Семинар-практикум «Психическое здоровье педагога как важная составляющая его профессиональной деятельности»
проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила: педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МДОАУ «Детский сад № 96 г. Орска»
Козлова Л.В.
Семинар-практикум
«Психическое здоровье педагога как важная составляющая
его профессиональной деятельности»
1. Вводная часть:
Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, абсолютной ценностью. С детства нас приучают к нормам личной гигиены, к необходимости следить за своим здоровьем. Не менее важно уметь разбираться и в своих чувствах, отношениях с другими людьми, особенно для представителей нашей специальности. Знание основных норм деловых и личных отношений позволяет сохранить стабильные личные контакты, поднять на более высокий уровень эффективность и культуру деловых. В совместной профессиональной деятельности чрезвычайно важно взаимопонимание участников, умение работать в команде. Чувство неудовлетворённости общением может создавать напряжённость в отношениях, конфликтность. Знания в области психологии межличностных отношений не только помогают практически решать жизненные задачи, но и развивают их эмоционально - коммуникативную сферу.
В настоящее время выдвигается актуальная проблема - неблагополучное состояние здоровья современного педагога. Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:
- во-первых, педагогическая профессия - профессия здоровьеразрушающая;
- во-вторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь всё реже идёт в педагогику.
Зададимся вопросом, в чём же главная причина заболеваний педагога?
Причина первая. Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс! А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, жёстким режимом работы и необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.
Причина вторая. Мировоззрение! Оно - главная причина жизненной устойчивости!
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:
- неумение принимать жизнь такой «как она есть», без критики и протеста;
- неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
- наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
- неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы и тем самым сохранить своё здоровье;
- неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нём;
- незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте.
Психические причины, разрушающие здоровье:
- неумение противостоять стрессам;
- отсутствие навыка управления своими эмоциями;
- частое превышение своих психических возможностей;
- неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
- неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Основная цель работы педагога-психолога в данном направлении - создание в ДОУ условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирование навыков регуляции психоэмоционального состояния, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
- формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и детьми;
- создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
На 1 этапе цель педагога-психолога - предоставить информацию о том, почему в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью (семинары, педагогические часы, круглый стол и др.)
На 2 этапе цель педагога-психолога - определить круг личностных и межличностных проблем в коллективе педагогов для подбора методов и форм при разработке занятий «Психологической гостиной».
На 3 этапе цель педагога-психолога – разработать систему развивающих и профилактических мероприятий (проведение занятий с элементами тренинга (арттерапия, музыкотерапия, релаксационные паузы, рефлексия, психотехнические игры), психологическое просвещение (информационные бюллетени, методички, папки-передвижки), консультирование). Время проведения - в зависимости от заявленной проблемы.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы по сохранению психического здоровья педагогов в ДОУ:
- улучшается психологический климат в коллективе;
- снижается ситуативная и личностная тревожность;
- формируются навыки саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- повышается самооценка и уверенность в себе.
2. Практическая часть. Организация и проведение практикума с элементами тренинга.
- Приглашение участников в круг, настройка на занятие.
- Приветствие «Смысл моего имени»
Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.
- Обсуждение правил работы в группе:
- Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
- Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе.)
- Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
- Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
- Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
- Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
- Недопустимость непосредственных оценок человека.
- Напиши свое имя
Комментарии. Это необычное упражнение пробуждает внимание. В нем привычный навык — умение писать — должен быть перенесен на те части тела, которые в этом никогда не участвовали (при этом активизируется мозжечок и передние отделы коры больших полушарий головного мозга). Через игру в работу вовлекается все тело, расслабляется мускулатура. Участники чувствуют, что им брошен вызов (в этой связи важен ритуальный знак победы — «виктория»). У них появляется возможность самоутвердиться, подтвердить свою успешность. Это упражнение является хорошей подготовкой к сложному учебному процессу.
- Найди и коснись
Комментарии. Эта игра — великолепный «миксер», с помощью которого участники «перемешиваются», контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные, и аналитические способности. Однако участники самостоятельно должны найти какое-нибудь нетривиальное решение.
- Я в лучах солнца (арттерапевтическое упражнение с проговариванием позитивной формулы принятия себя)
- Поймай руку
Комментарии. Эта игра притягательна как для молодых, так и для взрослых. Азарт «охоты» молниеносно будит внимание участников и заставляет их немедленно сконцентрироваться. Одновременно с этим возможность физического контакта создает более тесную связь между партнерами и содействует их кооперации. Невротизированность, усталость и плохое настроение, которые, возможно, принесли с собой участники, быстро исчезают. Создается атмосфера игры, восстанавливается умственная и телесная работоспособность, пробуждается любознательность. Эта игра наполняет членов группы свежей умственной энергией, подготавливая их к решению новых задач.
- Радуга
Комментарии. Для многих участников медитативное рисование, которым они будут заниматься в ходе этого упражнения, представляет собой идеальный способ осознания важных жизненных целей.
- Как мне достичь своей цели?
- Что зависит от меня, а что от других?
- Какие препятствия могут встретиться на пути?
- От чего мне, возможно, придется отказаться?
- Что я выиграю?
- Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?
- Как я отношусь к этой цели?
- Прощальный подарок
Комментарии. Это упражнение дает возможность участникам группы необычным способом, с помощью воображения, определить для себя, что для них наиболее важно сейчас, когда они находятся на границе между пребыванием в группе и повседневной жизнью. Всплывающие в ходе выполнения упражнения образы помогут им точнее и полнее понять и усвоить то, что они пережили в группе. Это упражнение хорошо проводить в группах, ориентированных на личностное развитие участников.
Вопросы для обсуждения:
Что я испытывал, выполняя это упражнение?
Как я себя сейчас чувствую?
Как я понял свое символическое послание?
Был ли я удивлен или ошарашен?
Что еще мне хотелось бы сказать?
3. Обратная связь, рефлексия эмоционального состояния участников встречи.
Пожелание всем участникам встречи:
УЛЫБНИСЬ... Если дождь за окном не кончается...
УЛЫБНИСЬ... если что-то не получается...
УЛЫБНИСЬ... если счастье за тучами спряталось...
УЛЫБНИСЬ... если даже душа поцарапалась...
УЛЫБНИСЬ... и увидишь... тогда все изменится
УЛЫБНИСЬ... дождь пройдет, И земля в зелень оденется...
УЛЫБНИСЬ... и печаль стороной пройдет...
УЛЫБНИСЬ... и душа заживет!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Духовно-нравственное здоровье педагога как основа его профессиональной культуры
Реферат взаимосвязан с проектом "Любимый город Клин" и реализован как итоговый практико-значимый проект по академическому модулю "Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической н...
Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)
В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...
Хорошее здоровье педагога - гарантия успеха его профессиональной деятельности.
В конспекте описываются упражнения, которые могут делать педагоги для преодоления стресса, сохранения зрения....
Семинар -практикум для педагогов ДОУ на тему: "СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12779014","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья педагогов как важнейшее условие их самореализации и профессионального роста
Материал предназначен для работы с педагогическим коллективом в рамках обучающего семинара-практикума с целью профилактики переутомления и профессионального выгорания....
Семинар-практикум с педагогами "Здоровье педагога как важное условие эффективной организации воспитательно-образовательного процесса"
Вот она, единственно верная дорога,Которую ты выбрал не случайно,И потому пройти ее с терпеньем,Прогнать все страхи и отчаянье,(Ведь не всегда сопутствуют удачи),Явить любви и мудрости уменье –В...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...