Мониторинги качества дошкольного образования: механизмы, инструменты, управление результатами
консультация
Проблема оценки качества дошкольного образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтема, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.
Внимание государства к вопросу качества образования отражено в основных государственных законодательных документах Российской Федерации: Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. однозначно трактует федеральные государственные образовательные стандарты как основу государственных гарантий уровня и качества образования (в нашем случае – дошкольного) на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ (пункт 3 статьи 5). Таким образом, ФГОС дошкольного образования нормативно определяет, конкретизирует обязанности государства по отношению к каждому ребенку дошкольного возраста.
ФГОС ДО включает в себя раздел требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, подразумевающий требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Что в свою очередь перекликается с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
С 2014 года в полном соответствии с требованиями нормативно правовых актов реализуется мониторинговые мероприятия в сфере дошкольного образования с использованием различных методик в сфере дошкольного образования с использованием различных как собственных, так и независимых разработок. Ежегодно мы дистанционно и очно участвует вразличного вида мониторингах (Независимая оценка качества предоставляемых услуг, Мониторинг качества образовательных программ дошкольного образования в ДОО и т.д.). Такое разнообразие реализуемых подходов и моделей оценки качества не позволяет объединять данные на федеральном уровне без потери ключевой информации. Многие модели не дают исчерпывающней информации о деятельности ДОУ.
Таким образом, актуальность разработки единой системы мониторинга качества образования в ДОО остается очевидной для обеспечения единства понимания требований ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 263.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»Изобильненского городского округа
Ставропольского края
(МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК)
Доклад на круглом столе
в рамках августовского педагогического совещания в Изобильненском городском округе Ставропольского края «Совершенствование механизмов воспитания
и выявления талантов обучающихся, как условие повышения качества образования в Ставропольском крае: опыт, проблемы, пути решения»
на тему:
«Мониторинги качества дошкольного образования:
механизмы, инструменты, управление результатами»
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК Андреева Екатерина Вадимовна |
2021год
Слайд 2
Проблема оценки качества дошкольного образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтема, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.
Внимание государства к вопросу качества образования отражено в основных государственных законодательных документах Российской Федерации: Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. однозначно трактует федеральные государственные образовательные стандарты как основу государственных гарантий уровня и качества образования (в нашем случае – дошкольного) на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ (пункт 3 статьи 5). Таким образом, ФГОС дошкольного образования нормативно определяет, конкретизирует обязанности государства по отношению к каждому ребенку дошкольного возраста.
ФГОС ДО включает в себя раздел требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, подразумевающий требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Что в свою очередь перекликается с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
Слайд 3
С 2014 года в полном соответствии с требованиями нормативно правовых актов реализуется мониторинговые мероприятия в сфере дошкольного образования с использованием различных методик в сфере дошкольного образования с использованием различных как собственных, так и независимых разработок. Ежегодно мы дистанционно и очно участвует вразличного вида мониторингах (Независимая оценка качества предоставляемых услуг, Мониторинг качества образовательных программ дошкольного образования в ДОО и т.д.). Такое разнообразие реализуемых подходов и моделей оценки качества не позволяет объединять данные на федеральном уровне без потери ключевой информации. Многие модели не дают исчерпывающней информации о деятельности ДОУ.
Таким образом, актуальность разработки единой системы мониторинга качества образования в ДОО остается очевидной для обеспечения единства понимания требований ФГОС ДО.
Слайд 4
Сегодня я бы хотела поделиться с вами опытом работы по апробации Мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации (далее МКДО).В 2019 и 2020 году в апробации участвовало только 10% детских садов страны, в 2021г охватить планируют 30%. С 2019 года наш округ участвует в апробации данного мониторинга:
Слайд 5
2019 год участвовали ДОУ 14 и ДОУ 20, непосредственные участники апробации, заведующий ДОУ 2 являлся экспертом от ДОО;
2020 год апробацию проходил ДОУ 18, экспертом ДОО выступал заведующий ДОУ 14;
2021 год участвуют ДОУ 1, ДОУ 13, ДОУ 28, ДОУ 41, экспертами выступают заведующие ДОУ 2 и ДОУ 14.
Слайд 6
Данная система была разработана АНО ДПО «Национальный институт качества образования». Концепция МКДО через систему показателей качества переводит требования Закона об образовании, ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога и других нормативных документов в формат, позволяющий измерять степень реализации данных нормативных документов в образовательной деятельности организаций в сфере дошкольного образования.
Концепция МКДО выходит за рамки, установленные ФГОС ДО, и включает в задачи мониторинга оценку качества услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, поскольку дошкольное образование – это, с одной стороны, важнейший уровень общего образования, с другой стороны – комплекс услуг, которые реализуются в течение всего времени пребывания ребенка в организации.
Включение в мониторинг областей качества, связанных с присмотром и уходом за воспитанниками ДОО, а также областей, связанных с управлением и развитием ДОО, позволяет создать механизм комплексной оценки деятельности ДОО.
Система МКДО – развивающая и развивающаяся. Разработанная система мониторинга качества образования позволит поставить перед коллективом принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной деятельности, переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы дошкольного образовательного учреждения, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, выявить трудности при организации работы детского сада в инновационном режиме.
В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения, основную образовательную программу дошкольного образования детского сада. Все это нам позволяет сделать инструментарий МКДО.
Слайд 7.
Механизмы МКДО реализуют комплексный подход к сбору обработке оценке и анализу результатов и направленны на совершенствование качества дошкольного образования. Они призваны реализовывать принципы и общие подходы к оцениванию качества дошкольного образования.
Для разработки системы показателей качества МКДО произведены уточнение и конкретизация основных требований ФГОС ДО и ПООП ДО с целью перевода их основных требований в области качества МКДО и разработки системы показателей качества МКДО. Для каждого показателя МКДО разработана уровневая система индикаторов качества МКДО. Система индикаторов качества включает индикаторы для оценивания:
- качества документальной основы и регламентации образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО планирования образовательной деятельности и выстраивания ее содержания;
- качества наблюдаемого процесса (образовательного процесса по присмотру и уходу за воспитанником ДОО организационных процессов ДОО и пр.)
- качества наблюдаемой организации пространства и его оснащения (предметно-пространственной среды во внутреннем помещении и на свежем воздухе)
- качества взаимоотношений участников образовательных отношений в том числе с родителями (законными представителями) воспитанников ДОО
- качества наблюдаемого управления и выстраиваемых процессов развития ДОО.
Данные индикаторы выстроены в соответствующие линии индикаторов в уровневых системах индикаторов, разработанных для оценки каждого из показателя МКДО, и формирует линии качества показателей МКДО.
Для оценивания качества образования в процессе МКДО используется сочетание внутренней и внешней моделей оценивания, а также интегрированный анализ результатов оценки.
лайд 8.
Модель внутренней оценки качества дошкольного образования:
самооценка педагогов ДОО: сбор информации о характеристиках профессиональной деятельности с занесением ее в анкету педагога ДОО. По завершению работы проводится самостоятельная оценка уровня своей квалификации и качества педагогической работы с использованием Листа самооценки педагогов ДОО. По итогам самооценки всех педагогов ДОО формируется сводный отчет ДОО о результатах самооценки педагогов, используемый в дальнейшем для разработки программ развития педагогов ДОО.
Внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельность ДОО:
сбор информации о характеристиках деятельности ДОО («Профиль ДОО»),
оценка качества образовательных программ ДОО с использованием электронной формы «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО», в том числе ООП ДО, РП, АООП ДО(если таковые имеются),
оценка качества предоставленной информации на официальном сайте организации («Интернет-сайт ДОО»),
оценка качества образовательной деятельности и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками в группе («Шкалы МКДО»),
оценка качества деятельности ДОО в целом, включая качество образовательной деятельности и качество присмотра и ухода за всеми воспитанниками ДОО.
Результаты самооценивания ДОО, полученные с использованием инструментария МКДО, собираются в Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, который становится важнейшим элементом Отчета о самообследовании ДОО.
На основе самооценивания совершенствуется система управления качеством образования в группах и в ДОО в целом, разрабатывается программа развития ДОО и он служит основой для проведения следующего внешнего этапа оценки качества дошкольного образования.
Слайд 9
Модель внешней оценки качества дошкольного образования
независимая оценка качества образования родителями (законными представителями) воспитанников ДОО, предусматривающую комплексную оценку удовлетворенности родителей качеством работы ДОО в разрезе областей качества МКДО, а также оценку качества взаимодействия ДОО с родителями с использованием Анкеты родителей воспитанников ДОО. Полученная информация используется при формировании Отчета о результатах независимой оценки качества образования в ДОО.
Внешний экспертный мониторинг качества деятельности ДОО. Экспертный мониторинг предусматривает 5 этапов:
- Дистанционный этап
- Выездной этап
- Формирование предварительной версии экспертного отчета
- Обратная связь по результатам мониторинга
- Формирование итогового отчета.
Слайд 10
Система показателей МКДО предусматривает трехуровневую структуру:
- Показатели качества МКДО.
Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО (77 показателей).
Уровень 2. Показатели качества МКДО для ДОО в целом (дополнительные показатели) 31 показатель.
- Группы показателей МКДО.
- Области качества МКДО:
Слайд 11
Образовательные ориентиры
Образовательная программа
Содержание образовательной деятельности
Образовательный процесс
Образовательные условия
Условия получения образования лицами ОВЗ и инвалидами
Взаимодействие с родителями
Здоровье, безопасность и повседневный уход
Управление и развитие
Слайд 12
Основным инструментарием оценки качества дошкольного образования являются Шкалы мониторинга качества дошкольного образования (Шкалы МКДО).
Модель комплексного оценивания качества дошкольного образования Шкал МКДО предусматривает использование в качестве основы системы показателей качества МКДО и представляет уровневую систему индикаторов к ним. Индикаторы представлены в виде утверждения, описывающие определенный уровень качества образовательной деятельности по измеряемому показателю, с которым может согласиться или не согласиться оценивающий. Использование данной системы позволяет достаточно точно определить уровень качества образовательной деятельности и получить представление о характеристиках более высоких уровней качества, выстроить по итогам оценивания соответствующую программу развития образования.
Шкалы МКДО предусматривают базовую 5-уровневую систему оценивания
1.Требует серьезная работа по повышению качества | 2.Качество стремиться к базовому | 3.Базовый уровень | 4.Хорошее качество | 5.Превосходное качество |
Слайд 13
При этом в Оценочном листе шкал МКДО предусмотрена возможность фиксации также нулевого уровня качества и неприменимости требований показателей к оценке отдельных ДОО.
Неприменимо (НП)еслив ДОО по объективным причинам вообще не ведется деятельность, предусмотренная каким-либо показателем.
Нулевой уровень. Ели работа по оцениваемому показателю не ведется или хотя бы один из индикаторов 1-го уровня не может быть оценен положительно, то речь идет о тревожном уровне качества образования по данному показателю.
Слайд 14
1-й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества. Есливсе индикаторы 1-го уровня оценены положительно, но хотя бы один индикатор 2-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 1 балл по измеряемому показателю качества МКДО. Первый уровень свидетельствует о том, что деятельность в оцениваемом направлении ведется, но требуется серьезная работа по ее совершенствованию, поскольку регистрируемый уровень качества сопровождается значительными недочетами нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования.
2-й уровень. Качество стремится к базовому. Если все индикаторы 1-го и 2-го уровня оценены положительно, но хотя бы один индикатор 3-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 2 балла по измеряемому показателю качества МКДО. Этот уровень свидетельствует о том, что в ДОО практически полностью выполняются требования нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования, но базовый уровень качества не достигается из-за 1-3 недочетов.
3-й уровень. Базовый. Если все индикаторы 1-го, 2-го и 3-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 4-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 3 балла по измеряемому показателю качества МКДО. На данном уровне качества в ДОО обеспечивается полное выполнение требований ФГОС ДО и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольного образования РФ.
Превышение базового уровня качества свидетельствует о создании лучших условий для образования детей ДОО.
Слайд 15.
4-й уровень. Хорошее качество. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го уровня оценены положительно, но хотя бы один индикатор 5-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 4 балла по измеряемому показателю качества МКДО. Данный уровень фиксируется при превышении базового уровня качества в ДОО и предоставлении детям лучших возможностей для образования. Данный уровень указывает на наличие системного подхода к работе по измеряемому направлению. Системная работа подразумевает наличие не только отдельных требуемых элементов системы, но и выстроенных связей и отношений между ними, стремление ДОО решать задачу комплексно, с учетом разносторонних индивидуальных способностей, потребностей и интересов воспитанников ДОО и во взаимосвязи с внешней средой.
ДОО 4-го уровня нацелены на постоянное совершенствование своей образовательной деятельности и характеризуются активным вовлечением сотрудников ДОО и родителей воспитанников в принятии решений, стремятся к эффективному управлению ресурсами организации, в том числе управлению знаниями как важнейшим ресурсом организации.
5-й уровень. Превосходное качество. Если все индикаторы 1-го,2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней оценены положительно, то ДОО присваивается 5 баллов по измеряемому показателю.
В ДОО 5-го уровня реализуется система управления образовательной деятельностью, которая, с одной стороны, обеспечивает высокую гибкость, необходимую для реагирования на инициативы и индивидуальные потребности воспитанников, их родителей и других заинтересованных сторон, активное вовлечение социокультурного окружения ДОО в реализацию образовательных задач; с другой стороны, обеспечивает стабильность работы и повышенную устойчивость к внешним воздействиям. Потребности и ожидания родителей постоянно изучаются и анализируются, основные показатели качества являются предметов постоянного мониторинга.
В процессы совершенствования вовлечены не только сотрудники, но и все соответствующие заинтересованные стороны, и эти процессы способствуют творчеству и внедрению инноваций. Внедряемые инновационные решения имеют доказательную базу, соответствуют стратегии развития и предвосхищают возможные изменения среды, в которых работает ДОО.
Для подтверждения данного уровня качества ДОО привлекаются региональные эксперты МКДО, экспертное наблюдение сопровождается фото- и видеосъемкой, которая вносится в единую информационную платформу МКДО и в последующем помещается в коллекцию лучшей педагогической практики субъекта РФ.
Слайд 16.
В результате на первом уровне индикаторы фиксируют наличие какой-либо работы по измеряемому направлению, а последующие уровни зрелости данной работы.
Подводя итоги своего выступления могу сказать что деятельность дошкольного образовательного учреждения многоаспектна и инструментарий МКДО охватывает все сферы деятельности детского сада. Проводя анализ полученных данных руководитель может достаточно четко увидеть свои возможности, проблемы и пути их решения. Наличие четко прописанных 4 и 5 уровней показателей позволяет запланировать более четкие шаги в развитии образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования.
Внутренняя система оценки качества длшкольного образования как инструмент управления качеством образования....

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.
Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
за 2020-2021 учебный год...
Консультации по вопросам реализации МКДО на тему: «Совершенствование работы ДОО в соответствии с мониторингом качества дошкольного образования по показателям качества: «Познавательное развитие»
Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что ст...

ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования.
ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования. Слюсарь Анна Владимировна- старший воспитатель Содержание данной статьи представляет опыт работы по использовани...

Результаты муниципального мониторинга качества дошкольного образования за 2021г., 2022г.
Результаты муниципального мониторинга качества дошкольного образования за 2021г., 2022г....
Результаты муниципального мониторинга качества дошкольного образования за 2022 год
в приказе представлены результаты мониторинга качества дошкольного образования...