Программа дошкольного образования по ритмике.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марченко Оксана Петровна

Ритмика - исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики - музыка, а движения используются, как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения.

 

Эта программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Упражнения, вошедшие в данную программу из системы вокальной ритмики, помогут детям услышать музыку в речевых интонациях, что придает речи благозвучность и фонематическую чистоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

программы дошкольного образования

по ритмике.

В работе использована программа Т.Ф. Кореневой

«В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ»

С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное.

Возникновению системы ритмического воспитания мы обязаны швейцарскому педагогу и композитору Э.Жак-Дадькрозу. Ритмика - исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики - музыка, а движения используются, как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения.

Восприятие музыки - активный слуходвигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, метр, ритм, регистр, строение музыкальной речи).

Необходимо тщательно отбирать репертуар по ритмике, способствующий формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий «музыкальный багаж» ребенка высокохудожественными произведениями, обогащающими словарный запас, и предлагающий обширные знания о музыке.

Эта программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Упражнения, вошедшие в данную программу из системы вокальной ритмики, помогут детям услышать музыку в речевых интонациях, что придает речи благозвучность и фонематическую чистоту.

Работая по программе ритмики, необходимо учитывать желание детей и их физические возможности. Занятия должны приносить детям радость, побуждать к общению с музыкой, развивать творческие способности.

Заниматься детям следует в форме, которая должна отвечать эстетическим требованиям и не стеснять их движения: для девочек - короткие юбочки, футболки или купальники, белые носки, чешки, балетные тапочки, бант, подобранный в тон юбки; для мальчиков - шорты, майка, чешки, белые носки.

Занятия можно проводить в первую и во вторую половину дня. Планируя занятия, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, их специфику восприятия музыки.

Основное условие в планировании проведении дополнительных занятий по ритмике - это учитывать содержание базисной программы воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Цель программы - сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.

Задачи программы:

1. Развивать основы музыкальной культуры.

2. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.

  1.  Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
  2.  Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на
    музыку, слуховые представления, музыкально-ритмические чувства).
  3.  Учить определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).
  4.  Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой музыкального произведения.
  1. Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях,
  2. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в октябре, итоговый в мае.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.

«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического спектакля.

«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

Содержание программы:

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным группам детей. Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода.

I раздел.

Основная задача в работе с детьми четвертого года жизни (младшая группа) совершенствовать процесс восприятия музыки через обучение основным движениям и танцевальным элементам. К концу учебного года дети должны двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, ощущая радость от движения под музыку.

Направления в работе:

  1.  Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, желания двигаться в соответствии с ее характером.
  2.  Формирование пространственных ориентировок, умения двигаться по одному, парами, врассыпную, друг за другом.
  3.  Исполнение основных движений под музыку, изменение их в зависимости от смены музыкальных образов, темпа, регистровой окраски (ходьба, бег, прямой галоп, топающий шаг).
  4.  Освоение несложных танцевальных элементов по одному (по показу и
    самостоятельно) и в парах («пружинки», «прыжки», «носочек», «пяточка»,
    «притопы», «топотушки», движения руками).

Продолжительность занятия в младшей группе - 20 мин.

I часть (5-7 мин).

1. Музыкальные игры (желательно, чтобы они были связаны сюжетом).

2. Упражнения для рук (образные, имитационные).

II часть (8-10мин).

1. Разучивание танцевальных элементов.

2. Комплексы ритмической гимнастики (со второго квартала).

III часть (5 мин).

Танцевальные композиции (по одному и в парах).

II раздел.

Основная задача в работе с детьми пятого года жизни (средняя группа) научить детей ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой, «петь музыку телом» (Ж.Э. Далькроз).

Направления в работе:

  1. Совершенствование музыкального восприятия. Учить вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаться, напевая про себя, следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли (устремление к тонике).
  2. Совершенствование качества исполняемых основных движений: культура движения, пластика, музыкальность (ходьба, бег, подскоки, высокий шаг, топающий шаг, прямой галоп).

3.Обучение танцевальным движениям: простым, сложным (сложнопараллельным и сложнопоследовательным).

4. Совершенствование пространственных ориентировок.

Продолжительность занятия в средней группе - 25-30 мин.

I часть (5-7 мин).

1. Музыкальные и музыкально-ритмические игры на развитие пространственного мышления и воображения.

2. Упражнения для рук (образные и имитационные).

  1. часть (10-15 мин).

Комплекс ритмической гимнастики.

  1. часть (10 мин).

Танцевальные композиции (парные и хороводные).

III раздел.

Основная задача в работе с детьми шестого года жизни (старшая группа) подвести детей к творчеству, умению выражать свои чувства, вызванные музыкой, самостоятельными композиционными решениями в танцах и играх, включая и основные, и образные, и имитационные движения.

Направления в работе:

  1. Формирование восприятия детьми музыкального искусства через осознание его драматургии, подводить детей к тонкому чувствованию музыки, умению передавать в жестах, движениях, манерах эпоху создания музыки, ее стиль.
  2. Выполнение детьми творческих заданий, использование знакомых .-танцевальных элементов в различных сочетаниях, создание новых танцевальных «па».
  3. Совершенствование навыков основных движений, выполняемых на музыку различных музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, 12/8 (разные виды ходьбы, бега, подскоков, топающего шага, мягкой пружинной ходьбы).

