Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с особыми возможностями здоровья
статья на тему
Использование такой формы взаимодействия с родителями, как родительский клуб, способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_1.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Семя –это родной дом, где ребёнок живёт, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребёнка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Без особых затруднений у ребёнка формируются многие качества личности в семье, где царит доброжелательность, любовь и уважение. Воспитание ребёнка должно начинаться с воспитания, самовоспитания и самообразования родителей. Появление в семье ребёнка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа то прочих стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учётом дефекта, типа семьи, условий жизни. Семьи, имеющие таких детей, имеют сходные проблемы и затруднения. Нередко им недостаёт физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической поддержке, потребности поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями. К сожалению, у многих родителей, отягощённых теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. По этой причине они затрудняются «уйти» от своих проблем, постоянно испытывают внутреннее психическое напряжение. Несмотря на многие трудности, возникшие в семье в связи с появлением ребёнка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители овладевают навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.
На протяжении многих лет система дошкольного образования (в том числе и специальная) существовала изолированно от семьи, полностью принимала на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей, недооценивала роль семейного воспитания, не рассматривала родителей как потенциальных партнёров, зачастую игнорируя и исключая их из процесса обучения и воспитания. На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). Это подчёркивается в Федеральном Законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда, образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании», ст.18, п.1). Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка. Роль родителей в социализации детей с особыми нуждами велика. Это систематическая и целенаправленная помощь ребёнку, осуществляемая в единстве со всеми участниками системы коррекционного процесса. Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнёрства, равенства, взаимной дополняемости – важнейшая проблема современной образовательной ситуации. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно – интегративного педагогического процесса. На сегодняшний день воспитательный воспитательные функции семьи существенно ослаблены. Происходит это в семьях, имеющих детей с ОВЗ по нескольким причинам, к числу основных относится нехватка психолого-медико-педагогических знаний. От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребёнка с ограниченными возможностями. Компетентной считается такая деятельность, в которой на высоком уровне выполняются функциональные обязанности. Используются специальные и общекультурные знания и умения. Наиболее полно раскрываются и нравственные личностные качества, достигается высокий конечный результат.
Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) разделяются на три группы. Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей – педагогически развитые семьи. Родители делают то, что следует делать в конкретной ситуации что бы помочь ребёнку. Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей. Уклад семьи часто противоречивый, уровень психолого – педагогической культуры отцов и матерей в основном средний. Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными, но между взрослыми и детьми зачастую возникают конфликты по разным поводам. Родители обладают определёнными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны. К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагополучный, уровень психолого – педагогической культуры низкий. Эта группа очень неоднородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, насилие. Присутствует надежда на третье лицо, которое решит все проблемы.
Родители должны заниматься своим образованием и самообразованием, овладевать основными технологиями по воспитанию. Оказать квалификационную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог. Одна из деятельности специалиста, работающего с семьёй – влияние на уклад семейной жизни, способствующие становлению психолого – педагогической культуры родителей, создание условий в семье для саморазвития иными словами – воспитание родителей.
В понятие «воспитание родителей» входит:
- усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию;
- приобретение знаний о нормальном развитии ребёнка и необходимости навыков;
- деятельность, опирающаяся на убеждения, что определённые знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить;
- ориентация на поставленные задачи.
Родители уделяют своим детям время и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Поэтому современные родители тоже нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.
Беседы психолога, педагога, врачей позволяют родителям обнаружить, осознать потенциальные возможности своего ребёнка. Благодаря этому родители получают определённые жизненно важные для них сведения – с чего начинать, что делать, как правильно организовать ребёнку помощь, направленную на преодоление нарушений. Семье, в которой имеется такой ребёнок, необходимо с помощью специалистов овладеть ситуацией и раскрыть нравственные, психологические ресурсы, которые есть у каждого члена семьи. Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей по проблемам общего психологического развития детей, их знакомство с приёмами и методами работы, участие в практическом обучении и наблюдениях за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционно – обучающего взаимодействия со специалистами. Главной задачей специалиста при взаимодействии с семьёй является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые способствовали активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители не считают, что им навязывают готовые решения, считают их своими и более охотно используют при воспитании и обучении ребёнка. Затем разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приёмы обучения, действенные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребёнком считается основным методом психотерапии семьи. Для достижение положительных результатов необходимо проведение ряда мероприятий, специально ориентированных на родителей. Предположение о том, что современные родители благодаря интернету владеют в достаточной степени педагогической и психологической информацией о воспитании и развитии ребёнка – ошибочно, поскольку в нашем обществе прилагается мало усилий для обучения родителей эффективному взаимодействию со своим ребёнком.
В качестве перспектив работы с семьями воспитанников можно выделить следующие направления:
- Традиционное (тематическое собрание, консультации, семейные спортивные состязания, утренники и т.д.)
- Просветительское (выпуски информационных листков, буклеты, стенды, уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т.д.)
- Интерактивное (анкетирование, мониторинг, консультации специалистов, круглые столы, практикумы – семинары и т.д.) Интерактивное направление в работе с семьёй позволяет использовать оптимальные формы и методы в групповой и индивидуальной работе с семьёй, а также расширить сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:
- Психолого – педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогической грамотности;
- Изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Первая группа делиться на две подгруппы:
- Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей режим работы ДОУ, дать советы по профилактики гриппа);
- Задачи обучающего плана (научит родителей руководить детской деятельностью – игрой, ручным трудом).
В зависимости от целевой установки при решении данных задач используются методы:
- индивидуальное консультирование;
-просмотр родителями занятий и режимных моментов на сайте ДОУ в записи.
Привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.
Вторая группа задач предполагает следующие методы:
- анкетирование;
- опрос;
-беседы с членами семьи;
- наблюдение за ребёнком;
- создание и решение педагогических ситуаций;
- анализ детских рисунков, рассказов на заданную тему;
- запись вопросов родителей;
- фиксация дня ребёнка;
- дневник адаптации ребёнка в ДОУ.
Повысить эффективность взаимодействия детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников способны информационно – коммуникативные технологии. Данные технологии в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. В наше время современных технологий, инноваций очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители – грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объёма информации. Занятость родителей являются основной проблемой взаимодействия детского сада с семьёй. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия, которые позволяют эффективно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга.
Систематическая работа в данном направлении позволяет организовать новые маршруты взаимодействия с родителями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Следовательно, решить одну из основных задач, поставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в ДОУ. Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует ...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья"
Консультация для родителей детей с ОВЗ...
Консультация для родителей детей с ОВЗ: «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»
Уважаемые, родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы дел...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья
консультация по теме...
«Родительские конференции, как одна из форм эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
Статья посвящена организации родительских конференций в ДОУ как одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников...
Выступление «Детско – родительский клуб" как одна из форм партнерского взаимодействия с родителями»
Выступление «Детско – родительский клуб" как одна из форм партнерского взаимодействия с родителями»...
Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
цель работы установить эффективное и целенаправленное взимодейсвие детского сада и родителей....