ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ: ЕСТЬ ЛИ ПРОБЛЕМА?
статья (подготовительная группа)

Парамзин Андрей Робертович

 «В этом году наш ребенок пойдет в школу!» - эта фраза заставляет подавляющее число родителей впадать в панику… Встревоженное, негативно окрашенный эмоциональный настрой родителей сразу же передается детям, и вот уже будущие первоклассники – не представляя, что такое школа, в принципе, и что их ожидает там – начинают высказывать сомнения и нежелание идти в школу и учиться...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИзДС-ВШколу43 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ: ЕСТЬ ЛИ ПРОБЛЕМА?

(статья)

А.Р.Парамзин, педагог-организатор  

ГБДОУ детского сада №94

Красносельского района Санкт-Петербурга

 «В этом году наш ребенок пойдет в школу!» - эта фраза заставляет подавляющее число родителей впадать в панику… Встревоженное, негативно окрашенный эмоциональный настрой родителей сразу же передается детям, и вот уже будущие первоклассники – не представляя, что такое школа, в принципе, и что их ожидает там – начинают высказывать сомнения и нежелание идти в школу и учиться. Родители начинают «осаждать» кабинеты психологов, завучей начальных классов, «жаждут» увидеть на родительских собраниях учителей начальных классов (особенно тех, кто набирает класс на предстоящий учебный год), перебирают все возможные варианты насчет «самой продвинутой» школы в районе…

Каждая ситуация имеет свои причины, и в данном случае, мы сегодня сталкиваемся с комплексом причинных факторов. На наш взгляд, ситуация сформировалась не за один год и охватывает, как минимум, следующие моменты:

1. В советские годы на всей территории СССР существовала единая идеология: неустанно бороться, сражаться с внешними врагами-агрессорами, что подразумевало четкое подчинение приказам, указаниям, инструкциям, умение «ходить строем» (и в прямом смысле слова, в том числе). И все знали, образно говоря, «где мы и куда наступать»… «Боевой» настрой буквально транслировался в повседневность, проходил «генеральной линией» через всю общественную жизнь, и, конечно, был стержнем воспитательно-образовательного процесса ВСЕЙ страны, от Камчатки до Калининграда. То есть, буквально с ясельных и младших групп детского сада воспитывался навык определенной социальной ориентировки, установки на самостоятельность (пусть и в «дозволенных» пределах) и умение взаимодействовать внутри коллектива. Отсутствие идеологии как таковой сегодня, так называемый «свободный выбор», причем, в обществе, где люди все еще не готовы самостоятельно НЕСТИ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свою жизнь, приводит к существенным нарушениям в коммуникативной области, отсутствию морально-нравственных ориентиров, «потерянности» среди всевозможных предложений и вариантов – люди не понимают, что именно и для чего им выбрать, они не способны проанализировать последствия (особенно, в перспективе нескольких лет).  

2. Воспитанный современными масс-медиа эгоцентризм и «бездумность» в повседневной жизни среднестатистического человека приводит к неумению адекватно оценить обстановку и выстроить линию поведения: многие поступают так, как демонстрировалось на экране, или излагалось и интернете – то есть, отдается предпочтение «модным» шаблонам поведения/поступков, ни каким образом не привязывая свое предпочтение к реально происходящему событию и к действительной необходимости. Все это приводит к постоянным столкновениям «на ровном месте», более или менее серьезным конфликтам, потере времени, сил, возможностей и все больше добавляет разобщенности между людей.

3. Что такое быть родителями? Что значит быть ответственными за ребенка? Что значит строить семью?.. Часто на эти вопросы молодые родители (а иногда и не совсем уж молодые) затрудняются ответить. И чаще всего семью и детей «заводят», потому что «время подходит», «у всех так», «чтобы было!» и т.д. Неумение (неготовность) современных родителей быть родителями, занимать четкую позицию, быть последовательными и хоть насколько-то объективными – следствие и внешней разрушительной (как мы считаем, диверсионной) пропаганды, и перекоса жизненных условий в сторону необходимости материально-финансового обеспечения (по принципу, все остальное – второстепенно, это «по ходу»); но в том числе, и последствие воспитания нынешних родителей их родителями (тот самый лозунг: «Все лучшее – детям!») – то есть, своего рода «любовное возделывание» инфантилизма, усиливающегося с каждым последующим поколением.

4. Отсутствие умения логически мыслить (строить цепочки причинно-следственных связей, анализировать), понимания, что такое структура какого-либо объема информации (а отсюда и неумение понять, что главное, а что второстепенное) приводит к отсутствию и четкого понимания в вопросе организации жизни будущего школьника и требований, предъявляемых к человеку этого статуса (первокласснику); «рассеянность» при формулировании вопросов на консультации. В этом видится следствие кризиса образования конца советской эпохи и всех последующих десятилетий.

Если б хоть на один миг в сутки каждый человек задумывался, зачем он живет и каков его НАСТОЯЩИЙ (истинный) путь жизни!..

Таким образом, в ответ на целый поток разнообразно звучащих вопросов родителей, пришедших на консультацию по проблеме готовности их ребенка к школе, приходится начинать говорить относительно однообразно:

1) перестаньте паниковать: Ваш ребенок отправляется в новый мир, где его кругозор, знания, умения качественно изменяться (возрастут, расширятся), ему предстоит совершенно новый этап в его социально-ролевой жизни – пусть он встретит его с радостью и оптимизмом (совершенно не нужно окрашивать школьный период детства и юности негативом!);

2) что Вы, как родитель, хотите получить в перспективе – что ожидаете от ребенка-школьника… Давайте поразмышляем! А какими ресурсами/возможностями располагаете? А каким образом именно ВЫ можете хотя бы сблизить желаемое и действительное?

3) каковы индивидуальные (психофизические и психологические) особенности именно ВАШЕГО ребенка? Как следует их учитывать при взаимодействии?

4) давайте рассмотрим, что может и что НЕ может дать школа ВАШЕМУ ребенку, какими возможностями для развития и становления конкретно ВАШЕГО ребенка школа располагает – стоит ли искать что-то дополнительное (и на какой базе)?

Надо отдать должное, что сегодня вполне успешно налаживается взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями и общеобразовательными школами. Есть опыт совместных проектов, давших весьма хороший результат в нашем городе. Взаимодействие детского сада и школы предполагает, с одной стороны, знакомство воспитанников с жизнью школы, с другой – поддержание обратной связи, как бывших воспитанников и их семей со своим ДОУ, с третьей – информационно-организационное взаимодействие ДОУ и школы. Это выражается в виде экскурсий в школу, организации концертов и мастер-классов различных направлений для воспитанников, приглашения специалистов из школы на родительские собрания или иные мероприятия в подготовительные к школе группы ДОУ; также ученики педагогических классов приходят в детский сад для проведения игр/занятий с воспитанниками…

В такой ситуации выигрывают все участники: школа имеет возможность узнать своих будущих учеников и заранее «настроить» их и их семьи на определенные правила/условия; детский сад понимает, что ждет школа от выпускников и имеет материал для анализа (обратная связь) – что и насколько удалось воплотить за определенный период из поставленных задач, какие приемы, методы, идеи, инновации подходят к данным конкретным условиям; семьи будущих первоклассников уже не пугаются неизвестности – наоборот, имеют возможность целенаправленно подготавливать ребенка к началу школьной жизни – что, по сути, и воплощает идею преемственности, когда один этап в жизни ребенка плавно и естественно сменяется последующим.

Санкт-Петербург

10.05.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по военно - патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, на тему «Есть такая профессия Родину защищать »

Цель: Сформировать у детей представление понятий о Родине, о Российской армии.Программные задачи:Обучение детей понимать и объяснять стихотворения о Родине, о военной профессии, воспитывать чувс...

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы детского сада "Какие звери есть в зоопарке"

- активизировать внимание и речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого, учить звукоподражанию. - вовлекать детей в ролевое взаимодействие, развивать игровые умения...

Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

Игра –путешествие по территории детского сада «У ПОХОДА ЕСТЬ НАЧАЛО»

СЦЕНАРИЙ Игра –путешествие по территории детского сада «У ПОХОДА ЕСТЬ НАЧАЛО» для детей старшего дошкольного возраста...