Пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения качества образования и воспитания.
статья на тему
Выступление на методическом объединении воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_sovershenstvovaniya_vospitatelno.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения качества образования и воспитания.
Воспитатель ГКП:
Иноземцева Н.А.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования. Эта проблема обусловлена отсутствием государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию и единой типовой программы обучения.
В условиях вариативности образования, разнообразия запросов родителей на разные виды образовательных услуг управление качеством дошкольного образования предполагает, прежде всего, установление приоритетов качества:
-условий для успешного образовательного процесса,
-оптимальной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении,
-мониторинг результатов работы с детьми,
- обеспечение преемственности всех ступеней образования.
Роль игровых технологии в формировании условий повышения
качества образовательного процесса в ДОУ
Большинство педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как ведущую деятельность, в процессе которой возникают психические новообразования.
Используя игровые технологии в воспитательно-образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.
В деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Приведем примеры.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия. на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.
Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы и пути совершенствования воспитательно- образовательного и коррекционно- развивающего процессов в ДОУ(на примере организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми)
Целостная система управления качеством коррекционной и общеразвивающей работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида строится с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка...
Создание условий для развития ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ в целях повышения качества образования
Вычленены условия необходимые для использования ИКТ в дошкольном образовании (из практики работы в статусе РИП)...
Приказ №388 от 22.09.2017г О творческой группе. в соответствии с планом работы дошкольного отделения, в целях, повышения качества образования. ТРИЗ технология
Приказ №388 от 22.09.2017г О творческой группе. в соответствии с планом работы дошкольного отделения, в целях, повышения качества образования ТРИЗ технология...
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОО»
laquo;ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОО»...
«Использование ИКТ в процессе музыкального воспитания в детском саду –как средство повышения качества образования и воспитания»
Доклад для конференции педагогических работников ДОУ...
Обобщенный опыт работы «Внедрение информационных компьютерных технологий в работу с целью повышения качества образования воспитанников»
АннотацияПозицияЯ считаю, что использование ИКТ в образовательном процессе, наиболее эффективно, так как он способствует развитию у детей волевых качеств, познавательных интересов, приучает к по...