Особенности содержания основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой «ВДОХНОВЕНИЕ»
рабочая программа

Давидович Лариса Владимировна

Особенности содержания основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой «ВДОХНОВЕНИЕ»

В авторский состав программы «Вдохнове­ние» входят не только ученые, но и опытные практики, имеющие многолетний опыт рабо­ты по инновационным авторским програм­мам. Их опыт также представлен в программе в полном объеме. Их подходы и методические пособия изданы, и ими пользуются воспитате­ли по всей стране. В качестве примеров мож­но привести пособия по музыкальному вос­питанию заслуженного учителя Российской Федерации Т.А. Рокитянской, А.И. Бурениной и Т.Э. Тютюнниковой, работающих по методу Карла Орфа, пособия по ведению педаго­гических наблюдений и индивидуализации Л.В. Свирской и др.

Цель программы «Вдохновение».

Задачи программы.

Особенность программы — ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

ЧЕТЫРЕ СТЕРЖНЕВЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

Социально-коммуникативное развитие

 

Познавательное развитие:

• математика;

• окружающий мир: естествознание, экология и техника;

• окружающий мир: общество, история и культура.

 

Речевое развитие

 

Художественно-эстетическое развитие:

• изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование;

• музыка, музыкальное движение, танец.

 

Физическое развитие:

• движение и спорт;

• здоровье, гигиена, безопасность.

 

Разделы Программы:

 

1 Целевой раздел

2 Содержательный раздел

3 Организационный раздел

4 Дополнительный раздел

Структура содержательных разделов:

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

1. Программа предполагает вариативность ее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Програм­ма не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновоз­растных группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания.

2. Содержание и способы работы с детьми по­строены на надежном и современном научно- практическом фундаменте, в котором:

- учитываются социокультурные изменения в современном мире — их анализу посвя­щен отдельный раздел программы;

- уделяется значительное внимание различным аспектам детского развития, индивидуальным особенностям развития, различиям между паспортным и реальным возрастом ребенка;

- раскрываются цели и возможности предо­ставления детям активной роли в образова­тельном процессе.

Только на таком фундаменте можно постро­ить подлинно развивающее образование, которое избегает как перегрузок и избы­точного ускорения в детском развитии, так и недогрузок и замедления индивидуальной скорости развития (работа педагога должна идти «в зоне ближайшего развития», кото­рая у каждого ребенка своя!).

3. Рамочный характер программы позволяет при ее реализации учесть условия, жизненные кон­тексты, состав детей в конкретных дошкольных

организациях, адаптировать ее к специфиче­ским условиям образовательной деятельности.

4. Программа содержит конкретные практиче­ские указания и советы («ярмарка идей»), ос­нованные на образцах лучшей педагогической практики. Эти образцы собраны как из оте­чественного, так и из зарубежного образова­тельного пространства. Тем самым программа дает в руки педагогов множество возможно­стей для выбора, гибкость в реализации с ори­ентацией на научно обоснованные стратегии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vdohnovenie.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности содержания основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой «ВДОХНОВЕНИЕ»

В авторский состав программы «Вдохновение» входят не только ученые, но и опытные практики, имеющие многолетний опыт работы по инновационным авторским программам. Их опыт также представлен в программе в полном объеме. Их подходы и методические пособия изданы, и ими пользуются воспитатели по всей стране. В качестве примеров можно привести пособия по музыкальному воспитанию заслуженного учителя Российской Федерации Т.А. Рокитянской, А.И. Бурениной и Т.Э. Тютюнниковой, работающих по методу Карла Орфа, пособия по ведению педагогических наблюдений и индивидуализации Л.В. Свирской и др.

Программа рекомендована: УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования;

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предлагает выверенные педагогические инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений. Подходы дифференцированного обучения, предлагаемые программой, позволяют учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка в группе и добиться лучших результатов образования. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. «Вдохновение» предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования. Программа «Вдохновение» сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом, который поможет реализовать все ее положения как начинающим педагогам, так и мастерам дошкольной педагогики.

Целью программы «Вдохновение» является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.

Задачи программы:

1)

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2)

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3)

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4)

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5)

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6)

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,

формирования предпосылок учебной деятельности;


      Особенность программы — ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

Практические примеры и советы, которыми насыщена программа, — это «ярмарка идей», на которой педагоги смогут найти как готовые решения, так и основу для создания своих оригинальных решений образовательных задач.

Девиз программы— «Вдохновлять!». Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием.

Вдохновение дарит педагогам чувство собственной профессиональной компетентности, профессиональную свободу, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня.

Создание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.

Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает, только тогда он будет чувствовать уверенность, надежную основу для своей педагогической деятельности. Поэтому в тексте программы дается убедительное научное обоснование каждого положения, приводятся важнейшие данные современных исследований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик нашей страны и мира.

Программа написана по принципу «просто о сложном», все положения иллюстрируются наглядными примерами, сопровождаются конкретными методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.

Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на созидание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед. Живое, а не формальное отношение к образовательному процессу — главное кредо педагогов «Вдохновения».

ЧЕТЫРЕ СТЕРЖНЕВЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ

• Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности

образования и образовательного процесса.

• Идея интерактивного взаимодействия всех участников образовательных

отношений, идея «учебного сообщества», основанного на

диалогическом принципе содействия (соконструкции), участия,

в котором активен и ребенок, и взрослый. В учебном сообществе учатся

все – и дети, и взрослые.

• Наличие технологии организации образовательной деятельности.

Универсальной и функциональной по организационным действиям.

Открытой для идей, креативной, учитывающей индивидуальные

интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного

сообщества – по содержанию.

• Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской

инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями,

представителями местного сообщества). Отказ от идеи единственной

ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов

и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную

роль.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

• Принцип поддержки разнообразия детства.

• Принципы содействия, сотрудничества и участия.

• Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов.

• Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности.

• Принцип дифференциации обучения.

• Принцип эмоционального благополучия.

• Принцип обучения на модели собственного поведения.

• Принцип признания права на ошибку.

• Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах.

• Принцип преемственности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие:

• математика;

• окружающий мир: естествознание, экология и техника;

• окружающий мир: общество, история и культура.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие:

• изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование;

• музыка, музыкальное движение, танец.

Физическое развитие:

• движение и спорт;

• здоровье, гигиена, безопасность.

Разделы Программы

1 Целевой раздел

2 Содержательный раздел

3 Организационный раздел

4 Дополнительный раздел

Структура содержательных разделов:

1) связь раздела с другими разделами программы;

2) целевые ориентиры в области;

3) организация воспитателем образовательной деятельности детей;

4) организация педагогической деятельности;

5) установки в образовательном процессе;

6) примеры детских и детско-взрослых (детско-родительских) проектов;

7) примерный перечень средств обучения и воспитания (оборудование,

игры и игрушки, материалы, программное обеспечение и прочее);

8) организация пространства и оснащение материалами предметно-

развивающей среды;

9) эмоциональная атмосфера;

10) сотрудничество с семьей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Взаимодействие с родителями является одним из базовых принципов программы.

В программе описаны формы сотрудничества, наработанные успешной практикой, на основе которой каждый детский сад может ставить свой вариант.

Основной подход в работе с семьей – взаимодополняющее партнерство, творческое взаимодействие.

Программа «Вдохновение» предлагает современную методику взаимодействия образовательной организации с семьей в соответствии с концепцией «Компетентный родитель» (поддержанную ЮНЕСКО) и опирается на опыт реализации данной концепции в рамках проекта ЮНЕСКО в Москве и на опыт, накопленный в европейских странах.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

1. Программа предполагает вариативность ее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Программа не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновозрастных группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания.

2. Содержание и способы работы с детьми построены на надежном и современном научно- практическом фундаменте, в котором:

- учитываются социокультурные изменения в современном мире — их анализу посвящен отдельный раздел программы;

- уделяется значительное внимание различным аспектам детского развития, индивидуальным особенностям развития, различиям между паспортным и реальным возрастом ребенка;

- раскрываются цели и возможности предоставления детям активной роли в образовательном процессе.

Только на таком фундаменте можно построить подлинно развивающее образование, которое избегает как перегрузок и избыточного ускорения в детском развитии, так и недогрузок и замедления индивидуальной скорости развития (работа педагога должна идти «в зоне ближайшего развития», которая у каждого ребенка своя!).

3. Рамочный характер программы позволяет при ее реализации учесть условия, жизненные контексты, состав детей в конкретных дошкольных организациях, адаптировать ее к специфическим условиям образовательной деятельности.

4. Программа содержит конкретные практические указания и советы («ярмарка идей»), основанные на образцах лучшей педагогической практики. Эти образцы собраны как из отечественного, так и из зарубежного образовательного пространства. Тем самым программа дает в руки педагогов множество возможностей для выбора, гибкость в реализации с ориентацией на научно обоснованные стратегии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования

Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута  воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...

Пояснительная записка «Ателье в яслях».по Основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой

Я предлагаю свой опыт работы по программе "Вдохновение" по проведению свободной деятельности с детьми  второй группы раннего возраста....

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. с 20 по 24 сентября.

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е...

Ежедневное планирование на неделю во второй младшей (от 3-х до 4-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.

Ежедневное планирование на неделю во второй младшей (от 3-х до 4-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. ...

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема месяца: «В мире искусства».

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е...

Рабочая программа для средней группы №2 составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по развитию детей средней группы «Фантазеры» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29....