Школа молодого педагога "Самообразование"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Войтова Ирина Михайловна

Консультация для педагогов

Самообразование педагога в ДОУ

 

 

Самообразование воспитателя дошкольного учреждения – многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах.

 

 

                                                      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_molodyh_pedagogov_samoobrazovanie.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Самообразование педагога в ДОУ

Самообразование воспитателя дошкольного учреждения – многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах.

Выделим основные из них:

  • Работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
  • Проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»);
  • Освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
  • Личностное самосовершенствование.

Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определенной документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непрерывной образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и т.д.

Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это  помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести ее в стройную систему. В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Так делаются заметки о проведенных мероприятиях:

  • С воспитанниками (например, образовательная деятельность);
  • С родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультаций);
  • С педагогами (доклад на педсовете и т.п.);
  • О других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочел определенную книгу по теме, приобрел наглядное пособие, посетил мероприятие).

Кроме годового плана, есть также перспективный план по самообразованию, где тезисно расписывается работа по определенной теме на несколько лет вперед.

Необходимо отметить, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т.д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

Требования к оформлению документации по самообразованию

Документацию по самообразованию необходимо оформить в папку-скоросшиватель, определив следующие разделы:

№/№

Содержание

1

Титульный лист.

На титульном листе должно быть (приложение 1.):

- Полное наименование дошкольного учреждения. Должно соответствовать уставу

-  Заголовок (например,

План по самообразованию Ивановой Анны Иванновны, воспитателя первой квалификационной категории)

Тема: Развитие творческих способностей детей через различные формы изобразительной деятельности

- Место разработки: Калининград, 2021(внизу страницы посередине)

2

Содержание

3

Далее указываются:

Тема

Актуальность  (почему данную проблему нужно изучать в настоящее время, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся)

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать реальные особенности.

Цель работы (это то, что необходимо получить или показать в результате работы).

Задачи работы (пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?)

Ожидаемые результаты.

4

План работы (составляется на учебный год – Приложение № 2)

5

Практический выход темы (представление материала)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

Провести открытое занятие (коллективный просмотр…);

Подготовить (участвовать/провести семинар);

Провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;

Оформить папку-передвижку;

Составить сборник консультаций для родителей;

Составить отчет о проделанной работе за учебный год.

6

Список литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство – для каждого пункта в списке.

7

Отчет о работе за год

  1. Этапы по самообразованию

  1. Информативно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

  • Включает в себя:
  • Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
  • Изучение периодической печати.
  • Посещение библиотек.
  • Знакомство с работами других педагогов.
  • Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

  1. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

  • Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
  • Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
  • Разработка конспектов занятий.
  • Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
  • Подготовить консультации по теме.
  • Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составлению календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.
  • Разработать проект.
  • Разработать опросники для диагностирования обучающихся.
  • Создать фотоальбом или презентацию по проблеме, над которой работает педагог.
  • Создать собственные методические пособия, атрибуты.

  1. Итоговый отчет.

Формы отчета:

  • Презентация проекта
  • Выступление на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и
  • Мастер-классы.
  • Участие в педагогических конкурсах .
  • Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.
  • Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).
  • Неделя педагогического мастерства.
  • Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
  • Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

  1. Выбор темы самообразования воспитателя детского сада

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески работающих педагогов:         

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов после курсов переподготовки воспитателей:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности;

Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть направлена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию – органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

  • Какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
  • Вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
  • Углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога. Кроме того, тему нужно выбирать с учетом возрастных особенностей группы воспитанников, с которыми работает педагог.

Например, для воспитателя будут актуальны следующие темы (примеры):

Группа раннего возраста и младшая группа:

  • Внедрение интерактивных методов в воспитательной работе в детском саду;
  • Инновационные методики раннего развития;
  • Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения;
  • Экологическое воспитание детей трех-четырех лет;
  • Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте;
  • Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста;
  • Природа - средство воспитания младших дошкольников;
  • Нетрадиционные техники в работе с младшими дошкольниками;
  • Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания;
  • Развитие в младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, время суток);
  • Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.

Средняя группа:

  • Театрализованная деятельность;
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников;
  • Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ;
  • Развитие речи – эффективное средство познания окружающего мира;
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях;
  • Воспитание любознательности (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности);
  • Развитие познавательной активности средствами математики;
  • Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

Старшая группа:

  • Развитие связной речи воспитанников старшей группы;
  • Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента;
  • Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе;
  • Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста;
  • Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы;
  • Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения;
  • Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы;
  • Приемы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе;
  • Обучение воспитанников старшей группы перескажу художественных произведений.

Подготовительная группа:

  • Процесс обучения грамоте в подготовительной группе;
  • Развитие экологической культуры старших дошкольников;
  • Основы нравственного воспитания;
  • Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком;
  • Правовое воспитание воспитанников;
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками;
  • Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников;
  • Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоемов;
  • Формирование у воспитанников представлений о космосе;
  • Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками;
  • Преемственность детского сада и школы;
  • Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

Сформулировать тему самообразования педагогу поможет опорная таблица (Приложение № 3)

  1. Представление результатов и их применение на практике.

Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования,  заключается в их использовании на практике (практический выход). Это  мастер-классы для других специалистов, открыты просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

Анализ процесса самообразования можно выстроить по следующему алгоритму:

Указать тему самообразования;

Какие цели и задачи были поставлены;

Как план самообразования сочетался с задачами ДОУ;

Реализован ли план по самообразованию. В какой степени?

Какая литература была изучена: психологическая, педагогическая, научная и т.д.;

Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования;

Была ли проведена исследовательская работа (если планировалась);

Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.);

Практические результаты деятельности по самообразованию;

Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

Постановка новых задач.

Заключение.

Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей,  предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к отчетам.

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить свои знания, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать  и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. В результате такой целенаправленной деятельности растет педагогическое мастерство  и появляется дополнительный стимул к работе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"

в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...

Методическая разработка открытого мероприятия для молодых специалистов "Школа молодого бойца"

Конспект открытого занятия совместно с папами в средней группе для молодых специалистов "Школа молодого бойца"...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...