Использование проектной деятельности в инновационном пространстве ДОУ, как интегрированного метода, способствующего совершенствованию воспитательно – образовательного процесса
статья
Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности в инновационном пространстве ДОУ, как интегрированного метода, способствующего совершенствованию воспитательно – образовательного процесса
Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.
А. Эйнштейн.
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования разработаны требования к организации педагогического процесса в дошкольном учреждении:
1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Эффективным средством реализации требований ФГОС ДО является проектная деятельность.
Проектная деятельность – это интеллектуально - творческая, исследовательская деятельность, основанная на взаимодействии педагогов, дошкольников и родителей, направленная на самостоятельное приобретение ими знаний и опыта.
Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка (дает возможность экспериментировать, самостоятельно приобретать знания и опыт, воспитывать деятеля, а не исполнителя). Проектная деятельность носит характер сотрудничества, позволяет обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
В научной педагогической литературе она упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Проектная деятельность - это способ организации педпроцесса, который позволяет решить проблему в результате самостоятельных действий воспитанников, с обязательной презентацией этих результатов. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Метод проектов является одним из методов развивающего обучения, повышает качество образовательного процесса, служит развитию критического и творческого мышления, способствует повышению компетентности педагогов. По С.В. Плахотникову, проекты: детские, взрослые и детско – родительские могут объединяться в портфолио проектов.
В нашем дошкольном учреждении при выполнении образовательной программы, в инновационной деятельности педагоги внедряют новшества, создавая портфолио проектов по обогащению предметно – пространственной среды, что способствует развитию партнерских отношений с детьми и родителями, а также самореализации воспитанников.
Портфолио проектов объединяет в себе единичные проекты, позволяющие охватить все звенья воспитательно – образовательного процесса.
Портфолио проектов определяет перечень проектов в освоении основной и вариативной части ООП ДОУ.
Задачи портфолио взрослых и детско – родительских проектов в ДОУ:
- Распределение новшеств по проектам.
- Определение перечня проектов в составе портфолио.
- Определение последовательности реализации проектов в портфолио.
- Определение первоочередных проектов.
- Назначение руководителей, определение состава проектных микрогрупп.
- Создание условий, реализация проектов,.
- Контролируемость выполненных работ.
- Анализ результатов, создание новых проектов.
- Осуществление непрерывного процесса образования в ДОУ.
Для осуществления проектной деятельности с педагогами создаются проектные команды, руководители проекта, члены проектной группы, подбирается образовательный ресурс.
Жизненный цикл проекта включает в себя 3 фазы: разработка проекта, реализация проекта, рефлексия проекта. Данная система работы с педагогами позволяет получить продукт деятельности: обновленную развивающую среду, овладение коллектива мультимедийными технологиями, разработка Сборника по итогам инновационной деятельности, т.п..
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Таким образом, повышается уверенность и компетентность педагога, создаются условия для самовыражения и творчества.
Родители яваляются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
К примеру, в общем проекте: «Формирование партнерских отношений с родителями в процессе инновации на тему: «Формирование у дошкольников представленией о национальном региональном компоненте»» с целью изменить и преобразовать систему взаимодействия с родителями, сформулирован замысел: заменить формы педпросвещения диалогом, взаимодействием, установить общение на равных, организовать семьи для участия в инновационной деятельности.
В его рамках существует несколько проектов, которые делятся на проекты – мечты, намерения и цели (классификация Немовой Натальи Васильевны)
Портфолио проектов включает перечень новшеств, обновление элементов системы дошкольного образования, последовательность реализации проекта. К примеру, детско – родительский проект «Компетентный родитель» является проектом – целью, перечень новшеств в котором: развитие деловых и личностных качеств родителей для осуществления проектной деятельности. Обновление элементов системы дошкольного образования в этом проекте состоит в расширении представлений о технологиях взаимодействия с родителями, разнообразии форм общения по инновационной тематике. Детско – взрослый проект «Наш национальный театр» является проектом – фантазией. Новшество в нем: поддержка творческой инициативы детей и взрослых по формированию представлений о культуре народов нашего края, а обновление системы дошкольного образования состоит в совершенствовании принципов и методов взаимодействия с воспитателями и детьми» (к примеру, изучение и внедрение методов игровой терапии по работе с национальной сказкой).
Алгоритм анализа проектной деятельности с педагогами осуществляется на практико – ориентированных семинарах нашего ДОУ. Он включает в себя определение перечня новшеств ( например, реализация метода игровой терапии в работе с воспитанниками над национальной сказкой), определение перечня технологий в проекте ( элементы ТРИЗ, игровой терапии, психогимнастики, проектирование), способы реализации методов и технологий ( игры с национальной сказкой, инсценирование, развивающие диалоги на основе содержания сказки, элементы моделирования по сказке), подведение итогов, пересмотр содержимого портфолио, открытие новых проектов («Развитие духовно - нравственных представлений у дошкольников с помощью народных сказок Северного Кавказа»). Данная методическая работа с воспитателями способствует непрерывному повышению их квалификации, а также направлена на развитие самореализации дошкольников в проектной деятельности.
Из этого следует, что суть проектной деятельности состоит в непрерывности организации проектов, неизменности состояния портфолио.
Осуществляя проектную деятельность с дошкольниками, педагоги проживают с ними все этапы: погружение, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.
Метод проектов в работе с дошкольниками является частью портфолио проектов ДОУ. Это один из параметров нового качества образования – способность участвовать в проектной деятельности, развивать познавательную активность и творческие способности дошкольников. Интеграция образовательных областей как нельзя лучше подходит для этих целей. Выбранная тема проецируется на все направленности и структурные единицы образовательного процесса через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить « тему в разных видах деятельности, осмыслить связи между предметами и явлениями.
В целом, проект – это «Пять П»: Проблема- Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация. Можно добавить шестое «П» проекта - его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Внешний результат - продукт - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием воспитанника, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является то, что ребенок еще не может сформулировать проблему, найти цель (замысел), противоречия в окружающем мире. В связи с этим, проектная деятельность дошкольников носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и воспитатели, и родители, которые становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Этапы реализации метода проектов можно свести к трем основным:
1. Организационно - подготовительный - определение темы, цели, вида проекта, характера контактов, формы организации проекта, количества участников, продолжительности, определения предполагаемого продукта, беседы с детьми и родителями, определения и разработки мероприятий , их сроков.
2. Технологический - практическая работа по реализации проекта, которая включает в себя сотрудничество воспитателей, детей и родителей в разных видах деятельности и направленностях образовательной программы, получение продукта проекта.
4. Заключительный этап – анализ проекта, презентация продукта проекта, оформление результатов (потрфолио).
В каждом из этапов взрослые выступают и как партнеры ребенка, и как помощники в его саморазвитии.
Проанализировав имеющиеся типологии, мы используем следующую классификацию видов проектов: игровые, экскурсионные, творческие, конструктивные, познавательные, исследовательские.
Таким образом, метод проектов в дошкольном учреждении сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Основываясь на личностно-денятельном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, метод проектов способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, личностному развитию воспитанников, позволяет обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Итак, значимость использования метода проектов в том, что он успешно решает задачи повышения профессионального мастерства воспитателей, грамотного привлечения родителей, открытости образовательной системы ДОУ, совершенствования предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении, повышения детской активности в детско – взрослом взаимодействии.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку), развивающую пространство и себя в нем.
Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения качества образования и воспитания.
Выступление на методическом объединении воспитателей...
«Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»
«Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»...
Статья "Использование метода проекта в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"
Данная статья раскрывает значимость использования метода проекта в работе педагогов дошкольных учреждений в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста на современном этапе. Даётся кратк...
Консультация -презентация "Игра как средство совершенствования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ",
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качествен...
Использование метода проектов в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ: из опыта работы.
Современный образовательный процесс в ДОУ не мыслим без поиска новых, эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, формированию н...
Игра как средство совершенствования воспитательно-образовательногопроцесса в ДОУ
Презентация. Игра – это ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте....