Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
статья по теме
Доклад заведующего на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_obrazovatelnogo_protsessa_doklad_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование образовательного процесса
с учетом ФГОС дошкольного образования
(Доклад заведующего на педагогическом совете)
В настоящее время педагогическому коллективу необходимо разработать модель организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС и образовательной программой своего дошкольного учреждения.
На этом этапе важная роль отводится методической деятельности. Что необходимо сделать?
- разработать план по введению ФГОС и обновлению образовательного процесса;
- проанализировать определить достаточный и необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов на основе профессионального стандарта «Педагог»;
- обозначить особенности каждого педагогического сообщества, определить роль и место их в методическом сопровождении внутри целостной системы методической работы;
- организовать инновационную и внедренческую деятельность в образовательной организации, с целью повышения качества образовательного процесса.
- В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» он должен обладать компетенциями, условно разделенными на три пространства деятельности:
- Общепедагогическая функция. Обучение.
- Воспитательная деятельность.
- Развивающая деятельность.
В каждом из трех пространств деятельности конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики».
Основаниями для моделирования образовательной работы могут являться: региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций;
- образовательная программа организации, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой.
- приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг;
- условия, созданные в организации для реализации Программы, (кадровые, научно - методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)
В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока:
- совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).
Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. (Д.Б. Эльконин).
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста.
В процессе этого взаимодействия у ребенка
- Происходит развитие способов (средств) действия
- Развивается познавательная мотивация и увлеченность
- Развиваются и транслируются культурные нормы – в том числе, нормы взаимодействия с другими людьми
Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым
- Возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории
В нормативном контексте необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова):
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Основные позиции обновления организации образовательного процесса:
- Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц)
- Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.
Формы образовательной деятельности:
- Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно- тематическом планировании ( тематический час, день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
- Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм организации двигательной детской деятельности:
- Подвижные игры с правилами
- Подвижные дидактические игры
- Игровые упражнения, игровые ситуации
- Соревнования, досуги
- Ритмика, аэробика, детский фитнес
- Спортивные игры и упражнения.
- Аттракционы
- Спортивные праздники
- Гимнастика (утренняя и пробуждения)
- Организация плавания и др.
Основные позиции обновления организации образовательного процесса:
- Профессиональное взаимодействия педагогов с детьми
- Психологическое сопровождение образовательного процесса
- Четкая организация взаимодействия специалистов
- Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений)
Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.
Дошкольная педагогика отошла от формулировки «работа с родителями» и поставила перед педагогами задачи - установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
Эти отношения определяются понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие", под которыми подразумевается двусторонний процесс, ориентированный на повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Ключевые задачи обновления образовательного процесса с учетом ФГОС ДО:
1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
2. Творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.
3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие).
5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...
статья «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»
Автором статьи «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования» освещены вопросы модернизации дошкольного образования, изменения деятельности ДОО в условиях вне...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования»
Представлены материалы для проведения педагогического совета...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Выступление на педагогическом совете "Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования"
Тема: Образовательная область «Познание» по ФГОС в сравнении с ФГТ....
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования (консультация для воспитателей)...
Рабочая программа подготовительной группы спроектирована на основе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43», с учетом ФГОС дошкольного образования
В обязательной части Программы основной целью является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализ...