Духовно – нравственная (патриотическая) программа «Милее нет земли…» (в рамках внедрения инновационной модели воспитания основ российской гражданской идентичности в образовательный процесс ДОО)
методическая разработка (старшая группа)
У российского народа духовно – нравственная, гражданско-патриотическая составляющая в воспитании подрастающего поколения всегда считалась приоритетной и была важнейшей во все времена. Однако пропаганда чуждых нам западных ценностей, искажения отечественной истории в годы перестройки и последующей так называемой демократизации жизни обусловило падение интереса у молодежи к настоящему и прошлому России, отчуждение от собственной культуры. В современных условиях возрастающих антироссийских военных и политических коалиций духовно – нравственное, гражданско-патриотическое воспитание становится жизненно важной потребностью нашего государства. Поэтому современная система образования вновь акцентирует внимание педагогов на необходимость воспитания патриотов своей страны, гарантирующего социальную стабильность и национальную безопасность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detskiy_sad_385.docx | 110.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 385»
603148, город Нижний Новгород, улица Мечникова, дом 38, тел./факс (831)276-82-21
Духовно – нравственная (патриотическая) программа
«Милее нет земли…»
(в рамках внедрения инновационной модели воспитания основ российской гражданской идентичности в образовательный процесс ДОО)
Тематика (жанр): Духовно-нравственное (патриотическая) воспитание детей дошкольного возраста
Руководители методической разработки:
Никитина Е. Н., Каманина Ю. П., Лушникова О. Н.,
Авторы методической разработки:
Айдова Н. В., Кулагина Л. А., Пряникова О. Ю.
2021 г.
2. Пояснительная записка
Цель: Апробация модели воспитания основ российской гражданской идентичности в образовательном пространстве ДОО и семье.
Задачи:
- Создание системы организации образовательного процесса в ДОО ориентированного на освоение ценностей, обеспечивающих становление основ российской гражданской идентичности воспитанников
- Организация социокультурной развивающей среды, обеспечивающей приобщение детей к духовно-нравственным ценностям российского народа
- Обеспечение амплификации взаимодействия педагогов, родителей и детей в целостном образовательном процессе
- Формирование у детей активного осознанного проявления гражданской идентичности в естественных жизненных ситуациях
Актуальность: У российского народа духовно – нравственная, гражданско-патриотическая составляющая в воспитании подрастающего поколения всегда считалась приоритетной и была важнейшей во все времена. Однако пропаганда чуждых нам западных ценностей, искажения отечественной истории в годы перестройки и последующей так называемой демократизации жизни обусловило падение интереса у молодежи к настоящему и прошлому России, отчуждение от собственной культуры. В современных условиях возрастающих антироссийских военных и политических коалиций духовно – нравственное, гражданско-патриотическое воспитание становится жизненно важной потребностью нашего государства. Поэтому современная система образования вновь акцентирует внимание педагогов на необходимость воспитания патриотов своей страны, гарантирующего социальную стабильность и национальную безопасность.
Связь содержания программы с традиционными ценностями с основной общеобразовательной программой дошкольного образования:
В Концепции ФГОС общего образования одной из ключевых называется задача формирования российской гражданской идентичности у детей, основы которой должны быть заложены уже в дошкольном детстве. Новые нормативно-правовые документы, в том числе ФГОС дошкольного образования, ориентирует педагогов на приобщение ребенка к отечественным ценностям, формирования начал гражданской позиции и патриотических чувств (к своей семье, Родине), усвоение национальных традиций и социокультурных норм. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду должно осуществляться посредством интеграции его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
Связь содержания программы с традиционными ценностями православной культуры: В программе имеется блок «Православное воспитание», в котором включены подпроекты. Подпроекты направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества.
