Семинар- практикум
методическая разработка
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Тема:
«Социально-нравственное воспитание детей –важный фактор социализации дошкольников ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_2021.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управления делами Президента РФ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Тема:
«Социально-нравственное воспитание детей –важный фактор социализации дошкольников ДОУ»
Подготовила старший воспитатель
высшей квалификационной категории:
Акопян А.С.
Ессентуки, 2021 г.
Цель:
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов при использовании разнообразных форм взаимодействия с детьми и родителями для решения задач социально-нравственное развития детей дошкольного возраста».
Задачи:
1. Знакомить воспитателей с теоретическими основами нравственного воспитания детей.
2. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».
3. Формировать профессиональные умения по заданной теме.
4. Развивать психологические качества, обеспечивающие личностно-ориентированное общение педагогов с детьми.
Ход семинара:
1. Теоретическая часть.
«Особенности социально-нравственного воспитания дошкольников»
2. Практическая часть.
Деловая игра.
3.Заключение.
1.Теоретическая часть
СЛАЙД 3
Социально-нравственное воспитание.
Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе.
Особенности социально-нравственного воспитания дошкольников.
Социально-нравственное воспитание детей начинается с первых лет жизни и основывается на формировании положительных качеств человека. Ребенку в дошкольном возрасте следует прививать нравственные качества через трудовую активность, творчество и игровые формы воспитания. В процессе общения в дошкольных учреждениях ребенок проявляет свой характер, формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как гражданин и определяет свою позицию в обществе. Для того чтобы социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным, необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми. Важную роль в процессе воспитания играет трудовая деятельность, в процессе которой ребенок развивается, достигает поставленных целей и совершенствует свои навыки. Социально-нравственное воспитание детей должно реализовываться в тесном взаимодействии родителей и воспитателей ДОУ. Формирование социальных и нравственных качеств ребенка должно осуществляться в рамках его общественной жизни и взаимодействия в детском коллективе.
СЛАЙД 3-6
Средства и методы социально-нравственного воспитания в ДОУ.
В дошкольных учебных заведениях социально-нравственное воспитание детей осуществляется по специальным педагогическим программам и направлениям. Педагогические программы состоят из наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют социально-развитую и нравственную личность.
К основным средствам социально-нравственного воспитания в ДОУ можно отнести:
-Художественные средства, воздействующие на эмоциональную и духовную стороны ребенка (литературные произведения, искусство, музыка, театр и кино);
-Контактные средства, которые направлены на общение ребенка и самореализацию в обществе, социализацию и самоидентификацию;
-Деятельностные средства, которые развивают способности ребенка, его ответственность, трудолюбие и целеустремленность (труд, творчество, игра и т.д.);
-Природные средства, которые формируют у ребенка гуманность, сопереживание, бережное отношение к окружающему миру и гражданскую позицию.
Социально-нравственное воспитание в ДОУ будет реализовываться только в том случае, если созданы положительные условия и нравственная атмосфера в коллективе. Ребенка должны окружать комфортные условия, насыщенные доброжелательностью, поддержкой, гуманностью и заботой.
В современной дошкольной педагогике выделяют следующие методы социально-нравственного воспитания:
- Методы, формирующие нравственное поведение ребенка (поручения, требования, примеры, упражнения и задания);
- Методы, формирующие нравственное сознание (образец, пример, внушение, беседа, просьба, разъяснение);
-Методы поощрения и стимулирования (награда, конкурс, состязания и турниры);
- Методы, раскрывающие интеллектуальные и творческие способности (творчество, игровой процесс, рукоделие, спортивные упражнения, логические задания и т.д.).
Каждый метод социально-нравственного воспитания должен соответствовать целям и задачам воспитания, возрасту и интересам детей. Для методов социального воспитания родителям и педагогам необходимо подготовить условия и атмосферу, а также логическое завершение. Важной составляющей социально-нравственного воспитания дошкольников является общение и коммуникационные связи между детьми. Постоянное взаимодействие, обмен знаниями и опытом помогают детям устанавливать общественные связи, активно развиваться и формировать положительные навыки жизни в обществе.
СЛАЙД 7
2.Практическая часть
Деловая игра
«Радуга»
Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Но для этого взрослый сам должен обладать моральными ценностями и нравственными качествами. И тогда у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Учиться обладать нравственными качествами мы сегодня с вами будем на тренинге. А поможет нам в этом Радуга. Ведь радуга это – олицетворение всех красок жизни, радуга символизирует преображение, это мост между двумя мирами. И сегодня радуга будет символизировать мост между нами и детьми.
Первый цвет – красный.
Он является первой и очень важной ступенью социально -нравственного развития. Это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
А хотите узнать, насколько Вы добры? Я предлагаю Вам ответить на несколько вопросов?
Тест «Добрый ли вы человек?»
Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11
и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.
Пословицы о доброте
Я вам зачитываю первую часть пословицы, а вы должны сказать или предположить какой может быть вторая часть пословицы.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Других не суди, на себя погляди.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Доброму слову – добрый ответ.
Добро век не забудется.
Плох человек, коли добра не помнит.
Слово лечит – слово и ранит.
Друзья познаются в несчастье.
Второй цвет – оранжевый.
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы воспитатель не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.
- Как вы думаете за счет чего достигается положительное отношение детей к беседе (дать воспитателям подумать) – показ слайда после вопроса по частям
-постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с повседневным опытом;
-подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольника, привлечь их внимание;
-поощрение активности детей, их стремления принять участие в беседе.
Третий цвет – желтый.
Как же нам развить доброту в наших детках? Конечно собственным примером, и воспользоваться играми, направленными на развитие этого качества.
Игра «Палочка-выручалочка».
Игра «Добрые дела».
Игра «Подбери пословицу к сказке».
Раздача игр педагогам.
Четвертый цвет – зеленый.
Называется – МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт.
Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия, что хорошо, а что Плохо. Мы должны донести до ребёнка, что в зависимости от ситуации: в одном случае надо уступить в другом- помочь, в третьем- поддержать.
Например, малыш плачет, потеряв игрушку. Увидев это, сверстник начинает его гладить по голове, т.к. знает правило «надо пожалеть того, кто плачет». Но такое действие не соответствует сути возникшей ситуации, в которой следовало бы помочь найти игрушку.
Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.
К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения и другое.
«Обсуждение ситуаций»
1.Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам конфету, а ты меня примешь в игру». Ваши действия.
2.Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.
Пятый цвет – голубой превращается в самостоятельность.
Для совершения правильного нравственного поступка недостаточно только желания — это сделать, надо самому принять решение и выполнить какое-то действие.
Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, хоть очень часто это ведёт к временным затратам. Как можно чаще хвалить детей и верить в них, незаметно помогать и т.д.
Игра «Похвали ребенка» - воспитатели подбирают слова, которыми можно похвалить детей в группе за правильный поступок.
Шестой цвет – синий.
Личностно-ориентированный подход.
Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях и это надо обязательно учитывать. Для одного ребёнка кажется аморальным. Другому - нормой, т.к. он живёт в таких условиях. Личностно ориентированный подход в воспитании включает тесное взаимодействие с семьей на основе партнерских, равноправных отношений. Именно потому, что для ребенка семья - наиболее значимое микросоциальное образование, надо научиться уважать право семьи на собственные позиции и приоритеты в отношении ребенка и воспитания.
Для этого необходимо изучать индивидуальные особенности детей включать их в ситуацию выбора самостоятельного принятия решения. Постоянно включать каждого воспитанника в посильную и все усложняющуюся для него деятельность. Максимально опираться на собственную активность личности. Создавать в группе условия для развития творческого потенциала детей.
Например: «Круг добрых воспоминаний» - в конце дня сесть с детьми в кружок на ковре и говорить "о хорошем". Благодаря этому в группе создаётся атмосфера взаимного уважения и развивается самоуважение у каждого ребёнка.
Вот мы и дошли до последнего цвета радуги, фиолетового, которую назовем Самосовершенствование педагога.
Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории. Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым. Вот мы и создали мост между нами и детьми, которая называется социально-нравственное воспитание.
СЛАЙД 8
3. Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
СЛАЙД 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...