АОП ДО детей с ТНР (2-я младшая группа)
рабочая программа
АОП ДО детей с ТНР (2-я младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_do_detey_s_tnr_ii_mladshaya_gruppa.docx | 112.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» В.Лопатиной д4 г. Югорск,628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 2-15-91
Утверждено заведующим
«Детский сад комбинированного вида «Радуга» Приказ№___ от _________________
Согласовано_________________________/________________________
Подпись родителей (законных представителей) расшифровка
«__________»_______________________2019 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
на 2019 – 2020 учебный год
г. Югорск, 2019
Содержание
1. Целевой раздел…………………………………………………………………….………….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3
1.2. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы…………4
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности........................5
2.Содержательный раздел..........................................................................................................6
2.1. Характеристика дошкольника с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи III уровня)…………………………………………………………. 6
2.2. Содержание образовательных областей программы…………………...7
2.2.1.Образовательная область «Речевое развитие»……………………………….……..7
2.2.2.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» …………...9
2.2.3. Образовательная область «Познавательное развитие» …………………………..10
2.2.4.Образовательная область «Художественно-эстетическоеразвитие»………….…10
2.2..5.Образовательная область «Физическое развитие»……………………………….11
2.3.План взаимодействия специалистов в работе с ребенком………………...……….12
2.4 Взаимодействие с семьей…………………………………………………………….14
2.5. Программа коррекционной работы…………………………………………...…….16
3. Организационный раздел……………………………………………………………..…..33
3.1. Распорядок дня, организация режимныхмоментов……………………………….33
3.2. Особенности организации развивающей среды…………………………..……….34
3.3. Методический комплект к программе…………………………………...…………35
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа) предназначена для специалистов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее - Учреждение) и педагогов 2 младшей группы № 1 общеразвивающей направленности, в которой воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Обучающийся является ребенком с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). А значит в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) квалифицированная коррекция нарушений развития и социальная адаптация осуществляется в форме инклюзивного образования.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) на основе примерных программ:
- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга».
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. -СПб. 2014.
Основой целью Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы, и всестороннего гармоничного развития, обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающегося, обеспечения эмоционального благополучия. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение ребенка к окружающему, что дает возможность дошкольнику жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника. Предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха обучающегося выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в
коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
1.2. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры. Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей младшего дошкольного возраста.
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной жизни;
- пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;
- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
- называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
- рассказывает двустишья;
- использует слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут сопровождаться жестами;
- произносит простые по артикуляции звуки;
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов;
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
- соблюдает в игре элементарные правила;
- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета);
- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее процессу и результатам;
- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;
- планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;
- с помощью взрослого и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением;
- осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
- обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);
- действует в соответствии с инструкцией;
- выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);
- стремится принимать активное участие в подвижных играх;
- выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;
- с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
– карты развития ребенка дошкольного возраста с ТНР;
– различные шкалы индивидуального развития ребенка с ТНР.
Формы представления образовательных результатов:
- журнал учета реализации образовательной программы;
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в освоении образовательных областей;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых результатов воспитанника требованиям к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования ФГОС;
- динамика результатов.
Педагогическая диагностика
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития РЕБЕНКА. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью ребенка в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Характеристика ребенка с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (Общее недоразвитие речи (1 уровень развития у ребенка с моторной алалией) — это ребенок с поражением центральной нервной системы, у которого стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической и моторной деятельности.
Общее недоразвитие речи у обучающегося рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевое развитие ребенка характеризуется следующими особенностями:
Речевое окружение: Недостатки речи у взрослых членов семьи не отмечаются. Русскоязычное окружение.
Анамнез: Раннее развитие протекало согласно возраста. Отмечается задержка речевого развития (со слов родителей).
Контактность, особенности поведения: Контактен. Общение неустойчивое.
Слуховое восприятие: Пытается вслушиваться в звучащие игрушки. Направление не указывает. Ритмический рисунок не воспроизводит.
Зрительное восприятие: Не различает и не соотносит цвета. Восприятие формы не сформировано.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: Анатомическое состояние органов артикуляции без аномалий. Движения челюсти, языка недостаточного объема. Сила и продолжительность выдоха слабая и короткая.
Общая моторика: По показу пытается выполнить заданные упражнения. Объем выполнения движений, точность выполнения, темп, координация движений и переключаемость не соответствует возрасту.
Развитие мелкой моторики: Объем движений, темп, способность к переключению на низком уровне. Навык работы с карандашом не сформирован.
Импрессивная речь: Ограничена. Пассивный словарь шире активного. Нопонимание речи вне ситуации ограничено. Отсутствует понимание значений грамматических изменений слов
Экспрессивная речь: Активный словарь в зачаточном состоянии. В речи использует звукоподражания, узкий запас бытовых слов (мама, папа, деда, кака - пока) или воспроизводит слоговые элементы слова.
Звукопроизношение: Узкий запас бытовых слов и звукоподражаний не позволяет точно определить состояние звукопроизношения.
Фонематическое восприятие: Языковой, звуко-слоговой анализ и синтез не доступен.
Слоговая структура слова: Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.
Грамматический строй речи: Фразовая речь отсутствует.
Связная речь: Не сформирована
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (I уровень речевого развития).
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Целостность педагогического процесса в группе общеразвивающей направленности, где присутствует форма инклюзивного образования, обеспечивается реализацией Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (Далее ООП ДОУ), которая легла в основу Программы и определяет содержание образования обучающегося по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО -СПб. 2014.
2.2.1 Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие направлено на формирование у ребенка с ТНР потребности в общении и элементарных коммуникативных умениях. Для ребенка характерно полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, следовательно, решение задач образовательной области «Речевое развитие» соотносится с содержанием логопедической работы. Она направлена на ознакомление ребенка с доступными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, как невербальными, так и вербальными, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в доступной детям речевой активности, стимулирование развития лексической стороны речи, способности к подражанию речи, диалогической формы связной речи в различных видах детской деятельности..
Программное обеспечение:
- «Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО., -СПб.: 2014.
Коррекционно- развивающие цели и задачи:
Развитие словаря:
• Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
• Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
• Сформировать понимание простых предлогов.
• Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
Формирование грамматического строя речи:
• Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
• Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
• Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
• Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
Развитие просодической стороны речи
• Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения.
• Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
• Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
• Коррекция произносительной стороны речи
• Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
• Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
• Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
• Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
• Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
• Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
• Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
• Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.
• Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Развитие связной речи и навыков речевого общения:
• Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
• Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
• Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2–3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
2.2.2 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие предполагает следующие направления работы:
– формирование представлений ребенка о разнообразии окружающего их мира и людей;
– воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. д.;
– обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и
предпочтения ребенка («хочу – не хочу», «могу – не могу», «нравится – не нравится»).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам:
1) игра;
2) представления о мире людей и рукотворных материалах;
3) безопасное поведение в быту, социуме, природе;
4) труд.
Обучение игре ребенка с ТНР проводится в форме развивающих образовательных ситуаций, направленных на преодоление у детей речевого и неречевого негативизма. Для этого все специалисты стремятся придать отношениям детей к окружающим взрослым и детям положительную направленность.
Программное обеспечение:
- «Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»
- Программа «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин
Коррекционно- развивающие цели и задачи:
- Формирование общепринятых норм поведения, развитие игровой деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры), совместная трудовая деятельность, формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
- Развивать дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим.
2.2.3 Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие развитие у ребенка с ТНР предполагает развитие познавательной активности; обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта; формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности; формирование представлений об окружающем мире; формирование элементарных математических представлений.
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной
области «Познавательное развитие» по следующим разделам: 1) конструктивные игры и конструирование; 2) представления о себе и об окружающем природном мире; 3) элементарные математические представления.
В специально подобранных играх активно развиваются произвольность, опосредованность восприятия, пространственные отношения, способность создавать целое из частей. С помощью этих игр взрослый обучает детей простейшим обобщениям на основе установления сходных признаков.
К работе по образовательной области «Познавательное развитие» подключается и педагог-психолог. При этом педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения, познавательной и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Педагог - психолог в работе с ребенком руководствуется:
- «Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»
- Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7лет Коррекционно- развивающие цели и задачи:
- развития интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации;
- формирования познавательных действий, становления сознания;
- развития воображения и творческой активности;
- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
2.2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование эстетического мировосприятия у ребенка с тяжелыми нарушениями речи, создание среды для занятий детским изобразительным творчеством, соответствующей их возрасту, особенностям развития моторики и речи.
Характер задач, решаемых образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», позволяет структурировать ее содержание также по разделам: 1) изобразительное творчество; 2) музыка.
Для реализации задач раздела «Изобразительное творчество» необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со
взрослым). Любое проявление инициативы и самостоятельности детей приветствуется и поощряется. Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в коррекционные занятия по преодолению недостатков речевого развитии ребенка, в образовательный процесс, в самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность ребенка.
Содержание раздела «Музыка» реализуется в непосредственной музыкальной образовательной деятельности на музыкальных занятиях, музыкально-ритмических
упражнениях с предметами и без предметов; в музыкальной деятельности в режимные моменты на: утренней гимнастике, на музыкальных физминутках, в динамических паузах и др.
Программное обеспечение:
«Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе принимают участие воспитатель, и воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.
Воспитатель по изобразительной деятельности руководствуется в работе с ребенком программами:
- И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"Изд. Цветной мир, 2011;
- Г.С. Швайко Занятия по изобразительному искусству в детском саду. Старшая группа Програма.Занятия Изд. Владос,2008
- Г.С. Швайко Занятия по изобразительному искусству в детском саду. Подготовительная группа Програма.Занятия Изд. Владос,2008
Коррекционно- развивающие цели и задачи:
– развития у ребенка интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том
числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
2.2.5 Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи образовательной области «Физическое развитие» для ребенка с тяжелыми нарушениями речи решаются в разнообразных формах работы (занятие физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласуя ее содержание с медицинскими работниками.
В работе по физическому развитию ребенка с ТНР помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у ребенка представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.
Программное обеспечение:
«Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»
Коррекционно- развивающие цели и задачи:
- становления у ребенка ценностей здорового образа жизни;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
2.3 План взаимодействия специалистов в работе с ребенком
Задачи | Учитель- логопед | Инструктор по физическому воспитанию | Музыкальный руководитель | Педагог- психолог |
Развитие моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры | Игры на коррекцию двигательных нарушений, а именно игры на развитие пространственно- временной организации движений | Игры на детский музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр кукол бибабо. | Упражнения и игры на развитие мелкой моторики |
Развитие мимики | Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией | Игра малой подвижности и игры- релаксации | Развитие выразительности в пении и танце | Игры- релаксации. Игры на развитие эмоциональной сферы (пиктограммы). |
Развитие речевого и физиологического дыхания | Чистоговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания | Считалки. Дыхательная гимнастика по методике Н.А. Стрельниковой. Физкультурные упражнения в стихотворной форме. Подвижные игры со словами. | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце | Подвижные игры со словами. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба | Считалки. Физминутки со словами. Дыхательная гимнастика. Физкультурные упражнения в стихотворной форме. Игры малой подвижности в стихотворной форме | Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. | Использование характерных ролей в сюжетно- ролевых играх. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическими признакам. Воспитание акустико- артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Словесная регуляция действий и функций, активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции. | Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально- ритмические движения. | Регуляция действий и функций, активного внимания путем выполнения заданий |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. Артикулляционная гимнастика. Чистоговорки. | Разучивание строевых песен. Считалочки. | Разучивание и пение песен | - |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма | - | Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные инсценировки. Кукольный театр. | Сюжетно- ролевые игры |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря. | Подвижные игры и игры малой подвижности с использованием лексических тем. | Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий. | Обогащение словаря в процессе занятий. |
Развитие диалоговой речи | Формирование навыков составления диалога | Физкультурные упражнения в парах, сопровождающиеся словами. | Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные инсценировки. | Упражнения в парах, сопровождающиеся словами. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. | Разучивание и рассказ правил игры. Самостоятельное проведение упражнений с пояснением | Разучивание текстов песен. | Самостоятельное проведение упражнений с пояснением |
Развитие коммуникативных навыков | Коммуникативные игры | Использование сюжетных форм проведения занятий | Участие детей в музыкальных представлениях | Коммуникативные игры и упражнения |
Развитие познавательных процессов | Упражнения с различным дидактическим материалом. | Разучивание и запоминание различных игр, правил игры. Упражнения по нейрокоррекции. | Музыкальные дидактические игры, интерактивные игры | Упражнения и игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия |
Снижение уровня тревожности, напряженности | Игры с песочным столом | Релаксация, дыхательные упражнения | Релаксация, дыхательные упражнения. | Релаксация, дыхательные упражнения, игры с использованием оборудования сенсорной комнаты |
2.4. Взаимодействие с семьей
Перспективное планирование работы с родителями детей с ОВЗ
Сентябрь-октябрь
Ноябрь- Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
№ | Тема | Форма работы | Ответственный |
1 | «Чему мы научились за год» | Открытое интегрированное занятие для детей и родителей | педагог- психолог, Лучникова В.Е. учитель- логопед, Мазеина М.Ф. |
2.5 Программа коррекционной работы
Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда
ноябрь | ||
1-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Туалетные принадлежности» Стр. 67-82 | Продолжать работу над накоплением и уточнением пассивного словаря (развитие пассивного словаря существительных) | Упражнение «Чисто моем руки» |
Формировать внимание к неречевым звукам | Игры «Дождик», «Водичка, водичка» | |
Способствовать развитию общей моторики и координации движений | Подвижная игра «Умывалочка» | |
2-3-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Одежда» Стр. 82-113 | Продолжать работу над накоплением и уточнением пассивного словаря (развитие пассивного словаря существительных, прилагательных, глаголов) | Игры «У кого это есть?», «Кто что делает?», «Будь внимательным», «Парные картинки» |
Формировать представления о разновидностях и предназначении одежды | Д/и «Соберем на прогулку» | |
Способствовать развитию тактильных ощущений | Игра «Умные пальчики» | |
Продолжать учить находить предмет по его контурному изображению | Карточки | |
4-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Обувь» Стр. 113-128 | Формировать представления о разновидности и предназначении обуви | Д/и «Соберем на прогулку», «Парные картинки», «Покажи» |
Учить умению отвечать на поставленные вопросы по предметным картинкам «Что это? Кто это?» | Упражнение «В раздевалке» | |
Продолжать работу над формированием голоса (громко-тихо, ласково-сердито) | ||
Учить узнавать предмет по одной его детали | Упражнение «Волшебный мешочек» | |
Способствовать развитию общей моторики и координации движений | Игры «Топай как я», «Тапки» | |
II период работы | ||
ДЕКАБРЬ | ||
1-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Обувь» Стр. 131-143 | Формировать представления о разновидности и предназначении обуви | Д/и «Соберем на прогулку», «Парные картинки», «Покажи» |
Учить умению отвечать на поставленные вопросы по предметным картинкам «Что это? Кто это?» | Д/и «Четвертый лишний» | |
Продолжать работу над формированием голоса (громко-тихо, ласково-сердито | ||
2-3-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Мебель» Стр. 144-174 | Продолжать работу по уточнению и расширению пассивного, активного словаря по теме | Игра в поручения «Покажи…» |
Работать над активным словарём (односложные слова с добавлением согласного звука к прямому слогу) | ||
Продолжать учить детей понимать грамматические категории числа существительных и глаголов. | Д/и «Один – много», «Найди картинку» | |
Формировать представление о разновидности и предназначении мебели | ||
Продолжать учить детей находить из ряда картинок «лишнюю» | Д/и «Четвертый лишний» | |
4-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Новый год. Елка» Стр. 174-189 | Формировать умение произносить произвольные эмоциональные высказывания (Ах,ох,ух,эх) через русскую народную поэзию | Упражнение «Как чудесно пахнет елка» |
Работать по уточнению и расширению пассивного глагольного словаря | Упражнение «Наша елка» | |
Развивать слуховое внимание | Д/и «Что звучит?», «Звени как я» | |
Продолжать учить детей понимать грамматические категории числа существительных и глаголов | Д/и «Один – много», «Найди картинку» | |
ЯНВАРЬ | ||
3-4-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Посуда. Продукты питания» Стр. 189-219 | Учить пониманию вопросов косвенных падежей (кого? что? кого? чего?) | Сюжетные картинки |
Учить формировать предложные конструкции с предлогами «в», «на» | Сюжетные картинки | |
Учить запоминать и проговаривать 2-3 слова по просьбе логопеда (в рамках одной темы) | Д/и «Что это?» | |
Развивать мелкую моторику через использование пальчиковых игр | Д/и «Разложи по порядку» | |
Формировать представление о посуде и ее предназначении. | Предметные картинки по теме | |
ФЕВРАЛЬ | ||
1-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Посуда» Стр. 219-233 | Обучение выполнению двухступенчатых инструкций. | Игра «Веселый оркестр», «Узнай по контуру» |
Совершенствование умения договаривать за логопедом словосочетания. | Упражнение «Повтори» | |
Формирование глагольного словаря | Упражнения «Чашка», «Красивая посуда» | |
Расширение словаря числительными | Лото «Один – два» | |
Дальнейшее усвоение геометрических фигур. | Игра «Подбери тень» | |
2-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Домашние птицы» Стр. 234-249 | Активизировать мышцы губ, движения артикуляционного аппарата, развивать произносительные навыки | Упражнение «Кто как голос подает» |
Формировать представление о домашних птицах | Игра «Птичий двор» | |
Развивать внимание к звукослоговой структуре слова | ||
Учить детей отгадывать предметы игрушки, животных, птиц по их словесному описанию | Д/и «Кто это?» | |
3-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Домашние птицы» Стр. 249-263 | Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в назначении у кого? | Д/и «У кого?» |
Совершенствование диалогической речи. | К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» | |
Формирование фонематического восприятия (различение гласных и-у по принципу контраста) | ||
4-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Домашние животные» Стр. 264-276 | Формировать представление о домашних животных | Отгадывание загадок |
Учить умению отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что она делает) | Д/и «Кто это?» | |
Обучать дифференциации форм единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода | Д/и «Один - много | |
Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай | Игра в паре | |
Учить детей складывать картинки из двух частей | Разрезные картинки | |
III период работы | ||
МАРТ | ||
1-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Мамин праздник» Стр. 279-293 | Формировать представление о Женском дне. | Упражнение «Цветок для мамы» |
Учить пониманию смысла простой сюжетной картинки | Беседа по сюжетным картинкам | |
Формировать умение различать падежные формы личных местоимений (мне, тебе, меня, тебя) | ||
Учить выбирать предметы определённого цвета | Подарок маме | |
2-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Домашние животные» Стр. 293-309 | Совершенствование диалогической речи. | Беседа |
Обучение детей ответам на вопросы по картинке. | Беседа по сюжетным картинкам | |
Обогащение активного словаря детей наречиями,обозначающими местонахождение предмета (вот,тут,здесь,там) | ||
Формирование грамматического строя речи. Образование имен существительных с умньшительно-ласкательными суффиксами (котята,котенок).Образование глаголов 3-го лица ед. и мн. числа | Игра «Подскажи словечко» | |
3-4-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Дикие птицы» Стр. 309-340 | Развитие импрессивной речи. | Игра «Кто спрятался?» |
Формирование обобщающего понятия «дикие птицы» | Д/и «Четвертый лишний» | |
Развитие экспрессивной речи. Расширение глагольного словаря. | Игра «Кто что делает?», | |
Совершенствование грамматического строя речи | Игры «Чьи следы?», «Большой – маленький» | |
АПРЕЛЬ | ||
1-2-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Дикие животные» Стр. 340-368 | Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими: - местонахождение предметов (вот, здесь, тут, там, -сравнение (больше, меньше) -количество (много, мало) | Предметные картинки |
Учить пониманию простых вопросов по сюжетной и предметной картинке | Беседа по сюжетным картинам | |
Формировать представление о различных диких животных | Упражнение «Кто спрятался?» | |
Продолжать учить детей складывать картинки из двух частей | Разрезные картинки | |
3-4-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Транспорт» Стр. 369-396 | Учить пониманию вопросов косвенных падежей (кого? что? кого? чего?) | Упражнение «Что? Где?», |
Учить формировать предложные конструкции с предлогами «в», «на» | Игра «Новая машина» | |
Учить запоминать и проговаривать 2-3 слова по просьбе логопеда (в рамках одной темы) | Игра «На машине» | |
Развивать мелкую моторику через использование пальчиковых игр | Игра «Маленькие онструкторы» | |
Формировать представление о транспорте | Упражнение «В мастерской» | |
МАЙ | ||
2-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Лето. Цветы» Стр. 397-411 | Формирование номинативного словаря по теме «Цветы» | Упражнение «оберем цветок» |
Формирование общих представлений о цветах | Работа с предметными картинками | |
Развитие мышления. Закрепление умения группировать предметы по признакам | Д/и «Четвертый лишний» | |
Формирование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами сущ. жен. и муж. рода в ед. и мн. числе) | Игра «У кого что?» | |
Развитие артикуляционной и мимической моторики, координации речи с движениями, неречевого слуха, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. | Игра «Ромашки» | |
3-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Лето. Насекомые» Стр. 411-425 | Расширять объем понимания многоступенчатой инструкции | Упражнение «Салют» |
Обогащение номинативного словаря (насекомые, части тела насекомых) | Игра «Паучок» | |
Развитие диалогической речи | Сюжетные картинки | |
Формирование грамматического строя речи (образование и употребление имен сущ. ед. и мн. числа в творительном падеже) | Упражнение «Веселые жуки» | |
Актуализация математического словаря (один, два, три, много, ни одного) | Д/и «Сосчитай» | |
4-Я НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Игры с водой» Стр. 425-437 | Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам | Сюжетные картинки |
Развитие диалогической речи. | Сюжетные картинки | |
Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных ед. и мн. числа в род. падеже) | Упражнение «Облака» | |
Актуализация математического словаря (один, два, три, много) | Д/и «Сосчитай» |
График занятий
день недели | время |
вторник | 9.10-9.25 |
среда | 9.05-9.20 |
Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Цель коррекционной работы: Коррекционно-развивающая помощь в освоении АООП ДО обучающихся с ТНР
Задачи коррекционной работы:
- Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных навыков.
- Развитие компетенций эмоциональной сферы.
- Развитие пространственных представлений
- Развитие игровой деятельности.
- Развитие компетенций познавательной деятельности
- Активизация познавательной деятельности.
Основные направления психолого- педагогической работы:
Занятия направлены на коррекцию и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие компетенций эмоциональной сферы; развитие пространственных представлений; развитие игровой деятельности; развитие и активизация компетенций познавательной деятельности.
Занятия проходят в индивидуальной и подгрупповой форме 2 раза в неделю по 15 минут.
Индивидуальный и дифференцированный подход во время коррекционно- развивающего процесса осуществляется за счет:
- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
- введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий;
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах – дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки.
Тематический план
№ занятия | Месяц | Тема занятия | Цель занятия |
1 | сентябрь | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Имя в волшебной стране» (настольный театр) «Ручки-подружки» | - учить называть имена друг друга, описывать других и себя, помогать другим; вступать в диалог со сказочным персонажем - учить фиксации внимания на ручках, пальцах, их названиях, учить определять правую и левую руки; - развивать мелкую моторику рук; - развивать умение сопереживать другим людям, сказочным персонажам Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. |
2 | Развитие компетенций эмоциональной сферы. «Знакомство волшебной комнатой» | Создание доверительной атмосферы, развитие эмоциональной, когнитивной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов. Формирование навыков саморегуляции, умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию. Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. | |
3 | Развитие игровой деятельности. Игра «Вместе играем» | учить взаимодействию и вежливому обращению друг с другом | |
4 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности «Курочка Ряба» | -развивать зрительное восприятие (форма,величина),закреплять словесное обозначение величин и навыков счета; -развивать мышление,навыки конструирования по образцу; -развивать речь,внимание,память; -совершенствовать навыки общения; | |
5 | развитие пространственных представлений Карточка №1 «Аист» | Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле. | |
6 | октябрь | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Дружная семейка» (пальчиковый театр) | - учить фиксации внимания на ручках, пальцах и их названии, учить определять правую и левую руки; - развивать мелкую моторику рук; - развивать эмпатию; - развивать активную речь, активизировать диалоговое взаимодействие с детьми и взрослыми. Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. |
7 | Развитие эмоциональной сферы. «Цвета и настроение» | Создание бодрого, оптимистического настроения. Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме, эмоциональной сферы ребенка, активизация тактильной чувствительности. Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. | |
8 | Развитие игровой деятельности. Игра «Вместе играем» | учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом | |
9 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности «Петух и краски» | -развивать зрительное восприятие (величина,цвет); -развивать мышление (группировка предметов по цвету и величине); -развивать речь,внимание,память; -развивать общую и мелкую моторику; -воспитывать доброжелательное отношение; | |
10 | развитие пространственных представлений Карточка №2 «Динамические картинки» | Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов. | |
11 | ноябрь | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Радостные лошадки» (упражнение) «Пуговки и шляпа» (тестопластика) | - развивать умение передавать эмоциональное состояние различными выразительными средствами, проживать чувство радости, фиксировать его в графическом образе; - активизировать лучшие черты ребёнка, чувствительность к окружающему миру; - развивать активную речь, активизировать диалоговое взаимодействие с детьми и взрослыми; - развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений.
- способствовать формированию субъектного действия на примере продуктивной деятельности; - развивать мелкую моторику рук; - развивать чувство сопереживания, желания помочь; - воспитывать уверенность в себе, потребность в коммуникативном взаимодействии. Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. |
12 | Развитие эмоциональной сферы. «Помощь друзей» «Дружба начинается с улыбки» | Создание положительного эмоционального настроя. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики. Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. | |
13 | Развитие игровой деятельности. Игра «Вопрос — ответ» | развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. | |
14 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности «Репка» | -развивать зрительное восприятие (величина,цвет,форма); -закреплять навыки счета; -развивать мышление, речь,внимание,зрительную память; -развивать мелкую и общую моторику; -совершенствовать навыки общения | |
15 | развитие пространственных представлений Карточка №3 «Наоборот» | Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. | |
16 | декабрь | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Найди медвежонка» (игры на осязание) | - учить фиксировать внимание на руках, кистях рук, языке; - развивать восприятие (тактильное) и учить определять его как одну из своих способностей; - развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, ориентацию в собственном теле; -формировать чувство эмпатии и способность сопереживать Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. |
17 | Развитие эмоциональной сферы. «Комплименты» «Давайте представим» | Снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. Активизация внимания. Развитие мелкой моторики и двигательной координации. Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. Продолжение обучения умению определять свое настроение Саморегуляция психического состояния. Развитие смелости и уверенности в себе. мелкой моторики и двигательной координации. Снижение скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения. | |
18 | Развитие игровой деятельности. «Обзывалки» | развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций. | |
19 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности «Репка» | -развивать зрительное восприятие (величина,цвет,форма); -закреплять навыки счета; -развивать мышление,речь,внимание,зрительную память; -развивать общую и мелкую моторику; -совершенствовать навыки общения | |
20 | развитие пространственных представлений Карточка №4 «Где правая, где левая?» | Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны. | |
21 | январь | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Страх и как с ним бороться (упражнение)» | - расширять представления детей об эмоциях, развивать умение передавать эмоциональное состояние различными выразительными средствами, учить проживать чувство страха и бороться с ним; - снимать мышечное и эмоциональное напряжение; - развивать умение конструктивно сбрасывать агрессию, вызванную страхом Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. |
22 | Развитие эмоциональной сферы. «Моя любимая игрушка» | Развития умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Создание условий для релаксации и спокойного состояния. Релаксация и развитие воображения. | |
23 | Развитие игровой деятельности. «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» | Развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. | |
24 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности | -развивать внимание и восприятие; -развивать речь,мышление; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать умение согласовывать свои действия с действиями взрослого; -воспитывать доброжелательное отношение. | |
25 | развитие пространственных представлений Карточка №5 «Как растут овощи» | Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей. | |
26 | февраль | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Как ножки поссорились» «Рисование волшебными красками» | - фиксировать внимание на ножках, называть их, определять правую и левую ногу; - снимать мышечное и эмоциональное напряжение; -развивать умение сопереживать другим людям; - поддерживать стремление к установлению коммуникативных контактов детей. - формировать субъектное действие на примере продуктивной деятельности; - воспитывать уверенность в себе; - учиться выражать цветом своё настроение; - приобретать навыки заботы о себе Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. |
27 | Развитие эмоциональной сферы. «Будьте внимательны» «Назови себя» | Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов. Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование доверительных отношений. Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. | |
28 | Развитие игровой деятельности. Игра «Интервью» | развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. | |
29 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности | развивать зрительную и слуховую память ; -развивать мышление (классификация); -развивать речь;общую и мелкую моторику; -совершенствовать навыки общения | |
30 | развитие пространственных представлений Карточка №6 «На, над, под» | Учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение. | |
31 | март | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Нора крота Тутти, или о пользе зрения» (настольный театр) Появление гусеничек (развлечение), ч. 1 | - акцентировать внимание на важности зрения и способности самого ребёнка видеть. - акцентировать внимание на способности каждого ребёнка создавать что-то своим руками; - способствовать осознанию причинно-следственных связей между своими действиями и состояниями куклы; - формировать субъектное действие на примере продуктивной деятельности; - развивать мелкую моторику рук; - создавать условия для проявления с помощью куклы тех эмоций, чувств, состояний, которые обычно ребёнок не позволяет себе проявлять Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. |
32 | Развитие эмоциональной сферы. «Прогулка по волшебному лесу» | Развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативных реакций. Способствование развитию вестибулярного аппарата и координации движений. Воспитание эмпатических чувств, желание оказать друг другу эмоциональную и физическую поддержку. Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Активизация познавательной деятельности. | |
33 | Развитие игровой деятельности. Игра «Салют» | Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения, развивать умения снятия напряжения, воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других. | |
34 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности | -развивать восприятие (форма); -развивать внимание,память ,речь,навыки счета; -развивать общую и мелкую моторику; -совершенствовать навыки общения | |
35 | развитие пространственных представлений Карточка №7 «Сделай так, как я скажу» | Закрепить пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах. Развитие внимания, моторики. | |
36 | апрель | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Удивительные превращения гусенички (развлечение), ч. 2» | - конкретизировать представление об образе тела человека: рот, язык; - дать понятие о полезной пище; - фиксировать внимание на способности человека чувствовать и различать вкус пищи; - способствовать осознанию причинно-следственной связи между своими действиями и состояниями куклы; - развивать мелкую моторику рук; - создавать условия для проявления с помощью куклы тех эмоций, чувств, состояний, которые обычно ребёнок не позволяет себе проявлять. |
37 | Развитие эмоциональной сферы. «Солнечный зайчик». | Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в собственном теле, тактильного восприятия, активизация внимания, речи и воображения, формирование доверительных отношений. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. | |
38 | Развитие игровой деятельности Игра: «Ладонь на ладонь» | Обучать детей эффективному взаимодействию, развивать умения согласовывать действия с партнером, воспитывать чувство коллективизма. | |
39 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности | развивать слуховое и зрительное восприятие,внимание,память, речь, мышление; -развивать общую и мелкую моторику; -совершенствовать навыки общения | |
40 | развитие пространственных представлений Карточка №8 «Куда пойдешь и что найдешь?» | Закрепить значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. | |
41 | май | Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Новые приключения колобка» | - учить фиксировать внимание на руках, кистях рук, языке; - развивать восприятие (тактильное и вкусовое) и определять его как одну из своих способностей; - развивать активную речь, потребность в коммуникативном взаимодействии; - развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, ориентацию в собственном теле. |
42 | Развитие эмоциональной сферы. «У страха глаза велики» | продолжение работы по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей; - развитие у них смелость и уверенности в себе; - развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику. | |
43 | Развитие игровой деятельности Игра: «Меняемся пуговицами» | Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать, воспитывать желание сотрудничать друг с другом. | |
44 | развитие компетенций познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности | восприятие,внимание,память, речь, мышление; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать эмоциональную сферу; -совершенствовать коммуникативные навыки; | |
45 | развитие пространственных представлений Карточка №9 «Что? Где?» | Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию сообразительности, быстроты мышления. |
График занятий
день недели | время |
понедельник | 9.40-9.55 |
четверг | 9.50-10.05 |
3. Организационный раздел
3.1. Распорядок дня, организация режимных моментов
В соответствии с Программой максимально допустимы объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).
Режимные моменты | Время |
Утренняя встреча детей на улице, индивидуальная работа с детьми | 7.00 – 7.50 |
Утренняя гимнастика (разминка) | 7.50-8.00 |
Подготовка к завтраку - завтрак | 8.00-8.30 |
Игры, подготовка к НОД | 8.30 – 9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00 – 9.40 |
Самостоятельная игровая деятельность | 9.40-10.10 |
Подготовка к прогулке – прогулка (подвижные игры, индивидуальная, и подгрупповая работа, самостоятельная деятельность) | 10.10-11.50 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 11.50-12.00 |
Подготовка к обеду – обед | 12.00 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 – 15.00 |
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.15 |
Подготовка к полднику - полдник | 15.15 – 15.30 |
Организационная деятельность с детьми (игры, индивидуальная и подгрупповая работа, НОД, кружковая деятельность) | 15.30 – 17.00 |
Подготовка к ужину - ужины | 17.00 – 17.30 |
Подготовка к прогулке – прогулка (игровая деятельность на свежем воздухе, уход домой) | 17.30 – 19.00 |
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Среда, окружающая ребенка в Учреждении, обеспечивает безопасность его жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в Учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между ребенком и взрослыми.
Развивающая среда организована следующими направлениями:
Направление: Речевое развитие.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.
Направление: Познавательное развитие.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Есть папки с сериями картин «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и животных т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Папки с видами животного и растительного мира
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.).
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.
В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.
«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.
«Музыкально - театрализованный» Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.
Направление: Социально-коммуникативное развитие.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми.
Направление: Физическое развитие
Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Имеются: массажные дорожки, гимнастические палочки, кольца, мячи – ежики, что способствует развитию мелкой моторики.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.).
3.3. Методическое обеспечение адаптированной программы
Средства обучения и воспитания
Методический комплект
- Нищева Н.В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада для детей с ОНР
- Нищева Н.В., Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Сонорные звуки (окончание) и звук J. дифференциация сонорных звуков и звука J. Выпуск 4
- Нищева Н.В., Картотека сюжетных картинок. Выпуск 24. Глагольный словарь дошкольника.
- Нищева Н.В., Картотека предметных картинок. Выпуск 29. Образный строй речи дошкольника (атрибутивный словарь)
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Альбом 2.
- Мерсибо. Свистелки-свиристелки Логопедические задания для автоматизации звуков С,3,Ц.
- Мерсибо. Кошки - мышки. Логопедические задания для автоматизации звуков Ш,Ж,Ч,Щ.
- Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения звуков Ц, Ч, Щ, дифференциации звуков Ц-С, Ц-Ть, Ч-Ть, Ч-Сь, Щ-Сь,Щ-Ч
- Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Ш, Ж и дифференциации звуков С-Ш-З-Ж
- Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуковС-З-Сь-Зь
- Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Р и Рь
- Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Л, Ль, сонорных звуков и звука J
- Нищева Н.В., Картотека сюжетных картинок. Выпуск 41. Употребление предлогов 2.
- Нищева Н.В., Картотека сюжетных картинок. Выпуск 42. Употребление предлогов 3
- Сорокина Н А, Звуковые дорожки для закрепления звуков Л, Ль, Р, Рь у детей и взрослых.
- Сорокина Н.А., Звуковые дорожки для закрепления звуков Ш, Ж, Щ, Ч у детей и взрослых.
- Нищева Н.В., Развивающие сказки
- Нищева Н.В., Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск
- Новикова Е.В., Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения (3 новых зонда). Часть 3
- Новикова Е. В., Зондовый массаж. Зонд №12 Скользящий. Часть 4
- Новикова Е. В., Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Часть 1
- Смирнова И.А., Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
- Смирнова И. А., Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения
- Смирнова И. А., Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи
- Смирнова И.А., Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Наглядно-методическое пособие
- Нищева Н.В., Веселые диалоги для развития выразительности речи детей с 2 до 8 лет
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация свистящих звуков С, Сь, 3, Зь, Ц у детей. Альбом 1. Дидактический материал для логопедов.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей. Альбом 3. Дидактический материал для логопедов
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Коррекция произношения звука И. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- Коноваленко В., Коноваленко С., Коррекция произношения звуков "Н", "Т", "Д". Дидактический материал
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Коррекция произношения звуков Г, Гь, К, Кь, X, Хь. Дидактический материал для логопедов
- Сорокина Н.А., "Звуковые дорожки" для закрепления звуков Л, Ль, Р, Рь у детей и взрослых
- Сорокина Н.А., "Звуковые дорожки" для закрепления звуков Ш,Ж,Щ,Ч у детей и взрослых
- Сорокина Н.А., "Звуковые дорожки" для закрепления звуков С, Сь, 3, Зь и Ц у детей и взрослых
- Сорокина Н.А., "Звуковые дорожки" для закрепления звуков М, Мь, Н, Нь, J (И) у детей и взрослых
- Нищева Н.В., Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 1. Звуки раннего онтогенеза. Свистящие звуки. Дифференциация свистящих звуков (начало)
- Нищева Н.В., Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 2. Свистящие звуки. Дифференциация свистящих звуков (окончание)
- Нищева Н.В., Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 3. Шипящие звуки, аффрикаты. Дифференциация свистящих, шипящих звуков и аффрикат. Сонорные звуки. Звук (Л) (начало)
- Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза [м],[м’], [п], [п1], [б], [б-], [т], [т'], [д], [Д-], [н], [Н-], [к], [к'], [г], [г1], [X], [Х-],{Гв}, {Гв'}, {ГФ}, {ГФ'|
- Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю., Альбом. Слоговая структура слова: обследование возможностей восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная интегрированная образовательная деятельность в группе детей раннего возраста (1-я младшая группа). «Весёлое приключение колобка»
Задачи: Образовательная область «Физическая культура»Закреплять умение ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.Совершенствов...
Проект «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» для детей 3 -4 лет (2 младшая группа)
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)Тип проекта: познавательно-игровойУчастники проекта: воспитатели, дети вторых младших групп и их родители;Возраст детей: 3...
Проект по приобщению младших дошкольников к истокам русской народной культуры. «Дети в мире звуков». Вторая младшая группа.
Проектная деятельность по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре. В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими на...
Проект «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» для детей 3 -4 лет (2 младшая группа)
Цель:вызвать у детей желание употреблять молочные продукты.Задачи:- донести до детей знания о пользе молочных продуктов для организма, используя различные виды деятельности;- расширять знания детей о ...
Отчет по теме самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая группа.
Отчет по теме самообразования:«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая группа...
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учебный год.
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учеб...
Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...