Особенности реализации программы: формы проведения занятий, виды деятельности: В содержательном плане инновационная модель воспитания основ российской гражданской идентичности в образовательный процесс ДОО имеет 3 блока: «Патриотическое воспитание (на краеведческом материале)», «Этнокультурное воспитание», «Правовое воспитание», включающие в себя 14 подпроектов. Подпроекты включают в себя разнообразные виды деятельности: игровую, познавательно – исследовательную, коммуникативную, двигательную, трудовая, изобразительную, музыкальную и др. Занятия проводятся в форме: квн, соревнований, диалога, путешествий, игр и др.
Степень готовности Программы: результаты апробации Программы, оценки эффективности внедрения Программы. Апробация программы показала, что разработанные блоки (подпроекты, занятия) по воспитанию основ российской гражданской идентичности в образовательном пространстве ДОО и семье представляются актуальными, целостными, перспективными. Выводы сделаны по результатам проведенных итоговых занятий, усвоения материала, знаний и навыков воспитанников, поведенческим изменениям. Планируемые результаты были достигнуты, программа соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.
Позитивные эффекты педагогической работы с детьми: положительная динамика развития детей по когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой составляющим гражданственности, чему свидетельствует наличие у детей устойчивого интереса к прошлому и настоящему своей Родины, стремление к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей, чувство собственного достоинства, положительная национальная идентификация, гордость за достижение своей национальной культуры
Позитивные эффекты научно-методической, организационно-педагогической и управленческой работы:
- разработана и внедрена модель воспитания основ российской гражданской идентичности у дошкольников, применимая в системе дошкольного образования; повысилась педагогическая компетентность педагогов в вопросах воспитания основ российской гражданской идентичности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО;
- подготовлено методическое обеспечение для внедрения инновационной модели: программа, дидактические материалы и пособия, анкеты для родителей и воспитателей, планы воспитательно-образовательной работы с детьми, планы работы с родителями, планы работы с социумом, рекомендации по организации предметно-пространственной среды, электронный информационно-методических банк данных, критерии и диагностические материалы к мониторингу качеств российской гражданской идентичности у детей; обобщается опыт инновационной деятельности.
- налажена информационно-просветительская работа с семьями воспитанников через непосредственные и опосредованные контакты (родительские уголки), включающие родителей в образовательный процесс в качестве его субъектов.
- установлены деловые связи с учреждениями ближнего социума по вопросам гражданского воспитания детей:
- библиотека им.П.Заломова (организованы совместные мероприятия): творческий коллектив «Радуга» и ДЮШ «Созвездие» (организованы просмотры музыкально - фольклорных программ)
- музей культуры и быта Московского района (организованы экскурсии на выставки: старинных вещей и декоративно-прикладного искусства «Бабушкин сундучок, «От родины малой к родине великой», «Солдат войны не выбирает»)
- музыкальная школа № 17 (проведены тематические встречи «Знакомство с русскими народными инструментами»)
- Встречи с интересными людьми - служащие российской армии, военный музыкант, ветераны Великой отечественной войны.
- школу № 172 (проведены экскурсии в школьный музей на выставку ремесел Нижегородской области)
- экскурсия к памятным местам ВОВ, возложение цветов к мемориалу Славы –ул.Чаадаева
- создана мультимедийная продукция:
- «Авторские находки и разработки педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей (темы: «Народная культура и традиции», «День защитника отечества», Воспитатели: Рыжова Н.Н., Кулагина Л.А., Айдова Н.В., Куликова М.Н., Потапова Е.В.)
- созданы видеофильмы, отражающие систему работы по воспитанию основ российской гражданской идентичности детей в ДОО:
- Интегрированная детская деятельность в старшей группе «Русские посиделки». Воспитатель Кулагина Л.А.
- Фестиваль «Дружбы народов» старший дошкольный возраст. Воспитатели Айдова Н.В., Рыжова Н.В., муз. руководитель Медведева Л.А. воспитатель Кулагина Л.А.
- НОД в старшей группе «Русская матрешка», воспитатель Рыжова Н.В.
- Досуговая деятельность «Народные посиделки», музыкальный руководитель Медведева Л.Г.
