"Планирование образовательного процесса в рамках комплексно- тематического планирования в условиях введения ФГОС ДО"
консультация на тему
Программа семинара- практикума для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_planirvoaniyu_-_3.09.2014.docx | 241.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретическая часть
Одним из важных моментов реализации программы является планирование образовательного процесса. В отличие от ФГТ к структуре ООП ДО, предъявлявшего достаточно жесткие требования к планированию и организации образовательного процесса, стандарт дошкольного образования вариативен в выборе принципов построения образовательного процесса и определении его модели. «Стандарт не накладывает ограничений на формы планирования образовательной деятельности ДОУ. Следует ориентироваться на тот вид планирования, который рекомендует Примерная ООП ДО, на основании котор-8ой ДОУ создает свою ООП ДО».
Цель: обобщение знаний педагогов о реализации комплексно-тематического планирования в условиях перехода на ФГОС ДО.
Планируемый результат:
- объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования;
- уметь выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с примерной образовательной программой, по которой организуется образовательный процесс, возрастным особенностям группы детей и приоритетному направлению работы ДОУ;
- четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
План воспитательно- образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, если план – модель совместной деятельности, то и планирование должно быть совместным. Оно предполагает не только сам процесс составления плана, но и общую мыслительную деятельность, подразумевающую обсуждение двумя педагогами того, что предстоит седлать для реализации программных задач.
Важное условие реального планирования работы – учет профессиональной компетентности воспитателей, специфических особенностей данной возрастной группы, педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Каким бы ни был план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- принципу развивающего образования, цель которого – развитие каждого ребенка;
- основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса;
- планируемые содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого- педагогическим основам дошкольной педагогики;
- он должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
- соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников своей группы.
При планировании и организации образовательного процесса надо учитывать то, что ведущий вид деятельности детей – игра. Именно она должна стать и основной формой работы с дошкольниками.
В ходе реализации плана программные образовательные задачи осуществляются в совместной деятельности со взрослыми и самостоятельной деятельности детей (НОД, режимные моменты). Поэтому так важно составление гибкого режима для каждой возрастной группы на теплый и холодный период времени года, а также на отдельные тематические недели и дни.
С введением в действие ФГОС ДО преобразуется сама организация образовательного процесса, что естественно предполагает необходимость пересмотра и формы планирования.
Выбор формы планирования крайне важен не только потому, чтобы он был удобным для воспитателя. Но и чтобы он стал эффективным для организации образовательного процесса.
Для работы в 2014 -2015 учебном году педагогам предложена форма планирования, которая основывается на структурных компонентах образовательного процесса.
Планирование по структурным компонентам образовательного процесса
Реж. момент | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Индивидуальная работа с детьми |
Совместная деятельность строится: на субъективной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка; на диалогическом общении взрослого и детей; на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками; на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения, общения детей и др.). основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе – наличие/ отсутствие интереса.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельности в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно- гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с у четом обязанностей развития каждого ребенка.
Самостоятельная деятельность: предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно – пространственной образовательной среды; обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Компоненты образовательных областей по ФГОС ДО
Образовательные области | Компоненты образовательных областей |
Социально- коммуникативное образование | Усвоение норм и ценностей |
Общение и взаимодействие со взрослыми с сверстниками | |
Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции | |
Развитие социального и эмоционального интеллекта | |
Формирование позитивных установок к труду и творчеству | |
Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | |
Познавательное развитие | Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации |
Формирование познавательных действий, становление сознания | |
Развитие воображения и творческой активности | |
Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля | |
Речевое развитие | Овладение речью как средством общения и культуры |
Обогащение активного словаря | |
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | |
Развитие речевого творчества | |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | |
Знакомство с книжной культурой | |
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности | |
Художественно- эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства |
Становление эстетического отношения к окружающему миру | |
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора | |
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | |
Реализация самостоятельной творческой деятельности | |
Физическое развитие | Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики |
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | |
Овладение подвижными играми с правилами | |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | |
Становление ценностей здорового образа жизни |
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
№ пп | Младенческий возраст (2 мес.- 1 год) | Дети раннего возраста (1 год – 3 года) | Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет) |
1 | Манипулирование с предметами | Предметная деятельность и игры с ставными и динамическими игрушками | Игровая (включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр) |
2 | Непосредственное эмоциональное общение с взрослыми | Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) |
3 | Познавательно- исследовательские действия | Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.) | Познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) |
4 | Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок | Восприятие художественной литературы и фольклора | |
5 | Тактильно – двигательные игры | Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и др.) | Самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице) |
6 | Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал | ||
7 | Изобразительная (рисование, лепка и аппликация) | ||
8 | Восприятие музыки, детских песен и стихов | Восприятие смысла музыки | Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) |
9 | Двигательная активность | Двигательная активность | Двигательная (овладение основными видами движений) |
Существует разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.
Детская деятельность в образовательном процессе
№ пп | Деятельность | Виды деятельности |
1 | Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условий (в отличие от его реальной жизненной)позиции | Творческие игры: - режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); -сюжетно- ролевые; -игры- драматизации; -театрализованные; -игры со строительным материалом (со специально заданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п.; с природным материалом; с бросовым материалом); -игры-фантазирование; -импровизированные игры – этюды. Игры с правилами: -подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т.п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой); -развивающие; -музыкальные; -компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии, обучающие) |
2 | Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира | Экспериментирование, исследование, моделирование: -замещение; -составление моделей; -деятельность с использованием моделей; -по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное) |
3 | Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата | Формы общения со взрослым: -ситуативно- деловая -внеситуативно – познавательная; -внеситуативно- личностная Формы общения со сверстниками: -эмоционально- практическая; -внеситуативно- деловая; -ситуативно- деловая Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения |
4 | Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции | Гимнастика: -основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие); -строевые упражнения; -танцевальные упражнения; -с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта) Игры: -подвижные; -с элементами спорта Простейший туризм Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др. |
5 | Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть /потрогать/ почувствовать | Самообслуживание; Хозяйственно- бытовой труд; Труд в природе; Ручной труд |
6 | Изобразительная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт | Рисование, лепка, аппликация |
7 | Конструирование из различных материалов – это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь | Конструирование: -из строительных материалов; -из коробок, катушек и другого бросового материала; -из природного материала Художественный труд: -аппликация; -конструирование из бумаги |
8 | Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя | Восприятие музыки Исполнительство (вокальное, инструментальное): -пение; -музыкально- ритмические движения; -игры на детских музыкальных инструментах Творчество (вокальное, инструментальное): -пение; -музыкально- ритмические движения; -музыкально- игровая деятельность; -игра на музыкальных инструментах |
9 | Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживанием героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях | Чтение (слушание); Обсуждение (рассуждение); Рассказывание (пересказывание), декламация; Разучивание; Ситуативный разговор |
Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности
Двигательная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-игровая беседа с элементами движений; -интегрированная деятельность; -утренняя гимнастика; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -игра; -контрольно- диагностическая деятельность; -экспериментирование; -физкультурное занятие; -спортивные и физкультурные досуги; -спортивные состязания; -проектная деятельность | -игровая беседа с элементами движений; -интегрированная деятельность; -утренняя гимнастика; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -игра; -контрольно- диагностическая деятельность; -экспериментирование; -физкультурное занятие; -спортивные и физкультурные досуги; -спортивные состязания; -проектная деятельность | -двигательная активность в течение дня; -игра; -утренняя гимнастика; -самостоятельные спортивные игры и упражнения и др. |
Игровая деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-наблюдение; -чтение; -игра; -игровое упражнение; -проблемная ситуация; -беседа; -совместная с воспитателем игра; -совместная со сверстниками игра; -индивидуальная игра; -праздник; -экскурсия; -ситуация морального выбора; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность; -коллективное обобщающее занятие | -игровое упражнение; -совместная с воспитателем игра; -совместная со сверстниками игра; -индивидуальная игра; -ситуативный разговор с детьми; -педагогическая ситуация; -беседа, -ситуация морального выбора; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность | -сюжетно- ролевая игра; -игры с правилами; -творческие игры |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Формы образовательной деятельности | |
Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-совместные действия; -наблюдения; -поручения; -беседа; -чтение; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -рассматривание; -дежурство; -игра; -экскурсия; -проектная деятельность | Элементарный бытовой труд по инициативе ребенка |
Познавательно- исследовательская деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-сюжетно- ролевая игра; -рассматривание; -наблюдение; -чтение; -игра- экспериментирование; -развивающая игра; -экскурсия; -интегрированная деятельность; -рассказ; -беседа; -создание коллекций; -проектная деятельность; -экспериментирование; -проблемная ситуация | -рассматривание; -наблюдение; -чтение; -игра-экспериментирование; -развивающая игра; -ситуативный разговор с детьми; -экскурсия; -интегративная деятельность; -конструирование; -исследовательская деятельность; -рассказ; -беседа; -создание коллекций; -проектная деятельность; -экспериментирование; -проблемная ситуация | -познавательно – исследовательская деятельность по инициативе ребенка |
Коммуникативная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-чтение; -беседа о прочитанном; -обсуждение; -рассказ; -беседа; -рассматривание; -игровая ситуация; -дидактическая игра; -интегративная деятельность; -инсценирование; -викторина; -игра- драматизация; -показ настольного театра; -разучивание; стихотворений; -театрализованная игра; -режиссерская игра; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность; -решение проблемных ситуаций; -разговор с детьми; -создание коллекций; -игра | -ситуация общения в процессе режимных моментов; -дидактическая игра; -чтение; -словесная игра на прогулке; -наблюдение на прогулке; -труд; -игра на прогулке; -ситуативный разговор; -беседа; -беседа после чтения; -экскурсия; -интегративная деятельность; -разговор с детьми; -разговор с детьми; -разучивание стихов и потешек; -сочинение загадок; -проектная деятельность; -разновозрастное общение; -создание коллекций | -сюжетно- ролевая игра; -подвижная игра с текстом; -игровое общение; -общение со сверстниками; -хороводная игра с пением; -игра- драмматизация; -чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; -дидактического игра |
Восприятие художественной литературы и фольклора
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-чтение; -обсуждение; -рассказ; -беседа; -игра; -инсценирование; -викторина | -ситуативный разговор с детьми; -игра (сюжетно- ролевая, театрализованная); -продуктивная деятельность; -беседа; -сочинение загадок; -проблемные ситуации | -игра; -продуктивная деятельность; -рассматривание; -самостоятельная деятельность в книжном уголке и театрализованном уголке |
Изобразительная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-занятия (аппликация, лепка, рисование, конструирование и художественное конструирование); -изготовление украшений, декораций, подарком, предметов для игр; -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекаемых объектов природы, быта, произведений искусства; -игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые); -тематические досуги; -выставки работ декоративно- прикладного искусства, репродукций произведений живописи; -проектная деятельность; -создание коллекций | -наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведения искусства, средств выразительности и др.); -создание коллекций | -украшение личных предметов; -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -самостоятельная изобразительная деятельность |
Музыкальная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-слушание музыки; -экспериментирование с музыкой; -музыкально- дидактическая игра; -шумовой оркестр; -разучивание музыкальных игр и танцев; -совместное пение; -импровизация; -беседа интегрированного характера; -интегрированная деятельность; -совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; -музыкальное упражнение; -попевка; -распевка; -двигательный пластический танцевальный этюд; -творческое задание; -концерт- импровизация; -танец; -музыкальная сюжетная игра | -слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; -музыкальная подвижная игра на прогулке; -интегрированная деятельность; -концерт – импровизация на прогулке | -музыкальная деятельность по инициативе ребенка |
Конструирование из разного материала
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-занятия (конструирование и художественное конструирование); -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекательных объектов; -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -тематические досуги; -проектная деятельность; -конструирование по образцу, модели, условиям, теме, замыслу; -конструирование по простейшим чертежам и схемам | -наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -игровое упражнение; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведение искусства, средств выразительности и др.) | -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -самостоятельная конструктивная деятельность |
Способы и направления поддержки детской инициативы
В содержательном разделе Программы должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы (п.2.11.2 –б ФГОС ДО). Это описание условий, необходимых для развития познавательно- интеллектуальной активности детей, а также эффективные формы поддержки детской инициативы.
Условия, необходимые для развития познавательно – интеллектуальной активности детей
- Развивающая предметно- пространственная среда разнообразна по своему содержанию.
- Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
- В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.
- Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
- Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Эффективные формы поддержки детской инициативы
- Совместная деятельность взрослого с детьми, основная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
- Проектная деятельность.
- Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.
- Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
- Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
Последовательность развития любого вида деятельности у детей
- Самостоятельная деятельность.
- Затруднение.
- Совместная деятельность со взрослым (вместе, а потом рядом) и со сверстниками.
- Совместная деятельность со сверстниками.
- Самодеятельность.
Практическая часть. Разработка планирования совместно с педагогами тематической недели «Осень»
Планирование осуществляется на основе циклорамы.
Планирование образовательной работы
Тема:_________________________________
Итоговое мероприятие:_____________________________
Дата проведения:__________________________________
Ответственный:____________________________________
Предполагаемый результат:_____________________________
Циклограмма примерных видов деятельности тематической недели
День недели | Содержание работы |
Понедельник | Просмотр презентаций, мультфильмов, научно- популярных фильмов, фотографий по теме недели Чтение художественной литературы по теме недели |
Вторник | Продуктивная деятельность по теме недели Выставка книг по теме недели |
Среда | Викторины, конкурсы по теме недели |
Четверг | Экскурсии, целевые прогулки по теме недели Встречи с интересными людьми Совместные мероприятия с другими группами |
Пятница | Итоговые или обобщающие занятия Оформление выставки, стендов творческими работами Концерты, развлечения Проведение олимпиад по теме Организация мероприятий совместно с родителями и специалистами ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в подготовительной группе ФГОС.
Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Формировать положи...
Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Выступление на педагогическом совете "Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО...
О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности тематического планирования в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...
Презентация "Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация содержит методический и практический материал по планированию образовательного процесса с учетом ФГОС, раскрывает принципы календарно-тематического планирования....
Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.
Основные задачи воспитателя по образовательной области «Коммуникация» состоят в следующем:1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем...
Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.
Основные задачи воспитателя по образовательной области «Коммуникация» состоят в следующем:1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ".
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаяхвозможно при ...