Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования
статья (подготовительная группа)

Евдокимова Надежда Михайловна

Переход  дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников ДО и НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evdokimova_preemstvennost.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования

Подготовила:

воспитатель ГДО

Евдокимова Надежда Михайловна

2019 г.

СЛАЙД 2

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Лев  Семенович Выготский

СЛАЙД 3

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «Дошкольное  образование является первым уровнем общего образования» , а «Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными»

СЛАЙД 4

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

СЛАЙД 5

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и принятие новых ФГОС НОО– важный этап преемственности дошкольных групп и школы.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач по преемственности:

  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней: ДО и НОО
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни,
  • развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
  • развитие самостоятельности и ответственности ребенка,
  • формирования предпосылок к учебной деятельности.

СЛАЙД 6

  • Преобразования в жизни России и мирового сообщества привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального общего образования
  • Преемственность ДО и НОО выступило в качестве одной из важнейших предпосылок создания и введения ФГОС для ДО, что обеспечит преемственность ДО и НОО на практике и позволит перевести ее на более качественный уровень
  • Преемственность способствует созданию условий для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности смог без труда перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности
  • Следуя ФГОС, образовательные программы для ДО должны быть с более выраженной направленностью на реализацию преемственности ДО и НОО

СЛАЙД 7

  • Переход  дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников ДО и НОО.
  • В настоящее время важнейшим приоритетом образования в России является обеспечение качества образования, условием достижения которого выступает непрерывное образование. Приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено формирование умения учиться, которое для дошкольников выражено в развитии любознательности, способности самостоятельно решать творческие задачи, формировании творческого воображения, развития коммуникативности.
  • Важное значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых условий для обучения в начальной школе: формирование фундаментальных личностных качеств, показателей, указанных в целевых ориентирах (формирование предпосылок к учебной деятельности) на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности ДО и НОО.

СЛАЙД 8

Основными ориентирами преемственности ДО и НОО являются:

  • Определение общих и специфических целей
  • Обновление содержания образовательных программ, направленных на формирование новой системы ценностей
  • Единый системно-деятельностный подход
  • Связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)

С введением ФГОС ДО произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным сформированность предпосылок для овладения  универсальными учебными действиями. Воспитание  познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока предпосылок к  УУД:

1) личностный; 2) регулятивный;

         3) познавательный; 4) коммуникативный.

        

При такой стратегии развития в нашей образовательной организации, где воспитываются и обучаются и дошкольники, и младшие школьники, планируются общие рамки совместной деятельности, есть команда единомышленников, объединённых общими целями и задачами.

 Обеспечение  преемственного перехода ребёнка на следующую ступень образования – цель совместной работы дошкольных групп и начальной школы.

           

        

СЛАЙД 9

Обозначив и осознав данную проблему, психолог, логопед, учителя начальной школы, воспитатели и родители дошкольных групп наладили плодотворное сотрудничество, в ходе которого решаются следующие задачи:

  • установление единства стремлений и взглядов на процесс обучения и воспитания между дошкольными группами, семьей и школой;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников процесса обучения и воспитания – воспитателей, учителей, психолога, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

СЛАЙД 10

Данная работа ведется по трем направлениям:

методическая работа с педагогами (ознакомление с целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами дошкольных групп и школы и др.);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

СЛАЙД 11                                                           

В начале каждого учебного года мы составляем план совместной деятельности, в который входят:

1) работа творческой группы воспитателей и учителей;

2) участие в совместных педагогических советах;

3) обобщение педагогических и психологических наблюдений;

4) проведение открытых показов образовательной деятельности и уроков;

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч, консультаций для педагогов школы и дошкольных групп по темам:

– Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе.

– Психологическая готовность ребёнка к школе.

– Задачи дошкольных групп и семьи в подготовке ребёнка к школе.

В наших группах частые гости учителя, набирающие детей в следующем учебном году в 1 класс. Мы имеем возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что позволяет совершенствовать методы обучения детей.

СЛАЙД 12

Совместная работа начальной школы и дошкольных групп по преемственности воспитательно-образовательного процесса и воспитательная  работа включает в себя следующие формы работы:

  • знакомство будущих первоклассников со школой (столовая, спортивный зал), экскурсии в кабинеты начальной школы;
  • проведение совместных праздников и спортивных соревнований;
  • участие в совместных выставках творческих работ, конкурсах стихов;
  • учащиеся начальных классов принимают участие в утренниках для дошкольников в качестве актёров, устраивают для воспитанников театрализованные представления, спектакли.
  • традиционными стали совместные акции «Подари книгу», «Покормите птиц» и т.д.

СЛАЙД 13

Организуем мы встречи и беседы с бывшими выпускниками дошкольных групп. В период функционирования летнего лагеря дневного пребывания дошкольники особенно активно взаимодействуют с обучающимися начальной школы, что позволяет установить тесный контакт со старшими товарищами и педагогами школы.

На протяжении многих лет на базе нашего учреждения реализуется  программа «Школа будущего первоклассника», где дети и родители имеют возможность пройти курс подготовки под руководством учителя, логопеда и психолога.

СЛАЙД 14

 Работа с родителями будущих первоклассников ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Проводятся родительские собрания о подготовке ребёнка к школе, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. 

Практика наших дошкольных групп показывает, что дети, получающие дошкольное образование в дошкольных группах, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. 

 Согласованная и дружная работа   начальной школы и дошкольных групп позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данные наблюдений, проведённых за ним ещё в дошкольных группах. Такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

Данные ежегодно проводимого мониторинга адаптации показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет. Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 21% детей.

СЛАЙД 15

Тесное методическое взаимодействие начальной школы и дошкольных групп, практическая направленность в воспитании, совместная работа по организации преемственности способствует:

– снятию стресса у будущих первоклассников;

– сокращению адаптационного периода ребенка в школе;

– у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

– учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления такой работы по преемственности дошкольного и начального общего образования является качественная подготовка детей к обучению в школе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. Положен...

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...

Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»

Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...

Доклад Тема:«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС 2 поколения»

Поступление детей в школу – очень важный период в жизни каждого ребёнка, который вызывает и у детей, и у родителей, и у педагогов – тревогу, радость, волнение и ожидание нового....

Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.

Статья об обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образовапния в  соответствии ФГОС....

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» Портнова Е.А.

Августовская творческая лаборатория по предшкольной подготовке ( г. Орск, 2016 г.) презентация...