Организация проектой деятельности детей 6-7 лет в рамках эксперимента по формированию основ российской гражданской идентичности.
статья (подготовительная группа) по теме
МАтериал содержит рекомендации по перспективному комплексно-тематическому планированию воспитетельно-образовательного процесса в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-my_rossiyane.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Мы – россияне»
Куликова М.Н., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 г. Нижнего Новгорода
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Продолжительность проектной деятельности: сентябрь – май
Постановка проблемы: Воспитатель вносит карту мира с обозначенными на ней разными странами.
Дети рассматривают карту, воспитатель обращает внимание на количество стран.
В какой стране мира живем мы с вами ? Мы живем в России – это наша Родина. наша родная страна.
Наша страна очень большая и многонациональная. Кроме русских в России живут татары, чуваши.марийцы.
мордва и люди других национальностей. У каждого народа есть свой язык, своя культура.
Раньше нашу страну называли Русь. У русского народа свои традиции.свои обряды.
Все, кто живет в России – россияне.
Обсуждение проблемы: В нашей группе есть дети русские, их большинство. Есть татары, чуваши, белорусы.
Чем мы отличаемся друг от друга?
Что у нас общего? Чем мы похожи друг на друга?
Чтобы жить в дружбе и согласии, нам нужно немного узнать друг о друге: о быте и культуре русского, татарского. чувашского народа, народа Белоруссии. Чтобы узнать о жизни разных народов, нам нужно собрать как можно больше информации о их быте, культуре, традициях.
Цель проектной деятельности: приобщение дошкольников старшего дошкольного возраста к культуре и истории народов России, ближнего зарубежья.
Задачи:
1.Формирование представлений об истории и культуре русского народа;
2.Воспитание любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические ценности.
3.Ознакомление с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям этих народов.
4. Развитие интереса и стремления узнать новое о социальной действительности и окружающих людях.
5.Формирование первоначальных представлений об истории и культуре народов ближнего зарубежья.
6. Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям независимо от их происхождения,вероисповедания.
7. Стимулирование поисковой деятельности детей в процессе сбора информации об истории и культуре народов России, ближнего зарубежья.
Работа над подпроектом.
Дети собирают информацию с помощью родителей и воспитателей.
Формы работы над подпроектом.
- организованная образовательная деятельность,
-чтение художественной литературы, фольклора, литературы исторического характера,
- заучивание стихов,
- изучение легенд об историческом прошлом русского, татарского, чувашского, белорусского народов,
- посещение музея культуры и быта русского народа (районный музей).
- организация фотовыставок, выставок рисунков.
- оформление альбомов,
- изготовление совместно с родителями элементов национальных костюмов,
- исполнение национальных песен, танцев,
- проведение фольклорных, спортивных досугов,
- организация игр-драматизаций по мотивам национального фольклора,
- экскурсии по достопримечательным местам Нижнего Новгорода.
- просмотр видеозаписей о достопримечательностях столиц национальных республик,
- изготовление дидактических игр.
- организация национальных гостиных
Месяц | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социальное развитие | Физическое развитие | Игровая деятельность |
Сентябрь | Организованная образовательная деятельность: «В русской горнице» « Комнатные растения в русской горнице и в наше время» | Русский фольклор. « Сказки русского народа» Экскурсия на выставку Золотой хохломы. | Моделирование русской избы. Хохломская роспись: « Хохломская ложка» | « На златом крыльце сидели Фольклорное развлечение. Знакомство детей с русскими национальными музыкальными инструментами. Досуг « Русская печка-всему дому кормилица» | Русские хороводные игры | Игра-путешествие в прошлое жилища. Игра-драматизация « Петя в деревне» Дети участвуют в подготовке атрибутов и костюмов. |
Октябрь | Организованная образовательная деятельность: « Во что одевались на Руси» «Осенняя пора,очей очарованье» Природа России в осенний период года. | Устное народное творчество- небылицы.считалочки. пословицы. Рассматривание картин : И.И.Левитана Заучивание стихов А.С.Пушкина, Ф.Тютчева. | Аппликация « Кукла в русском национальном костюме» Рисование: Орнамент русского национального костюма: « Народный костюм» Дымка: Лепка «Дымковская барышня» Рисование « Осенняя палитра» | Музыкальное развлечение « Веселые лошкарики» Праздник « Осенины» Досуг « Кружева осеннего леса» | Спортивный досуг Русские народные игры: | Игра-путешествие в прошлое одежды» Внесение в игровую среду куклы в русском национальном костюме. Игра « Ателье» |
Ноябрь | Головные уборы русских женщин и мужчин» Павловопосадские платки. | Неделя творчества « Русский фольклора» | Городецкая роспись « Украсим кукольную мебель городецким узором», « Городецкая доска» Рисование: «Украсим платок цветами» | « Без частушек прожить можно, да вот только не живут»» Досуг, посвященный Дню пожилого человека Оформление альбома « Национальные костюмы русского народа | Игра –путешествие в прошлое головных уборов. Инсценирование шуток, небылиц. | |
Декабрь | Организованная образовательная деятельность: Русские ремесла: гончарное дело, вышивка, резьба по дереву, ткачество | Экскурсия в районный музей культуры и быта русского народа Чтение. П. Бажов « Каменный цветок» | Плетение ковриков, салфеток. | Праздник « Новогодняя фантазия» Организация выставки: « Народное рукоделие» | Игра-путешествие в страну волшебной прялки Дидактическая игра « Русские ремесла» « Что кому нужно для работы» Изготовление игрушек к народному празднику – Новый год. | |
