Эссе «Качественное образование сегодня – это наше будущее завтра»
статья

Курлина Татьяна Михайловна

Согласно закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» оценка качества образования должна быть представлена на трёх уровнях: локальный (уровень ДОУ); муниципальный (учредитель, муниципальные органы управления образованием); региональный (уровень субъектов РФ, органы управления образованием, органы по контролю и надзору). На сегодняшний день разработаны показатели качества дошкольного образования на уровне РФ. Однако сегодня у нас нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования на уровне дошкольной организации. Поэтому проблема проектирования внутренней системы качества образования на уровне ДОУ является актуальной.

В Эссе раскрыты подходы к созданию и реализации  Внутренней системы оценки качества образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Развитие» (далее - ВСОКО).  ВСОКО в МАДОУ  представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учётом запросов основных пользователей результатов системы качества образования.

Критерии и показатели ВСОКО МАДОУ определены в соответствии с региональной системой оценки качества образования (РСОКО) и муниципальной системой оценки качества образования (МСОКО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_po_vsoko_-dlya_publikatsii-aprel_2019.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Качественное образование сегодня – это наше будущее завтра»

Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно

Р. Киплинг

Приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации остаются качество образования, как залог успешного развития человека в обществе.  Качество дошкольного образования в целом - это многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.  Поскольку дошкольное образование в значительной степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в РФ, то обоснованным является определение его качества. Ребёнок, пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества. Однако мнения родителей, воспитателей, учителей и учёных в вопросе качества дошкольного образования расходятся. Потребности родителей определяются уровнем материального благосостояния семьи и местом жительства. Потребности школы и учителей связаны с огромным разрывом между требованиями школы и уровнем готовности ребёнка к обучению. Анализ существующих механизмов оценки качества образовательной деятельности дошкольного  учреждения выявил отсутствие таких важных в процессе оценивания действий,  как определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества и определение значений показателей качества.

Согласно закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» оценка качества образования должна быть представлена на трёх уровнях: локальный (уровень ДОУ); муниципальный (учредитель, муниципальные органы управления образованием); региональный (уровень субъектов РФ, органы управления образованием, органы по контролю и надзору). На сегодняшний день разработаны показатели качества дошкольного образования на уровне РФ. Однако сегодня у нас нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования на уровне дошкольной организации. Поэтому проблема проектирования внутренней системы качества образования на уровне ДОУ является актуальной.

Внутренняя система оценки качества образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Развитие» (далее - ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учётом запросов основных пользователей результатов системы качества образования.

Критерии и показатели ВСОКО МАДОУ определены в соответствии с региональной системой оценки качества образования (РСОКО) и муниципальной системой оценки качества образования (МСОКО).

Основными пользователями результатов ВСОКО МАДОУ являются все участники образовательных отношений:

  • педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители);
  • Педагогический совет МАДОУ;
  • экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аттестации педагогических работников;
  • Управление образования Верхнеуфалейского городского округа.

    МАДОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, оценку, учёт и дальнейшее использование полученных результатов.

      В качестве источников данных для ВСОКО используются:

- образовательная статистика;

- мониторинговые исследования;

- анкетирование, социологические опросы;

- отчёты педагогов;

- посещение НОД, мероприятий.

      Программа ВСОКО определяет цели, задачи, принципы, объекты,  содержание, механизмы и процедуры оценки качества образования,  а так же механизмы и организационную структуру управления функционированием ВСОКО.

      Целью ВСОКО является установление соответствия качества дошкольного образования в МАДОУ ФГОС ДО.

      Задачи ВСОКО:

  • получение объективной информации об уровне и тенденциях развития

образовательной деятельности;

  • анализ полученной информации о состоянии измеряемых условий и

динамики его развития по показателям качества образования;

  • предоставление всем участникам образовательного процесса

общедостоверной информации о качестве образования;

  • принятие своевременных и обоснованных управленческих решений по

совершенствованию образовательной деятельности;

  • прогнозирование развития МАДОУ.

В основу ВСОКО положены следующие принципы:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике;

- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

- рефлексивности, реализуемой через         включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели, повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учётом возможности их многократного использования);

- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учётом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;

- сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;

- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

- открытости к привлечению сторонних (компетентных) организаций, отдельных специалистов (методисты и специалисты муниципального управления образованием, воспитатели высшей квалифицированной категории других дошкольных образовательных учреждений) к оценке качества образования в МАДОУ;

- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.

