Положение о планировании образовательного процесса
календарно-тематическое планирование
Положение о планировании разработано с целью обеспечения системности и качества педагогического процесса, преемственности в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы.
Целенаправленное и систематическое распределение программных задач и содержания по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_planirovanii_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 859.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Краснозвездинский детский сад «Ручеёк» Шадринского района Курганской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 5 от «25» августа 2014 года | Утверждено: Заведующий МКДОУ «Ручеёк» __________Рукавишникова С.Г. «25 » августа 2014 года |
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЛАНИРОВАНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МКДОУ «РУЧЕЕК»
С. Красная Звезда
- Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для МКДОУ «Ручеек» (далее – ДОУ).
1.2. Планирование в ДОУ - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
1.3. В ДОУ осуществляется 2 вида планирования: перспективное и календарно-тематическое. Перспективное планирование является основой для календарно тематического планирования.
- Цели
2.1. Цель планирования – обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Целенаправленное и систематическое распределение программных задач и содержания по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.
- Принципы планирования
План должен:
3.1. Обеспечивать гарантии уровня и качества дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
3.2. Соответствовать принципам поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства.
3.3. Соответствовать принципу построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования - индивидуализации дошкольного образования.
3.4. Соответствовать принципу целесообразности – в соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами (развивающими, воспитательными, образовательными) отбирается содержание и определяется соответствующая форма организации деятельности детей.
3.5. Соответствовать принципу системности, последовательности, усложняемости и цикличности.
3.6. Соответствовать принципу парциальности, т.е. разделения осваиваемого содержания на единицы, которые могут освоить дети за определенный период времени.
3.7. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
3.8. Предусматривать принцип социокультурной соотнесенности (образовательных ситуаций, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности), учета субкультуры детей.
3.9. Обеспечивать открытость образовательного процесса.
3.10. Учитывать принцип оперативности, т.е. предполагает оперативное включение тем, изменение содержания и форм организации деятельности детей в соответствии с изменяющимися конкретными условиями осуществления образовательного процесса и особенностями развития детей данной группы (в планы могут вноситься корректировки).
- Перспективное планирование
4.1. Основой для перспективного планирования образовательного процесса является образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Ручеек».
Перспективное планирование осуществляется за счет составления следующих планов:
- перспективный план тематических недель;
- перспективный план НОД;
- перспективный план тематического периода;
- перспективный план индивидуальной развивающей работы с воспитанниками;
- перспективный план работы с родителями.
Перспективные планы составляются в электронном виде.
4.2. Перспективный план тематических недель, составляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Ручеек» (Приложение №1).
Перспективный план тематических недель включает в себя:
- временной период;
- тему периода;
- содержание работы;
- итоговое мероприятие.
4.3. Перспективный план НОД, составляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Ручеек» (Приложение №2).
Перспективный план НОД включает в себя:
- название образовательной области;
- количество занятий в соответствии с учебным планом;
- тему занятия;
- цель занятия;
- ссылку на методический источник;
- дату проведения НОД (отмечается по факту проведения занятия).
4.4. Перспективный план тематического периода составляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Ручеек» (распределением нагрузки по направлениям деятельности, особенностями организации развивающей предметно-пространственной среды, особенностями организации образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способов и направлений поддержки детской инициативы и др.), перспективным планом тематических недель, перспективным планом индивидуальной работы с воспитанниками, перспективным планом работы с родителями.
Перспективный план тематического периода (Приложение №3) включает в себя:
- тему периода;
- временной период;
- цель образовательной деятельности в данном тематическом периоде;
- итоговое мероприятие;
- дату проведения итогового мероприятия;
- ответственного за проведение итогового мероприятия;
- виды и формы совместной деятельности взрослого и детей (групповую, подгрупповую и индивидуальную) и самостоятельную деятельность детей по направлениям развития в данный тематический период;
- формы взаимодействие с родителями и социальными партнерами;
- обогащение развивающей предметно - пространственной среды.
4.5. Перспективный план индивидуальной развивающей работы с воспитанниками (Приложение № 4) составляется по итогам оценки развития воспитанников (сфер инициативы) на основе карт индивидуального сопровождения ребенка (Приложение № 5).
Перспективный план индивидуальной работы с воспитанниками включает в себя:
- результаты оценки развития воспитанников (сфер инициативы)
- задачи индивидуальной работы;
- содержание работы.
