Оснащение центра сенсорного развития в ДОУ
презентация
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnashchenie_tsentra_sensornogo_razvitiya.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.
Задачи сенсорного развития детей от 1 года до 3 лет Образовательные: - развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; - формировать у детей зрительные способы обследования предметов; - учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб ); - обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный ». Развивающие : - развивать познавательные процессы; - развивать мелкую моторику; - развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет. Воспитательные : - воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу; - формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
Главная цель сенсорного центра – формирование у ребёнка полноты восприятия окружающего мира через тактильные, слуховые и обонятельные ощущения.
Создание сенсорного центра в ДОУ направлено на решение следующих задач: • Стимулировать сенсорные функции (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ; • Развивать мелкую моторику, стимулируя двигательную активность; • Снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, способствовать релаксации и комфортному самочувствию детей в группе; • Создавать положительный, эмоциональный фон, повышающий работоспособность ребенка; • Активизировать когнитивные процессы (мышления, внимания, восприятия, памяти) ; • Повышать мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
- соответствие развивающей предметно-пространственной среды особенностям развития и саморазвития дошкольников; - статичность и подвижность (постоянство и неизменность элементов среды обеспечивают ребёнку защищённость и надёжность, а возможность её изменения позволяет реализовать детям стремление к творчеству и инициативу); - гибкость зонирования (позволяет детям свободно перемещать определённые игры и игрушки в любую часть группы); - комфортность и безопасность (надёжность и комфортность достигается безопасной и удобной планировкой); - открытость и закрытость (предполагает организацию определённого порядка в пространстве); - тендерный подход (создание условий, стимулирующих проявление типичных для девочек и мальчиков видов занятий). Основные принципы построения сенсорного центра развития детей от 1 до 3 в детском саду :
Формирование сенсорных эталонов Цвет Форма Величина
Оснащение сенсорного центра для детей от 1 года до 2 лет № п/п Вид оборудования Характеристика 1. Пирамидки с кольцами большого и маленького размера Диаметр большого кольца – 4.5 см, маленького – 3 см. 2. Пирамидки на конической основе из одноцветных колец, убывающих по величине 5 колец. 3. Одноцветные канонические пирамидки из 5 колец: Красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая. 4. Большая и маленькая матрешки 5. Три входящих одна в другую матрешки. 6. Пирамидки разной формы 7. Деревянные круги и квадраты (5 больших и 5 маленьких) Форма, цвет и фактура одинаковые. Диаметр маленького круга равен 3 см, высота деревянной основы -1.5см. Сторона малого квадрата 3 см, большого 4.5 см. Полоски белой бумаги шириной 3 см и 4.5 см. 8. Прямоугольники, треугольники, овалы 5 больших и 5 маленьких прямоугольников; 5 больших и 5 маленьких треугольников. 5 больших и 5 маленьких овалов. Размеры прямоугольников 3х2, 5х3; треугольников 4.5х4.5, 5х4.5, 3х3х3; овалов 3х2, 5х3. Высота деревянной основы для предметов 1.5 см. 9. Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники Круг диаметром 3 см, квадрат со стороной 3 см, прямоугольник 3х5 см, треугольник 3х3х3, высота деревянной основы 1.5 см. 10. Решетки с круглыми отверстиями 6-8 решеток с большими и маленькими отверстиями. Размер решетки 17.5х35х0.5. Отверстия в решетках круглые двух видов: в одной части 4 больших, в другой – 5 маленьких. Диаметр большого отверстия 4.5 см, маленького – 3 см. Высота деревянного основания 1.5 см. 11. Решетки с квадратными отверстиями 6-8 решеток (размер 17.5х35х0.5) с четырьмя большими (4.5х4.5) и пятью маленькими (3х3) квадратными отверстиями с вкладышами. 12. Решетки с прямоугольными отверстиями 2-3 решетки с прямоугольными большими (3х5) и маленькими (2х3) отверстиями и вкладышами. 13. Решетки с треугольными отверстиями 2-3 решетки с треугольными большими (4.5х4.5х4.5) и маленькими (3х3х3) отверстиями, вкладышами высотой 1.5 см. 14. Решетки с отверстиями разной формы 6-8 решеток с 10 отверстиями (5 одной и 5 другой формы) и 10 вкладышей соответствующей формы. 15. Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.
Оснащение сенсорного центра для детей от 2 до 3 лет № п/п Вид оборудования Характеристика 1. Столбики с грибочками 8-10 двухцветных столбиков с грибочками резко различающихся цветовыми сочетаниями: красный - синий и т. п. 2. Столбики с грибочками Четырехцветные столики с грибочками. 3. Коробка с восьмиугольной мозаикой Один элемент белой мозаики и шесть элементов желтой мозаики, панель с отверстиями; 10 элементов белой и красной мозаики. 4. Листы серной бумаги Размер 21х30 см. 5 Гуашь Красного, желтого, синего и зеленого цвета в розетках. 6. Кисточки Беличьи или колонковая № 8-12. 7. Листы белой бумаги Размер 21х30 см. 8. Листы зеленой бумаги Размер 21х30 см. 9. Коробка с элементами мозаики 10 элементов мозаики зеленой и красной, по 5 белой, желтой, синей 10. Коробка с элементами мозаики 10 элементов желтой и белой мозаики, по 5 красной, синей и зеленой мозаики. 11. Деревянные бусины 6 деревянных бусинок 8 цветов. 12. Куклы 6 кукол одетых в однотонные платья 8 цветов. 13. Деревянные бусины двух величин одинакового цвета и формы Диаметр большой бусины 2 см, маленькой – 1 см, тонкие шнуры и или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами. 14. Деревянные или глиняные бусины круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины Диаметр круглой бусины – 2 см, стороны квадратной – 2 см. Толстые нитки или толстые шнуры. 15. Бусины двух цветов одинаковой величины и формы Диаметр 2 см, такие шнуры или толстые нитки, коробочки для бус.
Организация деятельности дошкольников в сенсорном центре Совместно с воспитателем Самостоятельно Во взаимодействии с родителями В раннем возрасте в центре сенсорики работа организуется в мини – подгруппах (1-2 ребёнка с 1-2 лет, с 2-3 лет 3-4 ребенка) . Сначала воспитатель показывает алгоритм действия с предметами или игрушками, например : нанизывание колец на стержень, отверстия, складывание матрёшек, а ребёнок наблюдает, а потом выполняет задание под контролем взрослого. Или воспитатель показывает действие, а ребёнок одновременно с ним выполняет его. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется в раннем возрасте лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Дети могут выполнять задание самостоятельно, тогда действия ребенка выполняются спонтанно, с периодической помощью взрослого. Допущенные ошибки детей исправлять с помощью вопроса: «Что у тебя неправильно?» . Взрослый при этом подбадривает ребенка, используя поощрение от имени игрушек. Участие взрослого носит косвенный характер. Работа с родителями организуется в рамках работы родительской гостиной. Родителей знакомят с пособиями, которые используются в группе. На мастер-классах, практикумах показывают и рассказывают правила игр с ребенком дома. Оформляются выставки дидактических игр и игрушек.
Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса - свободная деятельность воспитанников в условиях сенсорного центра; - общение с каждым ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; - выбор каждым ребенком игры, игрушки или игрового пособия по интересам; - взаимодействие со сверстниками или рядом, или действовать индивидуально; - создание проблемной ситуации, направленной на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; - создание игровой ситуации направленной на знакомство, апробирование материала, появившегося в сенсорном центре.
Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы - отмечаем и приветствуем даже самые минимальные успехи детей; - не критикуем результаты деятельности ребенка и его самого как личность; - приучаем свободно пользоваться игрушками и пособиями; - побуждаем детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); - устанавливаем простые и понятные детям нормы игры с игрушками, четко исполняем правила поведения всеми детьми; - проводим все игры в эмоционально положительном настроении, избегаем ситуации спешки и потарапливания детей; - для поддержания инициативы в игре по указанию ребенка собираем пазлы или нанизываем бусы для него; - содержим в доступном месте все игрушки и материалы; - поощряем занятия игровой деятельностью, выражаем одобрение любому результату труда ребенка.
Примерный перечень дидактических игр по сенсорному развитию «Собери пирамидку» «Волшебный конструктор» «Выложи по контуру» «Складывание матрешки с двумя вкладышами» «Веселые застежки» «Собери комплект одежды» « Пазлы . Божья – коровка», «Спрячь мышку от кошки» «Собери букет в вазу» «Собери урожай» «Разрезные картинки» «Найди лишний предмет» «Выложи картинку» «Оденем куклу» «Привяжем к шарику ниточку» «Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия» «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях» «Спрячь мышку от кошки» «Игры с бельевыми прищепками» «Найди окошко для фигурки», «Волшебный мешочек» «Выложи орнамент» «Разноцветные бусы» «Игры с матрёшкой» «Воздушные шары» «Бабочка» «Снеговики» «Разноцветные палочки» «Накорми поросенка»
В задании используются фотографии, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет
Информационные источники Альтхауз Д., Дум Э. Цвет — форма — количество: Опыт работы по развитию познават ельных с пособностей детей дошкол ьного во озраста /Под ред. В.В.Юртайкина . - М.: Просвещение, 1984. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. Венгер Л.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет.сада /Под ред. Л.А.Венгера . - М.: Просвещение, 1988. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/Под ред. С.Л.Новосёловой .- 4-е изд., перераб . - М.: Просвещение, 1985. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1983. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.В.Галанова . Художники Г.В.Соколов , В.Н.Куров . - Ярославль: «Академия развития», 1997. Хазиева Р. К. 55 развивающих игр для малышей от года до трех. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации
Дидактический материал, предметы и игры для формирования сенсорных эталонов у детей и развития чувственных восприятий...
Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации
Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации...
Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающая среда детей от 1года до 3 лет.
Консультация для родителей...
Оснащение центра сенсорного развития для детей от года до трёх лет.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ...
Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет
Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет...
Оснащение центра сенсорного развития для детей раннего возраста от1 года до 3 лет
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д....
«Оснащение центра сенсорного развития для детей от 1 года до 3 лет»
Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение...