Программа дополнительного образования "Веселая ритмика"
рабочая программа по музыке на тему
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка. В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_ritmika_krylova.doc | 332.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 933»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Школа № 933»
______________ Абдуллаева С.В.
«_____» _____________ 2015 г.
Направленность: социально-педагогическая
Дополнительная общеобразовательная программа
«Веселая ритмика»
Автор: Крылова О.М.
Срок реализации программы: 3 года
Возраст детей: 4 – 7 лет
Программа принята
педагогическим советом
ГБОУ «Школа № 933»
протокол №_________
от «_____» _______________ 2015 г.
Москва, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – социально-педагогическая. Программа ознакомительного уровня. Основная направленность программы «Ритмическая мозаика», которая, является универсальной, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Актуальность программы
Значение ритмики и хореографии в жизни современного общества чрезвычайно велико. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одарен в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально ее особенности.
Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
- все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
- динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
- форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания, когда пойдут в школу. Главное – ребенку нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем ритмических движений и образных танцев, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Педагогическая целесообразность
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка. В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
Отличительные особенности
Образовательная программа по «Ритмической мозаике» для детей дошкольного возраста составлена на основе следующих документов и материалов:
- Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детского сада «Звездочка» п. Пурпе Пуровского района (составлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» и «Мониторинг в детском саду» (авторы: Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.), СПб., 2011г.
- Авторской программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» (автор: А.И. Буренина).
- В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Основная особенность программы «Ритмическая мозаика» – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» – первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении. Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки.
Третья особенность данной программы – это акцентирование внимания педагога не столько на внешней стороне обучения детей музыкально- ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимый айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно: с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Цель: Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
- развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове;
- развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Общая характеристика курса
Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, К-Сен Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Возраст учащихся
Программа предусматривает обучение детей дошкольного возраста 4-7 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
Форма и режим занятий
Ведущей формой организации является фронтальная (групповая). Применяется также индивидуальная форма работы.
Оптимальная наполняемость группы – 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 1 час (2 часа в неделю).
Основные характеристики программы 1-го года обучения
(учащиеся 4-5-и лет)
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из «Детского альбома» П. Чайковского: «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» или из «Бирюлек» М. Майкапара: «Мотылек», «В садике» и др.);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое – огрустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение);
- регистр (высокий, низкий, средний);
- метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
- различать 2-3-х частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные: ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках.
Бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
Прыжковые движения: на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки.
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на гибкость, плавность движений.
Имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, «обида – прощение – радость»;
Плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации, например: поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания и полу присядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: «Кошка обиделась», «Девочка удивляется» и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
- формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар 1 года обучения:
1-е полугодие – повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: «Марш», «Кораблики», «Красная шапочка», «Кот Леопольд», «Поросята».
2-е полугодие: «Антошка», «Волшебный цветок», «Мячик», «Кошка и девочка», «Веселая пастушка», «Песенка о лете» и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).
Ожидаемые результаты
Показателем уровня развития и усвоения учебного материала являются:
- выразительность и непосредственность движений под музыку;
- умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;
- способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;
- использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы занятия | Практика | Теория | Всего часов |
| 6 | 6 | 12 | |
1.1. | Техника безопасности на уроках хореографии. Упражнения на развитие чувства ритма. Движения по линии танца с разнообразным характером музыки. | 2 | 2 | 4 |
1.2. | Средства музыкальной выразительности: танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах. | 2 | 2 | 4 |
1.3. | Танцевальные жанры. Ритмопластика и регистр. Ритмопластика и динамика. | 2 | 2 | 4 |
| 2 | 12 | 14 | |
2.1. | Основные танцевальные термины и позиции. Виды движений. | 2 | 2 | 4 |
2.2. | Пластика и музыкальный образ. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. Бег. | - | 6 | 6 |
2.3. | Виды шагов, прыжков. Имитационные движения. | - | 4 | 4 |
| 2 | 6 | 8 | |
3.1. | Построения и перестроения. Работа в паре. Ориентировка в хореографическом классе. | - | 4 | 4 |
3.2. | Ориентировка в хореографическом классе. Танцевальные перестроения с изменением темпа. | 2 | 2 | 4 |
| 4 | 8 | 12 | |
4.1. | Развитие фантазии и воображения. Основные понятия импровизации и драматизации. Раскрытие творческих способностей. | 2 | 4 | 6 |
4.2. | Основные понятия: внимание, память, мышление. Плясовые комбинации. | 2 | 4 | 6 |
| 2 | 8 | 10 | |
5.1. | Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика. Развитие слухового внимания и музыкальной и двигательной памяти. | 2 | 4 | 6 |
5.2. | Контрастные настроения. | - | 2 | 2 |
5.3. | Тренировка подвижности нервных процессов. | - | 2 | 2 |
качеств личности | 2 | 6 | 8 | |
6.1. | Развитие способности к эмпатии. Партерная работа и этикет. | 2 | 2 | 4 |
6.2. | Правила этикета во время исполнения танца. | - | 4 | 4 |
Итого: | 18 | 46 | 64 |
Содержание программы 1-го года обучения
I. Развитие музыкальности
Темы 1.1. Техника безопасности на уроках хореографии. Упражнения на развитие чувства ритма. Движения по линии танца с разнообразным характером музыки.
Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях.
Практика: партерное разучивание и исполнение поклона, также правильное исполнение хлопков, притопов на данный ритм. Исполнение различных танцевальных оттенков настроения (веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное).
Тема 1.2. Средства музыкальной выразительности: танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах.
Средства музыкальной выразительности.
Теория: темп и динамика. Общие понятия.
Практика: разучивать танцевальные этюды, различая темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый);
динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); используя репертуар: П. Чайковского: «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведении. Выявления умений слушать музыку.
Танцевальные комбинации.
Теория: основные термины, позиции и рисунки танца.
Практика: исполнять танцевальные комбинации «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Работа на выразительное исполнение в точках. Выявление умений двигаться в соответствии с характером музыки.
Тема 1.3. Танцевальные жанры. Ритмопластика и регистр. Ритмопластика и динамика.
Танцевальные жанры.
Теория: знакомство с жанрами произведения «Пляска», «Колыбельная», «Марш».
Практика: различать настроение, выраженное в музыке (плясовая, колыбельная, марш). Разучивание и исполнение комбинаций.
Ритмопластика и регистр. Ритмопластика и динамика.
Теория: знакомить детей с 2-3-частную форму произведения. Отличить сильную долю, и ритмическую пульсацию мелодии.
Практика: выявлять и отличать первую и вторую часть произведения – «Кораблики». 1 часть – (штиль) ходим на носочках, 2 часть – (буря) быстрый бег. принимать участие в игру «Марш деревянных солдатиков» и «Новая кукла».
II. Развитие двигательных качеств и умений
Тема 2.1. Основные танцевальные термины и позиции. Виды движений.
Основные танцевальные термины и позиции.
Теория: позиции ног и рук.
Практика: правильная постановка ног и рук при выполнении прыжка на двух ногах (зайчик), с продвижением вперед, прямой галоп (лошадки). Исполнение знакомых этюдов.
Виды движений.
Теория: знакомство с основными видами ходьбы.
Практика: разучивание виды ходьбы: бодрый, спокойный, ходьба на полу пальцах, на носках, топающий шаг. Шаг вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках.
Тема 2.2. Пластика и музыкальный образ. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. Бег.
Пластика и музыкальный образ.
Теория: общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.
Практика: исполнение танцевальных и гимнастических упражнений различного характера, (упражнения на плавность, гибкость движений, махи, пружинка); «Бабочки и жуки». Уметь передавать динамику настроения «обида», «радость».
Танцевальная азбука.
Теория: элементы народных плясок.
Практика: Разучивание комбинации из танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания и полу присядка для мальчиков. Одновременные движения рук и ног. Работа на четкость исполнения. Выявления танцевальных умений.
Общеразвивающие упражнения. Бег.
Теория: «Бег», передающий различный образ.
Практика: разучивать образно-игровые движения танцевального этюда: «Бабочки» и «ручейки». Широкий бег (волк), острый (бежим по горячему песку) и т. д.
Тема 2.3. Виды шагов, прыжков. Имитационные движения.
Виды шагов, прыжков.
Теория: основные виды шагов и прыжков.
Практика: прыжковые движения: на двух ногах и ход лисички, с продвижением вперед по кругу, легкие поскоки; Разучивание комбинации. Игры «Лошадка», «Дождик».
Имитационные движения.
Теория: импровизация.
Практика: уметь передавать имитационные движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»).
III. Развитие умений ориентироваться в пространстве
Тема 3.1. Построения и перестроения. Работа в паре. Ориентировка в хореографическом классе.
Построения и перестроения. Теория: круг и шеренга.
