Технология развития поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.
1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.
2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.
Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.
3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование) Цели исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить, цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.
4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)
5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
6 шаг – Составление предварительного плана исследования.Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том,, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….
7 шаг – Провести эксперимент (опыт, наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.
В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:
1. Видеть проблемы
2. Выдвигать гипотезы, строить предложения
3. Задавать вопросы
4.Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.
5. Классифицировать
6. Наблюдать
7. Делать выводы и умозаключения.
Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое.
Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_doshkolnom_vozraste.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.
1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.
2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.
Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.
3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование) Цели исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить, цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.
4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)
5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
6 шаг – Составление предварительного плана исследования.Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том,, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….
7 шаг – Провести эксперимент (опыт, наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.
В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:
1. Видеть проблемы
2. Выдвигать гипотезы, строить предложения
3. Задавать вопросы
4.Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.
5. Классифицировать
6. Наблюдать
7. Делать выводы и умозаключения.
Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое.
Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных игровых технологий как эффективное средство для формирования позитивных межличностных отношений, развития познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста
Материал проведенного семинара-практикума для воспитателей...
Поисково - исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста " Чудо - апельсин"
Поисково - исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста " Чудо - апельсин"...
Технология развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.( И. А.Лыкова.)
В основе программы лежит триединая составляющая: 1. Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход. 2. Преемственн...
Технология развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.( И. А.Лыкова.)
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности ре...
"Технология развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творче...
Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»
laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, развивающим фантазию (А.В.Кенеман) Игра – любимый вид деятельности дошкольн...