4.        Самостоятельное решение задач пространственного ориентирования
в танцах, играх, упражнениях (колонны, шеренги, диагональ, концентрические
круги, пары, тройки, цепочки, хороводы).

Продолжительность занятия в старшей группе - 30-35 мин.

I часть (5 мин).

Упражнения, игры на совершенствование навыков основных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков), задания на пространственные ориентировки.

II часть (10 мин).

Комплекс ритмической гимнастики (с предметами и без предметов).

III часть (10 мин).

Танцевальные композиции (в парах, тройках, хороводах).

IV часть (7-10 мин).

1. Упражнения для рук.

2. Музыкальные, музыкально-ритмические игры.

IV раздел.

Основная задача в работе с детьми седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии, сформировать у них необходимые навыки в ритмопластике для наиболее полной передачи в движениях содержания музыкального произведения.

Направления в работе:

1. Формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной
заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального
мышления, воображения, вкуса.

2.         Исполнение детьми музыкальных композиций в различных стилях:
народно-характерный, классический, бальный, современный, стилизованно-
народный. Точно подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для
исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.

3. На основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, высокий бег, боковой галоп) выполнять различные творческие задания по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных).

  1.  Развитие пространственного мышления и пространственного воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.

Продолжительность занятия в подготовительной к школе группе - 35-40 мин.

I часть(10 мин).

1. Творческие задания на решение задач пространственного
ориентирования, выполняемых на основных движениях.

2. Упражнения для рук с элементами творческих заданий.

II часть (10 мин).

Комплекс ритмической гимнастики (с предметами и без предметов).

III часть (8-10 мин).

Музыкальные этюды, музыкально-ритмические игры (с использованием музыкальных инструментов и музыкальных игрушек).

IV часть (10 мин).

Танцевальные композиции (в парах, тройках, шеренгах, хороводах, свободном построении).

Весь репертуар представлен в следующих темах:

  1.  Характер музыки, средства музыкальной выразительности.
  2.  Музыкальная форма.
  3.  Комплексы ритмической гимнастики.
  4.  Танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами.
  1.  Историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца.
  2. Игровое танцевальное творчество. Инсценирование песен. Постановка ритмопластических спектаклей.

Тема 1

Характер музыки, средства музыкальной выразительности.

Репертуар, предложенный для этой темы, решает задачу целостного восприятия музыки в тесной взаимосвязи ее характера с жанровой принадлежностью.

Необходимо научить детей воспринимать динамические оттенки характера музыки; ощущать роль темпа и его изменений, выражающих различные оттенки настроения, характера музыкального произведения; воспринимать ритм как организующее начало в музыке, передавать в хлопках и движении ритмический рисунок; дирижировать на 2/4, 3/4, 4/4, передавая в жестах выразительное значение музыкальных размеров. Исполнять задания, учитывая зависимость манеры исполнения движений от принадлежности музыки к определенной эпохе.

Работая с репертуаром этой темы, можно использовать музыкальную терминологию.

Тема 2

Музыкальная форма.

На предложенных музыкальных примерах раскрыть и проанализировать структуру музыкальных произведений (фраза, предложение, период, вступление, заключение).

Предложить следующие музыкальные формы: одно-, двух-, трехчастную вариационную форму, канон.

Научить в движении изменять композицию танцев и упражнений, направление и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, вариаций в музыке; слышать и реагировать на основные элементы музыкальной речи. Помнить, что реприза в музыке означает и репризу в движении.

Тема 3

Комплексы ритмической гимнастики.

В основу предложенных комплексов легла музыка Ф.Шуберта и музыка русских композиторов: М.Глинки, П.Чайковского, С.Майкапара, А.Тречанинова.

Упражнения, движения позволяют передать не только характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности, но и форму, а самое главное, музыкальный образ.

Тема 4

Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами.

Предметы, с которыми предлагается двигаться под то или иное музыкальное произведение, позволяют подчеркнуть характер, настроение музыки.

Перед разучиванием композиции с предметами необходимо предварительное неоднократное прослушивание музыки, чтобы полнее раскрыть характер музыкального произведения.

Тема 5

Историко-бытовой танец, парные композиции, элементы парного, бального, народного и современного танца

Тема 6

Игровое танцевальное творчество. Инсценирование песен. Постановка ритмопластических спектаклей.

Программа младшей группы (сентябрь - май)

Темы

Базовый компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

Характер музыки, средствами музыкальной выразительности

Совершенствовать процесс восприятия музыки через обучение основным движениям и танцевальным элементам

Октябрь. Задачи: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, желания двигаться в соответствии с её характером.

«Гладим кошку» муз. Т. Вилькорейской,

«Стуколка» укр. нар. мел.,

«Солнышко и дождик» муз. Раухвергера.

Ноябрь. Задачи: продолжать формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, желания двигаться в соответствии с её характером.

«Шагаем, как физкулыурники»муз.Т.Ломовой, «Мишка ходит в гости» муз. Раухвергера.

Декабрь. Задачи: Освоение несложных танцевальных элементов по одному (по показу и самостоятельно) и в парах.