Практика: исполнять хороводные комбинации. Двигаться по кругу друг, за другом соблюдая расстояние.
Работа в паре.
Теория: правила парного этикета.
Практика: исполнение танцевальной комбинации «Приглашение». Научиться правильно, пригласить девочку и провожать ее на место.
Ориентировка в хореографическом классе.
Теория: знать такие понятия как: круг, шеренга, колонна.
Практика: исполнять комбинацию «солнышко», «паровозик». Работа на синхронность исполнения.
Тема 3.2. Ориентировка в хореографическом классе. Танцевальные перестроения с изменением темпа.
Теория: развитие музыкальности и слуха.
Практика: исполнение танцев в перестроениях по точкам.
IV. Развитие творческих способностей
Тема 4.1. Развитие фантазии и воображения. Основные понятия импровизации и драматизации. Раскрытие творческих способностей.
Развитие фантазии и воображения.
Теория: беседа на тему: понятие фантазии и воображения.
Практика: самостоятельно находить свои, оригинальные движения в следующих произведениях:
«Веселые путешественники», «Едем к бабушке в деревню». Использовать знакомые движения.
Основные понятия импровизации.
Теория: что такое импровизация?
Практика: придумай и исполняй свои движения: «Кто как ходит», «Кошка и девочка».
Раскрытие творческих способностей.
Теория: что такое импровизация?
Практика: исполнять знакомые движения под музыку «Енотик».
Исполнение движений в различных игровых ситуациях.
Теория: соблюдать правила игры.
Практика: исполнять знакомые движения или придумать самим. «Кузнечик», и «Лошадки». Понять разницу и сходство.
Тема 4.2. Основные понятия: внимание, память, мышление. Плясовые комбинации.
Основные понятия: внимание, память, мышление.
Теория: движения в образах (просмотр мультфильмов) и беседа на внимание.
Практика: разучивать и исполнять танцевальные элементы персонажей из мультфильма. Уметь анализировать и исполнять движения данного персонажа.
Плясовые комбинации.
Теория: основные позиции и понятия.Практика: разучивание и исполнения комбинаций танца: «Енотик», «Кораблики», «Поросята».
V. Развитие и тренировка психических процессов
Тема 5.1. Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика. Развитие слухового внимания и музыкальной и двигательной памяти.
Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.
Теория: беседа и показ сюжета «Цирковые клоуны».
Практика: упражнения на развитие мимики и пантомимики. «Просыпаемся, улыбаемся, умываемся, грустим, плачем» и т.д. Партерный экзерсис.
Развитие слухового внимания.
Теория: виды памяти, (слуховой, зрительной, двигательной)
Практика: определение характера музыки (спокойный, торжественный…), а также и структуру музыкального произведения. Исполнение танцевальных шагов и прыжков, координировать слуховое представление и двигательную реакцию.
Развитие музыкальной и двигательной памяти.
Теория: слушание музыки.
Практика: исполнение танцевальных комбинаций в различных темпах и ритмах.
Тема 5.2. Контрастные настроения.
Теория: вопросы и ответы радость, грусть
Практика: отличить разнообразные по характеру настроения, например: «Кошка обиделась», «Девочка удивляется».
Тема 5.3. Тренировка подвижности нервных процессов.
Теория: слушание музыки.
Практика: развитие и умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
VI. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
Тема 6.1. Развитие способности к эмпатии. Партерная работа и этикет.
Развитие способности к эмпатии.
Теория: сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике.
Практика: использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. «Найди свою пару», «Чебурашка». Работа на четкость исполнения.
Партерная работа и этикет.
Теория: культурное общение.
Практика: побуждению детей к творчеству и уважению друг к другу. «Кошка и девочка». Выразительное исполнение.
Тема 6.2. Правила этикета во время исполнения танца.
Теория: основные правила этикета в паре.
Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Исполнение лодочки в паре правильно, не наступая на ноги. Парное исполнение.
Основные характеристики программы 2-го и 3-го годов обучения
(учащиеся 5-7-и лет)
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-х частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные: ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег.
Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.
Общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
Имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.).
Плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
4. Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар 2-го и 3-го годов обучения:
1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар – по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности): «Упражнения с осенними листьями», «Кремена», «Три поросенка», «Кукляндия», «Упражнение с обручами», «Светит месяц», «Танцуйте сидя», «Крокодил Гена» и др.
2-е полугодие: «Красный сарафан», «Полкис», «Месяц и звезды», «Два Барана», «Птичка польку танцевала», «Птичий двор», «Цирковые лошадки», «Голубая вода», «Мельница» и др. Сюжетные танцы: «Домисолька», «Богатыри», «Танец Троллей». Старинные бальные танцы: «Полонез», «Менуэт», «Старинная полька» и др.
Ожидаемые результаты
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
- самостоятельно импровизировать и сочинять свои танцы.
- активно и артистично учувствовать в театрализации танца.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы занятия | Практика | Теория | Всего часов |
| 3 | 5 | 8 | |
1.1. | Техника безопасности на уроках хореографии. Партерный экзерсис. | 2 | - | 2 |
1.2. | Средства музыкальной выразительности. | - | 2 | 2 |
1.3. | Танцевальные жанры. | 1 | 3 | 4 |
| 1 | 11 | 12 | |
2.1. | Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения. | - | 2 | 2 |
2.2. | Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов. | 1 | 3 | 4 |
2.3. | Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. | - | 6 | 6 |
| 2 | 8 | 10 | |
3.1. | Построения и перестроения. | - | 4 | 4 |
3.2. | Перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). | 2 | 4 | 6 |
| 2 | 12 | 14 | |
4.1. | Раскрытие творческих способностей. | - | 4 | 4 |
4.2. | Основные понятия: внимание, память, мышление. Плясовые комбинации. | 2 | 8 | 10 |
психических процессов | - | 8 | 8 | |
5.1. | Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика. | - | 4 | 4 |
5.2. | Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов. | - | 4 | 4 |
| - | 12 | 12 | |
6.1. | Развитие способности к эмпатии. | - | 6 | 6 |
6.2. | Правила этикета во время исполнения танца. | - | 6 | 6 |
Итого: | 8 | 56 | 64 |
Содержание программы 2-го года обучения
I. Развитие музыкальности
Тема 1.1. Техника безопасности на уроках хореографии. Партерный экзерсис.
Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях.
Практика: партерное разучивание позиций и точек, выражая в движении характер музыки. Силовые упражнения на растяжку (волчок, колесо, шпагат, мостик).
Тема 1.2. Средства музыкальной выразительности.
Теория: темп и динамика. Общие понятия.
Практика: разнообразный темп, с ускорением и замедлением, разнообразие динамических оттенков, высокий, средний, и низкий регистр. Музыкально-ритмические движения на определения 2-х частной формы произведения. Исполнение этюдов: «Упражнения с осенними листьями», «Три поросенка», «Крокодил Гена». Умения слушать музыку.
Тема 1.3. Танцевальные жанры.
Теория: знакомство с жанрами произведения «Полька», «Вальс», «Марш».
Практика: различать настроение, выраженное в музыке плясовая (вальс, полька, современный танец), песня разная по характеру, марш, разный по характеру: «Цирковые лошадки», «Два Барана», «Птичка польку танцевала».
II. Развитие двигательных качеств и умений.
Тема 2.1. Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения.
Теория: позиции ног и рук.
Практика: правильная постановка ног и рук, при выполнении движений, с продвижением вперед: прямой галоп, боковой галоп, поскок. Экзерсис на середине. По выбору исполнять образно-игровые движения любимых персонажей из сказок, мультфильмов.
Тема 2.2. Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов.
Теория: правила безопасности, при выполнении движений, на различные группы мышц.
Практика: упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. Ходьба на полу пальцах, на носках, на пятках, пружинящий, топающий шаг, ходьба на четвереньках. Махи и волчок, колесо и шпагат. Разучивание элементов: «Голубая вода», «Циркачи».
Тема 2.3. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения.
Теория: элементы народных и бальных танцев.
Практика: разучивание танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, ковырялка, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, переменный шаг, шаг с притопом и др. «Светит месяц», «Вальс». Работа по диагонали и на середине.
III. Развитие умений ориентироваться в пространстве
Тема 3.1. Построения и перестроения.
Теория: работа по точкам.
Практика: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротики). Работа по диагонали. Дефиле.
Тема 3.2. Перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). Теория: правило перестроения в фигуры.
Практика: исполнение танцев в перестроениях по точкам. Исполнять комбинацию «солнышко», «шахматы». Исполнение танцевальных номеров в разных точках.
IV. Развитие творческих способностей
Тема 4.1. Раскрытие творческих способностей.
Теория: что такое импровизация?
Практика: сочинять несложные плясовые движения, импровизировать в драматизации и самостоятельно создавать пластический образ. Импровизировать по желанию персонажи сказки.
Тема 4.2. Основные понятия: внимание, память, мышление. Плясовые комбинации.
Теория: исполнять танцевальные комбинации после показа на внимание и памяти.
Практика: находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, оценивать свои творческие выступления. «Домисолька», «Богатыри». Исполнение и разучивание танцевальных номеров.
V. Развитие и тренировка психических процессов
Тема 5.1. Развитие эмоциональной сферы – мимика и пантомимика.
Теория: партерная работа.
Практика: уметь изменять движения с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения, по фразам.
Тема 5.2. Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов.
Теория: экзерсис на середине.
Практика: учить выражать различные эмоции в мимике и пантомимике - (радость, грусть, страх, тревога), «Танец Троллей», «Три поросенка», «Месяц и звезды».
VI. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
Тема 6.1. Развитие способности к эмпатии.
Теория: музыкальный образ и сочувствие.
Практика: работа на четкость исполнения, сочувствуя и сопереживая. Воспринимать музыкальный образ, настроение и выражать его в пластике. Сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам
Тема 6.2. Правила этикета во время исполнения танца.
Теория: основные правила этикета в паре.
Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Воспитывать чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий, не толкаясь, не шуметь в помещении во время самостоятельных игр. Исполнение «Приглашение», «Вальс», «Птичка польку танцевала».
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы занятия | Практика | Теория | Всего часов |
| 3 | 11 | 14 | |
1.1. | Техника безопасности на уроках хореографии. | - | 2 | 2 |
1.2. | Танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах. | 2 | 6 | 8 |
1.3. | Танцевальные жанры и ритмопластика. | 1 | 3 | 4 |
| 3 | 19 | 22 | |
2.1. | Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения. | - | 2 | 4 |
2.2. | Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов. | 1 | 2 | 4 |
2.3. | Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. | 1 | 5 | 6 |
2.4. | Плясовые движения – элементы народных и бальных танцев. | 1 | 7 | 8 |
| - | 8 | 8 | |
3.1. | Танцевальные перестроения с изменением темпа. | - | 2 | 2 |
3.2. | Перестроения на основе танцевальных композиций. | - | 6 | 6 |
| 2 | 6 | 8 | |
4.1. | Раскрытие творческих способностей. | - | 4 | 4 |
4.2. | Основные понятия: внимание, память, мышление. Плясовые комбинации. | 2 | 2 | 4 |
| - | 4 | 4 | |
5.1. | Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика. | - | 2 | 2 |
5.2. | Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов. | - | 2 | 2 |
качеств личности | - | 8 | 8 | |
6.1. | Развитие способности к эмпатии. | - | 4 | 4 |
6.2. | Правила этикета во время исполнения танца. | - | 4 | 4 |
Итого: | 8 | 56 | 64 |
Содержание программы 3-го года обучения
I. Развитие музыкальности
Тема 1.1. Техника безопасности на уроках хореографии. Упражнения на развитие чувства ритма.
Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях. Названия и понятия основных танцевальных терминов.
Практика: партерное разучивание позиций и точек, выражая в движении характер музыки. Исполнение различных танцевальных оттенков, выражать в движении характер музыки и ее настроение. Разнообразный темп, Исполнять танцевальные элементы, используя разнообразный, ускоренный и замедленный темп.
Тема 1.2. Танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах.
Теория: основные термины, позиции и рисунки танца.
Практика: исполнять танцевальные комбинации с использованием динамических оттенков, усиление и уменьшение звучания, а также в усиление и уменьшение звучания регистра. Вариации, рондо. Работа на выразительность. «Светит месяц», «Крокодил Гена», «Полька».
Тема 1.3. Танцевальные жанры и ритмопластика.
Теория: знакомство с жанрами произведения, понятие о ритмике и пластике.
Практика: различать настроение, выраженное в музыке плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец). Марш, разный по характеру. «Полька», «Вальс», «Марш». Исполнение и разучивание комбинаций. Исполнение этюда «Упражнения с осенними листьями». Отличить сильную долю, и ритмическую пульсацию мелодии, принимать участие в игру «Танцуйте сидя».
II. Развитие двигательных качеств и умений
Тема 2.1. Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения.
Теория: позиции ног и рук.
Практика: правильная постановка ног и рук, при выполнении движений, с продвижением вперед: прямой галоп, боковой галоп, поскок, шаг польки. Передавать имитационные движения, раскрывающие образ на динамику настроений, ощущения тяжести или легкости разной среды " в воде", "в воздухе" и т.д. Отработка движений. Сочинять желающих персонажей. Экзерсис на середине.
Тема 2.2. Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов.
Теория: упражнения на различные группы мышц.
Практика: упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. (Махи и волчок, колесо и шпагат). Отработка различных шагов. Разучивание элементов - «Голубая вода», «Синеглазка».
Тема 2.3. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения.
Теория: элементы народных плясок.
Практика: Разучивание танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, ковырялка, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, переменный шаг, шаг с притопом и др. «Светит месяц», «Задорная». Народный экзерсис.
Тема 2.4. Плясовые движения – элементы народных и бальных танцев.
Теория: Основные положения ног и рук в танце.
Практика: танцевальные упражнения, из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. Танцы по желанию.
III. Развитие умений ориентироваться в пространстве
Тема 3.1. Танцевальные перестроения с изменением темпа.
Теория: точки и рисунок.
Практика: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др).
Тема 3.2. Перестроения на основе танцевальных композиций.
Теория: правило перестроения в фигуры.
Практика: исполнение танцев в перестроениях по точкам. Исполнять комбинацию по точкам «солнышко», «шахматы».
IV. Развитие творческих способностей
Тема 4.1. Раскрытие творческих способностей.
Теория: что такое импровизация?
Практика: сочинять несложные плясовые движения, импровизировать в драматизации и самостоятельно создавать пластический образ. Импровизировать по желанию персонажи сказки.
Тема 4.1. Плясовые комбинации.
Теория: основные позиции и понятия в танце.
Практика: находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, оценивать свои творческие выступления и давать оценку другим детям. «Два Барана», «Птичий двор», «Цирковые лошадки».
V. Развитие и тренировка психических процессов
Тема 5.1. Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.
Теория: партерная работа.
Практика: уметь изменять движения с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения, по фразам.
Тема 5.2. Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов. Теория: экзерсис на середине.
Практика: выражать различные эмоции в мимике и пантомимике (радость, грусть, страх, тревога), разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной».
VI. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
Тема 6.1. Развитие способности к эмпатии.
Теория: музыкальный образ и сочувствие.
Практика: работа на четкость исполнения, сочувствуя и сопереживая. Воспринимать музыкальный образ, настроение и выражать его в пластике. Сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам.
Тема 6.2. Правила этикета во время исполнения танца.
Теория: основные правила этикета в паре.
Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Воспитывать чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий, не толкаясь, не шуметь в помещении во время самостоятельных игр, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы предполагает освоение личностно-ориентированных технологии обучения и воспитания: технологии мастерских, технологии разно уровневого обучения. Приоритет отдается активным формам преподавания: репетиционной и концертной деятельности (выступления на утренниках, выступления перед родителями, отчетные концерты).
Дидактический материал, используемый в ходе работы по программе, представляет собой следующее:
- тематические подборки иллюстраций, фотографий;
- методическая литература;
- разработки занятий;
- аудиоматериалы;
- видеоматериалы на DVD;
- сценарии отчетных концертов;
- различные атрибуты (скакалки, ленты, зонты, веера, цветы, веночки, музыкальные инструменты), необходимые для постановки сюжетных танцев.
Материально-техническое обеспечение предполагает:
- хореографический класс, оборудованный зеркалами;
- аудио- и видео- аппаратура.
Формы подведения итогов обучения: выступления на утренниках и поселковых праздниках, участие в конкурсах, выступления перед родителями, отчетные концерты.
Список литературы
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста), 2000.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 2000.
- Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. – СПб., 2011.
- Гогоберидзе А.Г, Михайлова З.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: Детство, 2011.
- Васильева Т.К. Секреты техники танца. – СПб.: Диамант, 1997.
- Диниц Е.В. Азбука танца. – Донецк: АСТ, 2004.
- Гвидо Ригаццони. Латино-Американские танцы. – М., 2001.
- Гвидо Ригаццони. Бальные танцы. – М., 2001.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М., 2003.
- Пол Боттомер. Уроки танца. – М.: 2004.
- Фадеева С. Методическая разработка по изучению курса хореографии. – СПб. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Логопедической ритмике педагога дополнительного образования Илюшкиной В.В.
Направленность программы: Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направ...
Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ
Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНО - ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ «Весёлая ритмика»
программа дополнительного образования...
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Программа дополнительного образования "Ритмика"
Программа дополнительного образования "Ритмика"...
Программа дополнительного образования "Ритмика" для детей 3-4 лет
Программа дополнительного образования "Ритмика" для детей 3-4 лет...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...