- Досуговая деятельность «Масленица», инструктор по физической культуре Аксеева Н.Л., муз. руководитель Медведева Л.А
- «Система работы по воспитанию основ российской гражданской идентичности у старших дошкольников в ДОУ», заведующий Никитина Е.Н., зам. зав. по ВМР Каманина Ю.П., ст. воспитатель Лушникова О. Н.
- НОД в старшей группе «Моя родина- Россия», воспитатель Айдова Н.В.
Описание достижений, МАДОУ награждено:
- Дипломом II Всероссийского конкурса лучших образовательных учреждений «Формула успеха» (1 место), 2016г.;
- Дипломом Всероссийской открытой интернет выставки-смотра образовательных учреждений: «От детского сада до университета» (1 место),2016.;
- Дипломом Второго Всероссийского смотра-конкурса на лучшую презентацию учреждений дошкольного, начального и общего образования - 2017 (1 место), 2017г.;
- Дипломом Открытого публичного Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций 2017 (1 место), 2017г.;
- Медаль победителя Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад», 2018г.;
- Медаль победителя Всероссийского смотра-конкурса «Лучший детский сад», 2020г.;
- Почетная грамота победителя смотра-конкурса «Лучшая первичная профсоюзная организация по охране труда» профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2018г.;
- Почетной грамотой департамента образования администрации города Нижнего Новгорода - «Лучшее дошкольное образовательное учреждение по итогам 2017-2018 учебного года»;
- Внесено в Национальный реестр «Ведущие учреждения России» 2012, 2013,2014г, 2016,2020г.;
- Обладатель гранта Губернатора Нижегородской области; победитель конкурса муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования 2011г.;
- Победитель в районном конкурсе «Нижнему Новгороду - 800», апрель 2021, I место;
3 раздел «Планируемые результаты освоения воспитанниками программы духовно – нравственного (гражданско - партриотического) воспитания»
- наличие у детей устойчивого интереса к прошлому и настоящему своей Родины,
- стремление к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей;
- чувство собственного достоинства, положительная национальная идентификация, гордость за достижение своей национальной культуры
4 раздел. «Тематический план программы»
Раздел. Блок «Патриотическое воспитание (на краеведческом материале)» | ||
Тема - под проекты | Занятия | Часы |
«Я и моя семья. Летопись моей семьи в истории города» | - «Я родился…» - «Родовое дерево моей семьи» | 1 1 |
«Любимый город. Улицы. Дворы». | - «Мой любимый детский сад» - «Любимый московский район» - «На улицах любимого города» - «Транспорт города» | 1 1 1 1 |
«Луга, леса, поля-природа наша велика!» | - «Птицы родного края» - «Животные родного края» - «Наша Волга» - «Природа родного края весной» | 1 1 1 1 |
«В заволжской горнице» | - «В горнице моей…» - «Русские посиделки» | 1 1 |
«Нижегородские промыслы. Игрушки нижегородских мастеров» | - «Русская матрешка» - «Городецкая роспись» | 1 1 |
«Знаменитые нижегородцы. Судьбы. Подвиги. Изобретения» | - «В.П.Чкалов. Если быть-то быть первым…» - «М.Горький. Любите книги» - «К.Минин. Купно за едино…» «И.П. Кулибин. Мечты, воплощенные в жизнь…» | 1 1 1 1 |
«Защитники земли Нижегородской» | - «Богатыри земли русской» - «Слава нашим защитникам» | 1 1 |
«Нижегородцы фронту» | - «Подвиги нижегородцев» - «Война» | 1 1 |
Раздел. Блок «Этнокультурное воспитание» | ||
«Мы- россияне» | - «Москва – столица, Нижний – город наш родной» - «Путешествуем по городам России» | 1 1 |
«Они прославили Россию» | - М.Ломоносов - П.И.Чайковский - А.С.Пушкин - Ю.А.Гагарин | 1 1 1 1 |
«Народы России» | - «Наши соседи» - «Мы соседи» | 1 1 |
Раздел. Блок «Правовое воспитание» | ||
«Я-гражданин. Мои права в семье, детском саду» | - «Я – человек. Мои права на имя, отчество, фамилию» - «Мои права в семье и обществе» - «Мои права на образование и отдых» | 1 1 1 |
«Моя безопасность» | - «Я-дома» - «Я на улице» - «Я на природе» | 1 1 1 |
36 |
5 раздел. Содержание Программы
В содержательном плане инновационная модель воспитания основ российской гражданской идентичности в образовательный процесс ДОО имеет 3 блока: «Патриотическое воспитание (на краеведческом материале)», «Этнокультурное воспитание», «Правовое воспитание», включающие в себя 14 подпроектов.
- Блок «Патриотическое воспитание (на краеведческом материале)» - включает 8 подпроектов
Подпроект «Я и моя семья. Летопись моей семьи в истории города» направлен на знакомство детей с историей своей семьи, сохранение семейных связей и ценностей. В ходе реализации подпроекта создавались фотоколлажи семей, генеалогическое дерево каждой семьи, фото-презентации: «Летопись моей семьи в истории страны», выставка семейных реликвий (ордена, медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи; дипломы, грамоты; извещение о гибели на фронте деда, прадеда; предметы быта и искусства; альбомы с фотографиями и т.д).
Подпроект «Любимый город. Улицы. Дворы» знакомил дошкольников с историей возникновения Н.Новгорода, с достопримечательностями, промышленностью, видами транспорта, профессиями и т.д. Постепенно дети знакомились с детским садом, родной улицей, городом. Помогали в этом экскурсии и прогулки по улицам района, города, выставки детского рисунка, а также экспозиции в группах «Мой Н.Новгород».
Подпроект «Знаменитые нижегородцы. Судьбы. Подвиги. Изобретения» знакомил дошкольников с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю всей страны. Состоял из минипроектов:
- «В.П.Чкалов. Если быть-то быть первым…».
- «М.Горький. Любите книги»
- «К.Минин. Купно за едино…»
- «И.П. Кулибин. Мечты, воплощенные в жизнь…»
Приоритет отдавался экскурсиям и прогулкам по улицам города, беседам, чтению, созданию в группах тематических выставок,
Подпроект «Луга, леса, поля-природа наша велика!» знакомит с флорой и фауной родного края, с сезонными особенностями климата центральной части России. Реализуется через минипроекты:
- «Птицы родного края»
- «Животные родного края»
- «Леса родного края»
Материалы природного уголка обобщают представления детей о растительном и животном мире Нижегородской области и включают объемные модели смешанного леса в разные сезоны года, фото реки Волги, дидактические игры природоведческой тематики, фотоматериалы о Сормовском парке культуры и отдыха, макет нижегородского зоопарка «Лимпопо», наборы фигурок животных. Проводились экологические акции «Сохраним леса Нижегородчины» (сбор макулатуры в осенний, зимний, весенний периоды), «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, сбор корма, подкормка птиц в холодный период), «Поможем вместе» (сбор овощей для животных зоопарка Мадагаскар),
В рамках подпроектов «В заволжской горнице» и «Нижегородские промыслы. Игрушки нижегородских мастеров» дошкольники знакомились с различными компонентами русской народной культуры: русским фольклором, народными инструментами, декоративно- прикладным искусством, народными играми и праздниками. В группах создавались мини-музеи русской избы, где проходили: беседы, рассматривание оригинальных предметов быта, просмотр и прослушивание видео- аудиозаписей, картин и репродукции, фотографий и слайдов, а также досуги и театрализованные представления.
Подпроект «Защитники земли родной» знакомил детей с былинными богатырями (И.Муромец, Н.Кожемяка, А.Попович и др.), с великими полководцами (А.Невским, Д.Пожарским, А.Суворовым, М.Кутузовым, Г.Жуковым), с военными профессиями (танкист, подводник, артиллерист, сапер, матрос, летчик и т.д.), с родами войск (сухопутные, военно-воздушные, военно-морские), с современной российской армией. В музее «Боевой славы» собраны армейские альбомы пап, дедушек, представлена военная форма, обмундирование, медали членов семей воспитанников.
Подпроект «Нижегородцы фронту» направлен на воспитание чувства гордости за свой город, достойно прожитые им трудные годы в период военных испытаний и сохранение исторической памяти о подвигах нижегородцев в Великой Отечественной войне.
- Блок: «Этнокультурное воспитание» - включает 4 подпроекта.
Подпроект «Мы- россияне» - знакомит детей с Россией как с огромной многонациональной страной. Выставки «Москва - столица» и «Символика России» содержат фотографии Москвы, различные сувениры, объемный макет Кремля с башнями, настольно-печатные игры, герб, флаг России. Выставка «Путешествуем по городам России», включает настенную географическую карту России с обозначением звездочками городов, в которых побывали семьи наших воспитанников, фотографии детей на фоне их достопримечательностей и сувениры, привезенные ими из разных городов. фото семейных путешествий стимулирует коммуникативную деятельность, побуждает делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями об экскурсиях. Макеты «Природа России» знакомит детей с основными природными зонами: тундрой, зоной лесов, степью, зоной субтропиков Черноморского побережья, с их растительностью и животным миром.
Подпроект «Они прославили Россию» знакомил дошкольников с национальными героями, выдающимися деятелями отечественной культуры, пробуждал в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Состоял из минипроетов:
- М.Ломоносов
- П.И.Чайковский
- А.С.Пушкин
- Ю.А.Гагарин
Их именами названы города России, улицы, площади; в их честь воздвигнуты памятники; об их подвигах написаны книги, сняты фильмы. Приоритет отдается чтению художественной литературы, просмотру фильмов, выходам в музей Истории и культуры Московского района, к памятникам и мемориалам.
В рамках подпроекта «Народы России» дошкольники приобретали знания о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками. В этом помогали созданные в группах «Национальные мини-центры», повествующие о культуре и истории разных народов. Дети узнают также, где территориально живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условиях, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры. Одновременно происходит заполнение карты народов России детьми. Для закрепления знаний активно используются настольно-печатные игры этнокультурной тематики (Например, «Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай, чьё национальное блюдо», и др.). Одновременно узнавали, что в повседневной жизни людей разных народов России есть общие черты. В этом помогали экспонаты таких мини-музеев, как «Народные сказки», «Народные игрушки», «Народные музыкальные инструменты». Выставка «Золотые руки» российских умельцев» знакомил дошкольников с ремеслами, декоративно-прикладным искусством, изобразительным творчеством народов России.
В рамках подпроекта «Наши соседи» для приобретения опыта реального взаимодействия организовывались встречи с представителями соседних с Россией государств (приглашаем выпускников ДОО, родителей, которые рассказывают о быте своего народа, показывают фотографии о своей родине, демонстрируют национальную речь). В группах функционировали Уголки дружбы и выставки «С миру по нитке». Используя этюды, обыгрывание ролей, игры-путешествия по республикам, дети отображают знания и нормы взаимоотношений между народами, правила этикета, упражняются в проявлении этикета межнационального общения. Интересны детям национальные игры, формирующие позитивный эмоциональный образ иных культур. Итогом работы за год является фестиваль национальных культур, с приглашением школьников, выпускников ДОУ, родственников разных национальностей, где можно увидеть национальные костюмы, народные танцы, услышать песни, поиграть в народные игры.
3.Блок: «Правовое воспитание» - включает 2 подпроекта.
В рамках подпроекта «Я-гражданин. Мои права в семье, в детском саду» детей в игровой форме посредством фольклора знакомили с правами и обязанностей человека. Одновременно с этим проводятся беседы о правилах, принятых в каждой семье, о правах и обязанностях каждого в своей семье. Совместно с детьми изготавливаются: плакаты «Мои права», наглядные пособия, карточки для игр, изображающие различные ситуации, связанные с защитой прав человека.
