Педагогический совет «Оптимизация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ с использованием «Психологических уголков»
материал по теме
Цель: Проанализировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников.
Задачи:
- Систематизировать теоретические знания о работе с особыми детьми.
- Повысить теоретический уровень о возможностях регуляции эмоционального состояний детей.
- Дать оценку групповым психологическим уголкам.
4. Побудить педагогов к реализации полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_v_dou.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 130
«Центр развития ребенка – детский сад»
г. Кемерово
Педагогический совет
«Оптимизация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ
с использованием «Психологических уголков»
Автор: Патракеева Елена Валерьевна, заместитель заведующего по воспитательной работе МБДОУ № 130 «Центр развития ребенка – детский сад», первой категории.
Место выполнения работы: 650056, Россия, Кемеровская область, город Кемерово ул. Волгоградская, 29а.
Цель: Проанализировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников.
Задачи:
- Систематизировать теоретические знания о работе с особыми детьми.
- Повысить теоретический уровень о возможностях регуляции эмоционального состояний детей.
- Дать оценку групповым психологическим уголкам.
4. Побудить педагогов к реализации полученных знаний.
Реквизит: экран, мультимедийный проектор.
План проведения:
- Предисловие
- Практическое упражнение «Особые дети»
- Выступление психолога «Психологические уголки, зачем они нужны?»
Презентация психологического уголка в гр.М3.
Презентация психологического уголка в гр.М1.
Презентация психологического уголка в гр.М5.
Презентация психологического уголка в гр.М2.
Презентация проекта психологического уголка в гр.М4.
4. Подведение итогов смотра «Психологических уголков»
5. Решение педсовета
6. Просмотр фильма по релаксации.
Практическая часть:
Здравствуйте те, кто хорошо пообедал.
Здравствуйте те, кто не пообедал и мечтает об ужине.
Здравствуйте те, кто рад наступлению зимы.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать.
- Вступительное слово старшего воспитателя:
Уважаемые коллеги сегодня мы проводим педсовет по теме: «Оптимизация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ с использованием психологических уголков.
Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи…
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.
Организуя среду ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним относятся:
• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
• разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
• и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
Охарактеризую более подробно каждое из названных условий.
Эмоционально-поддерживающий компонент среды.
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.
На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:
• установление эмоционального контакта с ребенком;
• вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
• создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
• обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
• формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:
• создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
• формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
• побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
• развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
• закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
• приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
• содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
Эмоционально-настраивающий компонент среды.
При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.
Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.
Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, необходимо продумывать организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.
При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.
Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.
Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, можно использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.
Эмоционально-стабилизирующий компонент среды
Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей, сначала в ДОУ, затем в школу. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.
Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.
Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.
Эмоционально-активизирующий компонент среды
Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая ребенка способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.
Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
• игры с детьми на накопление эмоций;
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
• игры на преодоление негативных эмоций;
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
• игры на развитие эмпатии у детей и другие.
Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.
Эмоционально-тренирующий компонент среды
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) . Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.
Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.
В последнее время все чаще обращаются родители с вопросами о том, что делать если: ребенок со всеми дерется, отказывается читать стихотворение на утреннике, не играет со сверстниками, не может устоять на месте и пяти минут. Список подобных вопросов расширяется. Для решения хотя- бы части этих вопросов в нашем детском саду была проведена большая предварительная работа воспитателями и психологом. Почти в каждой группе были созданы психологические уголки. Эти уголки позволяют каждому ребенку сохранить и улучшить уровень психологического здоровья.
Перед тем как мы увидим результаты нашей работы, давай вспомним с какими проблемами детей мы сталкиваемся при организации воспитатель-образовательного процесса.
- Практическое упражнение:
Педагоги разбиваются на три команды. Каждой команде нужно дать характеристику определенному типу поведения ребенка (агрессивный ребенок, гиперактивный ребенок и тревожный ребенок). На это вам дается 5 минут.
Представитель каждой группы зачитывает характеристику типа поведения и методы, используемые воспитателем при коррекции такого поведения в группе.
Уважаемые коллеги сейчас мы с вами наблюдали три самых трудных типа поведения детей. Наша задача научить таких детей управлять своим поведением.
- Выступление психолога «Психологические уголки, зачем они нужны?»
Сенсорные комнаты применяются для достижения релаксации и отдыха. Не случайно сенсорную комнату называют комнатой психологической разгрузки. Также сенсорные комнаты способствуют умственному развитию детей, гармонизируют эмоциональный фон, возбуждают интерес к исследованию. Если нет отдельного помещения для такой комнаты, можно организовать уголок психологической разгрузки в группе детского сада.
Зачем? Какая задача будет стоять перед сенсорным уголком? Это вы должны решить для себя сами. Комплектация уголка психологической разгрузки или сенсорного уголка будет зависеть от поставленных Вами целей. Здесь все зависит от того, какие из органов чувств и частей тела нуждаются в отдыхе в течение дня. Это и определит, каким будет комплект оборудования для такого уголка.
Проводятся ли здесь направленные занятия, или он просто используется для релаксации. Важнейшим преимуществом оборудования является эффект стимуляции, посредством которой дети могут общаться с окружающим миром. Именно через стимуляцию дети учатся, развиваются и просто получают удовольствие.
