Педагогическое мероприятие «Оберег для семьи»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Россия – это родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
В данном педагогическом мероприятии мы знакомим детей с историей, традициями на Руси и приобщаем к обрядовой культуре. Учим работать руками, развиваем мелкую моторику рук и творческие способности. Это мероприятие необходимо для воспитания любви и уважения к народной культуре, эмоциональной отзывчивости и положительного настроя на данный вид деятельности. Успешность развития дошкольников при знакомстве с народным творчеством возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому я и начала приобщать детей к истокам русской народной культуры в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников. Таким образом, в ходе педагогического мероприятия были использованы следующие методы, формы, приемы: игровые моменты, беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов, игровые приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_meropriyatie_ayrapetyan_bb.doc | 767 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24»
350002, г. Краснодар
Ул. Березанская, 37
Педагогическое мероприятие
тема: «Оберег для семьи»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель: Айрапетян Белла Борисовна
Задачи:
Познавательные: Познакомить с изготовлением традиционной куклы. Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Развивающие задачи: через игрушку познакомить с историей, традициями на Руси и приобщать к обрядовой культуре. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народной культуре, эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
Методы и приемы: беседа с детьми, индивидуальное проектирование деятельности, познавательный диалог, практическая работа
Оборудование: интерактивное оборудование, презентационный материал, аудиозапись русской народной музыки. По количеству детей - ложка деревянная, немного синтепона, повязка-повойник, двойной лоскут на юбку по длине ручки ложки, два прямоугольника белого лоскута для рук по 10х15 см, косынка по диагонали 40-45 см, хлопчатобумажные нитки, фурнитура для украшения (тесьма, лента).
Интеграция: художественно-эстетическое развитие, познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое
Ход работы:
Аудиозапись№1
Под русскую народную музыку в зал заходят дети и присаживаются на стулья. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Вы любите играть в куклы?
Дети: - Да любим!
В.: - А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры?
В далекие времена, их придумали для защиты людей и их жилища от бед, и назвали куклы-обереги.
А вы знаете, что такое куклы-обереги и как они выглядят?
Д.: - Нет, не знаем.
В.: - Сейчас вы все узнаете. Но прежде я хочу вам сделать сюрприз (показывает корзину с цветными клубками). Эти клубочки не простые, а волшебные! Они нам помогут отправиться в путешествие, в далекое прошлое. Скажем все громко волшебные слова:
Катился клубок
Мимо огорода,
Мимо сада,
Мимо города.
Кто поймает,
Тот все узнает.
Воспитатель бросает по одному клубочку каждому ребенку.
В.: Молодцы! Ой, слышите ребята! Что это за звук? Он доносится из корзинки. ( Воспитатель смотрит в корзину и достает из нее клубок ниток)
Ребята, когда мы произнесли волшебные слова, один клубок ожил.
Клубок: - Здравствуйте ребята! Спасибо, что разбудили меня. А раз я проснулся, послушайте, что я вам поведаю:
Слайд № 1 (на экране сени в русской избе)
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них – шитье кукол – оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
В древние времена, придумали наши предки куклы.
Славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои « обязанности» и называли их куклы-берегини. Например:
Слайд № 2
Кукла «Купавка». На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Слайд № 3
Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.
Слайд № 4
С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье.
Слайд № 5
Куклы «День и Ночь» – куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют, вперед, светлую, а ночью – темную.
Слайд № 6
Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье, а, обретая черты лица, теряет свои магические и обережные свойства.
Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Куклы-обереги оставались в русской избе на всю жизнь. Таких кукол-оберегов на Руси было очень много. Их изготовлением занимались только женщины, создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например: на лад в семье).
Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань. Одеяние таких кукол было очень простым, незатейливым.
В.: - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу-берегиню, которая будет не только украшать ваш дом, но и приносить радостные вести, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?
Д.: - Да!
Клубок: - Вот и хорошо, вот и ладненько! А мои ниточки помогут ребятам в этой не легкой работе.
В.: - Но, для того чтобы у нас получились красивые куклы нам надо размять пальчики и сделать гимнастику.
Физкультминутка для пальцев рук:
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
В.: - Молодцы ребята! А сейчас мы приступим к работе.
Аудиозапись № 3 (Звучит народная музыка.)
Наполняем ложку синтепоном и завязываем повязкой-повойником.
Белый лоскут скатываем в трубочку и обозначаем ладонь красной ниткой.
Привязываем скатанный в трубочку лоскут ткани (руки) к ручке ложки ладошками вверх.
Юбку низом кверху перевязываем вокруг ручки ложки как можно выше.
Опускаем юбку, надеваем косынку, а при желании кружевом или лентой оформляем платье под сарафан. Кукла готова. Ребята, мы с вами сделали такую сложную работу и вы, наверное, устали! Предлагаю отдохнуть и сделать всем вместе релаксационные упражнения для мимики лица:
- Сморщить лоб, поднять брови (удивляюсь), расслабить.
- Нахмуриться (сержусь)- расслабить брови.
- Расширить глаза (страх, ужас)- расслабить веки (лень, хочется подремать).
- Расширить ноздри (вдыхаю) – выдохнуть, расслабиться.
- Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).
- Сузить глаза (китаец задумался) – расслабить .
- Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабить.
- Оскалить зубы ( африканская ярость)-расслабить щеки и рот.
- Оттягиваем вниз нижнюю губу (отвращение) и расслабить.
А теперь, когда вы сделали свои куклы, давайте придумаем им имена (дети придумывают и называют имена кукол). Большое спасибо вам ребята за внимание и за вашу работу. Желаю, что бы куклы, сделанные вашими руками, приносили вам удачу и хранили всю вашу семью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие в подготовительной группе «Оберег казачьей семьи».
Задачи:-познакомить детей с казачьими оберегами;-приобщить детей к истокам казачьего фольклора;-учить детей приемам декора при изготовлении оберега....
Детско-родительский мастер-класс по созданию куклы оберега, посвященный «Дню Семьи, Любви и Верности».
Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками и их родителями:Познакомить родителей и детей с народной обрядовой куклой и научить их ее изготовлению, тем самым создать условия создать усло...
«Сказка про репку и большую деревенскую семью» и моё увлечение- тряпичные куклы- обереги.
«Сказка про репку и большую деревенскую семью» Жила была в одной деревне большая и очень дружная семья. Самым главным в семье был отец- каждый ден...
"Оберег казачьей семьи"
Комплексное занятие в подготовительной группе«Оберег казачьей семьи»....
Мастер класс для педагогов " Кукла - оберег для дома и семьи"
Сегодня на нашем мастер-классе мы будем изготавливать «куклу-оберег для дома и семьи», которую вы будете использовать в ваших домах, в качестве подарка, на занятиях, а ваши дет...
Конспект интегрированного занятия Старшая группа (2) Тема: «Оберег казачьей семьи»
Цель: Формирование представлений о быте донских казаков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Продолжать знакомить детей с бытом и традициями донских казаков.-познакоми...
Мастер-класс для родителей и детей средней группы Тема: «Изготовление оберега для семьи «Божья Коровка»
Цель: вовлечение родителей и детей в совместную продуктивную деятельность, способствующей возникновению познавательной и творческой активности....