Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?
консультация по теме
Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования? В чем заключается поддержка инициативы детей в разных видах деятельности?
Задачи: познакомить педагогов с понятиями «индивидуальный подход в образовании» и «индивидуализация в образовании» и разграничить их путем сравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_individualizatsii.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?
Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования? В чем заключается поддержка инициативы детей в разных видах деятельности?
Задачи: познакомить педагогов с понятиями «индивидуальный подход в образовании» и «индивидуализация в образовании» и разграничить их путем сравнения.
«МУДРЫЕ МЫСЛИ»
1. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. А. Г. Асмолов, А. В. Петровский
2. Человек может лишь активно собрать себя в личность. Макс Шелер
3. В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если будет лишь один человек в мире – ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь все! (Видья Балан)
4. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан. (Марлон Брандо)
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Если личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Сквозной нитью через Стандарт проходит принцип индивидуализации:
п. 1.4. 2 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
п. 1.4. 3 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
п. 1.4. 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития) ;
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализации.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л. В. - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).
Индивидуализация –процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия?
Индивидуальный подход в образовании и Индивидуализация образования
Содержание термина «индивидуализация» многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно расплывчато. Как правило, при изучении процесса индивидуализации развития личности на первый план выходит обсуждение феномена индивидуальности. Достаточно часто это понятие используется как синоним понятия «индивидуальный подход». А.В. Петровский определяет индивидуализацию как открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т.е. становление и осмысление индивидуальности.
Индивидуальный подход в образовании исходит от педагога
Цель: Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии
- Распространяется на небольшую часть детей группы.
- Ребенок является объектом образования.
- Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время.
- Прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.
- Диктат и опека.
- Ребенок следует заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия.
- Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.
- От педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания.
- Мониторинг освоения программы.
Индивидуализация образования исходит от ребенка
Цель: процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.
- Распространяется на каждого ребенка.
- Ребенок субъект собственной деятельности.
- Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.
- Признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности.
- Индивидуализация основывается на сотрудничестве и партнерских отношениях.
- Ребенок инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, проявляет творчество.
- Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта.
- От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.
- Ведется карта развития ребенка.
Поскольку «…ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
Одним из факторов, обуславливающих индивидуализацию образования, является образовательная среда. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, позволяет стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построение эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Проектируя и создавая РППС, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого ребенка.
Идеи для осуществления индивидуализации в РППС:
- Индивидуальные творческие выставки
- Фотогазеты (я на море, мои любимцы, моя семья, я уже умею, мои мечты)
- Выставки «Мои любимые книги», «Мои любимые игрушки», «Индивидуальные выставки детского творчества» и т.п.
- Выставки коллекций
- Наличие уголков уединения
- Фотографии лучших построек (из конструктора, из снега, из бумаги), сделанных руками детей и родителей.
- Материалы индивидуальных проектов
- Подписи на рисунках – название работы, придуманное ребенком, его фамилия и имя.
- Персональные альбомы фотографий на разную тематику («Это Я», «Как мы отдохнули», «Мои любимые игрушки», «Наши достижения», «Моя семья»).
- Фото детей в интерьере группы.
- Рубрика «Наши достижения», «Наши успехи», «Наши таланты» с дипломами и грамотами детей и воспитателей.
Через стены успехов должны пройти все дети по разному поводу – формирование положительной Я - концепции !!!!!!
- Портфолио детей.
- Коврики для ограничения детьми своего игрового пространства.
- Индивидуальные игровые пространства (макеты).
- Большие и маленькие ширмы.
- Знаки – «Тут играю я».
- Стенды: «Уголок именинника», «Дерево желаний», «Звезда дня», «Я умею» (с набором карточек, символов), «Я люблю», «Я научился!», «Мы друзья».
- Игры-самоделки.
- Бейджики с надписью роли или ее символом.
- Мини-музеи.
- Материалы для индивидуальной работы по результатам педагогической диагностики.
- Стенд в раздевалке «Здравствуйте, я пришел!» (размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых).
- В каждой группе может быть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Атмосфера Дня рождения может быть создаваться с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды или чудесного мешочка для подарка.
- Рубрика «Звезда дня» с фотографией ребенка. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я-концепции», развитие самосознания и самооценки.
- Определить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение». Дети учатся определять не только свое состояние, но и других детей.
- Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, должна помогать глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников целесообразно создать «Панораму добрых дел», в которой отмечаются достижения детей в течение дня, месяца. Это является методом наблюдения за развитием ребенка, его достижениями (ребенок научился завязывать шнурки, рисовать клубочки и т.п.)
- Групповые коллекции. Воспитатель представляет чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, вызывая у сверстников интерес к созданию собственной.
- Стена творчества группы с творческими работами (как семьи, так и работы, выполненные в д/с).
- Современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду можно назвать «СМС – почта».
Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.
Индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – это не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу - не могу», «можно – нельзя», умение выбирать направления действия, поступать вопреки другим мнениям.
Литература:
- ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г., № 1155
- Л.В.Михайлова – Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Соответствие образовательного процесса дидактическими принципами деятельностного метода»
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального государственного стандарта дошкольного образования. ФГ...
Речевое развитие как единый , целостный образовательный процесс социализации и индивидуализации дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Речевое развитие как единый , целостный образовательный процесс социализации и индивидуализации дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"
Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сег...
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Презентация " Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ"....
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ. Доклад выступления на методическом объединении.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ. Доклад выступления на ...
- Мне нравится (1)