Работа с педагогами
материал

Капранова Марина Николаевна

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План:

  1. Вступление (выступление старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»).
  2. Итоги анкетирования педагогов и родителей.
  3. Выполнение заданий педагогами.
  4. Домашнее задание педагогам.
  5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.

  1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

     Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

     Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

      Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

     Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

     Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

     Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу: Общение воспитателя с родителями воспитанников».

  1. По итогам анкетирования все педагоги детского сада считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, неблагополучные семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями.
  2. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

 Второе задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с написанными  заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить.

Стыд

Обида

Грусть

Огорчение

Радость

Удивление

Любопытство

Злость

Гордость

Высокомерие

Страх

Усмешка

Недовольство

Интерес

Самодовольство

Третье задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

 - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

 - родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам  необходимо вежливо, тактично объяснить  родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

 - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

 - мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

     

Четвертое задание: упражнение на развитие коммуникативности педагога. Кто-то из вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо изобразить этот образ, а остальным угадать.

Пятое задание: подготовить короткий комментарий к тезисам.

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

Тезисы:

  • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  • В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
  • Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
  • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  • Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  • Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  • Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Шестое задание: «Банк идей». Предлагаю всем участникам пополнить банк идей: как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и  приятным?

Подведение итогов «Деловой игры».

  1. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации. В качестве домашнего задания я предлагаю вам предложить некоторые рекомендации по воспитанию детей родителям. В какой форме вы это сделаете – это ваш выбор. Самое главное, чтобы выбранная вами форма оказалась наиболее эффективной. И на следующем семинаре мы обсудим, почему вы выбрали именно те или иные формы, насколько эффективными они оказались.
  2. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

  1. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

  1. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

  1. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

  1. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

  1. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе»

Актуальность (слайд 1)

       Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Несмотря на высокий развивающий потенциал область «Чтение художественной литературы» на одном из незавидных мест: одна из причин – в развитии мультимедийных, компьютерных информационных технологий, наиболее заманчивых, удобных, престижных по сравнению с бумажными носителями.

      Чтобы обратить общественное внимание на проблему чтения книг, повысить престиж этого направления, в годовой график включены мероприятия, посвященные знаменательным датам международного уровня: день детской книги (2 апреля), день родного языка (21 февраля), день поэзии (21 марта), день грамотности (9 сентября), дни рождения знаменитых детских писателей. На уровне детского сада проводятся разнообразные  мероприятия для детей и семей воспитанников. Одна из форм организации работы - тренинг двух команд-эрудитов в области Художественной литературы. Педагоги делятся на 2 команды, выбирают названия.

Задание 1. Мозговой штурм: «Какие мероприятия можно организовать с детьми и родителями по направлению «Чтение художественной литературы» (занятие, совместная деятельность, индивидуальная работа, тематическая неделя, творческая мастерская, литературная гостиная, КВН, развлечение, праздник, досуг, утренник, постановка, выставка, соревнование, экскурсия, проектная деятельность, консультация, стенд, родительское собрание).

Значение (слайды 2-9)

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Задание 2. Изречения великих людей о чтении книг

Команды зачитывают афоризмы, цитаты

• Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро)

• Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)

• Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя. (В. А. Сухомлинский)

Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло,— все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг. (Карлейль Т.)

Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге. (Горький М.)

• Книга — это небольшой инструмент, приводящий в действие нашу способность мыслить; это двигатель мысли, помогающий бороться с нашей умственной леностью. (Фаге Э.)

• Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. (Л.Н.Толстой)

Особенности произведений Л.Толстого для малышей: слайд 10

   Знакомство с книгой начинается у детей ещё в раннем младенчестве. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Такими «правильными» являются произведения Л.Н. Толстого, написанные для детей. Его многочисленные маленькие рассказы, изумительные по форме, по лаконичности, - ценнейшее средство нравственного воспитания ребенка, формирование его языка. В рассказах Л.Н. Толстого нет назойливого назидания, навязчивого морализования, но все они вселяют в ребенка мысль о том, что необходимо поступать честно, правдиво, быть смелым.

Задание 4. Каждая форма работы наполняется методами и приемами, которые педагог отбирает для организации работы.

Командам раздаются наборы названий методов и приемов. Нужно распределить их на три группы: словесные, практические, наглядные. Результаты проверяются в слайде 10

Определение и задачи образовательной области «Речевое развитие» в контексте ФГОС ДО: слайды 11.12.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В соответствии с ФГОС раздел «Чтение художественной литературы» лежит в образовательной  области «Речевое развитие».  

По программе «От рождения до школы»  цели и задачи раздела речевое развитие включают:

  1. Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задание 5. Соотнести задачи с возрастными группами.

Ведущий зачитывает задачи, команды определяют, к какой возрастной группе они относятся (слайды 13-16

Содержание раздела «Чтение детской художественной литературы»

Задание 6. Для какой возрастной группы используются следующие произведения? Команды определяют, к какой возрастной группе относятся предложенные произведения (слайды 18-22).

Задание 7. Назовите авторов произведений (слайд 23)

«Приключения Чиполлино» (Д. Родари),

«Приключения Буратино» (А. Толстой),

«Волшебник Изумрудного города» (А. Волков),

«Алиса в стране чудес» (Л. Кэрролл)

Задание 8. Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку (слайд 24)

1. П. П. Ершов «Конек-горбунок»

2. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Задание 9. Решите кроссворд (слайд 25)

Прочитав отрывок из произведения, определите фамилию автора и впишите в кроссворд

1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо…(Маяковский)

2. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне…. (Маршак)

3. Долго у моря ждал он ответа.

Не дождался, к старухе воротился. (Пушкин)

4. В одном переулке стояли дома.

В одном из домов жил упрямый Фома (Михалков)

5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам! (Чуковский)

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных. Особенностью содержания сказки является её оптимизм – в сказке всегда добро побеждает, а зло наказывается. Внимательная, вдумчивая работа педагога над народной сказкой поможет детям понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания. Поэтому следующее задание будет связано со сказками. (Слайд 29)

Задание 10. Приведите примеры сказок (слайд 27)

1.Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках?  

(Полить их сначала мертвой, а затем живой водой.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»)

2. Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках?

(«Царевна-лягушка», «Волшебный корабль»)

Задание 11. От имени кого и о ком ведется рассказ? (слайд 28

1.Лиса о колобке.

2.Огонь о Снегурочке.

Литературные жанры

Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Давайте вспомним жанры творчества, и как они называются.

Задание 12. Назови одним словом (слайд 29)

Командам раздаются описания и названия литературных жанров. Педагоги подбирают к определению название жанра,  соединяют стрелками.

1.Анекдот. Поговорка. Сказка. Былина. Басня.

2.Фольклор. Загадка. Частушка. Песня. Пословица.

Выразительное чтение (слайд 30, 31)

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Владеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя. Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа чтеца над произведением – работа творческая. В процессе подготовки он должен хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной. А это произойдёт лишь в результате тщательной подготовки, во время которой педагог настолько вживётся в данное произведение, что сможет передать своё отношение к тому, о чём говорит. основное средство выразительного звучания произведения – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Задача педагога - умело использовать всё богатство оттенков своего голоса.

        

Задание 13. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы. (Слайд 35)

Задание14. Произнесите фразы с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной) (слайд 36)

Команда 1: Весна наступила.

Команда 2: Дождь идёт.

Задание 16. Изменение темпа с ускорением и замедлением. Подвижная игра «Карусели» (слайд 38)

Задание 17. Конкурс пародистов (слайды 39-41)

Вспомни фразу, которую говорил герой. Произнести её, подражая тембру голоса героя.                         

Подведение итогов тренинга.

Требования к книжному уголку как одному из средств ознакомления детей с художественной литературой: слайд 42

Уголок книги играет важную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.  Книжный уголок - это специально выделенное и оформленное место в групповом помещении. В оформлении уголка каждый воспитатель может использовать свой индивидуальный вкус и творчество. Главное условие – это удобство и целесообразность. Он должен быть уютным, привлекательным для ребенка. Ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и рассматривать иллюстрации.

        Советы по организации книжного уголка:

  • Уголок располагается вдали от шумных игр.
  • Правильное естественное освещение.
  • Может иметь как полки, так и специальные столы для книг, может быть мобильным, переносным.
  • Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям детей.
  • В старших и подготовительных группах размещать в уголке 10-12 книг. Книги необходимо систематически менять.

Работа с родителями: слайд 43

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского вкуса, отношение к книге как к явлению культуры. В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо организовать  работу с родителями по воспитанию культуры детского чтения.

Предложение по итогам семинара-практикума:

1. Активизировать работу по ознакомлению детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы.

2. Пополнять в детском саду библиотеку детских книг. Подготовиться к конкурсу групповых книжных уголков.

3. Провести для воспитанников День детской книги.

4. Подготовить образовательную деятельность детей по произведениям любимых детских авторов (А.Барто, К.Чуковский, В.Сутеев, В.Бианки, Н.Носов и др.)

5. Провести анкетирование родителей по чтению в домашних условиях.

6. Информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы.

7. Оформить консультацию для родителей на тему: «Роль детской книги в речевом развитии ребенка».

8. Организовать семейные литературные досуги.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Растем, играя, или какие игры нужны детям»

Цель:• Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

Ход:

Упражнение «Аплодисменты». Родители в кругу. По очереди выходят в середину круга, называют свое имя. Остальные участники приветствуют аплодисментами.

- Тема нашей сегодняшней встречи очень интересная.

- Необходимо сказать, что все игры, в которые играют наши дети, несут развивающую и обучающую функцию. В подвижных, сюжетных, театрализованных играх развиваются все психические процессы детей: память, мышление, воображение, внимание, речь детей.

Ко всему сказанному игры выполняют коммуникативную функцию: они помогают ребенку легче вступить в контакт с другими детьми, учат играть вместе, рядом, то есть уметь учитывать интересы другого, распределять роли, уметь решать конфликты.

Велика роль игры и эмоциональном развитии ребенка. Участвуя в игре, ребенок получает набор позитивных эмоций, радость от общения, удовольствие от того, что у него что-то получилось. И даже если ребенок чем-то огорчен, это тоже хорошо. Это тоже эмоции, может и не всегда положительные.

Отдельно хочется сказать о дидактических играх. Это большая игровая область. Это и игры словесные, настольные, игры-задания и пр. есть игры на развитие внимания, есть игры на воображение. Сегодня мы хотим предложить вам несколько игр, не сложных в которые с удовольствием играют ваши дети.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Развивает тактильные ощущения; речь; восприятие формы, размера, фактуры. Каждый из вас должен на ощупь выбрать предмет в нашем волшебном мешочке (это может быть коробка, корзинка, накрытая тканью или с крышкой) и попытаться рассказать о том предмете, который в руке, а остальные участники игры попытаются угадать, что это за предмет. Проводится игра.

- Следующая игра для развития речи. Называется «Поломанные слова».

- Каждый получит листик с набором букв, вам необходимо угадать какое слово зашифровано. Родители выполняют задание.

- А сейчас я попрошу стать всех в круг. Мы поиграем в игру, которая называется«Зеркало».

- Эта игра развивает внимание. Необходимо выполнять движение в соответствии с заданием. Проводится игра.

- Еще ваши дети очень любят игры на повышение самооценки. Давайте поиграем!

Игра «Я лучше всех умею»

- Я буду бросать мячик, а вы должны похвастаться: Я лучше всех умею… (готовить, рисовать и пр).

- Следующая игра «Мои лучшие качества» Выполняется также как и предыдущая, только необходимо назвать свои лучшие качества. Давайте попробуем.

Проводится игра.

- Устали? Давайте присядем и попьем чайку. А за чаем вы нам расскажите, в какие игры любят играть ваши дети; как вы выбираете игрушки для своих детей.

Проводится диспут.

- А в заключении я хочу сказать, что ваши дети самые лучшие, самые умные, самые-самые. И хочу предложить вам упражнение «Ладошка на память».

- Перед вами листы бумаги и карандаши. Обведите свою ладошку на листе бумаги, по желанию украсьте ее и на каждом пальчики напишите что-нибудь хорошее о вашем ребенке. Эти ладошки подарите вашим детям, прочитайте им то, что вы о них написали.

Успехов вам!



Предварительный просмотр:

Капранова Марина Николаевна,

Старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №67

Приморского района Санкт-Петербурга

Мастер –класс для педагогов ДОУ

 «Развитие Soft skills компетенций у педагогов  ДОУ»

Целевая группа: педагоги ДОУ

Продолжительность занятия: 2 часа

Оборудование, оснащение:  медиа проектор, презентация, рулон бумаги (2 м), бумага формата  А4, аудиозаписи с музыкой, цветная самоклеющаяся бумага разных цветов (5цветов), набор для каждой группы педагогов: ножницы, бумага, клей, фломастеры, карандаши, вырезанные ладошки из бумаги на каждого члена мастер-класса, набор вырезанных шляп из картона для каждой группы (синяя, зеленая, желтая, белая, черная, красная, стенд на каждую группу.

Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод мозгового штурма, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии.

Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием использования метафор, прием саморефлексии, прием обратной связи.

Цель – развитие  личностного и профессионального потенциала  педагогов через soft skills компетенции

Задачи: 

-способствовать личностному росту педагогов;

- развивать  коммуникативные навыки;

- развивать навыки эффективного мышления;

-способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

- способствовать развитию профессионально значимых качеств личности педагогов, навыков самопознания и рефлексии;

- формировать внутреннюю позицию успешного педагога.

1. Организационный момент.

Вводное слово.

Рада всех приветствовать на мастер-классе. Сегодня мы работаем  группами (участники делятся на группы).

Приветствие бумажными ладошками.

Сейчас предлагаю вам, используя ладошку, которая есть на столе для каждого из вас, неординарно поздороваться с членами группы. Вы можете раскрасить ее, что-то на ней нарисовать, написать  (выполняется приветствие всех участников групп). Время выполнения – 5 минут.

А начать мне бы хотелось словами нашего президента, внимание на экран (Слайд 2): «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями».

И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие  инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — soft skills — пока еще знаком далеко не всем.

Поэтому, наша задача сегодня разобраться, что такое soft skills, зачем педагогу их развивать, а главное – КАК их можно развить.

2. Основная часть

Перед вами на экране определение Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки, слайд 3) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Другими словами, именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога. Это означает, что личная эффективность уже не бонус или опция, а абсолютный must have для специалиста, претендующего на успешную реализацию в профессии. Об этом же говорится и в Профессиональном стандарте.

И еще один нюанс. Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Считаю, что педагог — это модель мира для ребенка. И только педагог, обладающий необходимыми навыками, может развить их и в своих воспитанниках. То есть, важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам, и в какой среде они будут в итоге расти.

        Теперь  определим, что включает в себя soft skills?

Коллеги, предлагаю каждой группе создать  модель «мобильного педагога, наделенного гибкими навыками» и представить ее. На слайде представлены характеристики такого педагога. Ваша задача - выбрать только пять.  На все выполнение задания у вас 3 минуты.

На слайде следующие характеристики:

  • работа с документами
  • эмпатия
  • работа с оборудованием, средства обучения
  • ИКТ-компетенции
  • основы дисциплин
  • способность к системному мышлению, креативному мышлению
  • эмоциональный интеллект
  • установление отношений
  • работа в команде
  • слушание и понимание собеседника
  • навыки убеждения
  • ораторское искусство
  • проведение презентаций
  • ведение дискуссий
  • решение проблем
  • принятие решений
  • лидерство
  • мотивирование
  • разрешение конфликтных ситуаций

Группы представляют свои модели.

Предлагаю коллегам оставить наши модели на время. К ним мы вернемся позже.  

А сейчас постараемся ответить на вопрос «Как развивать soft skills?»

Перед вами следующий слайд (5), в котором выделено пять навыков, на которые стоит обратить внимание педагогам.

Навык эффективного общения (особенно личного). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение “переговоров”, проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления.

Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Опять же, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.

Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.

Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Умение управлять собой (self-managment). Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.

(Слайд 7) Как показывает практика, способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность мыслить критически –проблемная зона педагогов. Из всех обязательных составляющих гибких навыков, сегодня остановимся на осознание креативности в себе и её развитии.

        Развитое креативное мышление – это  точилка для ума, или мышца, которую можно и нужно прокачать. Что мы и сделаем.

Итак, задание первое.

Упражнение «Неожиданные связи»

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию; развитие коммуникативных навыков.

У каждой группы на столе есть две картинки: у одной группы изображены огурец и поезд, у другой - перец и самокат.  Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с этими картинками связный рассказ. На выполнение задания 6 минут.

Пример — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.

Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета. Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».

  • О чем заставило задуматься это упражнение? (обсуждение по 2 минуты на каждую группу)

Упражнение «Сумка. Нестандартные способы применения»

Цель: развитие креативных и коммуникативных способностей участников; содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

Придумайте необычные способы применения для обычного предмета. Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.

Для групп задание одно: Вспомните  3 предмета, которые находятся у вас в сумке, и расскажите, как можно применить их в работе с детьми, родителями (использовать гаджеты запрещено).

Время выполнения задания – 5 минут.

Педагоги, всем известный факт, что рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Поэтому, следующее задание мы будем рисовать.

Упражнение «Сумасшедший архитектор»

Цель: умение работать в команде, принимать решения, развитие творческого мышления.

Каждая группа записывает 10 предметов на лист формата А4:  колесо, слон, деньги, планшет, ноутбук, ряженка, леопард, автомобиль, кровать, коляска. (Города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя).

Необходимо нарисовать рисунок на 2-х метровом рулоне бумаги, в котором будут присутствовать все перечисленные предметы, связанные в одном сюжете. Можно использовать все, что есть на столах. Во время рисования, каждый педагог рисует то правой, то левой рукой. Это – обязательное условие упражнения.

Время выполнения задания -15 минут.

Упражнение «Друдлы»

Суть заключается в том, что предлагается дорисовать картинку со множеством значений. Для развития креативности нужно найти такое значение картинки, что не сразу приходит на ум.http://naymenok.ru/wp-content/uploads/2019/01/drudlyi-1.jpg

Цель: развитие креативного, системного, структурного мышления.

Перед вами самый простой друдл (на слайде), посмотрите и попробуйте назвать все варианты того, что здесь может быть нарисовано.

Задача каждой команды -  написать несколько вариантов того,  что изображено на рисунке. Варианты не должны повторяться. На одну картинку, может быть дано несколько различных вариантов. Каждая команда, по очереди, предлагает по одному варианту на 1 друдл. Чем больше вариантов даст команда, тем больше баллов она наберет.

Время выполнения  10-15 минут.

 Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы… »

Цель: развитие воображения, развитие гибкости мышления.

Инструкция: - В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование. «Кабы я была царица… », «Кабы не было зимы, в городах и селах… », «Если б мишки были пчелами… », «Если б я был султан… » Знакомо? Вспомните детские игры! Согласитесь, тогда мы фантазировали на всю катушку, предлагаю сейчас поиграть в «Если бы… ». Каждая команда придумает свой вариант, чтобы закончить предложение, которое начинается с «Если бы…». Засчитывается балл той команде, у которой более оригинальный, но логический ответ.

  • - Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
  • - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
  • - Если бы все люди стали бессмертными, то…
  • - Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…
  • - Если бы я могла летать…
  • - Если бы я понимала язык животных и растений…
  • - Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
  • - Если бы возродился СССР… .
  • - Если бы пропало слово “если”…

Время выполнения 15 минут.

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи, умение работать коллективно.

Участники команд, используют ножницы и бумагу формата А4, и  дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

 Время: 15 минут

Вопросы для обсуждения:

1.        Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

2.        Часто ли возникают такие ситуации?

3.        Кто подсказал решение или это коллективное?

Упражнение  «Шесть шляп мышления» Слайд

Цель:  повысить эффективность любой мыслительной работы. В его основе лежит идея о параллельном мышлении.

Упражнение выполняется за счет разделения мыслительного процесса на шесть отдельных режимов – шляп, отличающихся цветом. Аналогично тому, как полноцветная печать делает возможным создать цветную картинку, метод шести шляп предлагает произвести такой же процесс с мышлением. Думание обо всём одновременно должно быть заменено применением различных мыслительных аспектов по очереди. В итоге все аспекты собираются воедино и получается «полноцветное мышление».

В каждой команде назначается модератор,  который управляет процессом и следит за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Ведущий обозначает вопрос, на который необходимо всей команде найти ответ. Каждый вопрос соответствует определенному цвету шляпы. Таким образом, вся команда «образно» надевает тот цвет шляпы, вопрос которой представлен на слайде. Ответ фиксируется письменно на каждой шляпе.   Вопросы для обеих команд – одинаковые и находятся на слайде.

        Вся команда работает над ответами на вопросы. Далее, каждая команда представляет свои ответы.

Время работы 10-15 минут.

Упражнение «Закончи модель»

В заключение нашего мастер-класса, предлагаю вернуться к началу наших моделей, в которые вы включили ряд гибких навыков и попробовать расширить получившиеся модели новыми качествами на основе опыта, полученного сегодня. Время работы -5 минут.

Педагоги дорабатывают модели и делятся результатом.

3.Рефлексия.

Коллеги. Пришло время подведения итогов нашей работы и прошу вас ответить на последний вопрос- с какими мыслями, желаниями и настроением вы покидаете мастер-класс? (ответы педагогов)

Выводы. Сегодня мы убедились, что понятие современного педагога –многогранно и имеет преимущественное значение.   Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе, однако их необходимо развивать, создавая для этого подходящие условия, где навыки смогут не только продолжать свое формирование, но и отражаться в реальном поведении. По отношению к ребенку воспитатель не может соотноситься с понятием «вчерашний педагог», педагог- ключевая фигура, влияющая на развитие soft skills у детей дошкольного возраста. С какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего- зависит от нас с вами.



Предварительный просмотр:

        -Здравствуйте, уважаемые коллеги!

        Меня зовут Капранова Марина Николаевна, я воспитатель детского сада №67 Приморского района. Сегодня я расскажу вам о том, как в нашем детском саду ведется работа по экономическому воспитанию дошкольников.        Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое и потому актуальное направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

        В нашем детском саду эта работа ведется не просто так. В своей деятельности мы опираемся на федеральный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемый Министерством финансов РФ. Кроме того, одна из парциальных программ ГБДОУ, реализуемых в части, формируемой участниками образовательных  отношений «Тропинка в экономику» А.Д. Шатовой дает широкие возможности по приобщению дошкольников к экономике.

        Возможно, у вас уже возник вполне ожидаемый вопрос – а как же дошкольник связан с экономикой? Они ведь такие разные. Это действительно так, но, все-таки, они могут быть вместе. Как же познакомить ребенка с миром современных экономических реалий? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в ходе нашей беседы.

        Итак, в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать экономические реалии, с которыми он поневоле встречался раньше. Что такое «профессия» «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстро впитывают атмосферу окружающей реальности, хорошо адаптируются к ней.        Восточная мудрость гласит «Как бы не был длинен путь, всегда он начинается с первого шага». А где начинается первый шаг? Где первые шаги делают дети? Вы все согласитесь, коллеги, что первые познания об экономике дети получают в семье. Нам всем хорошо известно, что одной из ее основных функций является хозяйственно-экономическая деятельность. Семейное экономическое воспитание выгодно отличается от общественного. В каждой семье есть свои традиции и обычаи, оно индивидуально и обращено непосредственно к ребенку.

        Детский сад также может внести свой вклад в формирование экономической компетентности дошкольников и их семей. Экономическое воспитание, которое проводится с дошкольниками, не ставит перед собой далекие цели – готовить экономистов. Мы руководствуемся целями повседневными, близкими для каждого человека, его семьи и друзей. По мнению древнего философа Ксенофонта, «экономика» - это правила, искусство ведения домашнего хозяйства. Это означает, что экономическое воспитание, прежде всего, воспитывает хозяина для семейной жизни, для общества, в котором живет человек. Конечно, в современном обществе экономика имеет более широкое толкование: народное хозяйство страны, совокупность производственных отношений, экономические науки. Но на ступени дошкольного детства мы ориентируемся на определение, данное Ксенофонтом, так как именно оно отвечает целям экономического воспитания дошкольников.

        Для того, чтобы привлечь и родителей и детей к пониманию актуальности и важности экономического просвещения дошкольников, мы проводим консультации, после которых семьи ходят на экскурсии в банк, составляют вмести списки покупок, планируют совместные расходы. У наших воспитанников появляется желание, а главное - возможность принимать активное участие в жизни своих семей, ведь они приобщаются к экономике через проживание своего собственного опыта.

                Формировать интерес к экономике у детей эффективнее всего в игре, ведь это один из самых важных видов детской деятельности, она может помочь сделать экономику понятной детям. Играя, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно постигают азы экономики.

        Но современный воспитатель должен ориентироваться в новых экономических реалиях, подбирать игры, которые будут близки опыту детей и интересны им. Всем известную дидактическую игру лото «Профессии» например, можно модернизировать, добавив в нее много новых и модных профессий, ведь наверняка чей-то папа, или чья-то мама работают по одной из современных специальностей, а наши воспитанники захотят попробовать себя в одной из них! А знаете ли вы современные профессии?

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок.

Мы отлично справляемся! Уважаемые коллеги! Давайте попробуем определить, чем занимаются представители следующих профессий.

4. PR-агент - ...

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер - ...

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Комментарий. Имиджмейкер - специалист по созданию имиджа образа личности.

        Сделать экономику доступной поможет и сюжетно-ролевая игра. В старшем дошкольном возрасте мы предлагаем ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Пиццерия», «Пункт обмена валюты». Можно усложнить традиционную игру «Магазин», превратив ее в супермаркет. Можно предложить ребятам исполнить роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединить монетки.

        Конечно, для ознакомления детей с основами экономики мы можем использовать не только сюжетно-ролевые, но и многие другие виды игр. Мы с ребятами с удовольствием играем в настольные игры с экономическим содержанием, и в дидактические игры на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и другие.) Для игр ребята с удовольствием изобретают игровые деньги, товарные знаки. Из дома ребята приносят различные коллекции (календари, детские журналы, вырезанные картинки, наклейки, разноцветные гелиевые ручки, машинки и др.), используют их в своей деятельности, «заключают» договор об обмене.

        В таких играх так же может быть раскрыта и нравственная сторона экономического воспитания, которая, по моему мнению, является важнейшей составляющей этого процесса. Всегда ли можно получить желаемое, даже если вежливо попросить? Все ли можно купить за деньги? Для того, чтобы обсуждение таких важных вопросов было более эффективно, наряду с традиционными беседами мы включили в образовательный процесс кейс-технологию, которая помогает детям приобщиться к экономике на основе собственного опыта. Не углубляясь в сущность названной технологии, отмечу, что работа с кейсами стимулирует активность детей, а различные виды кейсов, позволяют внести в каждый компонент образовательного процесса элементы интерактивности, повысить познавательный интерес. Анализировать кейс – это увлекательно и интересно и наши воспитанники всегда с нетерпением ждут того момента, когда же мы начнем обсуждать увлекательные, познавательные и поучительные задачки из чемоданчика.

        Огромным потенциалом в приобщении детей к экономике обладают сказки. Как говорил Джанни Родари: «Сказки для ребёнка такое же серьезное дело, как игра». Некоторые из вас удивятся, но многие известные нам с детства произведения содержат экономическую составляющую. 

        Коллеги, предлагаю вам поиграть в сказочную викторину и угадать сказку!

  • Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками. (Морозко)
  • Сказка, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой)
  • Герой этой сказки с помощью эффективной рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. (Кот в сапогах)
  • Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
  • Сказка, в которой у животных были различные потребности, для удовлетворения которых они с помощью телефонного звонка обращались к автору. (Телефон)

        Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Многие литературные произведения и сказки содержат общие и простые для понимания детей экономические принципы, в них нет понимания экономики, как единого целого. Однако, сказочные сюжеты можно использовать для ознакомления детей с элементами экономики, а сказочных героев обсуждать с учетом их экономического поведения.

        Мы с ребятами с удовольствием занимаемся чтением сказок. Особенно интересно обсуждать их с экономической точки зрения. Хорошей ли хозяйкой была Федора? Как старик продавал свою корову? Эффективной ли была его реклама? Интересно, не правда ли?

        Не только сказки, но и пословицы и поговорки, а также загадки пользуются большим интересом у детей. Каждая из пословиц — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость, зачастую с экономическим содержанием. А загадка – отличный инструмент для развития мышления и закрепления экономических понятий. Предлагаю и вам, коллеги, попытаться отгадать несколько загадок.

На товаре быть должна

Обязательно…..(цена)

Коль трудился круглый год,

То получишь ты …..(доход)

И врачу и акробату

Выдают за труд…….. (зарплату)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?

БАНКОМАТ

        Ну и конечно же пословицы и поговорки прекрасно отражают экономические реалии. Они в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Вам всем хорошо известны пословицы о труде, давайте вспомним их вместе.

«Дело мастера… боится»

«Кончил дело… гуляй смело»

«Терпенье и труд… все перетрут»

О деньгах:

«Время…- деньги»

«Деньги любят…счет»

О лени:

«Труд кормит, а лень…портит»

«Лень вперед нас…родилась»

        Экономика окружает нас и наших детей в повседневной жизни, стоит только присмотреться. Например, посмотреть внимательно на диснеевских героев. Обратите внимание на их руки. Все ли у них в порядке?

  • Один незначительный недостаток у диснеевских героев вызван был необходимостью экономить расходные материалы, теперь он ежегодно приносит студии несколько тысяч долларов экономии - на руках диснеевских персонажей не пять, а четыре пальца.

Наверняка у многих дома есть копилки. А вы задумывались, почему их традиционно делают в форме свиньи?

  • Почему копилки традиционно делают в форме свиньи? В Средние века домашнюю посуду в Англии делали из дешевой рыжей глины — pygg. Глиняные горшки — pygg jars — использовали в том числе для хранения соли и мелких монет. Когда глина вышла из употребления, значение слова pygg забылось, устаревшее понятие было созвучно с pig — «свинья». Произошла путаница. «Глиняный горшок» трансформировался в «горшок-свинью».

Давно ли вы обращали внимание на то, какие города изображены на купюрах Банка России? Предлагаю повнимательнее присмотреться к ним.

50 рублей - Город-герой Санкт-Петербург с его знаменитыми строениями изображены на купюре номиналом в пятьдесят рублей. Символ Невы – женская фигура, восседающая на троне у основания Ростральной колонны, а на заднем плане – Петропавловская крепость, являющаяся исторической достопримечательностью города. Эти изображения находятся на лицевой стороне купюры. На оборотной стороне – здание бывшей биржи у набережной.

200 рублей - На купюре изображены символы города-героя Севастополя: памятник затопленным кораблям (лицевая сторона) и вид на музей-заповедник «Херсонес Таврический» (оборотная).

500 рублей - Город Архангельск.

Мощь и могущество города Архангельска передает памятник Петру I и морской порт с парусником. Эти изображения расположены на лицевой стороне купюры номиналом в пятьсот рублей. На оборотной же стороне виден Соловецкий монастырь – мужской монастырь Русской православной церкви, воздвигнутый еще в 1420-1430 годы и являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

2000 рублей - На купюре изображены символы Дальнего Востока: мост на остров Русский (лицевая сторона) и космодром «Восточный» в Амурской области (оборотная).

        Наша беседа подходит к концу. Вы увидели, что для приобщения дошкольников к экономике можно использовать достаточно традиционные для детского сада формы работы, стоит только взглянуть на них под другим, экономическим углом. «Дошкольник и экономика» - я бы сравнила эти понятия с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику. Уверена, вас непременно ждет успех в этом увлекательнейшем деле! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание образовательных роликов и мультимедийных презентаций для реализации образовательных задач в ДОУ Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга Капранова М.Н.

Слайд 2

Что такое мультимедиа? Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления информации: аудио-, видео- изображения, анимацию текста. Таким образом, воздействуя и через слуховой, и через зрительный канал, мультимедиа создает условия для получения и более быстрого усвоения информации. В ДОУ мультимедийные технологии применяются в виде компьютерных программ , слайд-фильмов и презентаций

Слайд 3

Тематика презентаций: Тематика презентаций может быть разная: занятия по математике, виртуальные посещения картинных галерей, знакомство с природой, правила безопасного поведения дома и на улице. Например, «Великие композиторы», «Театр! Что это такое?», «9 МАЯ», «День России», «День народного единства», «Профессия - почтальон», «Домашние животные», «Овощи на грядке», «Зимующие птицы республики» и т. д.