      Организационная структура системы оценки качества образования включает в себя: администрацию МАДОУ, Педагогический совет, временные структуры (психолого-медико-педагогический консилиум, экспертные и аттестационные комиссии и др.).

     Функции структур ВСОКО:

      Администрация  МАДОУ:

- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО МАДОУ  и контролирует их исполнение;

- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование ВСОКО МАДОУ, участвует в этих мероприятиях;

- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в МАДОУ  контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

- организует систему мониторинга качества образования в МАДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития,  анализирует результаты оценки качества образования на уровне МАДОУ;

- организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО;

- обеспечивает условия для подготовки педагогов МАДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни ВСОКО, формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (самоанализ деятельности МАДОУ  за учебный год, публичный доклад заведующего);

- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов.

      Группа мониторинга:

- разрабатывает методики оценки качества образования, участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития МАДОУ;

- участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов МАДОУ;

- содействует проведению подготовки работников МАДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития воспитанников и формирует  предложения по их совершенствованию;

- готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне МАДОУ.

      Педагогический совет МАДОУ:

- определяет стратегию развития МАДОУ;

- содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в МАДОУ;

- инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства;

- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования МАДОУ;

- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в МАДОУ;

- принимает участие в оценке качества и результативности труда работников МАДОУ;

- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в МАДОУ;

- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников МАДОУ, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МАДОУ по вопросам образования дошкольников, в том числе, сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в МАДОУ, по вопросам охраны труда в МАДОУ, сохранения здоровья и жизни обучающихся и иным вопросам, связанным с организацией образовательного процесса МАДОУ.

      Реализация ВСОКО в МАДОУ осуществляется на основе нормативных правовых актов РФ, региональных и муниципальных актов, положений, приказов.

       В рамках реализации деятельности МАДОУ по ВСОКО внесено  Дополнение   к Программе развития, разработан Проект  «Введение внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в МАДОУ, определены мероприятия по реализации задач, разработан План-график введения ВСОКО.

       Разработан и утвержден локальный акт -  Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) в МАДОУ.

       В соответствии с Положением  объектами ВСОКО являются:  

1)  качество  основной образовательной программы дошкольного образования

2) качество условий реализации программы (финансовых, материально-технических, кадровых, психолого-педагогических, развивающей предметно-пространственной среды);

3)  качество результатов освоения ООП.

     Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур оценки качества образования.

     Процедура оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО МАДОУ) включает в себя анализ соответствия ООП ДО МАДОУ требованиям ФГОС ДО и осуществляется на основе следующих показателей:

- наличие ООП ДО, АОП ДО; ДООПП ДО;

- структурные компоненты ООП ДО;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детского контингента;

- учёт потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений в процессе определения целей, содержания и организационных форм работы;

- учёт спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;

- учёт потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений

в процессе определения целей, содержания и организационных форм работы.

     Результаты  оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО МАДОУ) на основе разработанных критериев  фиксируются  в таблице.

     Оценка качества условий реализации  ООП ДО МАДОУ осуществляется на основе  анализа реализации к ряду требований:        

-  к  психолого-педагогическим условиям;

- к кадровым условиям;

- к материально-техническим условиям;

- к финансовым условиям;

- к развивающей предметно - пространственной среде.

     Оценка качества психолого-педагогических условий  реализации  ООП ДО МАДОУ  осуществляется на основе следующих показателей:

- характер взаимодействия сотрудников с детьми и родителями воспитанников;

- наличие возможностей для социально-личностного развития ребенка в процессе организации различных видов детской деятельности;

- наличие возможностей для развития игровой деятельности.

    Процедура оценки   психолого-педагогических условий  для реализации ООП ДО МАДОУ  осуществляется в формах наблюдения и фиксации результатов в оценочных листах в соответствии с показателями и индикаторами.

    Оцениваются: взаимодействие сотрудников с детьми,   условия социально-личностного развития ребенка в процессе организации различных видов деятельности: познавательной, конструктивной, познавательно-исследовательской, театрализованной, коммуникативной и речевой, социально-ориентированной, физической, а также условия для организации игровой деятельности детей.

    Оценка качества кадровых условий реализации  ООП ДО МАДОУ  осуществляется на основе следующих показателей:

- квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала;

- должностной состав реализации ООП ДО;

- количественный состав реализации ООП ДО;

- компетенции педагогических работников.

     Процедура оценки кадровых условий  для реализации ООП ДО МАДОУ  осуществляется в формах мониторинга и фиксации результатов в оценочных листах в соответствии с критериями.