Для подготовки детей к возможным ситуациям нарушения их прав и адекватных способов поведения в них организовывались ролевые, театрализованные игры, направленные на развитие гибкого социального поведения (например, игра «Семейный совет» направлена на формирование умения высказывать собственное мнение), а также проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения. Реализуя подпроект педагоги организуют вечера чтения книг правовой тематики (Например, Усачев А. «Приключения маленького человечка», Шабельник Е.С. «Права ребенка», Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права!», «Права на всякий случай»). О своих правах и свободах дети узнают через ознакомление с основными документами по защите прав ребенка (Конвенцией о правах ребенка, Декларация прав ребенка).
Подпроект «Безопасное детство» направлен на разъяснение правил поведения в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации, поведения в общественных местах, в группе детского сада. Используются дидактические игры и упражнения, знакомящие детей со службами экстренной помощи, а также игровые задания, направленные на формирование чувства собственной безопасности («Если чужой стучится в дверь», «Если возник пожар», «Что делать, если за тобой гонятся»). Далее объясняют, что в обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени. Законы помогают организовывать жизнь государства, соблюдать справедливость. Дети упражняются в назывании основных законов государства. Используются игры, например, «Я -Государь», где играющие поочередно становятся правителем государства и издают какой-либо закон, затем все вместе обсуждают справедливость этих законов, и организуют жизнь сказочного государства в соответствии с ними. Также эффективным приемом является знакомство с такими художественными произведениями, как «Три толстяка», «Золотой ключик», «Приключения Чиполлино» с последующим обсуждением справедливости устройства сказочных государств в этих произведениях, и исправлением законов в них. Используя игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков (например, «Скажи по-другому», «Подбери похожие слова», «Мое и чужое мнение» и т.д.), дети учатся приемлемым способам взаимодействия с людьми: договор, компромисс, убеждение.
В группе создан мини-музей транспорта, знакомящий с видами транспорта и правилами дорожного движения.
6 раздел. Список рекомендуемой литературы.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М.: УЦ Перспектива, 2011г., 296 с.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М.: ЦГЛ., 2005.
- Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры - В., Учитель, 2008г.
- Гончарова Т.Л. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам // Дошкольная педагогика, № 5, 2008.- с 47-48
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». –М.: АРКТИ, 2004
- Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Дис. канд. пед. наук : 13.00.07 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Детство-Пресс, 2007.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-208с. (Растим патриотов России)
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Растим патриотов России).
- Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007. – 24 с.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005
- Радионова О.Р. Педагогические условия организации в ДОУ развивающей предметной среды по формированию у старших дошкольников основ гражданской идентичности (методический аспект) http://www.zaoisc.ru/metod/publikacii/radionova-predmetnaya-sreda.html
- Ривина Е.К.: Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002
- Соловьёва Е.В., Редько Л. В., , Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2014 г. 80 с.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.- 32с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 272- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М.: УЦ Перспектива, 2013.-224 с.
- Шорыгина Т.А Наша родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – с96.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектой деятельности детей 6-7 лет в рамках эксперимента по формированию основ российской гражданской идентичности.
МАтериал содержит рекомендации по перспективному комплексно-тематическому планированию воспитетельно-образовательного процесса в подготовительной группе....
«Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА«Дорожная азбука для детей и родителей» Вид проекта: информацион...
Внедрение инновационных моделей воспитания по адаптации детей раннего возраста в МБДОУ ЦРР – д/с №10 «Незабудка», г. Лобня (в условиях ФГОС дошкольного образования)
Воспитание-дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей человека. ...
«Формирование российской гражданской идентичности. Воспитательная работа в образовательной организации ДОУ: патриотизм, гражданственность, духовно-нравственная составляющая» Образовательная деятельность «Зимний вечер на Николу»
Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая....
«Формирование российской гражданской идентичности. Воспитательная работа в образовательной организации ДОУ: патриотизм, гражданственность, духовно-нравственная составляющая» Образовательная деятельность «Зимний вечер на Николу»
Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая....
«Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА«Дорожная азбука для детей и родителей» Вид проекта: информационно-творческий Тип проекта:педагогический; детско-взрослый;ребенок – ...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...