Технологическая карта образовательных практик (КОП) "Путешествие в космос"
методическая разработка (подготовительная группа)
КОП LEGO-конструирование "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
образовательных практик (КОП)
«Путешествие в космос»
Дата проведения: Апрель.
День недели: Вторник.
Руководитель: Маслова Ирина Вячеславовна.
Актуальность:
Предпочитаемыми видами детской дошкольной деятельности являются конструирование и игра, которые занимают главное место, как в методологии, так и в практике образования.
Современное образование ориентировано на усвоение определённых знаний. Вместе с этим развивается личность самого ребёнка и его познавательные способности. Конструкторы LEGO стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивая свободу экспериментирования. Развивают воображение и общение между сверстниками. Конструкторы помогают жить в стране фантазий, развивают способность к самовыражению. LEGO-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и поиграть с ней. Используя детали не одного, а двух, трех и более наборов LEGO, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, придумать новые сюжеты игры.
Множество игр с конструктором не ослабляет предлагаемые задания, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творчеством. Существуют различные по сложности наборы LEGO-конструкторов. В их состав входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий и даже роботов.
Из этого следует, что моделирование из LEGO-конструкторов позволяет решить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения. На основе создания общих построек коммуникативных навыков формируются умения в совместной деятельности выражать свои эмоции, проговаривать просьбы, давать советы, доброжелательно предлагать помощь, в вежливой форме отвечать на возникающие вопросы, объединяться в игре в пары, микро-группы, играть в коллективе сверстников.
Название КОП | Конструкторское бюро | |
Аннотация (кратко) | Выкладывая изображения, создавая продукт своей деятельности, ребенок учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка. | |
Образовательная область | «художественно-эстетическое развитие» | |
Возраст детей | Подготовительная группа | |
Цель | Создать условия для повышения уровня конструкторских способностей у детей подготовительной группы | |
Задачи |
| |
Материал, оборудование, инструменты | Презентации «Первый космонавт», «Космическое путешествие», «Планета Луна». Видеоролики Схемы – спецтехники, ракеты, космонавта. Картинки «Космодром», «Космические планеты». Чертежи «луноход» | |
Количество занятий, кратко деят-ть практики на каждом занятии. | №1 | «Путешествие на космодром». Цель: Закреплять конструктивные навыки детей. Игра-ребус, физминутка: «Мы будущие космонавты», конструирование, игра. (приложение №1) |
№2 | «Космический корабль». Цель: Развивать у детей интерес к конструктивно-модельной деятельности, стимулировать детское творчество. Беседа, презентация «конструкторское бюро», видеоролик, пальчиковая гимнастика, конструирование, игра. (Приложение №2) | |
№3 | «Луноход» Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – луноход, летающей тарелки. Беседа, презентация «Луна», пальчиковая игра, конструирование, игра (приложение №3) | |
Результаты | Дети научатся: - различать и называть детали конструктора; - конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме; - самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы; У детей сформируются: - морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности; - познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность; - качества самостоятельно договариваться друг с другом; - конструкторские навыки и умения; Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус. |
Литература:
Алан Бедфорд «Большая книга Лего». Изд. «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014г.
Лего-конструирование в детском саду / (Фешина Е.В.) // Цветкова Т.В. – Издательство Сфера, 2019. – 136 с.
Е.В.Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Т.Ц. « Сфера" 2012г.
О. А. Скоролупова «Покорение космоса» изд.«Скрипторий» Москва 2007г.
Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. «Детям о космосе».Т.Ц. «Сфера» 2011г.
Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе». Методическое пособие. Т.Ц. «Сфера» Москва 2010г.
Приложение №1
«Путешествие на космодром»
ЦЕЛЬ: Закреплять конструктивные навыки детей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие: - Формировать умение обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить его с имеющимся строительным материалом и возможностями его пространственного расположения.
Развивающие: - Развивать на конструктивном материале зрительное внимание, воображение, мышление, мелкую мускулатуру рук.
- Обогащать речь детей обобщающими понятиями: «космодром», и словами «космический корабль», «конструкторское бюро».
- Закреплять умение работать в коллективе, пользоваться общим набором деталей.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за нашу страну, первой покорившей космос.
Оборудование:
Картинки с изображением, ракеты, космонавтов, планет, звездного неба, земли, солнца, луны.
Наборы конструктора «LEGO»
ХОД: Ребята, я сегодня приготовила вам необычное задание, а задание ребус.
Предлагаю вам по небольшим фрагментам отгадать, что же изображено на доске. Вы будете называть номер карточки, я буду эту карточку убирать и так до тех пор, пока вы не догадаетесь, что там изображено.
Восп: Правильно, ребята это изображение Земли и луны.
- Какие планеты мы с вами еще знаем?
- Где планеты находятся? (в космосе)
Восп: Ребята, а кто знает, что такое космодром? (ответы детей)
Восп: Я думаю, что мы с вами достаточно знаем о космосе и можем сами с вами построить свой – космодром.
- Первая наша с вами станция называется «Конструкторское бюро (обозначение – синий кружок).
В конструкторском бюро работают инженеры-конструкторы, они разрабатывают различные модели транспорта, которые доставляют топливо, рабочих.
- Так как мы с вами находимся в конструкторском бюро, можем сами сконструировать свои индивидуальные модели транспорта.
Вторая станция «Заправочная станция» (обозначение – желтый кружок).
Здесь находятся и хранятся баки с топливом для заправки космических кораблей. Здесь работают люди, которые отвечают за заправку космического корабля.
Третья станция «Центр управления полета» (обозначение – красный кружок)
Здесь работают – инженеры. Их задача запустить ракету с космодрома и управлять полетом спутника или космического аппарата.
Восп:
1. Конструкторское бюро – строит транспорт, который привозит топливо, детали, рабочих.
2. Заправочная станция строит – заправку с топливными баками и различными складами.
3. Пункт управления строит - станцию управления для запуска ракеты в космос.
Восп: Пока вы думаете, кем будете работать, я предлагаю немного отдохнуть
Физминутка:
Мы будущие космонавты, начинаем тренировку, (ходьба на месте)
Чтобы сильным стать и ловким. (руки на лечи и в стороны)
Мы отправимся на марс, (рывки руками перед грудью)
Звезды в гости ждите нас, (рывки руками вверх-вниз)
Три, два, один….летим… (подняться на носки, руки вверх)
В невесомости плывем мы под самым потолком (имитация плаванья)
Восп: Ребята я предлагаю вам выбрать понравившуюся станцию, ту станцию где бы вам хотелось поработать, взять себе карточку со знаком станции и пройти за свои рабочие места.
(звучит сигнал …. дети при помощи «LEGO» конструктора выполняют задания, после звукового сигнала…. работа заканчивается)
Восп: Подходит к каждой станции и просит детей рассказать о том, что они построили (рассказы детей)
Восп: Ну, что все справились с заданием, молодцы!
Восп:
-Ребята мы сегодня с вами отлично поработали, а теперь расскажите, что вам понравилось и больше всего запомнилось в нашей с вами работе?
Восп: Ну, я надеюсь, что кто – то из вас обязательно станет космонавтом.
А сейчас вы можете поиграть!
Приложение №2
«Космический корабль».
Цель: Развивать у детей интерес к конструктивно-модельной деятельности, стимулировать детское творчество.
Задачи:
Обучающие: - Актуализировать знания детей о космосе, профессии инженера – конструктора. Расширять представления детей о космической технике., космонавтах.
Развивающие: - Развивать творческий потенциал, логику, воображение, творчески подходить к решению задачи. Продолжать формировать умение работать с деталями конструктора ЛЕГО. Упражнять в самостоятельном конструировании построек по схемам и по воображению.
Воспитательные: - Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны. Воспитывать любознательность, трудолюбие. Умение работать коллективно, договариваться, вести диалог в ходе работы. Воспитывать интерес к конструированию.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, конструктор ЛЕГО, иллюстрации космических кораблей.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята.
- А кто вспомнит, как зовут первого космонавта, который совершил полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин).
– Кто мне ответит, что такое космодром? (специально подготовленная территория с размещёнными на ней сооружениями и оборудованием для сборки, испытаний и запуска ракет – носителей с космическими аппаратами).
- Ребята, как вы думаете, кто и где стоят космические корабли? (ответы детей).
Демонстрируется презентация.
- В конструкторском бюро. Там работают инженеры-конструкторы, они разрабатывают различные модели космических кораблей и космических аппаратов для полёта на другие планеты нашей Солнечной системы. Сначала разработкой идеи занимается один конструктор, потом, если его разработка интересна, за неё принимается целое конструкторское бюро, потом изготавливается макет. Макет – это модель будущего корабля. И только потом к конструкторам присоединяются сборщики: монтажники, электрики, сварщики.
Инженеры-конструкторы очень умные, эрудированные люди. Они могут читать по схемам. Самым известным космическим конструктором в России был Сергей Павлович Королев - ученый, конструктор. Разработчик первого пилотируемого космического корабля. Именно на корабле «Восток», который спроектировал Королев, полетел в космос Юрий Гагарин.
Раздается звуковой сигнал.
- Что это за сигнал? (ответы детей)
Его включают при возникновении чрезвычайной ситуации. Этот сигнал транслируется через специальные извещатели, установленные во всех районах города и представляет собой звук однотональной сирены (сигнал «воздушной тревоги»). После этого по радио- и телевизионным каналам начинается трансляция заранее записанного сообщения о текущей ситуации, в случае необходимости даются указания о действиях, которые граждане должны предпринимать в текущий момент.
- Так что давайте посмотрим, что же случилось?
Демонстрация видео ролика.
- Ребята, как мы можем помочь жителям другой планеты? (ответы детей)
- Думаю, что мы уже достаточно знаем о космосе и сможем сами построить космический корабль и космонавта.
- Давайте разделимся на подгруппы и отправимся в конструкторское бюро и перевоплотимся в инженеров – конструкторов, приступим к сборке.
- Перед тяжелей работой предлагаю немного размяться.
Пальчиковая игра «Будем в космосе летать»
1,2,3,4,5 – дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца.
Будем в космосе летать – вращения кистью, сжатой в кулак.
1 – комета – дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого.
2 – планета, 3 – луноход, 4 – звездолет, 5 – Земля
До свидания друзья! – машут кистью
Повторяют с другой рукой.
- И так приступаем! Для этого у каждого из вас набор деталей «LEGO», из которого вы будете конструировать модель вашего космического корабля и космонавта.
Дети выполняют задание. Детям, затрудняющимся в постройке по собственному замыслу предлагаются схемы-помощники на выбор для того, чтобы опираясь на них, смогли построить собственную модель. Обязательно проговорить о том, что схемы - помощники.)
- Строительство закончено, наступил момент испытаний. Сажайте космонавтов в свои космические корабли.
-А теперь, я предлагаю вам запустить космические корабли в открытый космос.
-Все станции готовы, начинаем отсчёт «задом - наперёд»:
Все вместе. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 «Поехали»!
Восп:
- Всем ребята, спасибо за работу, наша ракета успешно взлетела.
Ваши корабли отвечают условиям, которые нужны для дальнего перелета.
- Можете поиграть.
Приложение №3
«Луноход»
Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание модели – луноход, летающая тарелка.
Задачи:
Обучающие: - Развивать мелкую моторику рук, элементы логического мышления, внимание, конструкторские навыки.
Развивающие: - Привить навыки работы с ЛЕГО конструктором, закреплять умение детей действовать по схематической модели, расширять словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к конструированию из ЛЕГО. Воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность, желание помогать друг другу, работая в подгруппе.
Материал и оборудование: конструктор LEGO, ноутбук, проектор, экран, презентация.
Подготовительная работа: чтение книг и энциклопедии о космосе, рассматривание картин и альбомов о космической технике.
Ход занятия:
Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте! С далекой планеты Луна нам пришло сообщение от персонажа мультфильма, которого вы все очень любите. А кто это вы должны отгадать с помощью загадки.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши. (Лунтик)
Ответы детей.
Педагог: Ребята, а как вы догадались, что это Лунтик? (подсказки в загадке: сиреневый, свалился с Луны). В сообщении Лунтик прислал нам еще и видеоролик о его планете. Давайте, посмотрим на экран.
(Просмотр презентации.)
Педагог: Вот такая интересная Родина у Лунтика. Ребята, что вы нового узнали о Луне. (спутник Земли, меньше чем Земля, нет воды и воздуха, вращается вокруг земли, фазы Луны)
Педагог: В сообщении Лунтик пишет о том, что на Луне сломался робот-луноход и летающая тарелка. И Лунтик просит вас создать и запустить нового робота. Мы поможем Лунтику? Ребята, а что такое робот-луноход?
Ответы детей.
Педагог: Робот-луноход – это транспортное средство, которое самостоятельно может передвигаться по поверхности Луны. Робот может исследовать интересные особенности поверхности и территорию.
-А что такое летающая тарелка?
Ответы детей.
Ребята, из чего можно построить робота и летающую тарелку? (Из блоков, кубиков, металла, конструктора).
Педагог: Работать с конструктором мы умеем. Перед серьёзной работой давайте сделаем разминку для пальцев.
Физкультминутка «Робот».
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (движение руками в сторону)
Два – суставы не скрипят, (движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (движение руками вниз)
И исправен и красив (опускают руки вдоль туловища.)
Дети собирают луноход, летающую тарелку.
Педагог: Молодцы! Мы с вами сегодня сделали большое, доброе дело – помогли Лунтику. Можете поиграть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организации совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми "Путешествие в космос"
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Путешествие в космос»...
Технологическая карта занятия по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте Тема: «Путешествие в космос».
Необходимо создавать условия, которые должны быть направлены на то, чтобы они вызвали у дошкольника потребность испытывать интерес к познавательной деятельности, стремиться к преодолению трудностей....
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в космос"
В процессе образовательной деятельности у детей сформируются первичные представления о космосе, о планетах солнечной системы. Дети научатся решать арифметические задачи, закрепят навыки сравнения чисе...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема «Путешествие в космос»
Тема «Путешествие в космос» Цель: формировать у детей познавательный интерес к планетам солнечной системы и космическому пространству....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «А» Тема: «Путешествие в космос » (образовательная область «Познание »)
Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми подготовительной группы «А» Тема: «Путешествие в космос »(образоват...
Технологическая карта образовательных практик «Путешествие в космос»
КОП LEGO - конструирование в подготовительной группе...
Технологическая карта образовательных практик "Путешествие в космос"
КОП LEGO - конструирование "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы...