Консультация "Современные педагогические технологии"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

Классификация  образовательных технологий, внедрение их в педагогичнский процесс в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_2017g.docx417.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

Старший воспитатель: Евдокимова Анна Юрьевна

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

                     К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии;

-личностно-ориентированные технологии;

-технология портфолио дошкольника и воспитателя

-игровая технология

-технология «ТРИЗ»

-Технология проблемного обучения и др.

                                                        Здоровьесберегающие технологии

Цель  здоровьесберегающих технологий:  обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

                                  Классификация здоровьесберегающих технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала:мониторинг здоровья дошкольников, контроля за питанием и т.д);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье)

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,  проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия; технология музыкального воздействия; сказкотерапия;  психогимнастика; пальчиковая, артикуляционная, зрительная гимнастики, цветотерапия, фонетическая ритмика и др.)

                                                   Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Типы проектов:

  1. По доминирующему методу: 

Игровые:  «Игра-путешествие в подводное царство»; сюжетно-ролевая игра «Театр»;

 игра «Строим город будущего»;  «Путешествие в древний мир»; «Строим сказочный снежный городок».

Творческие: осенний (весенний, зимний) вернисаж;  музыкальная сказка (по выбору); настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);  «Веселая ярмарка»; создание фильмотеки рисованных диафильмов;  фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные:

– развитие естественно-научных представлений (проект «Наш дом – планета Земля», «Богатства Сибири», «Я и Вселенная», «Красная Книга» – создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц; «Путешествие в Царство Математики»;);

– развитие представлений о человеке в истории и культуре (проект «Мое Заполярье», «Город мой родной», конкурс «Моя родословная»);

– развитие экологической культуры (в рамках этого проекта организовывались экологические акции, которые являются одной из разновидностей проекта: «Елочка – зеленая иголочка», «Поможем птицам», «День Земли», «Огонь, почва и вода – наши верные друзья», «Чистый воздух нужен всем», Почему чихали деревья?», «Таинственный космос», «Сад – огород», «Моё любимое животное»);

– социально-эмоциональное развитие ребенка («Я – человек»; «Моя семья»).

Исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Информационные (информационно-практико-ориентированные): цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Приключенческие: структура данных проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Взрослый предлагает воспитанникам проблему. Дошкольники проектируют свои действия, ориентируясь на заданные условия, на игровую позицию. Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Игровые (приключенческие) проекты строятся по принципу развивающей интриги. На протяжении всего решения проблемы активность детей не ослабевает. Дошкольники прогнозируют, строят догадки, предположения до полного достижения поставленной цели.

Практико-ориентированные: данные проекты отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

2.По продолжительности проекты бывают  краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня),  среднесрочный (2-3 занятия),  долгосрочные (от 1 недели до 3 месяцев).

3.По количеству участников: 

 Индивидуальный; парный; групповой; фронтальный.

4.По приоритетному виду деятельности:

Игровые – детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

Экскурсионные - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

Повествовательные , при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

Конструктивные , нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

                                         Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

 Состояние и превращение вещества.

 Движение воздуха, воды.

 Свойства почвы и минералов.

 Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

 Виды растений.

 Виды животных.

 Виды строительных сооружений.

 Виды транспорта.

 Виды профессий.

3. Путешествие по карте

 Стороны света.

 Рельефы местности.

 Природные ландшафты и их обитатели.

 Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени»

 Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

 История жилища и благоустройства.

                                          Информационно-коммуникационные технологии

Требования к компьютерным программам ДОУ:

 Исследовательский характер

 Легкость для самостоятельных занятий детей

 Развитие широкого спектра навыков и представлений

 Возрастное соответствие

 Занимательность.

Классификация программ:

 Развитие воображения, мышления, памяти

 Говорящие словари иностранных языков

 Простейшие графические редакторы

 Игры-путешествия

 Обучение чтению, математике

 Использование мультимедийных презентаций

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

                                                                    Игровая технология

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

 -группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

                                                                 Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ  – теория решения изобретательских задач – технология Генриха Сауловича Альтшуллера. 

Цель технологии ТРИЗ – развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Главное – не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

К методам и приемам технологии ТРИЗ относятся:

– метод фокальных объектов;

– «поиск»;

– «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте;

– решение сказочных задач и придумывание новых сказок;

– «метод маленьких человечков» и др.

                                                     Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и  детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебно-познавательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности детей.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Адаптированные для дошкольников технологии развивающего обучения:

-технология Эльконина – Давыдова

-технология Л.В.Занкова

-технология обучающей системы «школа – 2000…»

Для семинара подготовить: «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании»

1.Здоровьесберегающие технологии – В.В.Быстролетова

2.Технологии проектной деятельности – М.В.Шелковникова

4.Игровые технологии – Н.В.Ларионова

7.Технология проблемного обучения. – А.И.Михайлова

5.Технология ТРИЗ – А.А.Молчанова

3.Информационно-комуникационные технологии – О.А.Кузнецова

6.Технология исследовательской деятельности – Н.Л.Миронова

http://poznayka.org/baza1/200318805057.files/image006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

"Физкультура вдвоем" (сборник «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» VI Международной научно- практической конференции)

В содержание физкультурного занятия «Физкультура вдвоем» построенного на основе игровых упражнений, включаются: двигательные задания для детей и родителей, медитации, релаксации, дыхательн...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...