МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ. Доклад выступления на методическом объединении.
методическая разработка

Махарандина Светлана Валентиновна

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ.

            Доклад  выступления  на                        методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maharandina_s.v.docx37.28 КБ
Файл maharandina_s.v.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ.

                 Доклад  выступления  на методическом объединении.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, путем разработки и внедрения новых образовательных программ, ориентированных  на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе.

     Основными тенденциями в современном  образовании являются его гуманизация,  индивидуализация, дифференциация.

      Под термином «гуманизация образования» понимается такая педагогическая парадигма, в основе которой лежит стремление поставить образование на службу человеку, обратить педагогический процесс к личности воспитанника.

      Проблема  гуманизации  образования не является  новой  ни  для зарубежной,  ни  для отечественной педагогики.

Она составляет одну из стержневых идей прогрессивной, демократической педагогики.

     Ее решение было желанной целью на всем протяжении человеческой истории. Эта идея вдохновляла идеологов и творцов новой советской системы образования в первые послеоктябрьские годы (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и др.).

     Переход к гуманистически ориентированной практике образования предполагает пересмотр традиционного понимания цели образования, выработку новых подходов к отбору содержания, преобразований в технологии обучения и воспитания, утверждение гуманистических, по своему характеру и стилю, отношений между участниками педагогического процесса.

   

Поэтому в 90 –х годах ХХ столетия, в связи с реформой образования, дошкольные образовательные учреждения России, работавшие ранее по единой программе, получили возможность использования в работе широкого выбора образовательных программ и педагогических технологий.

 В основу которых были положены принципы гуманистической философии, психологии, педагогики: признание  самоценности  каждого  возрастного периода, уважения личности ребенка, создание условий для его развития.

     Значительный вклад в разработку проблемы гуманизации образовательного процесса в современной ее трактовке внесли Ш.А. Амоношвили, А.Г. Асмолов, и другие.

     На сегодняшний день, в связи с введением требований ФГОС, гуманистическая традиция, всегда ориентированная на воспитание нравственности сохранила свои преимущества в воспитании детей, но

« наполнительная» модель образования, где ребенок  - сосуд, который нужно наполнять, сменилась развивающейся моделью, в которой, продолжая древний афоризм,  « ребенок становится факелом, который нужно зажечь.»

      На сегодняшний день, разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка.

  Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно - ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

     На волне демократизации и гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.

    Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

  • уровень обученности и обучаемости;
  • уровень общих умственных способностей;
  • скорость усвоения;
  • ндивидуальный стиль умственной деятельности;
  • психофизические особенности учащихся.

Дифференцированное  обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого воспитанника или отдельных групп детей.

Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки детей в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

         Если дифференцированное обучение относится к отдельному ребенку, то оно становится индивидуальным.

Под  индивидуальным  понимается такое обучение, когда педагог обучает каждого ребенка отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения образовательного  материала и  способности.
Преимущество такой формы обучения в том, что педагог - воспитатель имеет непосредственный контакт с ребенком и всегда может исправить ошибки и отметить        успехи.
Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ребенка        и        его        познавательные        возможности.
    В современных условиях активизируется развитие педагогики самых разных направлений: гуманистической, социальной, диагностической, коррекционной, экспериментальной, антропософской, христианской, педагогики мира, коллективного творческого воспитания, сотрудничества, ненасилия.
       Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.
          В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно - ориентированное образование», «личностно - ориентированное воспитание», «личностно - ориентированное обучение», «личностный подход»

      Личностно - ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным        уровнем.
Личностно - ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
       Личностно - ориентированное обучение предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в познании, в учебной деятельности, принимая во внимание его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
      Личностно - ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. 
Личностный подход — это важнейший принцип психолого - педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно -воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии.

 Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а следовательно, означает становление субъект - субъектных отношений. 
Вместе с тем не только теория, но и современная педагогическая  практика доказывают, что личностный подход реализуется только при наличии гуманистической системы воспитания.

