор художественной литературы;
- подбор видео и аудиоматериалов;
- подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
- наличие демонстрационных технических средств (интерактивное оборудование);
- подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
- подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно-пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы «Детский сад комбинированного вида «Радуга» на текущий учебный год.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду, служат для обеспечения образовательной деятельности как совокупности учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных, коррекционных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение коррекционно-развивающего процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках организованной образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
РППС в группе обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР, разработанную с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, автор Н.В.Нищева.
Особое внимание уделено оформлению предметно- пространственной среды на прогулочном участке. Предметно-пространственная среда прогулочного участка обеспечивает возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей.
В группе компенсирующей направленности имеются логопедические центры. Развивающая среда организуется таким образом, что способствует совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулирует их активность и инициативность. В этих возрастных группах в логопедическом центре представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании центра становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п.
Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает центр более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи логопеда постоянно находятся серии картинок и сюжетные картины. В работе над лексическими темами используются репродукции с картин известных художников.
Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей с ТНР, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний и в вечерний отрезки времени.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются ресурсы предметно-развивающей среды ДОУ (ПРС) – центры развития, организованный в группе
Воспитывающая функция ПРС не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются основы сотрудничества, положительных взаимоотношений, осознанного поведения, бережного отношения. Целью организации предметно-развивающей среды является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Культурно-досуговая деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи охватывает организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной познавательной и художественно-творческой деятельности детей.
Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
В ДОУ сложились устойчивые традиции:
- Детские конкурсы рисунков, творческих работ детей.
- Фольклорные праздники (Колядки, Масленица)
- Музыкальные праздники, развлечения, досуги.
- Физкультурные праздники, досуги, развлечения
- Календарные праздники (День матери, осенины, веснянки)
- День открытых дверей
- Встреча с интересными людьми
- Выставка поделок совместно с родителями «Осенние фантазии»
- Смотр-конкурсы «Огород на окне», «Зимние постройки», «Кормушки для птиц»
- Тематическая мероприятия ко Дню рождения округа
- Мероприятия, посвященные празднованию 9 мая
- Конкурсы чтецов (участники дети 4-7 лет)
- Выпускной (май)
3.4. Психолого-педагогические условия реализации программы
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование самооценки
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитательный процесс строится с учетом территориальных особенностей муниципалитета и ХМАО-Югры, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка планирования по теме: «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи»
Методическая разработка планирования по теме:«Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи»БЛОК «ОСЕНЬ» Лексические темыЭколо...
Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.
Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ детского сада комбинир...
Рабочая программа учителя -логопеда для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа....
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2019-2020 уч.г.
Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2019-2020 уч.г....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ "СПАСЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ СОФИ"
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ "СПАСЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ СОФИ"....
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) ...