Сенсорный уголок – это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов: сухие бассейны, мягкие покрытия, специальные световые модули, имитирующие мерцание звезд, брызги от фонтана или эффект струящейся воды, и т.д. Подобное оборудование имеет огромное позитивное воздействие на психологическое состояние ребенка, способствует улучшению взаимопонимания между детьми и взрослыми, повышая эффективность воспитательного и развивающего воздействия.
Дети, играя в сенсорной комнате, чувствует себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Оборудование сенсорных уголков психологической разгрузки не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.
Типовой комплект обычно включает:
• мягкие модули,
• релаксационные кресла с гранулами,
• массажные кресла и массажеры,
• безопасные акриловые зеркала,
• воздушно-пузырьковые колонны,
• звуковое оборудование для воспроизведения музыки и набор CD-дисков для релаксации,
• ионизатор воздуха,
• источники мягкого света, колонны из специальных волокон «Светящийся фонтан»,
• сенсорные панели и настенные панно со спецэффектами ("Водопад"),
• потолочные панно на базе плит Armstrong с видами ночного звездного неба.
Уголок психологической разгрузки может быть оформлен совсем просто: аквариум, живые зеленые уголки, ковер, на который дети могут просто лечь, и музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.
В детском сенсорном уголке может быть использована бескаркасная мягкая мебель, сухие бассейны и игровые манежи с дидактикой, различные мягкие модули, ленты сухой душ, настенные мерцающие занавеси «Струящийся свет».
Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Поэтому это может быть и уголок уединения, который представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения занимают не много места в групповой комнате. Это может быть простое и функциональное решение. Например, между двумя шкафами на уровне роста ребенка укрепить занавес, напоминающий занавес для ванной комнаты. Шторки легко раздвигаются и задвигаются. Закрытые шторки — для взрослых сигнал: за ними идет напряженная творческая жизнь.
Решить проблему можно и с использованием зонтика. Если ребенку нужно уединиться, он просто открывает над головой зонтик, к которому прикреплена ткань, играющая роль полога. При желании ребенок может скрыться от посторонних глаз. Под таким шатром можно грустить и мечтать, прохаживаясь туда-сюда.
Критерии оценки психологического уголка:
- наличие в группе зоны для психологической разгрузки;
- материала для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- материала для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению;
- материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
- материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям;
- эстетичность оформления психологического уголка;
- творчество, фантазия, оригинальность;
- целесообразное использование материалов психологического уголка;
- презентация психологического уголка воспитателем группы;
- работа с родителями.
Ну вот настал долгожданный момент, и мы сейчас увидим и услышим какие психологические уголки получились в группах и как востребованы они детьми.
Презентация уголка в группе М3.
Презентация уголка в группе М1.
Презентация уголка в группе М5.
Презентация уголка в группе М2.
Презентация проекта уголка в группе М4 .
В первой младшей тоже была проведена работа по созданию комфортного психологического климата в группе.
4. Подведение итогов. Заведующий ДОУ.
Всем спасибо за проделанную работу. Воспитатели групп М1, М4 еще не до конца доделали свои психологические уголки. Но у них все еще только начинается и все еще впереди. Благодарим отдельно воспитателей ясельной группы. За оригинальный подход в решении темы нашего педсовета.
5. Итак дошли до решения педсовета,
предлагаю:
1. Воспитателям групп М2, М4 продолжать работу по созданию психологического уголка.
2. Проследить востребованность психологических уголков и обученность детей приемам саморегуляции через опрос детей психологом (февраль)
3. Результаты опроса обсудить на итоговом педсовете в мае.
6. В конце педсовета предлагаю и вам, коллеги, пройти курс реабилитации в психологическом уголке. Смотря видеоролик, постарайтесь расслабиться и получить удовольствие, как должны расслабляться наши дети в предложенных нами психологических уголках.
Список литературы.
- http://www.dou1468.ru/psikhologicheskiy_ugolok.html
- http://www.concord.websib.ru/faq.php?no=194
- http://www.onejenka.ru/konkurs/2012-10-31-08-50-12
- Справочник педагога- психолога № 2, 2011 год
- Справочник педагога- психолога № 5, 2011 год
- Справочник педагога- психолога № 1, 2012 год
- Практические семинары и тренинги для педагогов.- Вып.1. воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост.Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель, 2009.- 171 с
- Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" №1/2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...
«Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками»
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной по...
Педагогическое проектирование. Планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ".
Рекомендации к разработке и написанию календарно - тематического плана воспитателя....
Представление опыта работы на тему: «Роль методической работы по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОО»
Представлен опыт работы методиста по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО...
О Т Ч Ё Т об использовании педагогических технологий в воспитательно – образовательном процессе воспитателя МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка»
Педагогическая технология - это построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результ...
"Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада"
quot;Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада"Игровая форма совместной деятельности ребенка и взрослого – средство решения для воспитательны...
Педагогический совет «Эффективность педагогических инноваций в воспитательно - образовательном процессе ДОУ» Тема: «Йога, как средство оздоровления младших дошкольников»
Йога адаптированная для детей дошкольного возраста, построена на основе традиционных динамических упражнений и поз с игровыми вставками. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного...