Статья " ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья
Статья " ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вокальная работа в ДОУ | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульц Юлия Александровна
музыкальный руководитель первой квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №80 Московского района СПБ
ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Над нашей голубой планете с рассветом солнышко встаёт.
И льётся солнечная песня, и каждый эту песню ждёт.
Давайте за руки возьмёмся, давайте вместе песню петь,
Давайте просто улыбнёмся, и жить нам станет веселей!»
Степан Булдаков.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Формирование личности через искусство - воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Решение этой задачи возможно при взаимодействии педагогов и родителей. Психологами установлено, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству и музыке. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности[1].
Для того чтобы научиться петь, необходимо обладать музыкальным
слухом, который есть у всех без исключения людей. Уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного, и его необходимо тренировать и развивать. Чем раньше начать развивать музыкальный слух, тем больших результатов можно добиться. Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту, или иную песню, создают у ребёнка комклексы. На музыкальных занятиях такие дети чувствуют себя неуверенно, на просьбу петь громче, начинают кричать. Многие дети, так и не научившись петь, став взрослыми, сохраняют свою неприязнь к музыке. Поэтому, научить детей правильно петь, является главной задачей вокальной работы с детьми дошкольного возраста.
Пение – это основной вид музыкальной деятельности детей, это выражение душевных переживаний, поэтому именно оно является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает у них восприимчивость к музыке.В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому, при знакомстве детей с новой песней, необходимо исполнять её очень выразительно, или дать прослушать песню в исполнении детского хора или вокальной группы в записи. Если детям понятны слова песни, то они разучивают её с удовольствием. Таким образом, у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Постепенно дети познают жанровую основу песни. У детей формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. С помощью голоса, ребёнок выражает свои чувства,
переживания. Певческие возможности дошкольников невелики. В младшем дошкольном возрасте дети просто подпевают (мяукает кошечка, лает собачка, поёт петушок). В старшем дошкольном возрасте дети постепенно овладевают певческими вокальными навыками (чистота интонирования, чёткая дикция, звукообразование, дыхание). В процессе вокальной работы дети овладевают и хоровыми навыками - умение петь всем вместе, умение петь по жесту руки. Дошкольники выражают свои чувства; слышат движение мелодии вверх или вниз; определяют характер песни и её содержание; создают с помощью голоса образ, используя мимические и подражательные движения.
Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Звук усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор) развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей не сильный, хотя порой и звонкий [2]. Поэтому необходимо избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Важным качеством певческого голоса ребёнка является «звонкость» и «полётность», которые обеспечиваются головным резонированием. Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с его значением в организации самого процесса вокализации. Головное звучание возникает непроизвольно. Дети, обладающие хорошими вокальными данными, ещё не могут самостоятельно отправлять голос «в голову», что создаёт определённые трудности при исполнении песни. Занимаясь с такими детьми дополнительно, положительные результаты неизбежны.
Большую роль в достижении чистоты интонирования и облегчения чёткости дикции в пении играет правильный выдох. Благодаря грудному звучанию голос ребёнка становится более сильным, но полное его формирование не происходит даже у старших дошкольников. Очень важно обращать внимание на то, чтобы дети не пели громко и никогда, ни в коем случае, не требовать от них этого. Голос ребёнка при естественном «лёгком» звукообразовании, сам «идёт в грудь», становится более полным и темброво-богатым.
Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми рекомендуется использовать песни с удобной тесситурой, то есть такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие являются проходящими. Удобными (примарными) звуками чаще всего являются Фа(1 октава) – До(2 октава). Именно в этом диапазоне звучание наиболее лёгкое, естественное. Чтобы вызвать у детей интерес к новой песне,нужно использовать следующие методические приемы:
- показ иллюстраций, картин;
- чтение стихов, пословиц;
- загадывание загадок;
- приход в гости игрушек;
- использование наглядных пособий.
К шести годам некоторые дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте в пределах квинты, различают громкую и тихую музыку, отличают на слух правильное и неправильное пение. Такие дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Эти дошкольники, имея определённый фундамент своего музыкального развития, становятся активными на музыкальных занятиях, проявляют инициативу в самостоятельной игровой музыкальной деятельности, используя музыкальные уголки, которые можно организовать в групповой комнате каждой садовской группы. При общении с родителями была получена информация, что дети, находясь дома, самостоятельно организовывают Концерты – выступают сами и привлекают к участию в Концертах своих друзей и родственников.
В ходе вокальной работы с детьми, учитывая результаты диагностики музыкальных способностей детей, привело к созданию вокального кружка «Соловушка», занятия которого проводятся один раз в неделю, соответственно плану работы кружка. Пение в вокальном кружке объединяет детей общим настроением, раскрепощает их, создаёт условия для музыкального общения.
Занятия вокальной группы всегда начинаются с музыкального приветствия. Объясняя детям, что это занятие необычное – будем не говорить, а петь, и поэтому здороваемся не обычно – пропоём слово «Здравствуйте». Вначале музыкальный руководитель поёт слово «здравствуйте», а затем предлагает спеть детям всем вместе – ответить ему. Когда в процессе нескольких занятий дети правильно интонируют мелодию, мелодия приветствия изменяется по усмотрению музыкального руководителя. Соответственно, прощание в конце занятия, тоже звучит музыкально – дети поют «до свидания», изменяя мелодию каждый по-своему (импровизируя). В конце занятия у детей появляется весёлое настроение, а по их взглядам видно, что им не хочется уходить.
В вокальной работе с детьми на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях, занятиях вокальной группы необходимо использовать различные методические приёмы:
* РАСПЕВАНИЕ. Начинать вокальную работу всегда необходимо с распевания. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче
формировать певческие навыки и интонационный и звуковысотный слух. Песни - распевки не должны быть длинными и скучными, потому что они способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата. Учитывая особенности восприятия детей, нужно подбирать упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, которые помогают более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Систематическое использование песен-упражнений помогает формированию у детей устойчивых певческих навыков, которые закрепляются и совершенствуются при разучивании песен.
* РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА.
Работая над чистотой интонирования,можно использовать такие методические приемы: пение в полголоса, тихое пение, пение по одному и подгруппами, пение закрытым ртом (мм., слогами (ду-ду, ла-ла, по строчкам, по фразам, по рядам, мальчики - девочки, по сигналу. Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.
Для развития звуковысотного слуха у детей, очень хорошо подходит применение дидактических игр «Музыкального букваря» Ветлугиной Н. А. Упражнение «Бубенчики» - для сопоставления трех звуков, различных по высоте; «Сколько нас поет?» - для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик»- для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники.Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон-седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха. Репертуар этого сборника развивает у детей способность вслушиваться, сравнивать и оценивать наиболее яркие музыкальные образы[3].
* ИМПРОВИЗАЦИЯ
Импровизация - древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.
Можно выделить несколько видов импровизации:
-Диалогическая импровизация состоит из вопроса и ответа. Дети поют по цепочке ответ на вопрос музыкального руководителя.Например: «мальчик (девочка, как тебя зовут?». Дети пропевают своё имя по жесту руки музыкального руководителя. Дошкольники очень любят выполнять такие задания, которые усложняются на следующих занятиях. Можно
предложить пропеть имена мам, пап и другие. Соответственно, прощание в конце занятия, тоже звучит музыкально – дети поют «до свидания», изменяя мелодию каждый по-своему (импровизируя). В конце занятия у детей появляется весёлое настроение, а по их взглядам видно, что им не хочется уходить.
-Импровизация на образную ситуацию. Дети по очереди поют песни своим игрушкам или разыгрывают предложенную сценку. Импровизация зависит от настроения. Если сломалась машина или упала кукла, дети мелодию или песенку поют грустно, печально, тревожно. Если речь идёт о новой игрушке, импровизация звучит весело, задорно, радостно.
-В процессе вокальной импровизации всегда необходимо стремиться к ладовому окончанию. Если поющий ребёнок закончил свою импровизацию на неустойчивом звуке, необходимо музыкальному руководителю допеть музыкальную фразу и завершить её тоникой.
-Импровизация мелодий на стихотворный текст. Вначале с детьми учится текст, выделяя главные слова, обращая внимание на кульминационные строчки. Затем дети выразительно читают текст. Теперь вокалистам можно предложить сочинить мелодию. Из разных вариантов мелодий дети и музыкальный руководитель вместе выбирают наиболее удачные. К следующему занятию музыкальный руководитель записывает мелодию и к ней добавляет гармонию. С большим удовольствием и гордостью звучат новые песенки, которые дети сами сочинили[4]!
* ДИКЦИЯ.
Большое внимание уделяется развитию речи у детей: проговаривание скороговорок, фраз из разучиваемых песен, сложных в ритмическом отношении фраз. Эти приёмы помогают детям осваивать текст песни.Распевки часто рождаются сами собой: с детьми учатся коротенькие четверостишия, которые легко ложатся на несложную мелодию. Дети с удовольствием поют такие маленькие песенки в разном характере, с различной динамикой и темпом.
* РИТМОДЕКЛОМАЦИЯ
Ритмодекломация – это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно - ритмическом исполнении текста. Хорошим примером является удлинение опорных, смысловых гласных при чтении стихов, как бы «пропевание» их. Чтение «нараспев» - естественная ступенька, соединяющая речевой и певческие режимы постановки голоса. Можно начинать работу с потешек, прибауток, считалок, задавая ритм чтения со всеми оттенками и нюансами, чтобы точнее раскрыть её содержание. Этот приём имеет много форм: унисонные, диалогические, многоголосные. Эти упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом, который является одной из основ музыкального слуха. Для развития хорошей дикции, чёткого произношения, ритмического ансамбля и подвижности нижней челюсти, нужно подбирать песенки и упражнения в быстром темпе.
* ДЫХАНИЕ.
В певческом дыхании можно выделить три основных звена: вдох, сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы и выдох. Объясняем детям, что вдыхаем носиком, как будто нюхаем цветок, при этом плечи не поднимаем. Играя, дети начинают вдыхать через нос, а выдыхать через рот, держат себя за рёбрышки, чтобы почувствовать, как они раздвигаются. Большую роль в достижении чистоты интонирования и облегчения чёткости дикции в пении играет правильный выдох. Дети учатся брать дыхание по жесту руки или по кивку головы. С помощью животика дети учатся держать воздух - «надуваем шарик», «нюхаем цветочки», «дуем на платочек», «греем ладошки дыханием», «дуем, как холодный или тёплый ветерок» [5]. Играя, дети начинают вдыхать через нос, а выдыхать через рот, держат себя за рёбрышки, чтобы почувствовать, как они раздвигаются.
* ДВУХГОЛОСИЕ.
На занятиях вокального кружка детям очень нравиться петь дуэтом. Дуэты рождаются из жизни.Можно детям предложить позвать собачку: музыкальный руководитель поёт начало имени собачки, а дети по показу жеста руки вверх или вниз, поют окончание. Имена собачкам дети предлагают самостоятельно.Очень любят дети петь каноном: для этого музыкальным руководителем поётся фраза из знакомой песни, а потом эту фразу повторяют дети по очереди.
* ОСАНКА.
Для оптимальной организации всего певческого аппарата необходима правильная осанка при пении: плечи и корпус откинуты слегка назад без напряжения, как бы опираются на поясничные позвонки, что создаёт условия для свободной работы гортани. Такая осанка должна формироваться на фоне общего физического раскрепощения ребёнка, снятия зажатостей, работы над пластикой и коордионацией движений.
* ТЕОРИЯ.
