«Развитие и поддержка детских инициатив в проектной деятельности»
статья

Кокорина Светлана Александровна

Перед нами встал вопрос: как организовать (создать) условия для развития детских инициатив и творческого самовыражения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_kokorina.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие  и поддержка детских инициатив

в проектной деятельности»

старший воспитатель Кокорина С.А.

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» г.Канска

Детская инициативность и самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. основной задачей является подготовка подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

Во ФГОС также указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Что же такое инициатива? Можно найти множество определений этого понятия. Например, в педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

Перед нами встал вопрос: как организовать (создать) условия для развития детских инициатив и творческого самовыражения?

Для того, чтобы у ребенка вначале появилась, а затем и развивалась инициативность. Должны произойти 3 вещи:

- у ребенка появляется любопытство

- он учится осознавать свои потребности

- он умеет делать выбор

Для развития детской инициативности и ее поддержки  необходимо:

- поддерживать детскую  инициативу во всех  ее начинаниях;

- давать ребенку такие задания, которые ему интересны, или   к которым он проявляет интерес самостоятельно;

- давать ребенку-дошкольнику несложные задания и помогать ему справиться со своими страхами неуверенности в себе.

Уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу помогло внедрение проектной деятельности в образовательный процесс.

Николай Евгеньевич Веракса отмечает, что использование проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело и радуется своим успехам.

В связи с этим первоначально было проведено изучение профессиональных знаний и умений педагогов по реализации проектной деятельности, которое показало, что педагоги испытывают затруднения, связанные с отсутствием знаний и опыта в этом направлении.

При организации проектной деятельности в ДОУ мы столкнулись с рядом проблем:

- педагоги испытывают затруднения, связанные с отсутствием знаний и опыта работы в организации проектной деятельности;

- неправильное распределение времени на реализацию проектной деятельности;

- педагоги, в большинстве случаев, предпочитают: дисциплину и порядок, а не разнообразие и вариативность, излишнее доминирование над детьми; работу по собственному плану, а не предоставление возможности детям самим проявлять инициативу;

-    низкая мотивация воспитателей, родителей;

- еще одна трудность при организации проектной деятельности с детьми – это поймать (заметить) детский интерес (вопрос) и поддержать его. В практике организации проектной деятельности обычно педагоги навязывают детям свои готовые темы (так проще – то, что сами запланировали). И для педагогов остается актуальным проблема: откликнуться на интерес ребенка. Поэтому, если педагоги и могут «схитрить», заранее подготовив материал, но все равно стараются исходить из интересов детей.

Для решения выше обозначенных проблем, определили основные задачи:

- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

- обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;

- реализовать право ребенка на свободный выбор мнений и суждений, деятельности;

- помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;

- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;

- формировать умения договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач; вступать в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяться в группы для совместной деятельности.

Первоначально, команда педагогов прошла обучение на курсах повышения квалификации по программе: «Технологии реализации ФГОС ДО: педагогическое наблюдение, проектная деятельность в детском саду» Л.В.Свирской.

Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов в овладении проектной технологией осуществляется в различных формах:

- вовлечение педагогов в курсовую подготовку;

- проведение семинаров, круглых столов, педагогических советов;

- представление наработанного педагогического опыта в рамках проектной деятельности профессиональному сообществу;

- для успешной реализации проектной деятельности были организованы взаимопосещения.

Красноярский институт повышения квалификации предлагает (советует) начинать работать по технологии проектной деятельности со среднего возраста. Педагоги ДОУ апробировали проектную деятельность с детьми 2 младшей группы, чтобы дети узнавали новый способ работы, постепенно входили в разные виды деятельности.

Проектную деятельность с детьми организуем по технологии Свирской Лидии Васильевны. Так же применяем технологию «Детский совет», который так же предусматривает полноправное участие каждого ребенка, т.е. дети являются инициаторами дальнейших действий. Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Стараемся, чтобы дети с самого начала проекта и на всех его этапах занимали ведущую позицию в определении темы, планировании, реализации идей и преобразовании развивающей среды.

В проектной деятельности педагоги используют следующие формы поддержки детских инициатив:

- «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и отмеченным;

- «Модель трех вопросов» - («Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»;

- поддержка инициативы по принципу «Научился сам – научи другого» - стремления ребенка вовлечь других детей в работу, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности;

- мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов и родителей в едином процессе творчества;

- «Детский совет» - разбор различных ситуаций, определение тем, правил;

- «Рефлексивный круг» - обговариваются мероприятия тематических недель, праздников; результаты социальных акций, продуктивной деятельности;

- прием «Пространственная игра» - создается свободное неорганизованное пространство и дается детям возможность действовать с ним по своему усмотрению.

Проектная деятельность осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела).

Мы понимаем, что работа ребенка в проекте добровольная. Отсюда один из важных пунктов этой деятельности – возможность не участвовать. Как для воспитателя – это один из сложных моментов. Тяжело удержать интерес каждого ребенка в рамках одной темы, которой живет группа, а тут еще появляется кто-то «своевольный», и ему не интересно то, что делают все, а интересно что-то другое или интересно «быть не как все», действовать наперекор. Поэтому стараемся не заставлять делать то, что не вызывает отклика в ребенке.

        Всем известно, что в силу своего психофизиологического развития ребенок еще не может быть сам субъектом, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. Здесь воспитатели помогают ему увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать?»). По ходу решения поставленных задач педагог помогает найти необходимые для этого средства и способы и знакомит детей с новыми, еще не известными им. Опираясь на помощь педагога, дети организуют поиск решения. Стараемся при первых же затруднениях не спешить на помощь ребенку, а задаем наводящие вопросы, активизируем имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливаем на поиск решения.

Для создания личного самовыражения и самостоятельности используем прием совместного обсуждения с детьми и последующего практического выбора деятельности: чем и как лучше украсить группу по теме проекта, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети, в какие игры поиграть для раскрытия темы и решения проблемы.

К проектной деятельности привлекаем родителей, предоставляем им возможность сблизиться со своими детьми. Они вместе с детьми ищут необходимый материал, помогают подобрать нужную информацию для проекта, помогают в организации развивающей среды в группе, активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках проектной деятельности.

Участвуя в совместной проектной деятельности убедились в том, что проектная деятельность заряжает и «заражает» действием, творчеством, инициативой, добрым настроем и оптимизмом.

Хотелось бы отметить положительные стороны:

- проект создал сообщества: дети-взрослые, дети-родители;

- многие родители воспитанников активно помогают в преобразовании РППС по теме проекта, предлагают помощь в организации детских мероприятий;

- педагоги в свою очередь узнали таланты родителей;

- считаем, что даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма педагогов. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.

Деятельность по организации проектной деятельности мы планируем не только продолжать, но и развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...