Январь | Организованная образовательная деятельность: « Город мастеров» Организованная образовательная деятельность: « Тайны русского леса» | Устное народное творчество: Шутки-прибаутки, перевертыши. скороговорки. Рассматривание картин И.И.Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабаря. Чтение рассказов М.Пришвина. Заучивание стихов Ф.Тютчева, И. Сурикова, А Пушкина, С.Есенина | Выставки рисунков « Народные промыслы» Пение « Во поле береза стояла», Хоровод « На горе-то калина» Песни о России Рисование « Зимняя сказка» ( природа зимой0 | Фольклорное развлечение « Нижегородская ярмарка» Досуг « Метелица» « Рождественские колядки» Досуг « необычная прогулка по зимнему лесу» | Зимние игры-забавы русского народа | Дидактическая игра « Народные промыслы» Дидактические игры о природе России. Оригами « Животные нашего леса» К режиссерской игре. |
Февраль | Организованная образовательная деятельность: « Богатыри земли русской» | Чтение А.Афанасьев « Алеша Попович», К.Ушинский « Никити Кожемяка», Былина « Илья Муромец и Соловей-разбойник» Рассматривание и беседа по картине « Три богатыря» В.Васнецова, Устное народное творчество-былины. | Конструирование богатырского шлема | Фольклорный праздник проводов зимы « Масленица» | Спортивный досуг « Маленькие богатыри» | |
Февраль | Организованная образовательная деятельность: Беседа о Российской армии. Сравнение воинов Древней Руси и воинов Российской армии. | Чтение Л.Кассиль « Твои защитники» С.Михалков «Здравствуй,воин-победитель» Пословицы о Российской армии. М.Исаковский « У самой границы» | Художественно-ручной труд « Подарки для пап и дедушек» Лепка « Сувенир из соленого теста» подарок папам. Коллективная работа « Поздравительная газета для пап» | Просмотр телепередачи « Армейский магазин» Оформление альбома «Наши защитники» ( страница прошлого и настоящего) | Подвижные игры- эстафеты. Спортивные состязания-соревнования « Олемпионик» | Создание условий для сюжетно-ролевой игры « Военные» |
Март | Символика Российского государства. Столица России – город Москва. Достопримечательности Москвы: Кремль Красная площадь. Кремлевский дворец и др. Организованная образовательная деятельность : « Россия на карте мира» Организованная деятельность: «Книшкина неделя». Организованная образовательная деятельность: Нижний Новгород – моя малая родина. Герб Нижнего Новгорода. Достопримечательности Нижнего Новгорода -Нижегородский Кремль, Откос, памятник В.Чкалову, Чкаловская лестница. Географическое положение Нижнего Новгорода | Работа с политической картой мира. Организованная образовательная деятельность: Знакомство с поэтами и писателями России (А.С.Пушкин, С.Маршак, М.Пришвин. Рассматривание иллюстраций,фото материала о Нижнем Новгороде,его достопримечательностях Чтение книги С.В.Афоньшина « Сказы и сказки Нижегородской земли» | Гимн России. Выставка по произведениям российских писателей и поэтов. Рисование» Мой город любимый» Песни о Нижнем Новгороде | КВН с родителями « Россия-родина моя» Драматизация по произведениям А.Пушкина « У лукоморья» Драматизация по произведениям С.Маршака Экскурсия с родителями по достопримечательным местам Нижнего Новгорода. Оформление фото-альбома о Нижнем Новгороде | Игры народов России | Игра-викторина « Символика России» Создание условий для сюжетно-ролевой игры « Я – экскурсовод» |
Апрель | «Солнце светит всем» Ознакомление с людьми ближайшего национального окружения - татары, чуваши. Географическое расположение республик, главный город, достопримечательности, быт и культура народов Татарстана и Чувашии. | Ознакомление детей с фольклором татарского и чувашского народов. (сказки, пословицы, поговорки) | Геометрические мотивы чувашской народной вышивки. Аппликация, рисование: оформление предметов, входящих в национальный костюм (пояса, поясные украшения) предметов домашнего обихода (скатерть. салфетка) Народный орнамент татарского народа. Оформление национальных костюмов. Танци, песни народов Татарстана, Чувашии. | Встречи с представителями национальностей. Рассказы о быте, традициях своего народа. Национальная речь., национальные блюда. Оформление фотовыставки о республиках Татарстан, Чувашии. | Народные комические бега: « Бег в мешке». Бег с яйцом в ложке». « Бег на трех ногах», « Лягушата» Татарские народные игры Чувашские народные игры Спортивное развлечение с использованием русских,татарских,чувашских игр. | Внесение в игровую среду кукол в национальных костюмах. Дидактическая игра « Одень куклу в национальный костюм |
Май | Организованная образовательная деятельность: « Соседняя республика _ Белорусь» Географическое положение, главный город, достопримечательности, быт и культура. Организованная образовательная деятельность: Подвиг народов в Отечественной войне 1941-1945г.г. | Ознакомление с фольклором белорусского народа.( сказки. пословицы, поговорки) Чтение рассказов Л.Кассиля « Главное войско» А.Миняев « Землянка» и др. Фотоальбом « Хатынь» | Аппликация,рисование: Элементы оформления национального костюма Танцы. песни народа белорусь Выставка рисунков « Мы помним их» | Оформление фотовыставки Экспозиция, посвященная Дню Победы Праздник « 9мая- День Победы» | Подвижные игры народа белорусь | Внесение в игровую среду кукол в национальных костюмах. |
Презентация:
Организация и проведение зрелищного мероприятия - ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Список используемой и рекомендуемой литературы:
- З.А.Богатеева « Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду»М. « Просвещение», 1982г.