В процессе вокальной работы, детям даются теоретические знания, а так же дети знакомятся с музыкальной литературой.Дети усваивают понятия: композитор, дирижёр, жест движения руки дирижёра, жанры музыки и другие. Дети знакомятся с творчеством таких композиторов как, Кабалевский, Моцарт, Чайковский, Шаинский и другие. На занятиях дети учатся пользоваться выразительными средствами музыки (темп, динамика, ритм, регистр, мелодия, фраза, артикуляция, форма). Все эти средства доступны детям с самого раннего возраста и практически используются ими. Из года в год песенный репертуар подбирается очень тщательно, чтобы песни нравились детям, чтобы в них можно было показать разнообразный темп, динамику, характер.
На занятиях вокального кружка всегда присутствует атмосфера доброжелательности, эмоциональный комфорт, поэтому у детей всегда присутствует желание петь. Детей, желающих заниматься в кружке, становится всё больше,поэтому возникла необходимость разделить детей на 2 подгруппы: «Жемчужинки» - дети младшей и средней групп (3-5 лет) и «Соловушки»- дети старших и подготовительных групп (5-7лет). Дошкольники с удовольствием посещают занятия вокального кружка, добиваются успехов в вокальном творчестве, не испытывают трудностей в процессе выступлений на праздниках и Концертах. Такие дети перед зрителями ведут себя уверенно и раскованно. «Соловушки» выступают на утренниках, на развлечениях, на праздничных концертах перед детьми детского сада.
Очень нравиться ребятам быть конферансье (ведущим). С этими ребятами проводится дополнительная работа: разучивается программа Концерта, проговариваются названия номеров, фамилий и имён исполнителей.
Хочется отметить выступление вокальной группы «Соловушки» на городских праздниках. Каждый год,1 июня, вокальную группу
приглашают выступать в ДК ш. «Антрацит» на праздничном Концерте ко Дню защиты детей.
Взаимодействие МБДОУ и семьи на всех этапах создания детских праздников формирует у родителей понимание значимости такого события для ребенка. Родители оказывают посильную помощь во время выступлений детей, сопровождают их на конкурсы и концерты.
Администрацией МБДОУ детского сада №45 «Жемчужинка» созданы необходимые условия для вокальной работы: организована развивающая среда в музыкальном зале, приобретены микрофоны для выступлений юных вокалистов, моделируются костюмы для выступлений, выделяются призы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на индивидуальных и групповых музыкальных занятиях. Объединённые усилия администрации, педагогического коллектива и родителей способствуют дальнейшему развитию вокально - хоровых навыков у детей детского сада.
Литература.
1. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» М. 2011,№4.// Нечаева И. Ю., Яровая Н. Е., Цыбульникова Л. Ю.,статья: Организация деятельности вокального кружка.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» М., 2006, №1//Шереметьев В.,статья: Хоровое пение в детском саду.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь //М. Музыка,1973.
4. Журнал «Музыкальный руководитель» М., 2005,№3//Тарасова К. В.,статья: К постановке детского певческого голоса.
5. В. Шереметьев, статья Хоровое пение в детском саду//Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения, М. 2011, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья- ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыт работы вокальной студии...
Статья: Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Я не боюсь еще и еще раз повторить:Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...
Доклад на тему: "Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности".
В докладе отражены цель, задачи, принципы, основные вокально-хоровые навыки, последовательность обучения детей пению и т.д., а также предоставлен практический материал в виде упражнений на дыхание, &q...
Презентация на тему "Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности".
В презентации отражены актуальность, цель, задачи, виды вокальных упражнений, упражнений на дикцию, дыхание, "мягкую" атаку звука и методические приемы для развития слуха и голоса дошк...
Использование развивающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста при реализации темы «Обучение дошкольников вокально-хоровому пению»
Использование развивающих технологий в работе с детьми предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии....
,,Современный подход в вокальный работе с детьми дошкольного возраста,
В статье говориться о применении сказок для распевания детей и выработке чистой интонации....
Статья "Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста"
Опыт работы педагогов детского сада по ознакомлению детей с профессиями взрослых. ...