"Технология развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Киселева Ольга Александровна

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов.

Такая деятельность является для ребенка:

- естественным способом освоения окружающего мира;

- понимания своего места в нем, открытие себя;

- способом развития мышления, восприятия, моторики;

- развивает ребенка эмоционально и творчески.

В своей работе с детьми я использую инновационную программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки».

Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

В основе программы лежит триединая составляющая:

1. Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход.

 2. Преемственность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации и художественному труду.

3. Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебными, наглядно- методическими и практическими.

 Основные задачи программы:

 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно эстетического опыта: распредмечивание и опредмечивание объектов с помощью воображения и эмпатии.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

. Создание условий для много аспектной и увлекательной активности детей в художественно- эстетическом освоении окружающего мира.

 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Яконцепции-творца».

 Актуальность:

Программа «Цветные ладошки» опирается на общепедагогические и специфические дидактические принципы.

Среди общепедагогических принципов выделим:

 - принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

 - принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и корректировка программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; - принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение программы с опорой интересы отдельных детей и детского сообщества.

Специфические принципы, обусловлены особенностями художественно-эстетической деятельности:

 - принцип эстетизации предметно - развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

 - принцип интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

 - принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, созидающего);

 - принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства- основы для развития образных представлений;

- принцип естественной радости.

Ожидаемый результат:

На занятиях по программе «Цветные ладошки» дети узнают много об окружающем мире, так как они проходят в определенной теме. Например «подводный мир», «космос», «времена года» и т. д. Знакомятся с народно-прикладным искусством. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы и средства. Например, рисовать красками, использовать пластилин и тесто, элементы аппликации. Учатся рисовать кистью, палочкой, губкой, пальчиками, ладошкой, печатками. Очень интересно И. А. Лыкова предлагает использовать в работе разные дополнительные материалы: скорлупки орехов, стружку, листья, ракушки, разные крупы, зубочистки, трубочки для коктейля, бисер, паетки и т. д. Мне и детям очень нравятся занятия, проводимые по программе «Цветные ладошки». Отличительной особенностью этой программы от других, является интеграция видов деятельности. Считаю, что именно она эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дают более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Список используемой литературы:

1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду – М.: изд. «Цветной мир»,2010

2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду Школа дизайна – М.: изд. «Цветной мир»,2011Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

3. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», М, Сфера, 2007 г.

5. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2008 г.

6. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 1982 г.

7. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 17

Технология развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

                                                    Подготовила:

                                                                          Киселева Ольга Александровна

 У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов.

Такая деятельность является для ребенка:

- естественным способом освоения окружающего мира;

- понимания своего места в нем, открытие себя;

- способом развития мышления, восприятия, моторики;

- развивает ребенка эмоционально и творчески.

В своей работе с детьми я использую инновационную программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки».

Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

В основе программы лежит триединая составляющая:

1. Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход.

 2. Преемственность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации и художественному труду.

3. Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебными, наглядно- методическими и практическими.

 Основные задачи программы:

 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно эстетического опыта: распредмечивание и опредмечивание объектов с помощью воображения и эмпатии.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

. Создание условий для много аспектной и увлекательной активности детей в художественно- эстетическом освоении окружающего мира.

 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Яконцепции-творца».

 Актуальность:

Программа «Цветные ладошки» опирается на общепедагогические и специфические дидактические принципы.

Среди общепедагогических принципов выделим:

 - принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

 - принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и корректировка программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; - принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение программы с опорой интересы отдельных детей и детского сообщества.

Специфические принципы, обусловлены особенностями художественно-эстетической деятельности:

 - принцип эстетизации предметно - развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

 - принцип интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

 - принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, созидающего);

 - принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства- основы для развития образных представлений;

- принцип естественной радости.

Ожидаемый результат:

На занятиях по программе «Цветные ладошки» дети узнают много об окружающем мире, так как они проходят в определенной теме. Например «подводный мир», «космос», «времена года» и т. д. Знакомятся с народно-прикладным искусством. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы и средства. Например, рисовать красками, использовать пластилин и тесто, элементы аппликации. Учатся рисовать кистью, палочкой, губкой, пальчиками, ладошкой, печатками. Очень интересно И. А. Лыкова предлагает использовать в работе разные дополнительные материалы: скорлупки орехов, стружку, листья, ракушки, разные крупы, зубочистки, трубочки для коктейля, бисер, паетки и т. д. Мне и детям очень нравятся занятия, проводимые по программе «Цветные ладошки». Отличительной особенностью этой программы от других, является интеграция видов деятельности. Считаю, что именно она эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дают более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Список используемой литературы:

1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду – М.: изд. «Цветной мир»,2010

2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду Школа дизайна – М.: изд. «Цветной мир»,2011Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

3. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», М, Сфера, 2007 г.

5. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2008 г.

6. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 1982 г.

7. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.

Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....

Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ...

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, ФОТОГРАФИИ С УТРЕННИКОВ, СКАЗОЧНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК, ГДЕ АРТИСТЫ - ДЕТИ....

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...