Он требует от педагога знания интегративных личностных качеств, направленности личности и восприимчивости ребенка к воспитанию.

Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в контексте системы гуманистического типа воспитания личность ребенка рассматривается как общечеловеческая ценность. Только в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств ребенка на уровне гуманистических отношений.

 Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обученности и воспитанности учащихся.

      Дифференциация направлена на изучение качеств личности, ее интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости.

При дифференцированном подходе воспитанники группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне  ведущих качеств. В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведется с группами. Каждая группа детей требует индивидуального подхода и личностно - ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического        воздействия.
     Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

 Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится        к        ним.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педагога, воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении        и        воспитании.
     Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации и советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов.

    Учитывая их, педагог определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической        основе.
    В индивидуальной работе с детьми педагоги - воспитатели должны руководствоваться        следующими        принципами:
-    уважение самооценки личности ребенка;

- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления
его способностей и качеств характера

- создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным
средством реализации программы воспитания.

   Опыт  показывает, что педагоги - воспитатели, изучая детей, используют совокупность самых разных методов: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ  документации, эксперимент и др.
     Для успешного формирования личности ребенка дошкольника, педагог должен  учитывать в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, т.е. темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

        Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив,  раздражителен, эмоционально резок. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности и препятствия.

   В отношении холериков воспитатель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание обращается на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции.

        Сангвиник горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание.

Для группы воспитанников сангвинического темперамента воспитатель должен планировать дела с учетом их интересов, привлекать к активной деятельности и поддерживать оптимистическое состояние духа.

  Дети - флегматики излишне спокойны, малоподвижны, инертны, они доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны. Флегматик — это спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам воспитатель должен не делать поспешных выводов, стараться направлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».
     
Особое внимание следует уделять детям - меланхоликам.

Они необщительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной, привычной обстановке, меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адаптации к коллективу, общению с людьми.
     
Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. Отсюда воспитатель строит свою деятельность, учитывая не только темперамент ребенка, но и принадлежность его к той или иной группе.

      Таким образом, индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения.

 Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно - воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ребенка в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития.

     Продолжая говорить о современных концепциях в образовании,  следует отметить, что и образовательная среда  должна быть  предметно – развивающей.    

      Развивающая предметно - пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

       В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  • создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укрепления их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствия возрастных индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

         В процессе взросления ребенка все компоненты: (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно -пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять.       Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

     Далее, следует отметить, что и целостность педагогического процесса в дошкольном учреждении обеспечивается реализацией той или иной общеобразовательной программы.

      В условиях вариативности образования, закрепленной в «Законе об образовании» для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ.

      Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию, предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.

Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии.          Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

Таким образом, мы можем говорить о моделировании образовательного процесса, т. е. о  его гибкости, вариативности, учета возрастных особенностей детей, использования различных педагогических технологий, на принципах гуманизации, индивидуализации, дифференциации и целостности,  с целью воспитания всесторонне развитой личности, ребенка – ученика, готового к дальнейшему познанию мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ. МАХАРАНДИНА С. В

Слайд 2

ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ

Слайд 3

ПЕДАГОГИ - НОВАТОРЫ - ГУМАНИСТЫ

Слайд 13

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование образовательного процесса в ДОУ по художетсвенно-эстетическому развитию. Образовательная область «Музыка».

Вопросы по преодолению затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей по музыкальному развитию, в которых выделены приоритетные средства, содержание работы музыкального руководите...

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

Тематический контроль «Соответствие образовательного процесса дидактическими принципами деятельностного метода»

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального государственного стандарта дошкольного образования. ФГ...

Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?

Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования? В чем заключается поддержка инициативы детей в разных видах деятельности?Задачи: познакомить педагогов с понятиями &laqu...

Статья на тему "Моделирование образовательного процессе в соответствии с ФГОС и образовательной программой организации"

В статье рассматриваются особенности организации работы с дошкольниками. Педагог должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все вид...