4.6 Перспективный план работы с родителями (Приложение №6):
- план составляется на год по кварталам, но в течение года в план могут вноситься изменения;
- планируются коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные формы работы, а также совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
5. Требования к оформлению календарно-тематического плана
5.1. Календарно - тематическое планирование осуществляется на основе образовательной программы (циклограммы видов образовательной деятельности в режимных моментах, расписания НОД в ДОУ, режима дня), перспективного плана тематического периода, перспективного плана НОД, перспективного плана работы с родителями, перспективного плана индивидуальной работы с воспитанниками по итогам мониторинга и является составной частью плана воспитательно-образовательной работы с детьми и родителямио
5.2. План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком, либо в электронном виде.
5.3. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы,
Ф. И. О. воспитателей группы, учебный год. (Приложение № 7)
5.4. План должен содержать следующие разделы:
- годовые задачи ДОУ;
- список детей с указанием даты рождения;
- режим дня группы;
- расписание непосредственно образовательной деятельности;
- непосредственно календарно - тематический план на день.
5.5. календарно- тематический план оформляется в соответствии с утвержденной формой планирования на 1 последующий день. (Приложение № 8).
5.6. Последняя страница тетради календарно-тематического плана воспитателями не заполняется. Она предназначена для записей руководителя МО.
5.7. В разделе НОД указывается тема и источник.
5.8. При планировании образовательной деятельности в режимные моменты - указывается форма детской деятельности, цель, методические источники (картотека, конспект, методическая литература).
5.9. Календарный план составляется в соответствии с режимом дня:
- планирование утреннего отрезка времени;
- планирование НОД;
- планирование прогулки;
- планирование второй половины дня.
5.10. В календарном плане отражается:
- утренняя гимнастика, гимнастика после сна (планируется на две недели);
- работа по закаливанию, организация подвижных, спортивных игр, упражнений и т.д. (планируется на месяц);
- работа по ознакомлению с природой (наблюдения, труд, опыты, эксперименты), планируется в соответствии с тематическим периодом;
- работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения, безопасности жизнедеятельности;
- работа, связанная с развитием игровой деятельности;
- работа, связанная с развитием трудовой деятельности;
- работа, связанная с развитием учебной деятельности;
- работа, по развитию детского творчества, и по приобщению детей к изобразительному искусству;
- развлечения и театрализованная деятельность;
- работа в студиях и секциях;
- индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы.
5.10 Календарное и перспективное планирование осуществляется воспитателями группы.
- Ответственность
6.1. Перспективный план НОД, перспективный план на тематический период, перспективный план работы с родителями, перспективный план индивидуальной работы с воспитанниками по итогам мониторинга и календарно-тематический план являются обязательными документами воспитателя, и воспитатели несут ответственность за правильность их оформление.
6.2. Перспективные годовые планы предоставляются руководителю МО до 1 сентября.
Контроль за календарным и перспективным планированием тематического периода осуществляется руководителем МО ежеквартально с соответствующей пометкой: Дата проверки, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.»
Приложение №1
Перспективно-тематическое планирование.
__________ группа «___________»
На 20____ - 20___ календарный год.
Квартал | Месяц | Период | Тема | Содержание работы | Итоговое мероприятие |
1-ый квартал - Осень | Сентябрь | 4-я неделя августа — 1-я неделя сентября | День знаний | Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Формировать представления о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности. | Презентация «Роботы и как они работают» |
2-я–4-я недели сентября | Осень | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе; о временах года, последовательности месяцев в году. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления детей об особен- ностях отображения осени в произведениях искусства. Развивать интерес к изображению осенних явлений в рисунках, аппликации. Расширять знания о творческих профессиях. | Праздник «Осенины». Выставка детского творчества. Конкурс поделок из природного материала «Осенняя ярмарка» | ||
Октябрь | 1-я–2-я недели октября | Мой город, моя страна, моя планета | Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. | Выставка детского творчества. | |
Ноябрь | 3-я неделя октября — 2-я неделя ноября | День народного единства | Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщать детям элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне Рос- сии. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. | Праздник День народного единства. Выставка детского творчества. |
Приложение № 2
Перспективный план НОД
2014 – 2015 уч. год.
Развитие речи/ подготовка к обучению грамоте
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- Образовательная область - речевое развитие;
- Количество занятий по учебному плану:
№ | Тема | Цель | Ссылка на источник | Дата проведения |
Приложение № 3
Перспективный план тематического периода (режимные моменты).
Тема: День знаний Период: 25 августа — 5 сентября
Цель Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Формировать представления о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности.