«Проходить в воротики» муз. Н. Голубовской, «Маленький танец» муз. Н. Александровой.

Январь. Задачи: Освоение несложных танцевальных элементов по одному (по показу и самостоятельно) и в парах.

«Скачут лошадки» муз. Н. Потоловского,

«Кто хочет побегать» муз. Л. Вишкарёва,

«Зайчата» муз. Т.Ломовой

Февраль. Задачи: Использование основных движений под музыку, изменение их в зависимости от смены музыкальных образов, темпа, регистровой окраски.

«Ножками затопали» муз. Раухвергера,

«Бегите ко мне» муз. Е. Тиличеевой,

«Кошка и котята» муз. Раухвергера

Март. Задачи: Использование основных движений под музыку, изменение их в зависимости от смены музыкальных образов, темпа, регистровой окраски.

«Мячи» муз. Т. Ломовой,

«Птички и машины» муз. Т. Ломовой

Апрель. Задачи: Формирование пространственных ориентировок, умения двигаться по одному, парами, врассыпную, друг за другом.

«Поезд» муз. Н. Метлова,

«Карусель» муз. Раухвергера,

«Игра в прятки» муз. М. Красева

Май. Задачи: Формирование пространственных ориентировок, умения двигаться по одному, парами, врассыпную, друг за другом.

«Дождик» муз. Т. Ломовой,

«Цыплята» муз. А. Филиппенко

1

2

3

Музыкальная форма

Совершенствовать процесс восприятия музыки через обучение основным движениям и танцевальным элементам

Октябрь. Задачи: На предложенных музыкальных примерах раскрыть и проанализировать структуру муз. произведений (фраза, предложение, период, вступление, заключение).

«Погуляем» муз. Т. Ломовой,

«Птички летают» муз. Л. Банниковой

Ноябрь. Задачи: На предложенных музыкальных примерах раскрыть и проанализировать структуру муз. произведений (фраза, предложение, период, вступление, заключение).

«Весёлые лошадки» муз. Н. Соколовой

Декабрь. Задачи: Предложить следующие муз. формы: одно-, двух-, трёхчастную вариационную форму, канон.

«Самолёт» муз. Л. Банниковой,

«Полька у ёлки» муз. В. Сметаны.

Январь. Задачи: Научить в движении изменять композицию танцев и упражнений,направление и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, вариаций в музыке.

«Сапожки» рус. нар. мел.

«Ладушки» муз. Н. Римского- Корсакова

Февраль. Задачи: Научить в движении изменять композицию танцев и упражнений, направление и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, вариаций в музыке.

«Птички» муз. А. Серова

«Гулять- отдыхать» муз. М. Красева

Март. Задачи: Учить слышать и реагировать на
основные элементы музыкальной речи.
«Пальчики- ручки» рус. нар. мел.,
«Устали ножки» муз. Т. Ломовой.

Апрель. Задачи:

«Прыжки» муз. К. Черни,

«Лошадка» муз. Е. Тиличеевой

Май. Задачи: Учить слышать и реагировать на
основные элементы музыкальной речи.
«Птички и машины» муз. Т. Ломовой,
«Дождик» муз. Т. Ломовой,
«Берёзка» муз. Р. Рустамова

Танцевальные

композиции,

Совершенствовать процесс восприятия музыки через

Октябрь. Задачи: Учить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки с предметами.
«Игра с куклой» муз. В. Карасёвой

игры, упражнения с предметами

обучение основным движениям и танцевальным

Ноябрь. Задачи: Учить детей ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки с предметами.
«Прятки с платочками» муз. рус, нар, мел.

элементам.

Декабрь. Задачи: Учить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки с предметами. «Игра с погремушками» муз. Н. Римского-Корсакова

1

2

3

Январь. Задачи:

«Танец с колокольчиками» муз. Ю Рожавской.

Февраль. Задачи:

«Игра с куклой» муз. Е. Соковниной.

Март. Задачи: Учить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки с предметами. «Воздушные шарики» муз. М. Раухвергера

Апрель. Задачи: Учить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки с предметами.

«Танец с цветами» муз. моравская нар. мел.

Май. Задачи: Учить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки с предметами. «Танец с игрушками» муз. Р. Раввина.

Программа средней группы (сентябрь - май)

Темы

Базовый компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

Характер музыки, средствами музыкальной

Научить детей ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой,

Октябрь. Задачи: Совершенствовать музыкальное восприятие.

«Пружинка» муз. Т. Ломовой,

«Приглашение» муз. Г. Теплицкого.

выразительности

«петь музыку телом»

Ноябрь. Задачи: Учить вслушиваться в мелодию, запоминать её, двигаться, напевая про себя, чувство-вать логическое завершение музыкальной мысли.

«Бег врассыпную ходьба по кругу» муз. Т. Ломовой,

«Найди пару» муз. Т. Ломовой.

Декабрь. Задачи: Совершенствование качества исполняемых основных движений.

«Мячики» муз. М. Сатулиной,

«Скачут по дорожке» муз. А. Филиппенко.

Январь. Задачи: Обучение танцевальным движениям.

«Танец вокруг ёлки» муз. В. Курочкина.

Февраль. Задачи: Совершенствование пространствен-ных ориентировок.

«Полька» муз. Н. Сац.

Март. Задачи: Учить детей воспринимать динамические оттенки характера музыки.

«Ходим плавно» муз. Н. Сильванского,

«Шествие кузнечиков» муз. С. Прокофьева.

Апрель. Задачи: Учить ощущать роль темпа и его изменений.

«Карусель» муз. Д. Кабалевского,

«Ловишки» муз. И. Гайдана.

Май. Задачи: Учить воспринимать ритм как организующее начало в музыке, передавать в хлопках и движении ритмический рисунок.

«Курочки и петушки» муз. Г. Фрида,

«Ходьба и хлопки» муз. Е. Гнесиной.

1

2

3

Музыкальная форма

Научить детей ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой, «петь музыку телом».

Октябрь. Задачи: Раскрыть и проанализировать струк-туру музыкальных произведений (фраза, предложение, период, вступление, заключение).

«Полька» муз. литов. нар. мел.,

«Прогулка» муз. М. Раухвергера.

Ноябрь. Задачи: Предложить следующие музыкальные формы: одно-, двух-, трёхчастную вариационную форму.

«Конь» муз. Л. Банниковой,

«Найди себе пару» муз. Т. Ломовой

«Ловишка» муз. хорват, нар. мел.

Декабрь. Задачи: Научить в движении, изменять композицию танцев и упражнений.

«Чей кружок скорее соберётся» муз. рус. нар. мел., «Отойди- подойди» муз. чеш. нар. мел.

Январь. Задачи: Учить изменять направления и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, вариаций в музыке.

«Лошадки в конюшне» муз. М. Раухвергера,

«Танец снежинок» муз. В. Моцарта.

Февраль. Задачи: Учить изменять направления и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, вариаций в музыке.

«Играем руками» муз. А. Эшпая.

«Хлоп-хлоп» муз. А. Роомера.

Март. Задачи: Продолжать учить в движении, изменять композицию танцев и упражнений.

«Полька» эстон. нар. мел.

«Самолёты» муз. М. Магиденко.

Апрель. Задачи: Продолжать учить изменять направления и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, вариаций в музыке. «Детский танец» муз. С. Майкопара.

«Вежливый танец с поклонами» муз. А. Глазунова.

Май. Задачи: Продолжать учить в движении, изменять композицию танцев и упражнений.

«Полька» муз. А, Жилинского.

«Гопак» укр. нар. мел.

Комплексы

ритмической

гимнастики

Научить детей ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой, «петь музыку Телом».

Октябрь. Задачи: Учить детей передавать характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности.

Гимнастика на муз. Ф. Шуберта «Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Ноябрь. Задачи: Учить детей передавать характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности.

Гимнастика на муз. Ф. Шуберта «Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Декабрь. Задачи: Учить детей передавать характер

произведения со всеми средствами музыкальной

1

2

3

выразительности.

Гимнастика на муз. Ф. Шуберта «Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Январь. Задачи: Учить детей передавать характер про-изведения со всеми средствами музыкальной выразительности.

Гимнастика на муз. Ф. Шуберта «Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Февраль. Задачи: Учить детей передавать не только характер произведения со всеми средствами
музыкальной выразительности, но и форму, а самое
главное, музыкальный образ.
«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,
«В классическом роде» муз. В. Васильева,
«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

Март. Задачи: Учить детей передавать не только
характер произведения со всеми средствами
музыкальной выразительности, но и форму, а самое
главное, музыкальный образ.
«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,
«В классическом роде» муз. В. Васильева,
«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

Апрель. Задачи: Учить детей передавать не
только характер произведения со всеми средствами
музыкальной выразительности, но и форму, а самое
главное, музыкальный образ.
«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,
«В классическом роде» муз. В. Васильева,
«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

Май. Задачи: Учить детей передавать не только
характер произведения со всеми средствами
музыкальной выразительности, но и форму, а самое
главное, музыкальный образ.
«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,
«В классическом роде» муз. В. Васильева,
«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

Танцевальные

композиции, игры,

упражнения с

Научить детей ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой, «петь

Октябрь. Задачи: Учить детей ритмично двигаться

под музыку с предметами.

«Игра с куклой» муз. T, Ломовой,

«Ира с погремушкой» муз. Ф. Флотова.

предметами

музыку телом».

Ноябрь. Задачи: Учить детей ритмично двигаться

под музыку с предметами.

«Танец с игрушками» мзуз. Р. Раввина,

«Старинный танец» (с ленточками) муз. Д.Кабалевского

Ноябрь. Задачи: Учить детей ритмично двигаться

под музыку с предметами.

«Танец с погремушками» муз. Н. Сац.

«Полька с игрушками» муз. Н. Кочурбиной.

Декабрь. Задачи: Учить детей ритмично двигаться под

1

2

3

музыку с предметами.

«Пустячки» (с лентами) муз. В. Моцарта,
«Полоскать платочки» рус, нар, мел.

Январь. Задачи: Учить детей ритмично двигаться под музыку с предметами.

«Качание рук с лентами» муз. Л. Вишкарёва,

«Парный танец с бубнами» укр. нар. мел.

Февраль. Задачи: Учить детей ритмично двигаться под музыку с предметами.

