Статья "Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста"
статья

Опыт работы педагогов детского сада по ознакомлению детей с профессиями взрослых.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста

Хочется поделится опытом работы педагогов детского сада по ознакомлению детей с профессиями взрослых.           

     

Понимая всю важность и нужность профориентационной работы с детьми дошкольного возраста, наш педагогический коллектив на педагогическом совете в начале учебного года принял решение вести работу по внедрению современных технологий по профориентационной работе с дошкольниками.

   

Наиболее интересной показалась технология организации сюжетно-ролевых игр профессионально-ориентированной направленности, которую можно использовать в образовательной деятельности с детьми.

     

В соответствии с утвержденным годовым планом в нашем детском саду был организован конкурс сюжетно – ролевых игр среди воспитателей всех возрастных групп в рамках практико – ориентированного педагогического проекта «Путешествие в мир профессий».

     

Конкурс проводился два года подряд с целью развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах профориентации детей дошкольного возраста, распространения лучшего опыта педагогов ДОУ по созданию условий для сюжетно-ролевых игр профессионально-ориентированной направленности.

Перед педагогами были поставлены основные задачи.

  • Расширение и обогащение центров сюжетно-ролевых игр играми профориентационной направленности с учетом возраста детей и ФГОС.
  • Совершенствовании работы по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Из – за карантин в 2020 – 2021 учебном году педагоги не могли посетить мероприятия по организации сюжетно – ролевых игр. Педагогам пришлось снимать мероприятия на видео и сохранить это в электронном варианте, чтобы поделиться со своими коллегами.  А в 2021 – 2022 учебном году у нас была взаимопосещаемость. Видеозаписи и разработки мероприятий у нас храниться в педкабинете, как методическое пособие.

   

Конечно, чтобы пополнить игровые центры новыми атрибутами профессиональной направленности сложно, поэтому каждая группа выбрала игру, тему игры, занималась пополнением атрибутов к этой игре, чтобы потом поделиться своим опытом с коллегами.

Педагоги составляли конспекты, варианты проигрывания игр. Одну и ту же игру можно обыграть по – разному. Например, к основной игре «Магазин» на следующих этапах присоединили уже другие игры «Кафе», «Кулинария»; к «Ателье» - «Дом моделей» и т.д. Расширялся спектр ролевых игр, которые объединились одним общим сюжетом.

     

Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать:

  • Надо было подготовить игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда), чтобы дети могли разыграть различные сюжеты.
  • Игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее);
  • Современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются.

     

В нашем мире очень много новых профессий, и, если дошкольник, например, не знает кто такой астроном, банкир, дизайнер как тогда он сможет разыграть его роль?!

     

Поэтому перед организацией сюжетно – ролевой игры педагоги проводили беседы с детьми, читали художественную литературу с использованием иллюстративного материала о труде взрослых; рассказывали о роли труда людей данной профессии в жизни других людей; о результатах труда, людей этой профессии; о мотивах, которые движут людьми в процессе труда; проводили виртуальные экскурсии.

     

Чтобы познакомить воспитанников с профессиями родителей, педагоги предлагали родителям записать видеоролики и рассказать о своей работе. Т.е. он, родитель становился виртуальным гостем группы.

     

Продолжительность видеоролика составлял от 3 до 5 минут. Родитель не просто рассказывал на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показывал рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Это один из современных интерактивных технологий называется виртуальное гостевание.

Итогом нашей работы был «Клубный час». На семи площадках (семь групп), для детей было организовано пространство для сюжетно – ролевых игр.

Мы рассказали родителям о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения), рассказали, как оно будет проходить и каким образом, будет обеспечиваться безопасность детей во время проведения клубного часа. С педагогами обсуждали тематику и содержание «Клубного часа». 

На утреннем сборе сообщили детям тему «Клубного часа», рассказывали куда и зачем они пойдут. В течение двух дней на доске выбора дети размещали свои фотографии, где они хотели бы побывать. повторяли правила поведения. В начале мероприятия дети получали фишки. Дети знали, что за нарушения правил поведения они могут лишится фишек.

Были организованы экскурсии по детскому саду, в ходе которых педагоги обращали внимание детей на то, какие группы (площадки) есть в детском саду, куда они могут пойти поиграть. Вместе разрабатывали свой индивидуальный маршрут передвижения по детскому саду.

И вот настал долгожданный день, среда 9.30.   

Звучит колокольчик (ответственный проходит по всем этажам (группам), давая знак детям), а это значит, что каждый ребенок может выйти из своей группы и самостоятельно передвигаться по саду.

В детском саду начался клубный час. Мероприятие прошло организованно. Детям очень понравилось, это было видно по счастливым глазам и радостным улыбкам детей. Дети получили возможность почувствовать себя взрослым человеком, ведь они самостоятельно выбрали площадку, где у них появилась новая профессия и они стремились выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

В результате проведенной работы можно предположить о том, что организация сюжетно-ролевых игр является эффективным средством при ознакомлении дошкольников с профессиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».

laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы…  внутри страны мы должны формировать среду, в кот...