Итоговое мероприятие: Праздник «День знаний». Дата проведения итогового мероприятия: понедельник - 1.09
Ответственный за проведение итогового мероприятия: Драчева Т.Р
Направления развития | Совместная деятельность взрослого и детей. | Самостоятельная деятельность детей | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||
Физическое развитие | 1. П /игра «Чье звено скорее соберется? (№18, стр. 207). | ||
Социально- коммуникативное развитие | |||
Познавательное развитие | |||
Речевое развитие | |||
Художественно Эстетическое развитие |
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами: 1. Предложить родителям завести «Дневник настроения ребенка».
2. Семейный проект - предложить родителям написать мини-сочинение на тему: «Я как родитель».
Обогащение развивающей среды
Приложение № 4
Перспективный план индивидуальной развивающей работы с воспитанниками.
__________ группа «___________»
На 20____ - 20___ календарный год.
№ П/п | Направление развития | Фамилия воспитанника | Задачи | Содержание и формы работы |
1 |
|
Приложение № 5
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
_________________________________________________________________________________
Фамилия, Имя воспитанника, дата рождения
Даты заполнения карты:
Сферы инициативы | Ключевые признаки соответствия уровню развития | |||||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | ||||
Творческая инициатива | в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии) | имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры | комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность | |||
вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении | принимает разнообразные роли | использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами) | ||||
при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками) | частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном -история, предметном - макет, сюжетный рисунок) | |||||
Инициатива как целеполагание и волевое усилие | поглощен процессом | формулирует конкретную цель («Нарисую домик») | обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы | |||
конкретная цель не фиксируется | в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»). | фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; | ||||
бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. | возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца. | |||||
Коммуникативная инициатива | обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым, довольствуется обществом любого. | инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать...») | предлагает партнерам в развернутой словесной форме исходные замыслы, цели; | |||
начинает проявлять избирательность в выборе партнера. | договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; | |||||
избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия. | ||||||
Познавательная инициатива | новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности | задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?) | задает вопросы об отвлеченных вещах; | |||
многократно воспроизводит действия | высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата. | обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; | ||||
проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо). |
Выводы по оценке развития воспитанника:
1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи индивидуальной работы:
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 6
Примерный план работы по взаимодействию с семьями
Воспитанников
__________ группа «___________»
На 20____ - 20___ календарный год.
I квартал | |||
| |||
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. 2. 3. | Родительское собрание. Тема: Анкеты « Родительская гостиная: Тема: « | Сентябрь Сентябрь Октябрь | Воспитатели: |
| |||
1. 2. 3. 4. | Консультация рекомендация « Индивидуальная беседа с родителями « Консультация. « Консультации по запросу родителей. | Сентябрь Сентябрь Октябрь | Воспитатели: |
3.Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | |||
1. 2. 3. 4. 5. | Конкурс «Дары осени» Праздник «Осенины» Спортивный праздник «Осенний кросс» Неделя здоровья в детском саду Организация совместной деятельности в соответствии с перспективным планом тематического периода. | Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь | Воспитатели: |
4.Наглядно - информационные формы работы | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Папка-раскладушка « Папка передвижка « Рубрика – советы врача «Профилактика простудных заболеваний» (профилактика гриппа) Фото – выставка «Будни и праздники в группе «Звездочка» Режим дня. Сетка занятий. Наглядное информирование по запросу родителей и соответствии с перспективным планом тематического периода. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Сентябрь Октябрь | Воспитатели: |
II Квартал | |||
III Квартал | |||
IV квартал |
Приложение № 7
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Краснозвездинский детский сад «Ручеёк»
Шадринский район Курганская область
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МКДОУ «Ручеёк» ________________ С.Г. Рукавишникова «____»_______20____г. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
образовательной работы с детьми и родителями
______________группы ______________
(возрастная) (название группы)
на 20____ - 20____ учебный год
Воспитатели:
(Ф.И.О. педагога, категория)
(Ф.И.О. педагога, категория)
С Красная звезда, 2014
Приложение №8
Календарно-тематический план
__________ группа «___________»
На 20____ - 20___ календарный год.
Число/ день недели | социально-коммуникативное развитие | познавательное развитие | речевое развитие | художественно-эстетическое развитие | физическое развитие |
Утро | |||||
НОД | |||||
Прогулка | |||||
Вечер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Планирование образовательного процесса в рамках комплексно- тематического планирования в условиях введения ФГОС ДО"
Программа семинара- практикума для педагогов...
положение о планировании образовательного процесса
Система планирования отражает требования Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного ...
Положение о планировании образовательной деятельности
Положение о планировании...
Положение о планировании образовательной денятельности ДОУ
Планирование образовательной деятельности (далее – Планирование ОД) является локальным документом внутреннего пользования, который регламентирует порядок разработки и реализации в ДОУ планирован...
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,...
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,...