    Оценка качества  материально-технических условий реализации ООП ДО МАДОУ   осуществляется на основе следующих показателей:

- средства обучения и воспитания детей;

- учебно-методическое обеспечение;

 - материально-техническое обеспечение;

  - предметно-пространственная среда.

    Процедура оценки   материально-технических условий для реализации ООП ДО МАДОУ  осуществляется в формах мониторинга.  Результаты  фиксируются в оценочных листах

    Оценка качества финансовых условий реализации  ООП ДО МАДОУ осуществляется на основе показателей: 

- норматив обеспечения реализации ООП;

- структура и объем расходов, необходимый на её реализацию;

- вариативность расходов в связи со спецификой контингента детей.

    Процедура оценки финансовых условий для реализации ООП ДО МАДОУ  осуществляется в формах мониторинга. Результаты фиксируются в оценочных листах на основе разработанных критериев.  

     Оценка качества развивающей предметно-пространственной среды для реализации ООП ДО МАДОУ  осуществляется на основе  показателей: 

- насыщенность предметно-пространственной среды;

- трансформируемость пространства;

- полифункциональность игровых материалов;

- вариативность предметно-пространственной среды;

- доступность предметно-пространственной среды;

- безопасность предметно-пространственной среды.

Процедура оценки качества развивающей предметно-пространственной среды осуществляется в форме мониторинга с фиксацией изменений в баллах на основе разработанных критериев.  

Оценка качества результатов освоения ООП ДО МАДОУ осуществляется на основе следующих показателей: 

- оценка качества реализации программного обеспечения в МАДОУ;

- оценка качества с позиции открытости и доступности информации об образовательной деятельности в организациях, реализующих программы дошкольного образования;

- оценка качества с позиции  комфортности условий, в которых осуществляется образовательная  деятельность в организациях, реализующих программы дошкольного образования;

- оценка качества с позиции проявления доброжелательности, вежливости и компетентности работников организаций, в которых реализуются программы дошкольного образования;

- оценка качества с позиции  удовлетворенности качеством образовательной деятельностью со стороны получателей образовательных услуг  в организациях, реализующих программы дошкольного образования.

     Критериями  оценки качества результатов освоения ООП ДО МАДОУ, являются:

- доля проявления признака (процентное соотношение);

- наличие/отсутствие факта, подтверждающего его проявление.

     Технология организации  процедуры оценки качества результатов освоения ООП ДО МАДОУ включает:

- мониторинг качества результатов освоения ООП МАДОУ (педагогическая диагностика, отражающая динамику индивидуального развития детей);

- наличие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

- динамика показателя здоровья детей;

- уровень удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг МАДОУ.

      Результаты оценки качества результатов освоения ООП МАДОУ фиксируются в оценочных листах.

     Оценка качества образования проводится в конце учебного года. Для этого создаётся мониторинговая группа.

      Промежуточная оценка качества образования в МАДОУ проводится в течение учебного года согласно циклограмме мониторинга, являющегося разделом годового плана.

     Результаты оценки качества образования вносятся в самоанализ деятельности МАДОУ и публичный доклад заведующего  МАДОУ и размещаются на официальном сайте, а также являются критериями для стимулирующих выплат работникам МАДОУ.

     Таким образом, мы считаем, что работа по оценке качества образования  в рамках ВСОКО помогает вырабатывать у всех членов педагогического коллектива и методической службы единое понимание процессов организации образовательной деятельности, что приводит к повышению качества организации образовательного процесса в целом.

    Только такая дошкольная образовательная организация, которая регулярно проверяет качество своей работы, знает свои сильные и слабые стороны и постоянно развивается на благо своим воспитанникам, может соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к ней сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники!

Интеллектуальная игра для детей и родительной подготовительной к школе группы....

Проект "Сегодня мы вместе, а завтра я сам"

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ...

Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе "Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"

Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе"Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"...

Эссе "Качественное образование и воспитание: практические аспекты"

           В эссе описаны размышления о происходящих изменениях, охвативших все сферы социально-экономической жизни республики Казахстан, сопровождающиеся сложными...

Презентация. Сегодня мы вместе, а завтра я сам

Презентация  работа с родителями по подготовке детей к школе....

Педагогическое эссе" Саранск вчера, сегодня, завтра"

Педагогическое эссе" Саранск вчера, сегодня завтра" знакомит с историей города Саранска. Данный материал буде полезен учителям старшей школы....