«В мечтах» (с лентами) муз. Г, Пахульского

«Прогулка с куклой» муз. Т. Ломовой.

Март. Задачи: Учить детей ритмично двигаться под музыку с предметами.

«Воздушные шарики» муз. М. Раухвергера,

«Дудочка-дуда» муз. Ю. Слонова.

Апрель. Задачи: Учить детей ритмично двигаться под музыку с предметами.

«Упражнение с шарами» муз. С. Затеплинского, «Парный танец с бубнами» укр. нар. мел.

Май. Задачи: Учить детей ритмично двигаться под

музыку с предметами.

«Упражнение с цветами» муз. А. Жилина.

Игровое -танцевальное творчество, инсцениро-

Научить детей ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой, «петь

Октябрь. Задачи: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

« Кружатся осенние листочки».

вание песен

музыку телом».

Ноябрь. Задачи: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

«Танец осенних листочков» муз. А. Филиппенко.

Декабрь. Задачи: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

«Лошадка» муз. Н. Потоловского.

Январь. Задачи: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

«Снежинки» муз. Т. Ломовой.

Февраль. Задачи: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, обучать инсценированию песен.

«Заинька, выходи» муз. Е. Тиличеевой.

Март. Задачи: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, обучать инсценированию песен.

«Как у наших у ворот» рус. нар. песня.

Апрель. Задачи: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, обучать инсценированию песен.

«Кот Васька» муз. Г. Лобачёва.

Май. Задачи: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых

1

2

3

упражнений, обучать инсценированию песен.

«Девочки и зайчики» муз. А. Филиппенко.

Программа старшей группы (сентябрь - май)

Темы

Базовый компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

Характер музыки, средствами музыкальной

Подвести детей к творчеству, умению выражать

свои чувства,

Октябрь. Задачи: Подводить детей к тонкому
чувствованию музыки, умению передавать в
жестах, движениях, манерах.
«Парная пляска» чеш. нар, мел.

выразительности

играх, вызванные музыкой, самостоятельными композиционными

Ноябрь. Задачи: Подводить детей к тонкому
чувствованию музыки, умению передавать в
жестах, движениях, манерах.
«Росинки» муз. С. Майкопара.

решениями в танцах и включая и основные, и образные, и

Декабрь. Задачи: Совершенствовать навыков
основных движений, выполняемых на музыку
различных размеров: 2/4,3/4, 4/4, 3/8, 6/8,12/8.
«Нам весело» муз. М. Броннера.

имитационные движения

Январь. Задачи: Учить детей самостоятельно
решать задачи пространственного ориентирования
в танцах, играх, упражнениях.
«Шуточный танец гномов» швец, нар, мел.

Февраль. Задачи: Формировать восприятия детьми музыкального искусства через осознание его драматургии.

«Кружочки и цепочки», муз С, Затеплинского.

Март. Задачи: Подводить детей к тонкому
чувствованию музыки, умению передавать в
жестах, движениях, манерах.
«Полька» муз. М. Красева.

Апрель. Задачи: Совершенствовать навыков
основных движений, выполняемых на музыку
различных размеров:2/4,3/4,4/4,3/8, 6/8,12/8.
«»Весёлый слонёнок» муз. В. Комарова.

Май. Задачи: Учить детей самостоятельно решать задачи пространственного ориентирования в танцах, играх, упражнениях.

«Полька» муз. М. Глинки.

Музыкальная форма

Подвести детей к творчеству, умению выражать свои чувства,

Октябрь. Задачи: Совершенствовать музыкальные формы: одно-, двух-, трёхчастную вариационную форму, канон.

«Хоровод выйду ль я на реченьку» рус, нар, мел.

вызванные музыкой, самостоятельными

Ноябрь. Задачи: Учить в движении изменять
композицию танцев и упражнений.
«Пошла млада за водой» рус, нар, мел.

композиционными решениями в танцах и играх,

Декабрь. Задачи: Учить изменять направления и
сами движения в соответствии со сменой частей.
«Дружные тройки» муз. И. Штрауса

включая и основные, и

Январь. Задачи: Учить детей, что реприза в музыке означает и репризу в движении.

1

2

3

образные и

«Полька» муз. Ю. Слонова.

имитационные движения

Февраль. Задачи: Совершенствовать музыкальные формы: одно-, двух-, трёхчастную вариационную форму, канон.

«Галопада» муз. М. Глинки.

Март. Задачи: Учить в движении изменять композицию танцев и упражнений.

«Пастушок» муз. С. Майкопара.

Апрель. Задачи: Учить изменять направления и сами движения в соответствии со сменой частей. «Полька».муз. М. Глинки.

Май. Задачи: Учить детей, что реприза в музыке означает и репризу в движении.

«Ну и до свидания» муз. И. Штрауса.

Комплексы

ритмической

гимнастики

Подвести детей к творчеству, умению выражать свои чувства, вызванные музыкой, самостоятельными композиционными

Октябрь-Январь. Задачи: Учить детей передавать движения в упражнениях не только характер музыки, но и форму, а самое главное, музыкальный образ.

На музыку А. Гречанинова «Мазурка», «Скучный рассказ», «Вальс», «Этюд», «В разлуке», «Марш», «Мельница», «Большие крылья» муз. армян, нар. мел., «Ласточка», «Бабочки» муз. К, Черни.

решениями в танцах и играх, включая и основные, и образные, и имитационные движения.

Февраль- Май. Задачи: Учить детей передавать движения в упражнениях не только характер музыки, но и форму, а самое главное, музыкальный образ.

На музыку П. Чайковского. «Детский альбом»: «Старинная французская песенка», «Камаринская», «Сладкая грёза», «Новая кукла». «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Немецкая песенка», «Вальс», «Мазурка».

Танцевальные композиции, игры, упражнения с

предметами

Подвести детей к творчеству, умению выражать свои чувства, вызванные

музыкой,

Октябрь. Задачи: Учить детей полнее раскрывать характер музыкального произведения, ритмично двигаться с предметами в соответствии с характером музыки.

«Игра с бубнами» пол. нар. мел.

самостоятельными композиционными решениями в танцах

и играх, включая и основные, и

Ноябрь. Задачи: Учить детей полнее раскрывать характер музыкального произведения, ритмично двигаться с предметами в соответствии с характером музыки.

«Игра с мячом» муз. Ф. Шуберта.

образные, и имитационные

движения

Декабрь. Задачи: Учить детей полнее раскрывать характер музыкального произведения, ритмично двигаться с предметами в соответствии с характером музыки.

«Танец с кубками».муз. Муз. П. Чайковского.

Январь. Задачи: Учить детей полнее раскрывать характер музыкального произведения, ритмично двигаться с предметами в соответствии с характером музыки.

«Вальс» муз. С. Майкопара.

Февраль. Задачи: Учить детей полнее раскрывать характер музыкального произведения, ритмично двигаться с предметами в соответствии с характером

1

2

3

музыки.

«Танец на площади» (с зонтиками) муз. Р. Глиэра.

Март. Задачи: Учить детей полнее раскрывать

харак-ер музыкального произведения, ритмично

двигаться с предметами в соответствии с характером музыки.

«Вальс-шутка» (с платочками) муз. Д.Шостаковича.

Апрель. Задачи: Учить детей полнее раскрывать характер музыкального произведения, ритмично двигаться с предметами в соответствии с характером музыки.

«Табакерочный вальс» (с цветами) муз. А. Даргомыжского.

Май. Задачи: Учить детей полнее раскрывать характер музыкального произведения, ритмично двигаться с предметами в соответствии с характером музыки.

«Танец с кубками» муз. П. Чайковского.

Историко-

бытовой

танец, парные

Подвести детей к творчеству, умению выражать свои

Октябрь. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Гавот» муз. Ф. Госсека.

композиции,

элементы

парного,

чувства, вызванные музыкой, самостоятельными

Ноябрь. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Гавот» муз. Ж-Б. Люли.

бального,

народного и

современного

композиционными решениями в танцах и играх, включая и

Декабрь. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Мазурка» муз. М. Глинки.

танца

основные, и образные, и имитационные

Январь. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Вальс» муз. А. Дворжака.

движения

Февраль. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Менуэт» муз. В. Моцарта.

Март. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Менуэт» муз. В. Моцарта.

Апрель. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Русский шуточный» муз. К. Листова.

Май. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Русский шуточный» муз. К. Листова.

Игровое

танцевальное

творчество

Подвести детей к

творчеству, умению

выражать

свои чувства,

вызванные музыкой,

самостоятельными

композиционными

решениями в танцах

Октябрь. Задачи: Развивать танцевальное творчество. Учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

«Ворон» рус. нар. мел.

и играх, включая и основные, и образные, и

Ноябрь. Задачи: Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

«Выйду ль я на реченьку» рус. нар. мел.

1

2

3

имитационные движения

Декабрь. Задачи: Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

«Пошла млада за водой» рус. нар. мел.

Январь. Задачи: Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

«Новогодняя хороводная» муз. С. Шайдар.

Февраль. Задачи: Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения. «Танец бусинок» муз. Т. Ломовой.

«Танец петрушек» хорват, нар. мел.

Март. Задачи: Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения.

«Танец гномов» муз. Ф. Черчеля.

Апрель. Задачи: Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

«Хоровод цветов» муз. Ю. Слонова.

Май. Задачи: Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

«Хоровод цветов» муз. Ю. Слонова.

Программа подготовительной группы (сентябрь - май).

Темы

Базовый компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

Характер

музыки,

средствами

музыкальной

выразитель-

Привить детям любовь

и желание к

познанию

музыкальной

Октябрь. Задачи: Решать задачу целостного восприятия музыки в тесной зависимости её характера с жанровой принадлежностью.

«Марш» муз. П. Чайковского из балета «Лебединое озеро.

ности

драматургии, сформировать у них необходимые навыки в

Ноябрь. Задачи: Решать задачу целостного восприятия музыки в тесной зависимости её характера с жанровой принадлежностью.

«Марш» муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик».

ритмопластике для наиболее полной передачи в движениях

Декабрь. Задачи: Решать задачу целостного восприятия музыки в тесной зависимости её характера с жанровой принадлежностью.

«Сказочка» муз. С. Майкопара.

содержание музыкального произведения

Январь. Задачи: Решать задачу целостного восприятия музыки в тесной зависимости её характера с жанровой принадлежностью.

«Раздумье» муз. С. Майкопара.

Февраль. Задачи: Научить детей воспринимать динамические оттенки характера музыки, ощущать роль темпа и его изменений, выражающих различные оттенки настроения.

«Гросфатор» муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик».

Март. Задачи: Научить детей воспринимать
динамические оттенки характера музыки, ощущать
роль темпа и его изменений, выражающих

1

2

3

различные оттенки настроения.
«Качели» муз. Ф. Шуберта.

Апрель. Задачи: Научить детей воспринимать
динамические оттенки характера музыки, ощущать
роль темпа и его изменений, выражающих
различные оттенки настроения.
«Детская полька» муз. М. Глинки.

Май. Задачи: Научить детей воспринимать
динамические оттенки характера музыки, ощущать
роль темпа и его изменений, выражающих
различные оттенки настроения.
«Койники» рус, нар, мел. обр. Р. Раввина.

Музыкальная форма

Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии,

Октябрь. Задачи: Закрепить структуру

музыкальных произведений : фраза, предложение,

период, вступление, заключение.

«Прелюдия» муз. Г. Бертини,

«Щебетала пташечка» муз. Н. Рудневой.

сформировать у них необходимые навыки в ритмопластике для наиболее полной передачи в

Ноябрь. Задачи: Закрепить следующие

музыкальные формы: одно-, двух-, трёхчастную

вариационную форму, канон.

«Канон» муз. П. Чайковского из балета «Лебединое

озеро».

«Шутка» муз. И. Баха.

движениях содержание музыкального произведения.

Декабрь. Задачи: Учить изменять в движении
композицию танцев и упражнений, направление и
сами движения в соответствии со сменой частей,
фразировок, вариаций в музыке.
«Давайте танцевать» муз. В. Комарова.

Январь. Задачи: Учить изменять в движении
композицию танцев и упражнений, направление и
сами движения в соответствии со сменой частей,
фразировок, вариаций в музыке.
«Вальс снежных хлопьев» муз. П. Чайковского из
балета «Щелкунчик.

Февраль. Задачи: Учить изменять в движении
композицию танцев и упражнений, направление и
сами движения в соответствии со сменой частей,
фразировок, вариаций в музыке.
«Полька» муз. Т. Каргановой.

Март. Задачи: Учить Слышать и реагировать на
основные элементы музыкальной речи.
«Русский танец» муз. П. Чайковского из балета
«Лебединое озеро».

Апрель. Задачи: Учить слышать и реагировать на
основные элементы музыкальной речи.
«Казачок» муз. А. Даргомыжского.

Май. Задачи: Закрепить, что реприза в музыке означает и репризу в движении.

«Сударушка» рус. нар. мел., обр. Ю. Слонова.

Комплексы

ритмической

гимнастики

Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной

Октябрь-Январь. Задачи: Учить передавать движениями не только характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности, но и форму, а самое главное, музыкальный образ. На музыку С. Майкопара,

1

2

3

драматургии, сформировать у них необходимые

альбом «Бирюльки»: «Менуэт», «Маленький командир», «Колыбельная», «Вальс», «Полька», «Музыкальная шкатулочка», «В садике», «Мотылёк».

навыки в ритмопластике для наиболее полной передачи в Движениях содержание музыкального произведения

Февраль-Май. Задачи: Учить передавать движениями не только характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности, но и форму, а самое главное, музыкальный образ. На музыку М. Глинки: «Мелодический вальс», «Танец Людмилы», «Полька», «Рондо Фарлафа», «Ходит ветер у ворот», «Краковяк», «Хор волшебных дев», «Мазурка», «Прощальный вальс», «Арагонская хота».

Танцевальные

композиции, игры,

Привить детям любовь и желание к познанию

Октябрь. Задачи: Выразительно и ритмично действовать с предметами под музыку.

«Дождик» муз. В. Косенко (танец с зонтикаи).

упражнения с предметами

музыкальной драматургии, сформировать у них

Ноябрь. Задачи: Выразительно и ритмично действовать с предметами под музыку. «Дождик» муз. В. Косенко (танец с зонтикаи).

необходимые навыки в ритмопластике для

Декабрь. Задачи: Выразительно и ритмично действовать с предметами под музыку. «Вальс» муз. Г. Бахмана (танец с шарфами).

наиболее полной передачи в движениях

Январь. Задачи: Выразительно и ритмично действовать с предметами под музыку. «Вальс» муз. Г. Бахмана (танец с шарфами).

содержание музыкального произведения

Февраль. Задачи: Выразительно и ритмично действовать с предметами под музыку. «Вальс с лентами» муз. И. Штрауса.

Март. Задачи: Выразительно и ритмично действовать с предметами под музыку. «Вальс с лентами» муз. И. Штрауса.

Апрель. Задачи: Выразительно и ритмично действовать с предметами под музыку. «Полька с мячами», муз. Ф. Шуберта.

Май. Задачи: Выразительно и ритмично действовать с предметами под музыку. «Полька с мячами», муз. Ф. Шуберта.

Историко-

бытовой

танец, парные

Привить детям любовь и желание к познанию

Октябрь. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Тарантелла» муз. Ф. Бюргмюллера.

композиции,

элементы

парного,

музыкальной драматургии, сформировать у них

Ноябрь. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Сурская кадриль» муз. Л. Петрова.

бального,

народного и

современного

необходимые навыки в ритмопластике для

Декабрь. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Менуэт» муз. И. Ханикайнена.

танца

наиболее полной передачи в движениях

Январь. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Андалузский танец» муз. М. Глинки.

содержание музыкального

Февраль. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов. «Мазурка» муз. М. Глинки.

произведения

Март. Задачи: Знакомить детей с танцами других

народов.

1

2

3

 «Менуэт» муз. Л. Боккерини.

Апрель. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Гавот» муз. Л. Венцеля.

Май. Задачи: Знакомить детей с танцами других народов.

«Сиртаки» муз. М. Теодоракиса.

Игровое

танцевальное

творчество

Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной

Октябрь. Задачи: Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержания песни, вариации элементов плясовых движений.

«Дождик» Муз. Н. Любарского.

драматургии, сформировать у них необходимые

Ноябрь. Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера людей, образы животных.

«Попрыгунья» муз. Г. Свиридова.

навыки в ритмопластике для наиболее полной

Декабрь. Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера людей, образы животных.

«Конькобежец», «Лыжник».

передачи в движениях содержание

Январь. Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера людей, образы животных.

«Медведи пляшут» муз. муз. М. Красева.

музыкального произведения

Февраль. Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера людей, образы животных.

«Лягушки и аисты» муз. В. Витлина.

Март. Задачи: Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержания песни, вариации элементов плясовых движений.

«Попляшем» рус. нар. мел. «Барашеньки».

Апрель. Задачи: Учить придумывать самостоятельно движения, отражающие содержания песни, вариации элементов плясовых движений.

«Каждая пара пляшет по-своему» рус. нар. мел. «Ах ты, берёза».

Май. Задачи: Учить придумывать самостоятельно движения, отражающие содержания песни, вариации элементов плясовых движений.

«Показывай направления» муз. Д. Кабалевского «Марш».

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Группа

Базовый компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

Младшая

Должен уметь:

- заинтересоваться занятиями по ритмике;

- двигаться соответственно двухчастной фор-ме музыки и силе её звучания (громко, тихо);

- начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;

- выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идёт медведь, крадётся кошка, скачет зайка, ходит петушок

Должен знать:

- основные движения (ходьба и бег);

- танцевальные движения: кружиться в парах, притопывание попеременно ногами и одной ногой, прямой галоп, движение под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки).

1

2

3

и др.;

- ориентироваться в пространстве.

Средняя

Должен уметь:

- ритмично двигаться соответственно с характером музыки;

 - самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки;

- ставить ногу на носок и на пятку;

- ритмично хлопать в ладоши;

- двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах;

- выполнять простейшие перестроения (из круга в рассыпную и обратно);

- выполнять движения с предметами;

- инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.

Должен знать:

- основные движения (ходьба: «торжественная», «спокойная», «таинственная»; бег: легкий и стремительный);

- прямой галоп;

- пружинку;

- кружение по одному и в парах;

- подскоки.

Старшая

Должен уметь:

- ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

- самостоятельно менять движения в соответствии с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;

- свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения;

- самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;

- придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца.

Должен знать:

- поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке;

- полуприседания с выставлением ноги на пятку;

- шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении;

- приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд

Подготовительная

Должен уметь:

- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;

- передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; -самостоятельно начинать движения после музыкального вступления;

-  активно участвовать в выполнении творческих заданий;

- выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами);

- инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.

Должен знать:

- шаг с притопом;

- приставной шаг с приседанием;

- пружинящий шаг;

- боковой галоп;

- переменный шаг;

- особенности национальных плясок и бальных танцев.

Список литературы

Андреева М. Дождик песенку поёт. - М., 1981.

Андреева М, Шукшина 3. Первые шаги в музыке. - М., 1991.

Волкова Л. Играйте вместе с нами. - М, 1982.

Лубянская Е. Нашим детям. - М., 1975.

Лубянская Е. Подарок нашим малышам. - М., 1975.

Гонорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1976. - Ч. I-II.

Коренева Т. В мире музыкальной драматургии: Методическое пособие по

ритмике. -М., 1996. - Ч. I.

Кукловская Н. Музыкально-ритмические движения в детском саду. - Киев, 1968. Лифиц И. Ритмика . - М., 1992. - Ч. I-II.

Музыка и движение / Сост. С.Бекина, Т.Ломова, Е.Соковкина, - М., 1981,1984.-Вып. 1-3.

Музыкально-двигательные упражнения / Сост. Е.Раевска, С.Руднева. - М., 1991. Мы танцуем и играем / Сост. С.Бекина, Ю.Комальков, Э.Соболева, - М., 1994. -Вып. 1-6.

Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - М., 1973.

Праздники и развлечения в детском саду / Сост. С.Бекина. - М., 1986.

Руднева С, Фиш Э. Ритмика. - М., 1972.

Франио Г. Поурочный план по ритмике. - М., 1993.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ

Рабочая программа  дополнительного образования по РИТМИКЕ...

Программа дополнительного образования "Веселая ритмика"

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка. В годы дошкольного возраста ...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...