Слайд 4

Эффективность применения мультимедийных презентаций в образовательном процессе 1. дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать; 2. у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей; 3. полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; 4. презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

Слайд 5

Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях 1. Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти. 2. Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания. 3. При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация. 4. Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам. 5. Быстро посмотрев на изображение (предмет, можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории. 6. При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию. 7. Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

Слайд 6

Не следует: – говорить, повернувшись спиной к детям; – читать конспект занятия; – загораживать демонстрируемое изображение; – допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации; – выдавать раздаточный материал во время презентации.

Слайд 7

Методические рекомендации по созданию презентации к занятию Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на презентации (игровых программах) занятие не должно быть построено целиком, должны преобладать другие методические приёмы. Для детей дошкольного возраста текст на слайдах исключить!

Слайд 8

Как создать презентацию? Презентации создаются в программе Microsoft PowerPoint . Вся информация, которую вы хотите использовать должна быть подготовлена для внесения в специальные шаблоны для презентаций. Выберите тему презентации. Создайте первый слайд. Выберите дизайн слайда из предложенных вариантов. Цвета и стили уже подобраны, таким образом, вам не нужно подгонять цвета для заднего фона и шрифта. Или же, вы можете начать с пустого слайда и выбрать свои собственные цвета для заднего фона, свой стиль и размер шрифта. Выберите макет для слайдов. Макеты слайдов имеют название вверху слайда и одно пространство для информации в середине. Добавьте столько слайдов, сколько нужно. Не перебарщивайте, не вся информация должна быть записана на слайдах. Вы можете дать дополнительную информацию устно. Дополните презентацию картинками. Они дадут стимул детям и удержат их внимание лучше. Используйте мультимедийные средства, такие как видео и аудио, где это возможно.

Слайд 9

Основные приемы создания и оформления презентации: ВСТАВКА РИСУНКА «Вставка» → «Рисунок» → «Из файла» → Выбрать нужную папку → «Открыть» → Выбрать нужный рисунок → «Вставить» ПРИМЕНЕНИЕ АНИМАЦИИ Анимация: добавление к тексту или объекту специального видео- или звукового эффекта. Например, можно создать элементы текстового списка, влетающие на страницу слева по одному слову. Оправдано использование анимации: * если объясняется какой-либо процесс; * если нужна задержка, например, для вывода подсказки или ответа; * если надписи появляются по мере объяснения материала и т.д. * если для детей используем игровую мотивацию (сказочный анимированный герой, один на слайде).

Слайд 10

Основные приемы создания и оформления презентации: НАСТРОЙКА АНИМАЦИИ Первый способ: Выделить объект → Кликнуть на нем правой кнопкой мыши → «Настройка анимации» → «Добавить эффект» → «Вход» или «Выход» и т.д. → Выбрать нужный Второй способ: «Показ слайдов» → «Настройка анимации» → «Добавить эффект» → «Вход» или др. → Выбрать нужный эффект анимации → Настроить «Скорость» и «Начало» анимации ПРИСОЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФАЙЛА «Вставка» → «Фильмы и звук» → «Звук из файла» → Выбрать нужную папку → «Открыть» → Выбрать нужную мелодию → ОК → «Автоматически» или «По щелчку» ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТА «Вставка» → «Фильмы и звук» → «Фильм из файла» → Выбрать нужную папку → «Открыть» → Выбрать нужный видеофрагмент → ОК → «Автоматически» или «По щелчку» ПРОСМОТР СЛАЙДОВ Просмотр слайдов осуществляется в обычном режиме и в режиме сортировщика слайдов, где можно увидеть все слайды одновременно и поменять их порядок. Просмотр всей презентации происходит при нажатии кнопки F5.

Слайд 11

Какой ролик может быть образовательным? Требования к видеороликам: Время просмотра не более 5-10 мин . Ролик имеет выраженную структуру (2-3 разделенных заставками сюжета). Название ролика и заставки оформляется в едином стиле, с использованием разных изображений, в соответствии с содержанием последующего сюжета. Каждая заставка ролика дополняется звуковым сопровождением, что поддерживает слуховое внимание детей. Части ролика содержат видеоматериалы с одним и тем же персонажем, что придает фильму логическую завершенность.

Слайд 12

Какой ролик может быть образовательным? младшая, средняя группа: Лучше использовать не озвученные видеоролики, сопровождая их своими словами; К 4-5 годам ребенок начинает понимать короткие кинорассказы ; Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения, экскурсии, связанные с содержанием фильма; читает детям книгу. Старший дошкольный возраст: Используются все виды роликов, но основное место занимают озвученные фильмы; Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдение, экскурсии, связанные с содержанием фильма, читает детям книгу; Перед и после просмотра проводятся короткие беседы Организация повторного просмотра также с предварительной беседой; Продолжение работы по освоению содержания фильма, используя его пересказ, рисование и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

                В период дошкольного обучения, занятий  с логопедом  необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе социального педагога в работе ДОУ с семьей»

Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов.  Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.Семья и детский...