- М.И.Богомолова « Интернациональное воспитание дошкольников» М., « Просвещение»,1988г.
- С.М.Вайнерман и др. « Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» Нижегородский центр здоровьесберегающих педагогических технологий. М. « Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г.
- В.Н. Вишневская « Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет « СВЕТ РУСИ» М. Издательство АРКТИ, 2004г.
- Т.И.Гризик « Познаю мир» М. Просвещение, 2000г.
- А.А.Грибовская « Обучение дошкольников декоративному рисованию,лепке,аппликации». М. ООО « Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Г.В.Груба,И.К.Помелова « Ребенок познает мир» Н.Н. НИРО, 2003г.
- Т.Н.Доронова « Природа,искусство и изобразительная деятельность детей» М. 2 Просвещение» 2007г.
- Г.Н.Данилина « Дошкольнику – об истории и кльтуре России» М., издательство « Аркти» ,2003г.
- О.В.Дыбина « Что было до …» М., издательство «Ттворческий Центр « СФЕРА»»,2002г.
- М.А.Давыдова « Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников» М., « ВАКО», 2007г.
- Ю.Г. Илларионова « Учите детей отгадывать загадки» . М. « Просвещение», 1976г.
- Н.Г.Зеленова , Л.Е.Осипова « Мы живем в России» ,М., ООО « Издательство Скрипторий 2003» ,2007г.
- Т.И.Осокина « Детские подвижные игры народов СССР» М. « Просвещение», 1989г.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова « Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» М., Творческий Центр СФЕРА. 2007г.
- Г.А.Ковалева « Воспитывая маленького гражданина…» М., Издательство « Аркти», 2005г.
- И.Ф.Мулько « Развитие представлений о человеке в истории и культуре», М., Творческий Центр СФЕРА, 2004г.
- Ю.М.Медведев. В.Н.Блохина « Кума-Чародейка» Н.Н., Издательство « Русский купец», 1993г.
- Н.А.Тимошкина « Методика использования русских народных игр в ДОУ» ,М., Центр педагогического образования.2008г.
- О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш « знакомим дошкольников с литературой», М., Творческий Центр СФЕРА, 2002г.
- О.С.Ушакова « Развитие речи и творчества дошкольников» , М., Творческий Центр СФЕРА, 2002г.
- Сборник « Родная речь», ООО « Издательство « Мир Искателя» ,2008г.
- «Книга для чтения в детском саду и дома : 5-7 лет» ООО « Издательство Оникс», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Духовно – нравственная (патриотическая) программа «Милее нет земли…» (в рамках внедрения инновационной модели воспитания основ российской гражданской идентичности в образовательный процесс ДОО)
У российского народа духовно – нравственная, гражданско-патриотическая составляющая в воспитании подрастающего поколения всегда считалась приоритетной и была важнейшей во все времена. Однако про...
Отчет по самообразованию по теме " Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Работу по формированию финансовой грамотности начала с детьми старшей группы. Дети с интересом и удовольствием принимают новые знания и понятия. Не остаются безучастными и мои родители, для них ...
Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ активной гражданской позиции дошкольника
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет одним из важных направлений - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, основанной на...
Статья "Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ активной гражданской позиции дошкольника"
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет одним из важных направлений - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, основанной на...
«Формирование российской гражданской идентичности. Воспитательная работа в образовательной организации ДОУ: патриотизм, гражданственность, духовно-нравственная составляющая» Образовательная деятельность «Зимний вечер на Николу»
Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая....
«Формирование российской гражданской идентичности. Воспитательная работа в образовательной организации ДОУ: патриотизм, гражданственность, духовно-нравственная составляющая» Образовательная деятельность «Зимний вечер на Николу»
Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая....