Педагогический совет "Взаимодействие ДОУ и семьи"
материал
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_vzaimodeystvie_dou_i_semi_2017g.docx | 748.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет «Взаимодействие ДОУ и семьи»
Старший воспитатель: Евдокимова Анна Юрьевна
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Повестка дня:
- Выступление старшего воспитателя:
«Взаимодействие детского сада и семьи»
- Выступление воспитателей о взаимодействии с родителями в течении года «Формы работы с родителями.
- Итоги тематического контроля
- Подведение итогов.
- «Взаимодействие детского сада и семьи»
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями.
Установки ФГОС дошкольного образования:
- стремление к взаимодействию
- стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам
- стремление к открытости
- стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами
- усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу
- стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец».
В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каждый из участников процесса обучения и воспитания детей, например педагог, родитель, будет прав, но по-своему.
Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.
Педагоги – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.
Правила общения
В общении с рассерженными взрослыми необходимо:
- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;
- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану») ;
- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.) ;
- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п. ;
- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.
Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.
Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.
Профессиональная компетентность педагога
Портрет педагога
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое.
Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.
Примерный кодекс общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
«Психологическая зарядка»
Упражнения направлены на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
- Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».
- Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
- Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна».
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
2.Презентация форм работы с родителями
3.Итоги тематического контроля
4.Принятие решения педсовета
Профессиональная компетентность
педагога
Портрет педагога
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы
общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Примерный кодекс общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
«Психологическая зарядка»
Упражнения направлены на овладение приемами
релаксации и концентрации, способствующими
повышению энергетического потенциала.
1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым,
потом правым глазом повторить:
«Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
2.Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять:
«Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
3.Потирая ладонь о ладонь повторить:
«Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо,
повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна
самого лучшего».
4. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На
пути у меня нет преграды, все получиться, как надо».
5.Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить:
«Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я
помогу».
6.Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация
любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна».
7.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:
«Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
8.Сложив руки в замок, делая глубокий вдох:
«Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
Правила общения
В общении с рассерженными взрослыми необходимо:
- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт
существования раздражения, гнева : «Я вижу, вы рассержены»
и дать ему возможность высказаться;
- настойчиво обозначить границы, установить их:
«Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань,
оскорбления я не готова и не стану» ;
- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение,
в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые
помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить
сесть, выпить воды и др.) ;
- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время
вы так» и т. п. ;
- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на
следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении,
что отношения восстановлены или не пострадали.
Профессиональное поведение педагога есть отражение его
нравственной личности и профессиональной компетентности.
Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога,
усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.
Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия
педагога и его профессионального долголетия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Вместе дружная семья"
В проекте освещена важность роли семьи в жизни человека. сплочения детей и родителей....
Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"
Основная цель данного проекта - это вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес...
Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"
На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс....
Презентация педагогического проекта «Моя дружная семья»
Первые чувства зарождаются в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, ...
Педагогический проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"
Мини - проект направлен на сплоченние детского коллектива и семьи....
Педагогическое мероприятие «Оберег для семьи»
Россия – это родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю...
Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Мы все больше приходим к осознанию того, ч...